Ответ на ORO-T-117_Allied_Tank_Casualties_WW2.
Часть I. Статистика Т-34.
Учтены потери по операциям в которых участвовали три отдельных танковых полка и шесть танковых бригад, в общей сложности 453 танка Т-34. Из них сгорело, разбито (разрушено), оставлено подбитыми на территории противника и пропало без вести 270 единиц. Еще 188 Т-34 было подбито (повреждено). Частично не один раз.
В 458 тридцатьчетверках погибло ровно 458 членов экипажей. То есть в каждом выведенном противником из строя танке погибал один танкист. На 270 тридцатьчетверок потерянных безвозвратно, коэффициент безвозвратных потерь 1,7 человека. Или, если угодно смертность по общим потерям - 25%, по безвозвратным - 42,5.
Самым опасным местом в танке Т-34 было левое кресло в башне. Шанс KIA/MIA командира танка (командира танкового взвода, роты и т.д.) в статистике потерь экипажей достиг 29,8%. Находившийся справа сзади от командира башнер имел шанс выжить на 5% больше, безвозвратные потери командиров башни (заряжающих) танков Т-34 достигли 24,72% к общему числу потерь. Риск гибели механиков-водителей и радиотелеграфистов-пулеметчиков был практически одинаков и составил 23,62 и 22,96 % соответственно. Последнее интересно, ибо у стрелков-радистов Т-34 не было "своих" люков. Впрочем это я считаю статистической флуктуацией выборки.
Значительная часть членов экипажей танков гибла вне машин и именно там, как я считаю, и появлялась разница в потерях между командирами танков и башнерами. По данным именных списков потерь разбивку гибели танкистов в танках и вне их сделать невозможно, для этого требуется изучать акты технического состояния в делах инженерно-технической службы управлений командующих БТ и МВ фронтов и армий. По ним же можно с большей или меньшей точностью выводить статистику причин потерь танков в боях.
Часть II. Статистика М4А2/М4А2(76)W.
В качестве исходных данных использована документация 46 гв тбр за декабрь 1944- апрель 1945 г.
Точное число участвовавших в боях машин подсчитать оказалось затруднительно, я не уверен что движение танков в процессе боевых действий полностью отражено в отчетах:
На 3 декабря 1944 в бригаде числилось 65 Шерманов модификаций М4А2 и М4А2(76)W, два из которых были в ремонте по техническим неисправностям. Данных о пополнении бригады матчастью за декабрь-январь нет. На 17 марта 1945 - укомплектована согласно штата (65 танков). За период 19 марта - 13 апреля потеряла сгоревшими 55 танков, подбитыми 23 и передала в 84-й отп 15 танков (на 1 апреля исправных танков было 21). На 18 апреля, получив из 31-й гв мбр 10 танков и из 697-го сап 5 СУ-76, боевой состав бригады - 16 М4А2(76)W и 5 СУ-76 ( все в 1-м отб). На следующий день в районе Мистельбах - Кл.Хоберсдорф батальон расстреляли танки и самоходки 25-й ТД. 4 Шермана и 4 СУ-76 сгорели, 12 американцев и одна "сучка" оказались подбиты. Вечером бригаду пополнили еще 5 танками из 14-го мцб. На утро 23 апреля в строю было 13 танков.
Потери материальной части можно установить гораздо более четко. За пять месяцев в бригаде по отчетам и ЖБД было безвозвратно потеряно 115 М4А2 и 4 СУ-76, еще 88 Шерманов и одна СУ-76 были подбиты (повреждены).
В 208 боевых машинах погибло 173 танкиста. Коэффициент безвозвратных потерь членов танковых экипажей - 0,83. Без учета СУ-76, потери экипажей которых в именных списках не выделены - 0,85. Смертность на безвозвратно потерянную машину составила 1,5 человека.
Цифры даже сами по себе ниже чем для Т-34, а с учетом экипажей в 4 и 5 человек дают довольно значительную разницу. При коэффициенте смертности для Т-34 по безвозвратным потерям - 1,7, 100 сгоревших танков давали 170 погибших и без вести пропавших танкистов из 400 - 42,5%. В это же время при мало отличающемся для Шермана коэффициенте смертности 1,5, в 100 сгоревших танках находилось уже 500 членов танковых экипажей. 150 погибших и без вести пропавших танкистов из этих 500 дают только 30% погибших.
При работе с цифрами общих потерь можно отметить что в каждом пораженном вражеским огнем Т-34 погибал один танкист, соответственно шанс смерти в подбитой тридцатьчетверке и рядом с ней составлял 25%. У американских танков коэффициент смертности на машину мало того что сам по себе ниже (0,83-0,85%), так танки еще имели экипажи в по 5 человек, что уменьшало вероятность гибели члена экипажа при поражении машины до 17%
Дополнительное примечание: радист-пулеметчик (радист) и помощник механика водителя танка "Шерман"в Красной Армии насколько можно судить отличались только номером военно-учетной специальности, по факту находясь в танке либо в кресле лобового стрелка (bow gunner) , либо на месте заряжающего (loader/cannoneer). Часть командиров орудий по факту были заряжающими. Очень высокое число погибших офицеров можно объяснить повышением их числа в экипажах в сравнении с штатным расписанием к окончанию операций (см. цитату выше).
Часть III. Статистика Западного фронта (Первой Армии США в ЗЕ).
Грубо, статистика потерь членов экипажей Т-34 близка статистике легких танков американцев. Что же до статистики потерь экипажей средних танков Первой Армии США, то данным 46 гв тбр она соответствует практически до знака после запятой. Вместе с 274 подбитыми Шерманами Первой Армии погибло и пропало без вести 230 танкистов (из 1370). Это 0,84 танкиста на танк и те же 17% безвозвратных потерь членов танковых экипажей что в 46 гв тбр.
Из сказанного можно сделать вывод что компоновочные решения (та самая теснота и баки в боевом отделении Т-34 и отсутствие этих факторов в М4А2) и люк над головой у боу-ганнера уменьшали безвозвратные потери воевавших на американских иномарках советских танкистов в сравнении с Т-34/76 примерно на треть. Что же до сравнения потерь танкистов восточного и западного фронта, то при использовании одинаковой материальной части НИКАКОЙ РАЗНИЦЫ В ПОТЕРЯХ НЕ ПРОСМАТРИВАЕТСЯ.