Эксперты оценили, что ждет Украину после предоставления томоса
Раскол в православном мире официально закреплен — Вселенский патриарх Варфоломей подписал томос о предоставлении автокефалии так называемой «православной церкви Украины». Однако это не означает, что «развод» закончен — создание «новой церкви» на Украине давно стало частью политического процесса, а, значит, гонения на УПЦ Московского патриархата будут продолжены, считают эксперты. Какие последствия ожидают православный мир, разбиралась «Газета.Ru».
5 января Константинополь окончательно оформил раскол в православном мире — Константинопольский патриарх Варфоломей подписал томос об автокефалии «православной церкви Украины», неканонической церковной структуры.
Несмотря на то, что событие должно носить исключительно религиозный характер, на церемонии подписания присутствовали президент Украины Петр Порошенко, министр обороны страны Степан Полторак, экс-президент Виктор Ющенко, спикер Верховной рады Андрей Парубий и другие украинские политики.
Действительно, политизированным решение Константинополя называют не только в России, но и в Белоруссии и даже Польше, которую достаточно сложно заподозрить в симпатиях к РПЦ.
В частности, митрополит Варшавский и всей Польши Савва в письме Варфоломею написал, что «объединительный собор», прошедший в Киеве 15 декабря, не решил проблему раскола, а лишь еще больше ее усугубил. Более того, по словам польского митрополита, этот собор «привнес в жизнь общества много болезненных явлений, не только церковных, но и социально-политических».
Вопрос о получении Украиной автокефалии периодически поднимался на протяжении многих лет (эту задачу ставил перед собой еще Виктор Ющенко в 2008 году), однако в активную фазу он вошел только когда в процесс включился Петр Порошенко, — более того, создание независимой поместной церкви он сделал одним из пунктов своей предвыборной программы (хотя официально в президентскую гонку Порошенко еще не вступил).
И здесь на руку ему играет деидеологизированность украинского общества, считает директор украинского Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев.
В связи с этим [украинское государство] ищет новые институты и сферы, которые могли бы компенсировать душевное равновесие и одухотворение. Одной из таких сфер, очевидно, становится религия, которая на сегодняшний день, к сожалению, является очень спекулятивной за счет своего разнообразия.
Андрей Ермолаев
директор украинского Центра социальных исследований «София»
Фактически получается, что Порошенко, возглавив процесс создания автокефальной «церкви», пытается стать не только политическим лидером, но отчасти и возглавить религиозное движение на Украине.
«[Украина] реально находится в ситуации, когда к накопившимся проблемам типа нищеты, духовным проблемам, связанным с поиском моральных авторитетов, и очень сложной истории межконфессиональных отношений может добавиться проблема электоральных процессов.
Это может привести к тому, о чем предупреждают многие украинские политики, — к конфликтам характера религиозных войн, — предупреждает Ермолаев.
Порошенко уже пообещал, что на Украине будет обеспечено соблюдение принципа свободы вероисповедания, однако как именно это будет организовано и не вмешается ли «гражданское общество», главными голосами которого в последние годы на Украине стали праворадикально настроенные организации, непонятно.
Пресс-служба канонической Украинской православной церкви уже сообщила, что радикалы из «Правого сектора» (организация запрещена в России) заявили о намерениях организовать провокации возле кафедрального собора в Чернигове с целью «принуждать верующих УПЦ переходить к новому «церковному образованию».
«Сразу после того как в Стамбуле патриарх Варфоломей подписал томос новообразования “православной церкви Украины”, радикалы из “Правого сектора” на странице в Facebook разместили анонс об организации ими провокаций возле кафедрального собора Украинской православной церкви в Чернигове», — говорится в сообщении пресс-службы.
По сути, получается, что Порошенко предлагает формировать идентичность не только на национальном принципе, но и на религиозном, однако в дальнейшем это может привести к еще более глубокому расколу на Украине, или — если рассматривать с точки зрения геополитики — на дальнейшее обособление запада и востока Украины.