О живучести роботизированной техники под огнем.
http://colonelcassad.livejournal.com/3598435.html
Недавно мне рассказали историю из Авдеевской промзоны, когда группа разведчиков ДНР несколько дней не могла подавить пулеметный расчет ВСУ. По этой пулеметной точке применяли практический все, начиная от РПГ, заканчивая ПТУР, но подавить эту пулеметную точку они не смогли. Оказалось, что это была уродливая и неказистая роботизированная пулеметная установка ВСУ на дистанционном управлении.
Кстати, уничтожить этот «пулемет на колесиках» разведчикам ДНР так и не удалось…
Про использование роботизированных Т-34 и Су-100 в качестве подвижных мишеней на учениях Запад-81.
http://militaryarticle.ru/tekhnika-i-vo … nku-robotu
Учение проводилось с боевой стрельбой в Дретунском учебном центре, недалеко от Полоцка. Была создана для боевой стрельбы оборона противника - две линии траншей, закопанные реальные макеты-танки, орудия, пулеметные гнезда, для контратаки на третьей позиции и на левом фланге по отношению к направлению наступления двух дивизий были поставлены 100 танков Т-34, которые должны были контратаковать.
В дальнейшем предусматривалось форсирование р. Западная Десна и ведение боя с реальным «противником» - подошедшей дивизией с юга, после встречных боевых действий, пройдя свыше 250 км в направлении Минска, на полигоне Колодище, вблизи городка Уручье, было еще одно развертывание против обороны «южных», и завершено учение.
На учение были приглашены руководство Белоруссии, все командующие военными округами, командующие армиями, представители стран Варшавского Договора. Учение началось с реальной мощной артподготовки и ударов авиации по целям на первых двух позициях и переходом в наступление войск «северных» на фронте до 25 км. Мы наблюдали атаку 3 тд, которая, преодолев по гатям болото, развернулась и, ведя огонь с ходу, уничтожила реально поставленные танки-макеты и орудия в окопах, атаковала передний край. Артиллерия и авиация, вертолеты перенесли огонь в глубину. Мы вслед за атакующими переехали на наблюдательный пункт № 2. Я все время был рядом с маршалом Устиновым. Когда подошел второй эшелон дивизии, маршал волновался, получится ли контратака танков Т-34, ведь это была его идея. Я успокаивал его, что все получится. Когда левофланговый танковый полк подошел на уровень наблюдательного пункта, где находились мы, я дал команду «заводи», вдалеке, километрах в двух, одновременно появились дымки от заведенных двигателей и одновременно залп холостыми снарядами. Это было удивительное зрелище: увидеть одновременный залповый огонь из пушек, направленный в нашу сторону. Такое зрелище можно увидеть один раз в жизни, а может быть, никогда. Танки-макеты смогли сделать только один выстрел холостым снарядом, заряженным в стволе, больше выстрелов не было, так как мы не смогли сделать автоматического устройства перезаряжания орудия без человека, но и один выстрел произвел эффект на присутствующих. Контратакующие танки на первой передаче начали медленное движение на фронте 4 км против левого фланга дивизии. Атака была хорошо видна на всем ее фронте, так как местность позволяла это. Танковый полк и подошедший истребительный артиллерийский дивизион огнем с места начали уничтожать контратакующие танки. Постепенно, один за другим Т-34 были подбиты и остановились, некоторые даже загорелись.
Что интересно, один Т-34, сколько по нему ни стреляли, продолжал движение и уже вышел к нашему НП, когда уже нельзя было по нему стрелять. Он подошел вплотную к нам, но так как мы были на большом холме с крутыми скатами, танк пытался подняться. Ему это не удалось, видно, разное сопротивление под гусеницами повернуло его влево, и он пошел прямо к озеру, которое было рядом с НП, вошел в воду и некоторое время двигался, пока не утонул. Это было поразительное зрелище» (Потапов Ю.М. О жизни и службе в XX веке. - М.: Редакционно-издательский центр МО РФ, 2005).
Следует отметить, что применение АСУ-ОД позволяет существенно повысить надежность боевого применения танков. Экспериментальный обстрел танков на учениях «Запад-81» показал, что при попадании в танк даже нескольких снарядов аппаратура и агрегаты танка продолжали функционировать, тогда как экипаж, как правило, выходил бы из строя после первого же попадания снаряда противника.
Итак, роботизированная техника в бою отличается повышенной живучестью.
Во-первых, за счет того, что специально сконструированная безэкипажная машина может обладать меньшими размерами, чем пилотируемая. Особенно резко различаются размеры в случае легкого и относительно компактного вооружения (см. случай с необитаемой пулеметной установкой ВСУ). В этом случае вероятность прямого попадания в машину резко снижается.
Во-вторых, в случае попадания и поражения безэкипажной машины далеко не всегда пробитие брони и повреждение агрегатов сразу так сильно повреждает их, что они моментально полностью выходят из строя. Поэтому на поражение роботизированной машины даже на базе устаревшего танка, чья броня не способна выдержать современные ПТС, на учениях Запад-81 в среднем тратилось несколько боеприпасов.
В случае пилотируемого танка после первого же пробития брони часть экипажа зачастую оказывается убита или ранена. И даже если танкистам посчастливилось остаться невредимыми - все равно обычно после пробития, особенно если оно привело к частичному снижению боеспособности танка, экипаж прекращает бой и покидает танк. У людей срабатывает инстинкт самосохранения, и трудно их за это упрекать.
Такие случаи, когда после первых пробитий экипаж танка продолжал вести бой вплоть до полного уничтожения машины множественными попаданиями, в военных мемуарах описываются как редкие примеры исключительного мужества и самоотверженности.
А в случае безэкипажной машины такие ситуации станут типичными. Танк-робот может продолжать сражаться, пока не будет полностью выведен из строя. Если попадание лишит его подвижности - будет стрелять с места, пока его самого не разнесут повторными пробитиями. Если попадания лишат его возможность вести огонь - может продолжать двигаться на противника, играя роль ложной цели и отвлекая внимание противотанковой обороны от других, еще невредимых роботов.
Эти возможности безэкипажных машин, которые редко будут выводиться из строя единственным пробитием, и даже поврежденные будут "самоотверженно" продолжать бой, продолжая наносить врагу ущерб - сделают борьбу с ними особенно сложной.
Вспоминается Терминатор, с оторванными ногами упрямо пытающийся доползти до Сары Конор.
Шутки шутками, но при бое с передовым эшелоном роботизированного подразделения, состоящим из необитаемых машин, придется пересмотреть прежние нормы подавления и уничтожения противника. Подавление, при обстреле групповой цели - это поражение 30% целей. Уничтожение - поражение 50%. Считается, что при таких потерях часть противника теряет боеспособность и не может продолжать эффективное сопротивление.
Примечательно, что это советские нормативы. Натовские нормативы менее жесткие - на Западе считают, что уже при 30% потерь часть теряет боеспособность. Там меньше надеялись на высокий боевой дух солдат.
В случае с роботизированным подразделением уничтожение 50% роботов не помешает остальным продолжать оказывать ожесточенное сопротивление. И, как выше было написано, для прекращения боя отдельным роботом нужно именно поразить его так, чтобы он физически не мог продолжать воевать. Частично поврежденные, "раненые" роботы - могут продолжать сопротивление.
То есть, применительно к "человеческой" терминологии, подразделения роботов будут сражаться фанатично, "до последнего солдата", не покидая строй после "ранений".
Отредактировано Шестопер (2017-08-09 09:44:04)