Глубокое падение производства, инвестиций и внешней торговли является результатом структурного кризиса мировой экономики, в котором пандемия COVID-19 играет роль дымовой завесы. Происходит разрушение старой однополярной глобальной экономики, основанной на гегемонии США и американского доллара как всемирной валюты, и становление нового мирохозяйственного уклада, ядро которого формируется в Китае на основе конвергентной планово-рыночной экономики. Навязываемая западным капиталом либеральная глобализация уже не воспринимается суверенными правительствами как условие успешного экономического развития. Деградация экономики России и других постсоветских государств стала следствием выполнения рекомендаций "экономических убийц" из МВФ.
В прошлый раз, в середине XX века, переход к новому укладу сопровождался мировой войной, унесшей жизни 70 миллионов человек. В наше время сценарий "горячей" войны запрещён уничтожением всего живого ядерным оружием. Вместо неё американская властно-финансовая элита для удержания своего глобального доминирования прибегает к новому типу мировой войны - "гибридному". Именно так следует оценивать торговую войну США против КНР, санкции Запада против России, а также череду "цветных" революций, госпереворотов и военных интервенций на постсоветском пространстве, Ближнем и Среднем Востоке.
Пандемия коронавируса выглядит как элемент этой гибридной войны: США обвиняют Китай и объявляют об экономическом ущербе в 9 триллионов долларов. Это шаг к решающей фазе мировой войны, в которой гигантский долг денежных властей США будет списан за счёт Китая и других неугодных им кредиторов. Трамп стремится в глазах простых американцев переложить на "уханьскую чуму" самый тяжёлый со времён Великой депрессии экономический кризис. Увеличение безработицы до 20%, падение благосостояния американцев и повышение государственного долга США до 25 триллионов долларов контрастируют с ростом богатства связанной с ФРС финансовой олигархии. Активы неплатёжеспособных заёмщиков переходят через залоги аффилированным с нею банкам и инвестиционным фондам, которые встретили этот кризис с рекордными 1,4 триллиона долларов ликвидности.
Глобалистская финансовая олигархия ФРС готовится осуществить грандиозное перераспределение собственности в свою пользу. За два месяца пандемии состояние 25 богатейших участников списка Forbes выросло на 255 миллиардов долларов. Захвату ключевых национальных компаний и целых отраслей по всему миру создан режим наибольшего благоприятствования.
Вашингтонскими финансовыми организациями (МВФ и Всемирный банк) большинству правительств и центральных банков постсоциалистических стран, включая Россию, навязана неоколониальная денежная политика, предусматривающая свободное трансграничное перемещение капитала, уничтожение внутреннего кредита посредством завышения ставки процента и свободный допуск международных финансовых спекулянтов к манипулированию национальными валютными и фондовыми рынками.
Она камуфлируется термином "таргетирование инфляции". В реальности её следствием становится прекращение инвестиций, технологическое отставание и снижение конкурентоспособности экономики, которое с лагом около 5 лет неизбежно приводит к девальвации национальной валюты и следующей инфляционной волне, что мы и наблюдаем в настоящее время у нас. Ущерб России от проведения этой политики, начиная с 2014 года, оценивается в 27 триллионов рублей "недопроизведённого" ВВП и 15 триллионов рублей неосуществлённых инвестиций, её следствием является снижение реальных доходов населения на протяжении шести лет подряд.
Следуя на поводу у вашингтонских финансовых организаций, российские денежные власти направляют экономику страны в воронку мирового кризиса. При попустительстве Банка России международные спекулянты манипулируют валютно-финансовым рынком, присваивая значительную часть обесценивающегося национального дохода, которую они вывозят за рубеж, и подрывают макроэкономическую стабильность. Вслед за крахом американского фондового рынка сдувается капитализация российской экономики, финансовый рынок которой колонизирован международными спекулянтами. Девальвация рубля, лавина банкротств предприятий и обесценение их акций создают условия для поглощения российской экономики иностранным капиталом.
Необходимы решительные меры по защите российской экономики от разрушительного влияния "цунами" мирового кризиса и созданию условий для устойчивого опережающего роста. Необходимо восстановить суверенитет национальной денежной системы и внутренние механизмы кредитования расширенного воспроизводства экономики. Перейти к реализации стратегии модернизации и опережающего развития российской экономики на передовой технологической основе. Развернуть механизмы государственно-частного партнёрства с целью вовлечения бизнеса в реализацию совместно разрабатываемых стратегических планов развития экономики на основе целевого льготного кредитования инвестиционных контрактов, соглашений о защите капиталовложений, венчурного финансирования инновационных проектов. Необходимо на порядок увеличить масштабы использования этих и других предусмотренных действующим законодательством институтов развития.
Это позволит России избежать роли жертвы нынешнего кризиса и обернуть его в свою пользу - войти в ядро нового мирохозяйственного уклада и оседлать новую длинную волну технико-экономического развития.
Реализация стратегии опережающего развития должна включать: модернизацию экономики на основе нового технологического уклада, импортозамещение в сферах с передовым технологическим уровнем, увеличение степени переработки сырьевых товаров, активизацию имеющегося научно-технического потенциала и всемерное стимулирование инновационной активности. Для этого требуется предпринять следующие меры.
1. Остановить вывоз капитала
1.1. Закрытие биржевого "эльдорадо" для спекулянтов путём запрета кредитования валютных спекуляций Банком России и неуклонной декриминализации других сфер финансового регулирования, включая пресечение манипулирования рынком со стороны валютных спекулянтов и прекращение банковского рейдерства.
1.2. Применение Банком России общепринятого комплекса мер по стабилизации рынка, включая ограничение валютной позиции коммерческих банков, резервирование средств, введение временных лагов на проведение сделок по покупке иностранной валюты, снижение кредитного плеча экономических агентов. Ограничительные меры должны вводиться исключительно в отношении валютных спекулянтов, не затрагивая импортёров и физических лиц.
1.3. Разрешение заёмщикам применять форс-мажор по отношению к кредитам, предоставленным из стран, установивших финансовые санкции против России. В случае их эскалации - введение моратория на погашение и обслуживание кредитов и инвестиций, полученных из государств, применяющих санкции против России. На время действия санкционных мер запретить дочерним подразделениям американских и европейских банков привлечение новых средств российских физических и юридических лиц.
1.4. Номинирование котировок обменного курса в привязке к рублю, а не к доллару и евро, как это осуществляется в настоящее время. Установление заранее объявляемых границ колебаний курса рубля, поддерживаемых длительное время.
1.5. Восстановить обязательную продажу валютной выручки экспортёрами на внутреннем рынке.
Введение перечисленных мер обеспечит стабилизацию курса рубля на среднесрочную перспективу, что является необходимым условием подъёма инвестиционной активности и вывода экономики на траекторию устойчивого роста.
2. Принять реальные протекционистские меры
2.1. Только российским предприятиям и гражданам-резидентам следует предоставлять доступ к недрам, госсубсидиям, управлению недвижимостью, к операциям со сбережениями населения, а также к другим стратегически важным для национальной безопасности видам деятельности.
2.2. Разработать и реализовать государственную программу импортозамещения в объёме не менее 3 трлн руб. Для этого Банку России создать специальный инструмент рефинансирования коммерческих банков. При этом запретить импорт и лизинг за государственные средства (бюджета и средств госкомпаний) любой техники, аналоги которой производятся в России, в том числе самолётов, автомобилей, оборудования и пр.
2.3. Восстановить взимание индексируемых по ценам мирового рынка экспортных пошлин на вывоз углеводородов и других сырьевых товаров, отменив налог на добычу полезных ископаемых.
2.4. В целях поддержки отечественного производителя товаров массового потребления ввести субсидирование потребительского спроса с использованием системы товарной сертификации.
2.5. Использовать только рейтинги российских рейтинговых агентств для кредитования российских заёмщиков с государственным участием и системообразующих предприятий. Сотрудничество и практика передачи внутренней информации о деятельности органов государственной власти, регионов России и системообразующих предприятий иностранным оценщикам, консультантам и рейтинговым агентствам должна быть прекращена.
3. Повысить привлекательность рубля
3.1. Стимулировать переключение взаимной торговли со странами ЕАЭС и СНГ на рубли, со странами ЕС - на рубли и евро, с Китаем - на рубли и юани. Обязать это сделать контролируемые государством предприятия. Предоставлять меры господдержки экспорта только при условии заключения контрактов в рублях. Банку России осуществлять целевое рефинансирование коммерческих банков под рублёвое кредитование экспортно-импортных операций по ставкам не более 1% на долгосрочной основе. Предусматривать выделение связанных рублёвых кредитов государствам-импортёрам российской продукции, использовать в этих целях кредитно-валютные свопы.
3.2. Предложить государствам ЕАЭС создать платёжно-расчётную систему в национальных валютах со своей системой обмена банковской информацией, клиринга и котировки курсов обмена валют.
3.3. Освободить от валютного контроля расчёты в рублях по трансграничным контрактам.
3.3. Перевести фондовый рынок на рубли; разрешать эмиссию акций и облигаций только в рублях.
4. Сделать кредит дешёвым для экономики
4.1. Законодательно обязать Банк России отвечать за экономический рост. Денежно-кредитная политика должна быть включена в систему стратегического планирования, а её инструменты - подчинены цели опережающего развития экономики при обеспечении макроэкономической стабильности.
4.2. Перейти к многоцелевой денежно-кредитной политике, предусматривающей одновременное достижение планируемых показателей экономического роста, количества рабочих мест, инфляции и увеличения инвестиций, а также системное управление процентными ставками, обменным курсом, объёмом денежной эмиссии по всем каналам и денежного обращения.
4.3. Перейти к многоканальной системе рефинансирования банковской системы, включающей специальные инструменты рефинансирования для целевого кредитования производственных предприятий под 1-3%. Объём такого целевого кредитования инвестиций на расширение и модернизацию предприятий, сбыт продукции которых гарантирован экспортными контрактами, госзаказами, договорами с внутренними потребителями и торговыми сетями, должен составить до 8 триллионов рублей.
4.4. Увеличить в 3 раза объём льготных кредитных линий на поддержку малого бизнеса, жилищного строительства, ипотеки, сельского хозяйства.
4.5. Многократно увеличить кредитование институтов развития, включая лизинг отечественной техники, путём целевого рефинансирования Банком России под 0,5% годовых, ограничив маржу этих институтов 1%.
4.6. Кардинально расширить ломбардный список Банка России, включив в него обязательства платёжеспособных предприятий, работающих в приоритетных направлениях, институтов развития, гарантий федерального правительства, субъектов федерации и муниципалитетов. Приём иностранных ценных бумаг и иностранных активов российских банков в качестве обеспечения ломбардных и иных кредитов Банка России следует прекратить.
4.7. Установить целевые показатели деятельности госбанков, включая абсолютные и относительные показатели кредитования производственной сферы, особенно - инвестиционных проектов. Включить коммерческие банки в систему обеспечения стратегического планирования в части кредитования инвестиций, необходимых для реализации принимаемых решений.
4.8. Отложить внедрение в России стандартов Базеля III и скорректировать их с целью устранения искусственных ограничений инвестиционной деятельности, увеличения возможностей кредитования банков под залог "нерыночных активов", расширения разнообразия таких активов. В рамках Базеля II расчёт кредитного риска вести на основе внутренних оценок рисков. Устанавливать понижающие коэффициенты при расчёте величины активов, взвешенных с учётом рисков для российских предприятий, имеющих рейтинги российских рейтинговых агентств.
Денежно-кредитная политика должна стать составной частью общей стратегии развития. Документы стратегического планирования должны получить средства реализации, включая специальные инструменты рефинансирования, сопряжённые с институтами индикативного планирования и специнвестконтрактами. Увязывание стратегических планов социально-экономического развития, индикативных планов роста производства и инвестиций, с одной стороны, и масштабов и стоимости их кредитования, с другой стороны, может проводиться посредством заключения инвестиционных контрактов в форматах частно-государственного партнёрства.
Государственные структуры должны составить основу этой системы, транслируя импульсы роста в рыночную среду. Частные предприятия, становясь участниками программы льготного кредитования инвестиций, помимо исполнения своих непосредственных финансовых обязательств, должны принять на себя обязательства, связанные с осуществлением инвестиций в модернизацию и развитие производства, создание рабочих мест и достойных условий осуществления трудовой деятельности. Это обеспечит положительную обратную связь роста экономики и доходов граждан, активизацию имеющегося экономического и научно-технического потенциала, загрузку производственных мощностей, обеспечение занятости населения и подъёма предпринимательской активности.
5. Запустить опережающее развитие экономики
5.1. Стратегия опережающего развития российской экономики должна предусматривать: форсированный рост отраслей, технологий и производств нового технологического уклада; догоняющее развитие в сферах технологического отставания; углубление переработки сырья и стимулирование практической реализации научно-технического потенциала. Её составной частью должна стать политика импортозамещения.
5.2. Необходимо развернуть механизмы целевого долгосрочного кредитования производственных предприятий посредством специальных инструментов рефинансирования Банка России. Эти кредиты должны предоставляться конечным заёмщикам по ставке не более 3% на пополнение оборотного капитала под государственные, экспортные и рыночные контракты и не более 2% - на финансирование инвестиций под специнвестконтракты. Обеспечение контроля за их целевым использованием может вестись посредством современных цифровых технологий распределённого реестра.
5.3. Государственная поддержка путём специнвестконтрактов, соглашений о защите капитальных вложений и других форм государственно-частного партнёрства с использованием инструментов льготного кредитования должна применяться к тем компаниям, которые способны стать "локомотивами роста" для национальной или региональной экономики, способствовать увеличению рабочих мест и повышению зарплаты работников.
5.4. В основу стратегического планирования опережающего развития экономики должны быть положены приоритетные направления, обладающие мультипликативным синергетическим эффектом:
− освоение современных информационных технологий;
− развитие биотехнологий, поднимающих эффективность здравоохранения и АПК;
− развитие нано- и квантовых технологий, а также основанных на них средств автоматизации;
− создание новых материалов с заранее заданными свойствами;
− развитие лазерных и аддитивных технологий;
− обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критического уровня, на основе организации производства и лизинга современных моделей самолётов отечественного производства;
− комплексное развитие ракетно-космической промышленности;
− обновление оборудования электростанций, износ которого приближается к критическим пределам, а также модернизация электросетей;
− развитие технологий переработки и использования природного газа;
− развитие комплекса технологий ядерного цикла, расширение сферы их потребления;
− развитие современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надёжность комбинированных перевозок;
− развитие жилищного строительства и модернизация ЖКХ с использованием современных технологий;
− оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий.
Разделяя поставленные Президентом и Правительством цели по выходу на устойчивую траекторию опережающего экономического роста на основе использования новых технологий, реализации национальных проектов, мы считаем возможным и необходимым существенное повышение целевых показателей национального плана по восстановлению экономики. Сохранившийся в России научно-производственный потенциал позволяет выпускать вдвое больше продукции, чем в настоящее время. До конца 2021 года мы должны не только преодолеть вызванное самоизоляцией населения падение производства и доходов граждан, а выйти на траекторию опережающего развития экономики с ежегодным приростом реальной зарплаты граждан не менее 7%.
Предлагаемая стратегия опережающего развития основана на переходе от устаревшей системы регулирования, ориентированной на американоцентричную глобализацию XX века, к передовой системе управления интегрального типа XXI века, которая сочетает в себе государственное стратегическое планирование и рыночные механизмы стимулирования предпринимательской активности. Целью этой интегральной системы управления является рост производства и подъём народного благосостояния на основе повышения конкурентоспособности и увеличения эффективности экономики. Реализация предлагаемой стратегии позволяет рассчитывать на вывод российской экономики на траекторию опережающего устойчивого развития с ежегодным темпом прироста ВВП не менее 8%, 15% прироста инвестиций и ликвидацией бедности в течение трёх лет.
Новости партнёров
Ваш комментарий
ЕВГЕНИЯ ГРИНЦЕВИЧ
20 ч
Прекрасный проект и что бы он был воплощён,нужно преодолеть сопротивление финансовых структур во власти. А они будут бодаться до последнего.
Владимир И.
17 ч
Отличный долгожданный проект. Он должен быть вынесен на обсуждение Парламента, региональных парламентов и депутатские собрание муниципалитетов и внесён в повестку дня работы Правительства РФ.
Роман С.
15 ч
Проект институализирован? Имеет официальной статус? Вспомните за что Нибиуллина наехала на Галзьева недавно, за то что его доклад имел статус официального документа в Евразэс.
Россия должна перестать быть придатком Запада: Прорывной план выхода из кризиса Глазьева-Малофеева
9 июня 2020
Фото: Skreidzeleu / Shutterstock.com
Комплексную программу системного решения стоящих перед страной задач разработали учёный Сергей Глазьев и предприниматель Константин Малофеев. Что она включает в себя и какова вероятность того, что правительство рассмотрит её и возьмёт предложенное на вооружение?
Автор: Гришин Александр
Неделю назад правительство представило антикризисный план. Долгожданный документ не вызвал ничего, кроме разочарования.
План оказался, по сути, компиляцией ведомственных решений, кочующих из документа в документ. Но от переписывания предлагаемые меры не становятся эффективней. Невозможно бороться с кризисом докризисными инструментами. Это как лечить человека от того, чем он не болеет.
Наша экономика больна не коронавирусом. Пандемия лишь обнажила структурные проблемы, возникшие задолго до неё. Россия оказалась заложницей глобальной модели, основанной на гегемонии американского доллара как всемирной валюты. Она как чёрная дыра. Её проблемы - это наши проблемы. Но её приобретения - это наши потери. Вслед за обвалом американского фондового рынка сдувается капитализация российских активов. Обесценивание рубля и череда банкротств создают условия для поглощения отечественной экономики иностранным капиталом.
И ни одна из косметических мер, предложенных правительством, не способна этого изменить. Дело в подходах. Нельзя выиграть, играя по чужим правилам. Все карты краплёные.
Нам нужна совсем другая экономика. Своя. Правильная. Честная. Работающая в интересах национального большинства. Основанная на наших духовных ценностях и традициях.
Необходимо восстановить суверенитет российской денежной системы и принять реальные протекционистские меры, насытить экономику собственными деньгами и запустить её опережающее развитие. Для этого не нужны радикальные изменения в законодательстве или системе управления. Для этого нужно лишь радикальное изменение взглядов.
На сегодняшний день информационная "площадка" в экономической сфере полностью монополизирована глобалистами. Нам пытаются внушить, что никакие другие взгляды невозможны, а обсуждение экономики с других позиций несерьёзно.
Учредитель канала Царьград Константин Малофеев с академиком РАН Сергеем Глазьевым предложили альтернативный подход к восстановлению экономики. Это план по переходу от устаревшей системы регулирования к системе государственного стратегического планирования и рыночного стимулирования предпринимательской активности. Реализация предлагаемой стратегии позволит обеспечить ежегодный темп прироста ВВП не менее 8%, 15%-ный прирост инвестиций и ликвидацию бедности в течение трёх лет.
Кризис - это возможность. Если мы прекратим мыслить себя жалкой колонией Уолл-стрит, мы выздоровеем. Самая большая и богатая ресурсами страна в мире имеет все возможности выйти из кризиса победителем. Надо только вспомнить о том, что главное в экономике - люди. Правительство работает для того, чтобы люди стали жить лучше. А не для поддержания американоцентричной долларовой гегемонии. Как говорил кот Матроскин почтальону Печкину: "Средства у нас есть, у нас ума нету".
Кому война, а кому...
Как сказано выше, альтернативой государственной программе предлагается совместная работа доктора экономических наук, экс-советника президента РФ, действующего члена коллегии (министра) по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергея Глазьева и известного российского предпринимателя и общественного деятеля Константина Малофеева - программа под названием "СТРАТЕГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ РОССИИ 2020. "КРИЗИС КАК ВОЗМОЖНОСТЬ"".
Подобно докторам, авторы, прежде чем выписать таблетки, сначала изучают болезнь и ставят диагноз. По их мнению, нынешняя ситуация в экономке России (и не только в ней, а по всему миру) является следствием
структурного кризиса мировой экономики, в котором пандемия Covid-19 играет роль дымовой завесы. Происходит разрушение старой однополярной, основанной на гегемонии США и американского доллара как всемирной валюты, глобальной экономики и становление нового мирохозяйственного уклада, ядро которого формируется в Китае на основе конвергентной планово-рыночной экономики. При этом, когда по всему миру идёт обвал экономики, рост безработицы, рост числа неплатежеспособных заёмщиков, за два месяца пандемии состояние 25 богатейших участников списка Forbes выросло на 255 миллиардов долларов.
Главными инструментами новой неоколониальной политики, проводимой администрацией США и их союзниками из числа ведущих стран Запада, остаются МВФ и Всемирный банк (ВБ). Заявляя на словах о свободе перемещения капитала и необходимости "свободного допуска международных финансовых спекулянтов к манипулированию национальными валютами и фондовыми рынками" во имя якобы благих целей, в реальности их политика приводит к прекращению инвестиций, технологическому отставанию и снижению конкурентоспособности экономики, что с лагом около пяти лет неизбежно приводит к девальвации национальной валюты и следующей инфляционной волне, что мы и наблюдаем в настоящее время у нас.
Ущерб России от проведения этой политики, с 2014 года, оценивается в 27 триллионов рублей недопроизведённого ВВП и 15 триллионов рублей несделанных инвестиций, её следствием является снижение реальных доходов населения на протяжении шести лет подряд.
Согласитесь, совпадение тютелька в тютельку. То есть это не совпадение даже. Именно в 2014-м началась вся эта вакханалия с санкциями и пошла активная фаза той самой "гибридной войны". Пошла с Запада, но в развязывании её Запад снова обвиняет Россию. А под этот шум готовятся захваты ключевых национальных компаний и стратегических отраслей по всему миру, в том числе в России. И самое интересное, что российские денежные власти, следуя на поводу у вашингтонских финансовых организаций, сами направляют российскую экономику в воронку мирового кризиса.
Заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора, предприниматель Константин Малофеев. Фото: Телеканал Царьград
Какие власти? Авторы прямо указывают на попустительство международным спекулянтам со стороны Центрального банка РФ.
Чтобы финансы не пели романсы
И что же в этой ситуации делать? Как пишут авторы, "необходимы решительные меры".
Если бы эту программу писали чиновники, то на этом они бы, наверное, остановились. Какие меры - не их дело. Начальство само решит, какие необходимы. Но в этой работе мы имеем дело с союзом науки и бизнеса, теории и практики - доктора экономических наук, получившего Золотую медаль Кондратьева за цикл исследований длинных волн в экономическом развитии (периодов спада и подъёма в мировой экономике), и человека, заработавшего большие деньги не на залоговой приватизации благодаря знакомствам с министрами и тратящего их в том числе и на общественные нужды. И их такая формулировка "необходимы решительные меры" явно не устраивает. А потому они предлагают действительно кардинальные шаги. И скажем честно, такие, на которые наши власти вряд ли осмелятся. Даже на малую их часть.
Первое и, наверное, самое главное, что предлагают авторы, - остановить вывоз капитала из страны. Для этого они считают необходимым ввести запрет кредитования Банком России валютных спекуляций, декриминализировать другие сферы финансового регулирования, в том числе пресекать манипулирование рынком валютными спекулянтами и прекратить банковское рейдерство.
Дальше - ещё интересней. Заёмщикам, взявшим кредиты в странах, установивших и вводящих финансовые санкции против России, предлагается разрешить применять форс-мажор к таким заимствованиям. А если эти государства будут расширять действующие и вводить новые санкции, то вводить мораторий на погашение и обслуживание этих кредитов и инвестиций. А дочерним компаниям американских и европейских банков, действующим в России, на время санкций запретить привлекать новые средства российских граждан и юридических лиц. Заманчивое, конечно, предложение из серии "пусть тамошний бизнес сам разбирается со своими властями". Но как быть тогда с тем положением, что это наша сторона просит денег у Запада, берёт там кредиты и получает оттуда инвестиции? И собственность российских компаний на Западе тоже имеется (периодически мы слышим сообщения о попытках её ареста под тем или иным предлогом), так что тут ситуация, мягко говоря, обоюдоострая. Но дело в том, что мы этого "оружия" ещё ни разу не применяли, а против нас его используют постоянно.
Ещё один пункт программы - котировки обменного курса привязать к рублю, а не к доллару и евро, как сейчас. При этом заранее объявлять границы колебания рубля, которые будут поддерживаться достаточно длительное время. Авторы особо подчёркивают, что это стабилизирует курс рубля в среднесрочной перспективе, а мы ещё и добавим, что больно ударит по тем же валютным спекулянтам, делающим деньги из воздуха и обескровливающим экономику. Кстати, никакие ограничения на валютообменные операции для физлиц вводиться не должны, поскольку, по мнению и Малофеева, и Глазьева (а так оно и обстоит на самом деле), "реальные риски для курса рубля исходят не от наличного рынка, а от ничем не ограниченных спекуляций ЦБ и госбанков".
Ясное дело, что Центробанку России, ведущим кредитным организациям нашей страны, а не только "дочкам" иностранных банков этот раздел программы явно не понравится. Это же явное покушение на их интересы и на их "право" и возможность наживаться, способствуя превращению экономики страны (и такое, судя по всему, происходит не только в нашем государстве) в целом в развалины, получая от этого прибыли и рапортуя о своих, исключительно собственных успехах. Впрочем, экономика - это не только финансовый мир и кредитные организации с прочими структурами. Тем более что есть сфера, где наши банки тоже нуждаются в помощи со стороны государства, поскольку в мире больших мировых финансов они против западных коллег - всё равно что котята против тигров.
Зёрна от плевел
Протекционизм со стороны государства, то бишь поддержка отечественных предприятий, - это то, что практикует Запад, например, дотируя своих фермеров, чтобы их продукция становилась конкурентоспособной, и в чём нашу страну тот же Запад пытается всячески ограничить, указывая на необходимость всё той же "свободы рыночной экономики". Глазьев - давний поборник такой защиты отечественного производителя, и вряд ли кто удивится, что и в этой программе такому разделу нашлось место.
А собственно, почему бы и нет? И разве есть что плохое в предложении разрешить доступ к отечественным недрам, госзаказам, госсубсидиям, жилищному и инфраструктурному строительству, госкредитам, к операциям со сбережениями населения только российским компаниям-резидентам, принадлежащим гражданам - резидентам РФ, и российским гражданам - резидентам нашей страны. С учётом запрета и ограничительных мер на вывоз капитала эта мера оставит деньги в нашей стране, где они и будут использованы далее.
Следующим пунктом предлагается разработать программу импортозамещения в объёме не менее 3 триллионов рублей. Здесь, пожалуй, политика государства и предложения Глазьева и Малофеева совпадают. Импортозамещение идёт полным ходом, в пищепроме и аграрном секторе оно, наверное, наиболее успешно реализуется. Такими темпами, продолжая развивать эти секторы экономики, мы вскоре можем и "отомстить" американцам за их перекачанные антибиотиками и стероидами "ножки Буша" гораздо более здоровой и качественной какой-нибудь "Петелинкой" или другой аналогичной российской продукцией.
Вторым важным стратегическим сектором, где импортозамещению придаётся большое значение, является российский ВПК, и там имеются определённые трудности. Но авторы программы подошли к этому процессу более объёмно.
Академик Сергей Глазьев, последовательный критик финансовой модели правительства Российской Федерации. Фото: Телеканал Царьград
Они предлагают запретить импорт и лизинг всей иностранной техники и оборудования, аналоги которым производятся в стране. Естественно, не всей, а осуществляемой за средства госбюджета и госкомпаний. Лизинг за счёт средств коммерческих компаний никто ограничивать никакими мерами не собирается, так что поборники рынка могут не возмущаться. А господа чиновники, если бы этот шаг был реализован, стали бы жить гораздо менее сладко, поскольку об откатах на тендерах, где закупается по завышенным ценам зарубежное оборудование, и прочих шахер-махерах уже легенды ходят. К сожалению, имеющие прочную реальную основу. А чтобы машина импортозамещения не забуксовала из-за недостатка средств, Банку России будет предложено, по идее авторов программы, создать специальный инструмент рефинансирования коммерческих банков.
Весьма интересным является предложение отказаться от использования рейтингов, составляемых иностранными рейтинговыми агентствами, которые злоупотребляют своими возможностями, ставя в один ряд российского промышленного гиганта и какой-нибудь чуть ли не стартап в США. Мало того, авторы программы считают, что передавать любую внутреннюю информацию иностранным рейтинговым агентствам надо поставить под запрет, а использовать только оценки российских рейтинговых агентств.
Предлагается также восстановить экспортные пошлины по примеру НДПИ на все сырьевые товары и обязательную продажу валютной выручки экспортёров на внутреннем рынке. Такое положение уже существовало в постсоветской истории России, но кому тогда был нужен, как его презрительно называли, "деревянный". Совсем другое дело, если рубль станет качественно иной валютой. Что, кстати, авторами также предусмотрено. На новое качество российского рубля должен сыграть ряд шагов, уже озвученных выше, но в программе есть раздел, специально посвящённый этой проблеме.
Денег много не бывает
- Стимулировать переключение взаимной торговли в ЕАЭС и СНГ на рубли, с ЕС - на рубли и евро, с Китаем - на рубли и юани, - говорится в программе. - Обязать это сделать контролируемые государством предприятия. Предоставлять меры господдержки экспорта только при условии заключения контрактов в рублях. Частично это уже реализуется, во всяком случае декларируется государством. Но пока замах больше на порядки, чем сам удар.
Если переход в торговле с зарубежными странами на национальные валюты - это вопрос контрактов, то другое предложение - о создании государствами ЕАЭС собственной платёжно-расчётной системы - потребует для реализации не один год. Да и отважатся на него далеко не все, потому что такой шаг является прямым вызовом мировому доминированию американского доллара. Точно так же, как и перевод отечественного фондового рынка на рубли и проведение эмиссий акций и конвертируемых облигаций российских компаний тоже только исключительно в рублях, как предлагают Малофеев и Глазьев.
И конечно, не обошли авторы такой больной вопрос, как наличие денег для экономики. Без которых она задыхается, и ни о каком развитии и речи не может идти. Что же предлагают авторы здесь? Раздел называется так, что любому бизнесу тут же захочется заключить их в объятия: "Сделать кредит дешёвым для экономики".
В рамках данной главы Центробанк предлагается законодательно обязать отвечать за экономический рост. Что, конечно, вряд ли ему понравится. Денежно-кредитная политика, которую он осуществляет, должна быть включена в систему стратегического планирования и подчиняться цели "опережающего развития экономики при обеспечении макроэкономической стабильности".
Далее лучше процитировать пункты с конкретными цифрами целиком, чтобы можно было оценить предложения авторов программы и их смелость.
- Переход к многоканальной системе рефинансирования банковской системы. Такая система должна включать специальные инструменты рефинансирования для целевого кредитования производственных предприятий под 1-3% в рамках государственно-частного партнёрства. По предварительным оценкам, такое целевое льготное кредитование на расширение и модернизацию предприятий, сбыт продукции которых гарантирован экспортными контрактами, госзаказами, договорами с внутренними потребителями и торговыми сетями, необходимо в размере до 8 триллионов рублей.
- Увеличение в три раза объёма льготных кредитных линий на поддержку малого бизнеса, жилищного строительства, сельского хозяйства, рефинансируемых ЦБ через специализированные институты развития федерального и регионального уровня под 2% годовых, включая ипотеку.
Необходимо стимулировать переключение взаимной торговли в ЕАЭС и СНГ на рубли, с ЕС - на рубли и евро, с Китаем - на рубли и юани. Фото: Андрей Никеричев / АГН "Москва"
- Многократное повышение объёмов кредитования институтов лизинга отечественной техники путём целевого рефинансирования ЦБ под 0,5% годовых с маржой этих институтов не более 1%.
В другой части стратегии утверждается необходимость "развернуть механизмы целевого долгосрочного кредитования производственных предприятий посредством специальных инструментов рефинансирования Банка России. Эти кредиты должны предоставляться конечным заёмщикам по ставке: не более 3% на пополнение оборотного капитала под государственные, экспортные и рыночные контракты; не более 2% - на финансирование инвестиций под специнвестконтракты".
Оценили? Это же просто как лечь спать в одной стране, а проснуться в другой! А теперь подумайте, как это воспримут банки и те, кому предлагается ограничить маржу 1%, кто привык оперировать двузначными в реальности показателями процентной доходности? И их не волнует прирост собственных доходов в абсолютных цифрах из-за выросших объёмов. Они видят, что было 15%, а станет 1-2%. Им проще и привлекательнее, работая по минимуму и не очень напрягаясь, снять с одного клиента миллион, чем с двадцати - по 70 тысяч.
Впереди планеты всей
Всё предложенное должно обеспечить опережающее развитие нашей страны в короткие сроки. Авторы ставят такие же сроки, что и правительство в своём плане. Датируя рубеж концом 2021 года. Однако давайте сравним, каких целевых показателей планируют достичь авторы этих двух планов к указанному времени.
Правительство:
Рост реальной заработной платы на уровне не менее 2,5% в годовом исчислении; уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума ниже уровня 2019 г.; рост инвестиций в основной капитал на уровне не менее 4,5% в годовом исчислении; рост несырьевого неэнергетического экспорта на уровне не менее 5% в годовом исчислении; рост индекса промышленного производства обрабатывающей промышленности на уровне не менее 3% в годовом исчислении; рост розничного товарооборота на уровне не менее 4% в годовом исчислении; рост объёма платных услуг населению на уровне не менее 3% в годовом исчислении.
Глазьев и Малофеев:
Сохранившийся в России научно-производственный потенциал позволяет выпускать вдвое больше продукции, чем в настоящее время. До конца 2021 года мы должны не просто преодолеть вызванное самоизоляцией населения падение производства и доходов граждан, а выйти на траекторию опережающего развития экономики с ростом реальных доходов и зарплаты граждан не менее 7%... Реализация этой стратегии позволяет рассчитывать на вывод российской экономики на траекторию опережающего устойчивого развития с ежегодным темпом не менее 8% прироста ВВП, 15% прироста инвестиций, 5% прироста реальных доходов населения и ликвидацией бедности в течение трёх лет.
Логично спросить - за счёт чего такая разница? Ответ можно найти в 5-м разделе стратегии авторства учёного и предпринимателя. Вот что они говорят по этому поводу:
- В основу стратегического планирования опережающего развития экономики должны быть положены приоритетные направления, обладающие мультипликативным синергетическим эффектом:
- освоение современных информационных технологий;
- развитие биотехнологий, поднимающих здравоохранение и АПК;
- развитие нано- и квантовых технологий и основанных на них средств автоматизации;
- создание новых материалов с заранее заданными свойствами;
- развитие лазерных и аддитивных технологий;
- обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины, на основе организации производства и лизинга современных моделей самолётов отечественного производства;
- комплексное развитие ракетно-космической промышленности;
- обновление оборудования электростанций, износ которого приближается к критическим пределам, а также модернизация электросетей;
- развитие технологий переработки и использования природного газа;
- развитие комплекса технологий ядерного цикла, расширение сферы их потребления;
- развитие современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надёжность комбинированных перевозок;
- развитие жилищного строительства и модернизация ЖКХ с использованием современных технологий;
- оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий.
Как пишут авторы, "этот перечень приоритетных направлений технико-экономического развития составлен на основе анализа основных тенденций современного НТП, с учётом состояния отечественного (союзного) научно-промышленного потенциала". И он неокончательный и может быть дополнен.
Послесловие. Взгляд из будущего
У программы Малофеева-Глазьева не сосчитать количества противников. Можно даже сказать, врагов. И все они из числа тех, кто и сейчас чувствует себя очень неплохо, извлекая максимум прибыли из своего привилегированного положения и близости к власти. Как к конкретным персоналиям, так и системно, к госструктурам. Понятно, что они сделают всё для того, чтобы программа даже не рассматривалась на уровне правительства. И вполне вероятно, что уже в ближайшее время появится большое количество критиков с нападками и негативом в адрес как аргументов предлагаемых решений, так и самих авторов.
Самое главное в представленной программе, что она предлагает комплексную и системную работу по решению проблемы, где продуманы все аспекты и взаимные связи как в каждой сфере экономики, так и между этими сферами. И очевидно, что внедрение в жизнь только отдельных положений не даст ожидаемого эффекта. Только целиком, только всё сразу. Конечно, это не просто. Поскольку бюрократия живёт по главному принципу, как бы чего не вышло, и ожидает, что проблема либо рассосётся сама собой, либо со временем утратит актуальность на фоне новой, гораздо более сложной и вопиющей. Но шанс, что стратегия Глазьева-Малофеева будет реализована - есть. И в этом наше будущее.