Как сириец может позволить себе купить подержанный автомобиль? Никак. Даже имея приличную работу и получая 65-70 долларов в месяц, ему понадобится 500 месяцев, чтобы купить подержанную машину Kia 2009 года, которая обойдется ему в 16 тысяч долларов. Если он хочет новую машину, ему нужно сэкономить 1000 месячных зарплат.
Автодилеры в Дамаске говорят, что рынок мертв. Перед войной в сирийской столице ежедневно продавалось около 1000 подержанных автомобилей; сегодня это число сократилось до 200. На площадках, где торгуют автомобилями и где прежде стояли десятки машин, сегодня осталось лишь несколько, а цены таковы, что никто их не покупает. За восемь лет войны были уничтожены тысячи автомобилей, что создало высокий спрос, но правительство ограничило импорт новых машин и полностью запретило импорт подержанных - такова политика сохранения валютных резервов страны путем запрета на импорт всего, что можно произвести внутри страны.
Сирийское правительство выдало лицензии восьми компаниям на производство автомобилей в стране и постановило, что только они могут получить долларовые ассигнования на покупку запчастей. Из них, однако, активны только три компании, и они нашли способ действовать в обход этих ограничений. Они импортируют подержанные автомобили, у которых нет колес или основныех деталей, собирают их в небольших гаражах и, таким образом, отвечают критериям получения ассигнований в иностранной валюте.
В настоящее время сирийские автодилеры в основном полагаются на контрабанду автомобилей из Ливана или так называемых "освобожденных районов", таких как курдские районы на севере, где автомобили стоят примерно вдвое дешевле, чем в контролируемых правительством районах. Номерные знаки меняются, номера двигателей и шасси затираются, новые набиваются поверх старых, сиденья затянуты пластиком, машина покрашена, вмятины выправлены, и автомобиль можно продать почти как новый, если найдутся покупатели.
Курдские автономные области поставляют сирийцам не только автомобили. Согласно недавнему докладу Сирийской наблюдательной комисс по правам человека, правительство в Дамаске также покупает нефть и природный газ с нефтяных месторождений, находящихся под контролем курдов. Сирийские курды, которые контролируют 11 из 20 нефтяных месторождений, добывают около 14 тысяч баррелей нефти в день, которые они продают правительству примерно по 30 долларов за баррель (около половины рыночной цены). Предполагаемый ежемесячный доход курдских регионов в Сирии только от нефти составляет около 12 млн. долларов. По сути, они продают Сирии принадлежащую ей нефть, так же как "Исламское государство" продавало ту же самую нефть сирийскому правительству, когда контролировало эти регионы.
Пока Вашингтон смотрит сквозь пальцы на это нарушение торговых санкций США в отношении Сирии. По этому же маршруту течет контрабанда десятков предметов, ввоз которых в страну запрещен. В августе Дамаск на четверть сократил список из 41 основного товара, разрешенного к импорту, и, похоже, в свете сообщений, что у Центробанка Сирии нет достаточного запаса долларов для покрытия необходимого импорта, вскоре собирается произвести дальнейшие сокращения.
Нехватка основных товаров создала активно действующий черный рынок, зависящий от контрабанды, который лишает государство десятков миллионов долларов подоходного налога и таможенных пошлин. В результате установленного правительством строгого надзора за торговцами продуктами питания и его усилий по обеспечению низких фиксированных цен, фермеры предпочитают продавать свою продукцию в соседние государства - в Ирак и Иорданию, где они могут выручить гораздо больше денег, чем на местном рынке. Надзорные и правоохранительные органы, по крайней мере, по правительственным отчетам, борются со спекулянтами. Они совершают набеги на склады и элеваторы, заходят в магазины, чтобы проверить цены и запасы, и принимают меры против нарушителей закона. Но это сизифов труд, который не может положить конец контрабанде или изменить смехотворные цены, которые устанавливают продавцы.
В результате простые сирийцы платят за те же товары гораздо больше, чем в Иордании и в Ливане. В районах, находящихся вне прямого контроля режима, качество жизни выше благодаря тому, что покупательная способность сирийской лиры в этих районах выше. Это стимулирует в Сирии внутреннюю экономическую миграцию в освобожденные регионы; наряду с этим растет массовая иммиграция, вызваннаяя боевыми действиями и общей обстановкой в плане безопасности.
На первый взгляд, это временная ситуация, которая должна измениться, как только война закончится, и сирийское правительство восстановит контроль над всей страной, но этому переходному периоду конца не видно.