о китайском менталитете, кратко и интересненько :
"Неуважение и бескультурие". Почему китайцы именно такие. Часть 1
Всем привет!
Этот блог все еще называется "Шелковый путь к себе", и последние полгода я писала для вас о закулисье китайской жизни, которую вы не увидите за две недели отпуска.
Сейчас мои отношения с Китаем уже прекращены. После почти четырех лет в Пекине я снова сменила страну и переехала. Но кое-что из моей головы, как послевкусие той "старой жизни", еще будет превращаться в тексты про Китай. Как, например, сегодня.
Итак! Настало время писать об очень спорной теме, где было сломано немало копий - о китайском менталитете. Про положительные черты китайцев тоже можно было бы написать. Это трудолюбие, усидчивость, беззлобность, трудоголизм. Но про них вы знаете и без меня.
В своей статье я зайду сразу с негативных сторон менталитета. О самых неприятных особенностях китайского характера, а так же мое мнение,
Почему китайцы - такие.
Начнем, думаю, с очевидного. Первое, что бросается в глаза приехавшему в Китай (или столкнувшемуся с ними в аэропорту) - это отталкивающее безобразное поведение китайцев. Они галдят, шумят, лезут без очереди и оставляют после себя мусор и разруху. Переход улицы или вождение авто в Китае - это одинаково хитрая головоломка, потому что водители и пешеходы не видят ни друг друга, ни сигналов светофора. Сталкиваясь с китайцами по бытовым вопросам - что-то купить, обменять деньги в банке и т.д. - вы быстро поймете, что у них совершенно другие понятия честности. Данное слово можно взять, а вместо товара китайский поставщик может прислать партию неликвида и искренне недоумевать, чем вы возмущены.
Что является причиной такого поведения?
Вывод, который пришел ко мне за эти годы - просто. Причина в банальном неуважении.
Отсутствие уважения - это национальная черта китайцев. Жизненный стандарт. Описание ценностей общества в двух словах.
Эта черта бросается в глаза не сразу, потому что она сочетается с низким уровнем агрессии. Для нас это сочетание непривычно, потому что в России если вас кто-то "не уважает", то он покажет это в хамоватой и агрессивной форме. Взять даже эту застольную русскую фразу "Ты меня уважаешь?" и тон, которой она произносится. Тон, который обычно не оставляет сомнений в готовности к конфликту.
А вот у китайцев все не так. Уважения нет. Но и агрессии нет. А неуважение без агрессии - это такой холодный моральный нигилизм к чьим-либо интересам, кроме своих. Тот, что заставляет их беззлобно толкаться, мусорить, галдеть и плеваться, не обращая внимания на неудобство окружающих.
https://zen.yandex.ru/media/selfietectu … 00aeba7ae9
Итак, следующая китайская национальная особенность, на которую часто жалуются работодатели-иностранцы - это рамочность мышления.
Неоднократно я слышала, что в Китае сложно найти думающего сотрудника. Исполнительного - да. Прилежного - да: китайцы - идеальные исполнители. При нормальном контроле они будут образцово выполнять все, что им поручено.
Но как только обычному китайцу нужно взять на себя чуть больше ответственности или принять решение в нестандартной ситуации - то это конец. Все пропало. Действовать при необходимости вне шаблона, призвать на помощь свои знания из других областей и логический анализ - это задача на грани фантастики. Китайцы плохо и неохотно принимают решения в нестандартных ситуациях и боятся их.
Узость мышления дополняется еще такой чертой, как отсутствие любопытства.
https://zen.yandex.ru/media/selfietectu … 00aebfde74
Итак, что же такого произошло в истории китайской цивилизации, что на выходе мы получили такое общество? Общество, где прилежание и трудолюбие внезапно соседствует с узостью мышления и моральным нигилизмом.
Я хочу выделить три аспекта, самых важных.
- Иероглифика
- Конфуцианство
- Культурная революция
Иероглифика
Начнем с иероглифики.
Если кто-то совершенно не знаком с китайским языком, то я поясню, чем он сложен.
Иероглиф - это знак. Он означает один слог. Прочесть его как слово нельзя. Его нужно знать. Причем "знать" означает:
1) знать как он читается
2) знать, что он значит по отдельности
3) знать, что он значит в конкретном слове
В русском тоже есть слова из одного слога, например, предлог "по", но в слове "поле" он уже значит совершенно иное, чем отдельно. Так же и в китайском.
Теперь представьте, что слова в русском языке комбинируются не из букв, а из слогов. То есть теперь чтобы составлять слова, вам надо выучить не 33 буквы, а все слоги, "дра", "прю", "во" и т.д. Думаю, всего слогов в русском языке наберется несколько тысяч. И еще представьте, что букв больше нет, а каждый слог обозначается своим "значком".
То что вы представили - это реальность носителя китайского языка. Иероглифы нужно просто знать. Просто учить. А точнее, зубрить, потому что в большинстве случаев логики в написании иероглифов нет.
Когда вы представите каково это, зазубрить 3-5 тысяч слогов-иероглифов вместо 33 букв, то поймете, насколько китайская система образования должна быть заточена на зубрежку. Потому что логика, на которую делается упор в европейской системе образования, при заучивании иероглифов вам мало поможет. А чтение - это основа всего.
Три-пять тысяч - это уже достаточно чтобы читать газету, но чтобы окончить ВУЗ - требуется больше. Всего в некоторых словарях приводится 50-55 тысяч иероглифов.
Система иероглифов - это ключевая причина, почему китайское образование в целом базируется не на развитии аналитического мышления, а на механическом запоминании. "Слишком много думать" в иероглифике иногда вредно, потому что это может привести к ошибке.
Как мы видим, такой объем зазубренной информации просто забивает 70% "оперативной памяти" ребенка, не оставляя места любопытству, фантазиям и рассуждениям. С возрастом он так и привыкает учить, зубрить, запоминать и копировать вместо того, чтобы генерировать какие-то идеи самостоятельно.
Конфуцианство
Следующий кирпичик китайского менталитета - это конфуцианство.
Для обычного европейского человека Конфуций - это какой-то расплывчатый мудрец, не то философ, не то писатель из древнего Китая. Не правда ли? Кто-то, возможно знает его трактат "Беседы и суждения".
Конфуций действительно занимался написанием философских трактатов, а еще он непродолжительное время был чиновником: министром внутренних дел при Янь Хуэе. И вот тогда он уже реализовал себя как практик: разрабатывал ритуалы и правил поведения для своих подчиненных в любых жизненных ситуациях.
Проще говоря, он написал свод законов, регламентирующий каждый чих и пук подданных: по какой стороне улицы ходить, как одеваться и какую иметь прическу. Для интереса отмечу, что мужчины и женщины по этим законам должны были ходить по разным сторонам улицы, а за "неправильную" одежду полагалась смертная казнь.
Как вы поняли, вся суть конфуцианства сводится к механическому заучиванию правил и нормативов и следованию им под страхом смерти. О том, чтобы принять какое-то решение самостоятельно или выразить личное суждение - не могло быть и речи: мнение учителя нельзя было подвергать сомнению.
Почему вообще такая неоднозначная личность как Конфуций до сих пор имеет такое большое значение и влияние на китайскую культуру?
Ну, во-первых, в китайской культуре почему-то вообще не так много светил философской мысли, особенно если учесть, что культура Китая более древняя, а население всегда превышало европейское. Конфуций, Лао Цзы, и пожалуй, это все, что я могу назвать не раздумывая. На таком фоне Конфуций действительно выглядит как нечто стоящее.
Во-вторых, учение Конфуция интересным образом перекликается с образовательной системой, базирующейся на иероглифике. Так же как и в иероглифике, суть учения Конфуция в том, чтобы избавить подданных от нежелательной самодеятельности. Их задача - просто выучить и зазубрить то, что уже решено за них. Чтобы потом четко и беспрекословно этому следовать.
В общем, иероглифика + конфуцианство = со всех сторон гармоничное сочетание, прямо или косвенно осуждающее попытки думать и действовать самостоятельно.
https://zen.yandex.ru/media/selfietectu … 00aefabb0c
Итак, третий аспект - это:
Культурная революция
Тут все просто. С 1966 по 1976 год в Китае происходило практически то же самое, что и в России в начале века.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим
За эти десять лет в Китае была уничтожена интеллигенция, общественные организации, закрыты театры и книжные магазины - там разрешалось продавать только цитатник Мао. Под запрет попало искусство и спорт. Репрессиям были подвергнуты все, кто маломальски самостоятельно думал или чуть иначе выглядел.
Но даже до культурной революции китайское общество уже было загнано с двух сторон в рамки, которые отсекали все "ненужное": ненужное любопытство, ненужное нестандартное мышление и ненужный широкий кругозор. Просто культурная революция окончательно подровняла общество еще и "сверху", окончательно срезав всю интеллигенцию.
У раскидистого деревца китайского общества сначала обрубили ветви, а потом отпилили макушку. Какие-то робкие "культурные отростки" от этого пенька начали появляться только сейчас, по мере взросления нового поколения китайцев. Но когда он снова превратится в дерево, и превратится ли - вопрос не одного поколения.
Итак, откуда взялось это тотальное отсутствие уважения, как национальная черта?
К перечисленным культурным особенностям давайте добавим сильнейшую конкуренцию в условиях перенаселения.
Представьте себе общество полуголодных людей, вынужденных конкурировать за кусок хлеба, и у которых нет "интеллигентных" способов борьбы, вроде способности нестандартно мыслить или как-то проявить интеллект. Первое, что появится в таком обществе - это восприятие своего соседа как конкурента. Когда речь идет о последней чашке риса, уважение и сочувствие к конкуренту сделают тебя уязвимым, а значит, эти качества в обществе быстро отмирают. Те люди, которые сейчас "воспитывают" новое поколение китайцев - это все те же выходцы из маоистского Китая. А значит, уже с молоком матери дети впитывают, что привычка конкурировать, даже по мелочам, - например, толкнуть в метро, чтобы быстрее зайти в вагон, - это нормально.
ххх
То, на что остается надеяться - это что рост благосостояния, который стремительно происходит в Китае, ослабит эту внутреннюю конкуренцию. Как следствие, члены такого общества начнут воспринимать окружающих не как соперников, а как людей.
Хотя для страны такого масштаба, как Китай, изменения не будут проходить быстро и потребуется, возможно, еще одно-два поколения, чтобы китайцы смогли "наесться".
Посмотрим, к чему это приведет.
https://zen.yandex.ru/media/selfietectu … 00af5b6c2c
Отредактировано ДимитриUS (2019-10-22 08:54:51)