Из статьи "Некоторые выводы по итогам Второй Карабахской войны"Ссылка
6. Основное преимущество «Байрактаров» и подобных дронов над системами ПВО – это дистанция оптической разведки, которая намного превосходит дальнобойность ЗРК малой («Оса», «Панцирь», «Тор») и даже средней («Бук») дальности, и обеспечивается американо-канадской оптоэлектронной станцией CMX-15D. Хорошей иллюстрацией её возможностей служит видео АзМО от 30 сентября.
Дистанция между точками на земной поверхности у верхнего и у нижнего края кадра – около 15 км. Вид с северо-востока на юго-запад. Вдали долина речки Чайлаг, старое азербайджанское село Минбашылы и новое армянское Араджамуг; в левом нижнем краю кадра видно село Куйджак. Наблюдаемая цель находится у села Тулус. Сам дрон при этом летит намного дальше – возле селений Ашагы Кюрдмахмудлу и Гайидиш, в глубоком азербайджанском тылу. Дистанция до линии фронта более 20 км, т.е. дрон летал в полной безопасности. Дистанция до наблюдаемой цели – около 53 км, до верхнего края кадра – около 58 км.
На такой дистанции дрон не может самостоятельно уничтожить цель или дать целеуказание лазером, но зато может наблюдать десятки квадратных километров вражеского тыла и засекать работу артиллерии, пуски ракет РСЗО и ПВО и передавать их координаты для поражения другими системами вооружений. В случае с ЗРК он может следить за ним до возникновения удобной ситуации (передислокация, исчерпание боезапаса ЗРК и проч.), наводить «Spike-NLOS», «Хароп» или артиллерию, а при удобном случае – сблизиться и атаковать самостоятельно.
В данном случае «Байрактар», видимо, не участвовал в уничтожении целей, а лишь наблюдал их поражение другим оружием. При этом от целей до линии фронта на тот момент около 17 км. Между поражениями двух целей прошло примерно 90 секунд.
Какие именно цели были поражены, стало ясно из ролика АзМО, выложенного 1 октября. Это 2 ЗРК «Оса».
Съёмка ведётся с другого «Байрактара», летящего восточнее в южном направлении на достаточно большой дистанции (поскольку камера уже теряет восприятие цвета), но не более 15 км, так как дальше уже начинается территория Ирана. Возможно также, что в операции участвовали 2 «Байрактара», которые оба летели примерно в одном направлении (один летел дальше, так как качество изображения заметно отличается), при этом каждый следил за своей целью. Трудно сказать, поразил ли «Байрактар» цели своим оружием или только обеспечивал целеуказание чужим ракетам – размеры снарядов, насколько можно судить, примерно соответствуют штатным для «Байрактара» MAM-L, но подлетают к целям они с севера, а не с востока. При этом ЗРК не видит дрон, либо забит помехами, либо отвлечён на другую цель (возможно, Ан-2). Всё это показывает, насколько системно и последовательно азербайджанцы подходили к задаче подавления даже устаревшего ПВО.