Работа 266 ОДРАЭ 317 ОСАП.
Из записей в журнале истории части.Отдельные фрагменты.
Как правило, разведка велась парой Ту-16. Старшим в паре назначался летчик в должности командира отряда и выше. Первоначальный поиск АУГ производился полетом по маршруту в район вероятного местонахождения авианосца в режиме радиомолчания. Местонахождение кораблей вероятного противника определялось бортовыми средствами радиотехнической разведки. После уточнения местоположения авианосца, пора выполняло маневр вне зоны действия радиолокационных средств кораблей АУГ для захода но цель с задачей визуальной разведки авианосной группы. На авианосец пара выходила, используя работающую РЛС авианосца как приводной радиомаяк. Выход осуществлялся с курсовым углом, близким к 0. Облет кораблей строился по разному, в зависимости от поставленной задачи: аэрофотосъемка, радиолокационный или радиотехнический контакт. Плановая и перспективная фотосъемка велась с малой высоты с оставлением цели (авианосца) по левому борту самолета (АФА установлены по левому борту Ту-16Р).
В 70 % случаев разведчики на удалении 40-50 км от авианосца перехватывались палубными истребителями. При отходе от авианосца истребители сопровождали Ту-16 на расстоянии 50-150 км. Впрочем, порой американцы 'теряли нюх': в 1963 г. неоднократно перехват разведчиков истребители выполняли только при отходе от авианосца после выполнения фотосъемки.
29 февраля 1965 г. две пары последовательно выполнили радиолокационную разведку авианосца 'Мидуэй' и кораблей охранения. Истребители на перехват не поднимались: скорее всего американцы не обнаружили присутствия Ту-16.
Полеты на визуальную разведку имели цель спровоцировать американцев на перевод ПВО АУГ в боевой режим, ибо разведка с предельной дальности почти исключала вероятность обнаружения Ту-16 корабельными средствами ПВО - в 1967 г. не было отмечено ни одного случая перехвата разведчиков палубными истребителями при ведении радиолокационной и радиотехнической разведки с предельной дальности. 10 февраля экипаж полковника Токарева выполнил радиолокационную разведку авианосца 'Бомм-Хон-Ричард' с проходом над АУГ без снижения - пара 'Крусейдеров' с подвешенными УР 'Сайдуиндер' перехватило Ту-16РМ лишь на отходе от цели на удалении 160 км от ордера; еще один 'Крусейдер' в варианте разведчика выполнил фотосъемку Ту-16РМ. Полковник Токарев отметил в рапорте, что враждебных действий истребители не проявляли, осуществляя сопровождение и фотосъемку.
15 мая два Ту-16РМ (командиры экипажей подполковник Ярчук и подполковник Лайков) выполнили полет с задачей выхода на визуальный контакт с авианосцем 'Констеллейшн'. Местонахождения авианосца установили с помощью аппаратуры радиотехнической разведки, выход на 'Констеллейшн' выполнялся по данным автоматического радиокомпаса, настроенного на основной лепесток диаграммы направленности РЛС авианосца. Фотосъемка и облет авианосца и двух эсминцев выполнялись в СМУ - высота нижней кромки облачности 250 м, сильный дождь. При облете разведчики сопровождала пара 'Фантомов', время сопровождения истребителями составило 38 мин.
7 февраля 1968 г.. Экипажи подполковника Лайкова и майора Запорожченко обнаружили 'Энтерпрайз' в Восточно-Китайском море сразу после пролета Корейского пролива, корабль обнаружили с помощью бортовых РЛС на дистанции 340 км с высоты 5000 м. Авианосец в режиме радиомолчания шел к берегам Вьетнама. Пара Ту-16 выполнило снижение до высоты 100 м и на этой высоте выполнила перспективное фотографирование авианосца и его ордера (атомный фрегат 'Тракстан', один эсминец типа 'Аллен М. Саммер').
Истребители 'Фантом' были подняты на перехват только через 12 мин. после прохода пары Ту-16 над авианосцем, начало работы корабельных РЛС обнаружения воздушных целей зафиксировано в момент подъема палубных истребителей. Иначе говоря, Ту-16 появились над 'Энтерпрайзом' совершенно внезапно. Не исключено, что в ВМС США полетели если не головы, то знаки различия. Но перехват Ту-16 подняли восемь 'Фантомов', истребители сопровождали разведчиков 28 мин.
В рапорте экипажи разведчиков с профессиональным уважением особо отметили, что восемь истребителей взлетели с авианосца всего за две минуты. На обратном маршруте пару Ту-16 перехватили и сопровождали пять 'Фантомов' и один 'Виджилент' с авианосца 'Рейнджер', а также один F-86 'Сейбр' воздушных сил самообороны Японии. Интересно, что 'Фантомы' не позволили 'Сейбру' подойти к Ту-16 ближе, чем на 5 км! Более того, один F-4 оттеснил 'Сейбр' в сторону и сопровождал до территории Японии, Еще одна загадка Холодной войны? В одном полете пара Ту-16 определила местоположение трех авианосцев ВМС США ('Энтерпрайз', 'Йорктаун', 'Рейнджер'), свыше 20 других кораблей ВМС США и сил самообороны Японии, получила ряд новых данных о системе ПВО Японии и Южной Кореи. По данным разведчиков 266-й эскадрильи на авианосцы были наведены самолеты 50-го отдельного гвардейского дальне-разведывательного авиаполка, которые также вышли на визуальный контакт с авианосцем и осуществили фотографирование 'Энтерпрайза'. В сопровождении экипажей Лайкова и Запорожченко приняли участие в общей сложности 14 'Фантомов', один 'Виджилент' и один 'Сейбр'.
При выполнении разведки авианосной маневренной группы в составе авианосцев 'Энтерпрайз' и 'Мидуэй' 27 сентября 1982 г. на самолете капитана Ключникова в полете на малой высоте заклинило левый двигатель. Экипаж прекратил выполнение задания и сумел выполнить благополучную посадку в Елизово. (Сорвана задача по "Флитекс".)
Обстановка на Дальнем Востоке сильно осложнилась в 1983 г., причем произошло это гораздо раньше сентября, когда истребителем Су-15 был сбит Боинг 747 южнокорейской авиакомопании 'KAL'. Только с 11 по 18 апреля экипажи 266-й эскадрильи выполнили 18 самолето-вылетов на разведку авианосной маневренной группы в составе авианосцев 'Энтерпрайз', 'Мидуэй' и 'Коралл Си'. Первичное установление местонахождения АМГ, определение боевых порядков и характер деятельности кораблей вероятного противника выполнили экипажи майоров Л.П. Блинова и С.М, Абрамова; полеты выполнялись с попутной дозаправкой, авианосцы были обнаружены на удалении 1200 км от Елизово. Дальнейшее слежение за АМГ, в том числе ночью в СМУ, выполняли экипажи майоров В.Ю. Иванова и И.Д. Аликина, капитанов ВД. Киселева, В.Н, Кузьменко, А.П. Иванова. Всего же в 1983 г. экипажами 266-й эскадрильи было выполнено 82 полета по реальным целям, обнаружено 1027 целей - в 22 случаях авианосцы, в 139 - корабли и суда ВМС США и Канады.