СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Арктика

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Нужны ли в Артике «крейсера»?
25 октября на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду первого патрульного арктического корабля ВМФ  «Иван Папанин».
Большое, «крейсерское», водоизмещение (8,5 тысяч тонн) и весьма представительный облик нового патрульного корабля на Неве не могли не обратить внимания и околофлотской общественности, и гостей города.
Очевидно, что наш «Иван Папанин» делался с «оглядкой» на соседей – ВМС Норвегии, патрульный корабль «Свальбард» (водоизмещением 6,3тыс.тонн),  но при этому  будучи похож даже внешне радикально превосходит его ледовой проходимости, - 1,5 метра (вместо 1 у «Свальбарда»), что близко к таковой у самого мощного нашего неатомного ледокола проекта 22900.
Следует отметить, что до этого наибольшая ледопроходимость в ВМФ была у ледоколов проекта 97 – 0,7м.
Закладка новых патрульных кораблей вызвала в околофлотских кругах широкую дискуссию, вплоть до мнений типа: постройка патрульных ледоколов для ВМФ дорогостоящее баловство при том, что стоящие перед ними задачи элементарно решаются меньшими средствами … новые ледоколы для ВМФ суть не вспомогательные суда и не полноценные боевые корабли с соответствующим набором задач, а патрульные. Модный и гламурный тренд не предусмотренный ни одним уставом.  Вообще, еще до проектирования корабля обычно составляется ТТЗ(тактико-техническое задание), в котором определяются его задачи и желаемые ТТЭ (тактико-технические элементы) для их решения … кажется, что в ВМФ не всегда всё происходит именно в этой последовательности...
Комментарий этот довольно точный, т.к. очевидно что и сами разработчики ТТЗ и самого корабля не вполне ясно понимали все вопросы его последующего применения на флоте, что не удивительно с учетом новых задач в Арктике, условий и моделей применения  в различных условиях обстановки.
В этих условиях большое водоизмещение патрульного корабля, это не только повышенная ледопроходимость, но и модернизационный запас под новые задачи (например при применении в качестве оперативной базы в Арктике различных средств и комплексов  ВМФ, в т.ч. роботехнических). При этом высокая  ледопроходимость нового патрульного корабля востребована не только «на восток от Новой Земли», но и вполне «под боком» у баз Северного флота.
Сергей Северный, 25.04.2017 г.: … занимался вопросами эксплуатации ледоколов проекта 97/97А. Это патрульные ледоколы. Слабые. Годны лишь для Балтийского моря. На моей памяти ледокол «Руслан» пр.97А Беломорской военно-мосркой базы, выйдя на помощь КИЛ-164, так же застрял во льдах. Люди месяцок провели в ледовом плену. А это дело было в Белом море. Так что эти ледоколы, которые ещё остались («Руслан» и «Пурга») надо менять, как и пограничные сторожевые корабли проекта 97П….Но только сомневаюсь, что ледоколы будут спроектированы по всем правилам…. Атомоходы, слава Богу, строятся под наблюдением Атомфлота. Там хорошая практика. …Ледоколы для ВМФ - отдельная тема. Кто из руководства Военно-морских частей Пограничных войск слышал о ОТТ6.1.3-90? Сомневаюсь,  что найдётся хоть один человек. А на Вспомогательном флоте ВМФ? Слава всевышнему,  - знают. Правда в Главном управлении кораблестроения (ГУК) ВМФ сей документ знают по наслышке, но всё же знают. Вот только не любят в него заглядывать. Опять всё тоже самое,  - судно строят, а предварительный проект на флоте даже не обсуждали. ГУК ВМФ и 1НИИ (ЦНИИ кораблестроения) в зачёт не идёт. http://www.balancer.ru/g/p4904205
Т.е. в приведенном профессиональном мнении «с моря» отразились и как крайняя потребность в таких кораблях, и проблемные вопросы (большей частью организационные) по их созданию.
Кроме решения ледокольных задач, патрульные корабли проекта 23550  являются еще и мощными буксирами, которые и в прежние времена у флота были «неперечет».
Какие из всего этого выводы?
Корабль этот, безусловно нужный ВМФ, именно с учетом новых задач и условий их выполнения в Арктике. И можно полагать, что их серия для ВМФ будет продолжена. Шесть, изначально заявленных,  таких «арктических крейсеров» наверно перебор, но два – это минимально потребное число для Северного флота.
Вместе с тем есть то, что вызывает вопросы.
Первое – сроки достройки.
В связи с проблемами с финансированием  сроки сдачи головного корабля «Иван Папанин» перенесли на 2024г., в 2019г. были откорректированы на 2023г., что безусловно очень долго. С учетом относительно малого насыщения дорогостящими «боевыми» комплексами, цена проекта 23550   не может быть очень дорогой (а те затраты которые есть фактически являются инвестициями в наше машиностроение), тезис о необходимости импортозамещения  «кучи специфического оборудования которого т нет российского производства»  может быть разрешен последовательным наращиванием возможностей корабля за счет дооборудования и модернизаций.
Представляется что есть большая целесообразность в форсировании достройки «Ивана Папанина», для того что бы в возможно короткий срок дать возможность провести его испытания в
Второе – ПВО.
Очевидным проблемным вопросом проекта 23550  является слабость средств ПВО (из вооружения авансировано 100мм артустановка АК-190, пара пусковых пассивных помех и крупнокалиберные пулеметы). Целесообразность размещения на проекте 23550 заявленных контейнерных комплексов «Калибр» вызывает большие сомнения, очевидно, что патрульным кораблям необходимы ЗРК.  Причем эта проблема касается не только «Ивана Папанина», но и всех наших крупных ледоколов. Тяжелый ледокол – это высокоценный объект ВМФ и страны, и соответственно, для эвентуального противника, это высокоприоритетная цель. Практика вооружения ледоколов артиллерией (в угрожаемый период) давно устарела, требуются гораздо более эффективные средства ПВО. Близким к оптимальному здесь представляется ЗРК, аналогичный автономному боевому модулю «Тор-2МКК» (доработанный для арктических условий), который в мирное время может   эффективно обеспечивать ПВО баз ВМФ, а в угрожаемый период устанавливаться на особо ценных кораблях (в т.ч. проекта 23550)  и судах (в т.ч. атомных ледоколах).
Эффективность такого решения очень высока, - от значительного повышения ПВО баз ВМФ, до обеспечения защиты в «особый период» ценных кораблей и судов ВМФ. При этом затраты для этого на самих носителях минимальны (вплоть до того что в мирное время там может стоять съемный контейнер научного оборудования).
Третье – обеспечение применения подводных роботехнических комплексов (РТК) и морского подводного оружия (в т.ч. антиторпед на самооборону). Проблема такая существует, подводная угроза реальна. Кроме того патрульные корабли могут быть (при условии оснащения необходимыми спуско-подъемными и пусковыми устройствами) носителями  для применения подводных  РТК и оружия. Очевидно необходима спусковая шахта, для обеспечения применения этих средств в самых жестких ледовых условиях и хорошая 3D ГАС (гидроакустическая станция) освежения подводной обстановки (типа ГАС «Эхопоиск»).
Четвертое – вертолет. Постоянное базирование вертолета, это очень хорошо. Но требуется уточнить его задачи и средства решения. Например, после вступления в строй мощных атомных ледоколов у нас оказался заброшен вопрос авиационной ледовой разведки, мол «атомоход» все равно путь «проломит». Однако даже если «ледокол проломит», то «напролом» может оказаться чреватым для проводимых им кораблей и судов с относительно слабыми корпусами. Таким образом вопросы авиационной ледовой разведки важны и актуальны до сих пор, и вертолет должен иметь эффективные средства ее решения (РЛС и другие).
Кроме того, крайне целесообразно обеспечение взлета и посадки на арктические патрульные корабли не только корабельных вертолетов Ка-27, но и «сухопутных» Ми-8МТВ (что требует соответствующего расширения взлетно-посадочной площадки).
Пятое, катера. С учетом задач доставки грузов на берег (в т.ч. в условиях малых глубин и ледового покрова) принятый для проекта 23550 состав катеров выглядит весьма неоптимально: десантно-штурмовая лодка ДШЛ проекта 02800  имеет малую мореходность и грузоподъемность, а катер на воздушной подушке «Пардус» пригоден для перевозки только людей и мелких грузов.  Очевидно, что арктическому патрульному кораблю ВМФ требуются гораздо более мореходные, мощные и грузоподъемные катера.

исходный авторский вариант статьи в ВПК https://www.vpk-news.ru/articles/53303

0

2

очень актуальный вопрос - то что нужно в т.ч. "Папанину"!
http://forums.airbase.ru/2020/02/t11021 … .5868.html
Шахтные устройства судов (moon pool)

Г.П. Кузнецов, И.Н. Булдаков АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева», Нижний Новгород, Россия
Особенности размещения на судне шахты для спуска подводного аппарата

https://www.researchgate.net/publicatio … uliarities
http://forumupload.ru/uploads/000a/e3/16/233/t23475.jpg
http://forumupload.ru/uploads/000a/e3/16/233/t25960.jpg
http://forumupload.ru/uploads/000a/e3/16/233/t74279.jpg

0

3

mina написал(а):

На моей памяти ледокол «Руслан» пр.97А Беломорской военно-мосркой базы, выйдя на помощь КИЛ-164, так же застрял во льдах.

Макс в ледовой проводке очень многое зависит от прокладки между командирским креслом и фуражкой. Мы два года практически работали на ледовой проводке судов в Магадан и околке бухты, была возможность мудрости набраться. Мощности 97П хватало. Однако с нами много ходил капитан порта, Дягушев фамилия по моему. Некогда работал на ледоколазх в Арктике. Вот он все видел. Там лед местами был до 2-х метров но мы ползли. Я конечно понимаю что условия и Авачи и Магадана и Белого моря отличны но тем не менее.

0

4

пусть побудут здесь, для истории
http://bastion-karpenko.ru/VVT1/23550MOD_VUST_191224_01.jpg
http://bastion-karpenko.ru/VVT1/23550_VUST_191224_01.jpg
http://bastion-karpenko.ru/VVT1/VMF_VUST_191224_04.jpg
http://bastion-karpenko.ru/VVT1/VMF_VUST_191224_01.jpg
http://bastion-karpenko.ru/VVT1/VMF_VUST_191224_02.jpg
http://nevskii-bastion.ru/VVT/VUSTOVKA_MO_RF_191224_1_07.jpg
http://nevskii-bastion.ru/VVT/VUSTOVKA_MO_RF_191224_1_09.jpg

http://bastion-karpenko.ru/23550-patrol-ship-2019/

0

5

ArtemV написал(а):

пусть побудут здесь,

к месту
для "Папанина" "Пакет" безусловно нужен, но с ... Шахтные устройства судов (moon pool)

0

6

mina написал(а):

к месту

пусковые ячейки возле вертолетной площадки наверно таки предполагают редут?

Отредактировано ArtemV (2020-02-16 19:51:59)

0

7

mina написал(а):

к месту
для "Папанина" "Пакет" безусловно нужен, но с ... Шахтные устройства судов (moon pool)

кстати вопрос - а торпеды "обучены" попадать в посудины, что во льдах движутся или стоят, нет там технических ньюансов??

0

8

ДимитриUS написал(а):

кстати вопрос - а торпеды "обучены" попадать в посудины, что во льдах движутся или стоят, нет там технических ньюансов??

есть
и серьезные (помехи от льда для ССН)
не при наличии ТУ торпеду тупо подтащат к борту, и тут ССН уже доведет

0

9

Сюда выложу:

Несколько дней назад Алексей Рахманов, глава «Объединённой судостроительной корпорации» заявил, что США потребуется как минимум 7-8 лет на создание мощных ледоколов, и стоить они будут в три раза дороже. Это его заявление вызвало, как обычно, реакцию патриотической общественности, в основном сводящейся к радостным констатациям о того, что американцы не смогут построить этот ледокольный флот вообще.

Придётся разочаровать общественность, а слова Алексея Леонидовича уточнить. Американцы не просто могут строить ледоколы. Они их уже начали строить: один уже полностью профинансировали и начали строить (пока идёт заказ комплектующих к закладке). Через четыре года у США будет в строю один новый с иголочки ледокол, пригодный в том числе и для решения военных задач, а в достройке будет второй, и два ныне действующих тоже будут в строю. И это будет только начало.

Разберём специфику американского ледоколостроения.

Американская ледокольная проблема

В отличие от России, у которой в одном только Мурманске живёт почти триста тысяч жителей и у которой в Арктике огромное количество сложных объектов и предприятий, развитое коммерческое судоходство и важнейшая линия морских коммуникаций – Севморпуть, у США ничего такого нет. В их самом большом поселении за Полярным кругом живёт менее 5000 человек, и, по сути, нет никакой экономики. Не ведётся добыча ресурсов, нет торгового судоходства. Подробно разница в подходах к освоению Арктики изложена в статье "Арктический фронт. По поводу движения России на север".

Поэтому задачи американских ледоколов всегда носили крайне ограниченный характер. В основном они сводились к проводке судов снабжения к американским научным станциям в Антарктиде, на другой стороне Земли, а в Арктике – к доставке научных групп и спасательным операциям. Редко когда им приходилось провести через льды одинокое судно, спешащее завезти в какой-нибудь маленький посёлок что-то, что туда не успели завезти по открытой воде летом.

Также в случае с военными ледоколами одной из второстепенных задач было осуществление против нашей страны военных провокаций на Северном морском пути: обычно это должен был быть проход через советские территориальные воды в проливе Вилькицкого под прикрытием предусмотренного Конвенцией ООН по морскому праву (которую США, кстати, не ратифицировали) так называемого права мирного прохода, которое в таких обстоятельствах было неприменимо.

Американцы в 60-х годах пытались это сделать, но природа оказалась сильнее, и их слабые военные ледоколы не смогли преодолеть льды.

Американские тяжёлые ледоколы XXI века. Один в постройке, два на очереди, что дальше?

Нам пора готовиться к подъёму ставок на СМП.

Отредактировано timokhin-a-a (2020-07-08 19:48:11)

0