Заметка от издания "Взгляд".
"Война в Донбассе продолжается уже пять лет – и это, как выясняется, соответствует воле народа Украины. В России принято считать, что выполнение Минских соглашений саботируется прежде всего руководством Украины, ее политическим классом. Однако свежая социология дает поразительные результаты: и Порошенко, и Зеленский, отказываясь от примирения с Донбассом, действуют в прямом соответствии с запросами граждан Украины. Откуда взялся этот запрос и как заставить Киев поменять свою точку зрения?
Ни мира, ни войны. Именно эта часть знаменитого высказывания Льва Троцкого относительно Брестских переговоров (тоже в Белоруссии, кстати говоря...) приходит на ум каждый раз, когда приходится знакомиться с социологией относительно выполнения Украиной Минских соглашений.
Последнее такого рода исследование было проведено Центром им. Разумкова 13–20 июня, но результаты были опубликованы только 8 июля, в разгар скандала вокруг российско-украинского телемоста. Следует отметить, что Центр им. Разумкова – достойная исследовательская структура с длинной историей. Ее данные вполне соответствуют данным других фирм. Несколько смущает только русофобия и региональная пристрастность сотрудников, что, к сожалению, отражается и на формулировках вопросов (мы с этим столкнемся).
На первый взгляд результаты исследования выглядят вполне привлекательно: 20% опрошенных считают, что мир нужно установить любой ценой (довольно странная формулировка – так переговоры не ведутся), а 49% готовы к уступкам. Считают, что конфликт разрешим только военным путем, 17%. В общем, почти 70% выступают за компромисс с Донбассом. Однако когда доходит до конкретики, возникают вопросы – о каком, собственно, компромиссе идет речь?
54% опрошенных считают, что территории ЛДНР должны вернуться в состав Украины «на тех же условиях, что и раньше». Тут претензия прежде всего к социологам, применившим явно некорректную формулировку.
Во-первых, территории ЛДНР раньше ни на каких условиях в состав Украины не возвращались. Последний раз они в нее входили в 1919 году, при ликвидации Донецко-Криворожской республики, но речь шла о других территориях и другом административном устройстве.
Во-вторых, если имеются в виду условия начала 2014 года, то они сохранились только в той части, которая соответствует административному делению. То, что республики будут возвращаться в состав Украины «в россыпь», в виде отдельных районов, закреплено Минскими соглашениями. Что касается всего остального, то на Украине прошла децентрализация и условия уже по умолчанию другие. Социологи об этом не знали?
В-третьих, Минскими соглашениями предусмотрен особый режим самоуправления на территориях ЛДНР. Т. е. Украина уже обязалась создать для ОРДЛО («Отдельные районы Донецкой и Луганской областей» – формулировка Минских соглашений) не те условия, что были раньше, и даже не те, что есть у украинского местного самоуправления сейчас.
Впрочем, так или иначе, но результат был получен – более половины опрошенных против выполнения Минских соглашений в части статуса территорий. Для справки: 17% согласны предоставить территориям большую независимость от Киева, 12% – автономию, 3% готовы предоставить им независимость, а 2% – отдать России (три последних варианта де-факто предполагают сохранение республик).
Теперь посмотрим на отношение граждан Украины к выполнению Минских соглашений. Ситуация, прямо скажем, удручающая. Единственная позиция, которую можно условно считать соответствующей запросам украинцев, – прямые переговоры с руководством ЛДНР. Приемлемым считают такой компромисс 41% опрошенных, а неприемлемым – тоже 41% (и лично президент Зеленский).
Минские соглашения буквально этого не требуют – там вообще не упомянуты республики Донбасса. Но стороны явочным порядком признали, что фактически население неподконтрольной Киеву территории Донбасса представляют власти республик.
Прекращение блокады Донбасса считают приемлемым 34% опрошенных, неприемлемым – 43% (негативный баланс – 9%). Предоставление особого статуса в Конституции считают приемлемым 30%, неприемлемым – 50% (баланс -20%). Провозглашение нейтрального и внеблокового статуса Украины считают приемлемым 29%, неприемлемым – 49% (-20%).
Минские соглашения ничего такого не предполагают, хотя это подразумевается российской стороной – как элемент компромисса с Донбассом.
Закрепление в Конституции государственного статуса русского языка приемлемо для 30%, неприемлемо для 54% (-24%).
В Минских соглашениях такого нет. Там речь идет о языковой политике на местном уровне, что до недавнего времени вообще не нуждалось в уточнении на уровне соглашений, потому что соответствовало действующему законодательству (закон был отменен только в феврале прошлого года).
Предоставление ОРДЛО права иметь особые политико-экономические отношения с Россией приемлемо для 23%, неприемлемо для 53% (-30%). Формирование полиции, судов и прокуратуры из местных жителей считают приемлемым 18%, неприемлемым – 58% (-40%).
В данном случае речь идет о формулировке социологов, потому что в Минских соглашениях говорится о «создании отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка» и «участии органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов». Надо было бы спросить еще о представительстве в Раде – имеют ли право выдвигаться местные жители или только отобранные Институтом национальной памяти галичане и ветераны АТО...
Полную амнистию считают приемлемой 16%, неприемлемой – 62% (-46%). «Проведение местных выборов на условиях, которые требуют боевики» приемлемо для 13%, неприемлемо для 66% (-53%).
Тут формулировка не просто корявая, а явно провокационная. В соглашениях нет никаких «боевиков» и не требуется проводить выборы на их условиях. Там говорится о необходимости «диалога о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством».
Разумеется, все эти ответы очень сильно варьируются в зависимости от региона. Например, в восточных областях население согласно на закрепление особого статуса ОРДЛО в Конституции, внеблоковый статус Украины, государственный статус русского языка, переговоры с руководством ЛДНР и снятие блокады. Кстати, есть основания полагать, что там и содержание понятия «амнистия» немного другое, поскольку касается она не только населения Донбасса, но и участников АТО...
Несмотря на неаккуратность, а зачастую и на сознательное искажение формулировок, в целом ситуация в общественном мнении именно такая, как она представлена в этом исследовании. А именно – основная масса граждан Украины выступает против выполнения норм Минска. Когда Порошенко и Зеленский блокируют выполнение Минских соглашений, они действуют в соответствии с запросом граждан. В конце концов, если вынести пункты соглашений на референдум, то Украине придется от их выполнения отказаться официально. Ибо vox pоpuli vox Dеi.
Почему же сложилась такая ситуация?
Во-первых, это влияние военной пропаганды. Украинские СМИ создали картинку, в соответствии с которой никакого военного поражения в 2014 году не было. Напротив, доблестная украинская армия остановила «путинскую агрессию», а международное сообщество путем введения санкций заставило агрессора согласиться на возвращение оккупированной территории. Т. е. надо только подождать, и Россия вернет захваченное.
Следует отметить, что выражение противоположной точки зрения просто физически опасно, о чем свидетельствует судьба Кирилла Вышинского, Василия Муравицкого и многих других. Сейчас формируемый медиахолдинг Виктора Медведчука постепенно меняет ситуацию, но большинство рейтинговых каналов по-прежнему контролируется пропагандистами войны, а доступ к российским СМИ ограничен.
Во-вторых, украинцы все же советские люди. А опыт советских людей говорит о том, что примирение возможно только с уже поверженным врагом.
Так было в 1920 году и так было в 1945 году. Не ленинский «мир без аннексий и контрибуций», а сталинская «безоговорочная капитуляция». Соответственно, идти на компромиссы не надо, надо побеждать (см. «во-первых»).
В-третьих, надо понимать, что на большей части территории Украины настороженное отношение к Донбассу (а равно – к Крыму и Галичине). Уж очень жители этого региона не такие как все, что раздражает.
Опять же накладываются конфликты внутри элит. Например, то, что Днепропетровск в 2014 году выступил в качестве проукраинской силы, обусловлено давним (чуть ли не с начала прошлого века) противостоянием элит Криворожского горно-металлургического и Донецкого угольного регионов.
Так или иначе, но надо понять – в рамках обычной демократической процедуры (путем голосований, выборов, референдумов и т. п.) вопрос выполнения Украиной Минских соглашений не решается. Это должен быть акт авторитарного лидера под давлением внешних игроков."