Ветеран КГБ: «Если Россия влезет в карабахский конфликт, только мальчишек зазря положим»
Депутатская идея с «размыканием воздушной блокады» Нагорного Карабаха чревата бомбардировкой Грузии
«СП» попросила экспертов оценить озвученные Константином Затулиным сценарии дальнейшего развития военного конфликта в Нагорном Карабахе с участием России.
— Я затрудняюсь даже предположить, что имел в виду Константин Затулин, говоря о размыкании воздушной блокады, — поделился своими соображениями с изданием экс-руководитель антитеррористического подразделения КГБ СССР и ФСБ РФ, полковник в отставке Владимир Луценко, принимавший непосредственное участие в нагорно-карабахском военном конфликте накануне распада СССР. — Может быть, у него и имеются на этот счет какие-то выкладки из нашего Генштаба, но я не представляю, что там можно сделать. Разбомбить Грузию, чтобы она не блокировала полеты? Разбомбить Иран, разбомбить Турцию? Разбомбить сам Азербайджан? Так или иначе, это звучит просто фантастически. Возможно, его как-то не так поняли, потому что обычно он говорит весьма трезво и взвешенно.
«СП»: — Затулин считает, что Грузии нужно просто внятно объяснить — решение направить российские силы и средства в Армению через ее воздушное пространство вынужденное, потому что в противном случае боевики расползутся по всему Кавказу и от этого пострадает, в том числе и сама Грузия.
— Давайте сначала разберемся — а Грузии вообще-то можно хоть что-нибудь объяснить? Тем более в этой ситуации? Неужели кто-то все еще питает столь наивную надежду? Что касается аргумента с расползанием боевиков по Кавказу — боже мой, какие боевики, о чем тут вообще разговор? Что это за диванные рассуждения?
Там исторический конфликт, накрепко столкнулись два народа. Когда я сидел в Степанакерте, мне звонили из Москвы, спрашивали, какие еще воинские подразделения и силы нужны. Я еще тогда говорил — ребята, здесь не военные нужны, здесь нужны врачи — психологи, психиатры. Люди же просто были доведены до невообразимого отчаяния всем этим комом лжи, недоверия, злости. В этом конфликте никто ничего не способен сделать со стороны, пока до местных элит само, как говорится, не дойдет.
«СП»: — Выходит, России не нужно встревать в этот конфликт никаким образом?
— Возможно, я чего-то не понимаю, пусть тогда люди вроде Константина Затулина меня поправят и просветят, но, на мой взгляд, самое глупое, что только может сделать сейчас Россия, так это непосредственно влезть в конфликт в Нагорном-Карабахе. Мы уже однажды испили эту горькую чашу. Еще накануне развала Союза наш военный контингент в районе Нагорного Карабаха насчитывал почти 30 тысяч человек. Больше было только в Афганистане. Наши ребята сидели в окопах под Степанакертом, просто пытаясь разделить воюющие стороны, но это ни к чему не привело. Недоверие, злость и ненависть нарастали, как снежный ком, потому что главными детонаторами конфликта являлись в равной степени элиты как Армении, так и Азербайджана. Каждая сторона считала, что мы, обманывая ее, поддерживаем противника, поэтому в нас и оттуда, и оттуда летели не только плевки и камни, но и гранаты.
Вот сейчас военные корреспонденты наши возвращаются из Нагорного Карабаха через Ереван и констатируют — чем дальше от театра военных действий и ближе к мягким диванам, тем сильнее в людях патриотизм и злость. Так что, если мы еще раз туда влезем, никто нам спасибо не скажет, только громадные ресурсы потратим и мальчишек вновь зазря положим. И ради чего? Там ведь идет настоящая война, не шутки.
Это вам не националисты-бендеровцы, пытавшиеся с наскоку пролезть на Донбасс, там все гораздо круче. Последние 30 лет люди там только и делали, что точили ножи друг на друга.
«СП»: — Но разве не надо нам, так сказать, держать геополитическое лицо? Глядишь, под шумок Турция действительно восстановит Османскую империю, как утверждают некоторые военные обозреватели, комментируя готовность президента Эрдогана всемерно поддерживать устремления Азербайджана.
— Мы уже два раза вводили войска в Ереван, дважды — в Баку, трижды — в Степанакерт. Устанавливали комендантские часы, мальчики со щитами патрулировали улицы. И что? Местное население продолжало делать то, что считало нужным. Я уверен — если Россия влезет в конфликт в Нагорном Карабахе, с геополитической точки зрения она потерпит моментальное поражение, это будет трагедия.
Во-первых, Турция ничего не восстановит путем таких конфликтов, никакую империю, пупок у нее развяжется от натуги. Да и потом, Азербайджан с Россией связывают гораздо более крепкие исторические корни, чем с Турцией. То же самое и с Арменией. Наши отцы и деды вместе лежали в окопах под Москвой, потом дошли до Берлина. Какие турки, о чем тут говорить!
Тут вообще никто не выиграет, что бы ни произошло. Чисто теоретически предположим, что Азербайджан отвоевал все свои районы, задушил голодом Карабах и выгнал оттуда всех армян. Прежде всего, этого не простит ему весь цивилизованный мир, а, кроме того, он наживает вековые проблемы, война же все равно не прекратится.
Тяжелые проблемы ждут и Армению. Я вообще, честно говоря, не понимаю даже, на какие такие деньги она сейчас воюет, ведь это же бедная страна, потому что избавилась в свое время ото всей шикарной советской промышленности. И если ей удастся сохранить статус-кво, на какие средства она будет содержать беженцев из Карабаха? Их же там порядка полумиллиона, а в Армении своего населения осталось два миллиона из пяти. Она же попросту надорвется.
«СП»: — Какой же здесь выход?
— Выход, по моему мнению, здесь только один — взявшись за ум, подавить всю накопившуюся ненависть и договариваться. Вспомните, в начале XX века в Баку возникла серьезная распря между армянами и азербайджанцами. Дошло до того, что они обратились к царю за военной помощью. Тот прислала два вагона с оружием. И только когда конфликтующие стороны вдоволь настрелялись друг в друга, они поняли, что нужно договариваться, иначе они окажутся по колено в крови, но конфликт не разрешится.
Ссылка