Еврей-командир на Майдане: "Антисемитизма нет. Со мной служат 4 израильтянина с боевым опытом"
© Ассоциация евреев Украины "Ваада Украины"
"Кашкет" вместо кипы в присутственных местах, типично еврейская внешность – этот молодой мужчина вполне сошел бы за преподавателя иешивы национально-религиозного направления, а между тем – он один из главных людей в сложной системе самообороны Майдана и баррикад на Грушевского.
Настоящее свое имя, по понятным причинам, он просил оставить за рамками интервью, а в остальном оказался вполне откровенен...
- Ну и как ты ТАМ оказался? Что для тебя значит Майдан, в том числе, как еврея…
- Как и большинство сограждан, я вышел на Майдан скорее не «за», а «против» - общество вообще легче консолидируется вокруг протестных лозунгов. Я и раньше не испытывал особых сантиментов к власти, но рубиконом стала смерть людей. Именно это привело к пониманию, что...пора идти на Грушевского. Увиденное поначалу разочаровало - настолько все было дезорганизовано - отсутствие лидеров, внятной стратегии и т.п. Тогда, неожиданно для себя я стал отчасти управлять ходом этого противостояния, хотя поначалу не считал это «своей войной». Организовал оборону, строительство баррикад а позднее, по просьбе людей, стал командовать одним из подразделений.
- То есть ты пришел на Грушевского даже не с Майдана?
- Я был несколько раз на Майдане, слушал бессвязные речи политиков, безответственные заявления лидеров оппозиции, понимая, что люди могут наломать дров. Что и произошло, когда после 7-часовых переговоров с гарантом эта троица вышла на сцену и начала прощупывать почву для компромисса. Народ их послал и начал двигаться в сторону Грушевского, собираясь идти на штурм, совершенно ничего не смысля в военном деле. Я служил в израильской армии, имею четкое представление о контртеррористических операциях, сам в них участвовал, и просто понял, что сейчас прольется большая кровь. Пересчитав людей на баррикадах и убедившись, что соотношение сил абсолютно неприемлемо для наступательных действий, я предложил занять оборонительную позицию и укрепить редуты. Сегодня эти баррикады выглядят, как они должны выглядеть.
- Кроме тебя в самообороне Майдана еще есть евреи?
- Только в моем подразделении четверо израильтян с боевым опытом, которых, как и меня, вывело на Майдан желание избежать никому не нужных жертв. Я бы назвал всю нашу группу «голубыми касками», по аналогии с миротворцами ООН. Обстановка на Майдане достаточно нервная, много людей хотят отомстить за кровь жертв, еще больше уставших от бездействия оппозиции - все эти горячие головы полны иллюзий в отношении реальных боев и, соответственно, не представляют себе возможных последствий. Они также не задумываются о том, что по другую сторону баррикад тоже люди, поэтому наши действия не должны опорочить Майдан «с человеческим лицом».
- Не сталкивался ли ты не с антисемитизмом даже, а с неким снисходительным отношением, мол, даром что еврей, а тоже с нами стоит? Я говорю о дихотомии: есть «мы» - украинцы, и «они» - евреи, часть которых - наши попутчики и даже друзья. Ведь вопрос «еврейское ли дело?» задают себе и наши украинские соседи.
- Не было и тени подобных настроений. Я с первых дней общаюсь с активистами «Правого сектора», УНА-УНСО - со всеми теми людьми, с которыми в мирное время вряд ли нашел бы точки соприкосновения. При этом позиционирую себя исключительно как еврея, причем религиозного. Под моим началом уже десятки бойцов сопротивления -грузины, азербайджанцы, армяне, русские - которые даже не пытаются говорить по-украински, - и ни разу мы не сталкивались с проявлением нетолерантности друг к другу. Все они с подчеркнутым уважением относятся к моему вероисповеданию - уже знают, что я ем, чего не ем и т.п. и это не вызывает никакого неприятия.
- Насколько Майдан разнороден? Как уживаются друг с другом «Правый сектор» с либералами, «Спильна справа» со «Свободой» и так далее? Не утеряны ли рычаги управления? Или это уже саморазвивающийся организм, на который и власть, и оппозиция почти не оказывают влияния?
- Все эти фракции не являются доминирующими, составляя (вместе взятые) 40% протестущих. И тенденция внефракционности растет, люди приходят просто потому, что чувствуют это своим долгом. При этом Майдан вполне управляемый организм, есть Штаб сопротивления, решения которого выполняются всеми фракциями. Кроме одного инцидента между «Свободой» и «Спільной справой» (как мы их называем, «эсесовцами») поддерживается статус кво…
- Эсесовцы? Это просто акроним, не более?
- Не более. Нацистской символики на Майдане нет - ни у одной из фракций.
- Понимают ли стоящие на Майдане, что без поддержки Юго-Востока настоящая победа невозможна? Или кто не с нами, тот против нас?
- Несмотря на всю сложность ситуации, люди не хотят раскола Украины. Мирный Майдан в течение двух месяцев не привел к реальным переменам, и только события на Грушевского с метанием коктейлей Молотова и горящими покрышками вызвали реакцию власти. Поэтому мы продолжаем противостояние, чтобы заставить президента идти на уступки. Другими словами, сжимаем кольцо на горле власти, понимая, что с ней необходимо вести переговоры.
- Я говорю не о власти, к которой сегодня мало кто испытывает симпатию, а о людях. Простых людях по ту сторону баррикад.
- На востоке страны запущен механизм запугивания, эксплуатируется страх перед «бандеровщиной», разыгрывается национальная карта, еврейская, в том числе. Об антисемитизме на сайте «Беркута» все уже забыли, зато власть продолжает формирование негативного имиджа Майдана, обвиняя его в фашизме и прочих грехах.