Вопрос будущего развития средств огневого поражения очень интересен.
Давайте посмотрим на характер целей арты и РСЗО.
Очень большой расход снарядов со времен Первой мировой требовался на поражение полевой фортификации, когда участок местности с траншеями и блиндажами требовалось превратить в лунный пейзаж, добиваясь прямых попаданий в фортсооружения. Сейчас можно подвесить над целью БПЛА, и корректируемые по радио или лазерным зайчиком снаряды укладывать буквально внутрь траншей. Взводный опорный пункт - это 300-500 метров траншей на площади 10-12 гектар . С учетом противоосколочных изгибов траншей на точечное их поражение может понадобиться 30-50 управляемых боеприпасов. Или, по 110 неуправляемых снаряд на гектар - порядка 1300 ОФС. То есть по 26-33 ОФС вместо одного управляемого боеприпаса.
По суммарной цене ОФС все же остаются несколько дешевле (насколько я помню, шестидюймовый ОФС стоит порядка сотен долларов), но при этом доставка на фронт штабеля ОФС для логистики сложнее - а чтобы их выпустить, нужно привлекать гораздо больше САУ, рискуя их расчетами в контрбатарейной борьбе.
Нужно еще учитывать, что управляемые боеприпасы могут сохранять высокую точность на огромной дальности (в том числе при оснащении их ракетными ускорителями), что дает существенное оперативно-тактическое преимущество.
Но бывают ситуации с целями типа подземных галерей, или (более часто) городской застройки (где огневой точкой может стать почти любое окно любого дома) - когда огневые точки и коммуникации противника крайне затруднительно полностью вскрыть разведкой до боя, и придется все же обрабатывать местность по квадратам.
По мобильным целям, особенно бронированным (а сейчас и военные грузовики и джипы все чаще получают противоосколочную броню) - наиболее эффективны управляемые боеприпасы.
Мне видится наиболее эффективным и выгодным такое решение: в качестве наиболее массового огневого средства использовать крупнокалиберную дальнобойную РСЗО (калибр 300 мм или более), у которой все ракеты управляемые и на любой дальности прилетают в район цели с высокой точностью. Кроме того, наличие аэродинамических рулей позволит уменьшить мертвую зону минимальной дальности стрельбы РСЗО - еще эффективнее тормозных колец, выполняющих на неуправляемых РС функцию воздушных тормозов. Можно еще применять РДТТ с несколькими зарядами (разделенными диафрагмами) с их последовательным воспламенением - и воспламенять их либо все (для полета на максимальную дальность), либо не все.
БЧ - моноблочные (против прочных целей типа долговременной фортификации, подземных сооружений, крупных объектов типа многоэтажных зданий, мостов, кораблей) и кассетные (применяемые чаще моноблочных). Кассетные БЧ могут быть снаряжены неуправляемыми элементами в массогабаритах 152-мм снарядов, или более мелкими - для поражения площадных целей. При массе БЧ в несколько центнеров стоимость системы управления будет разбиваться на несколько десятков кассетных элементов. Причем они могут доставляться с достаточно высокой точностью, определяемой разлетом суббоеприпасов при раскрытии БЧ, даже на дальность более 100 км. Площадь разлета кассетных элементов можно регулировать, меняя момент раскрытия кассеты - на различной дистанции до цели, вплоть по попадания в цель без раскрытия и подрыва всех кассетных элементов в одной точке (если срочно понадобится один большой врыв, а ракет с моноблочными БЧ под рукой не будет).
А для точечного поражения целей (в том числе мобильных) в кассетной БЧ будут управляемые суббоеприпасы различных типов.
Думается, такая система будет обладать широкой универсальностью, при приемлемой цене поражения целей различных типов.
Кроме того, на случай необходимости точечного поражения единичных целей (для которых целая кассета управляемых суббоеприпасов в большой ракете избыточна) - можно использовать мультикалиберность РСЗО. Причем мультикалиберность может быть реализована даже в одном ТПК - вместо 12 ракет по 300-400 мм в ТПК может быть 10 крупнокалиберных ракет, и еще 8 калибра 120-150 мм.
Отредактировано Шестопер (2021-09-17 14:12:32)