Истребитель нового поколения для ВВС США, известный как Penetrating Counter Air (РСА - "проникающий в воздушное пространство противника") может стоить около 300 млн долл США, то есть в три раза дороже F-35, говорится в новом исследовании Бюджетного управления Конгресса США (СВО - Congressional Budget Office).
В настоящее время истребитель F-35A стоит 94 млн долл, причем стоимость будет уменьшаться за счет все более ускоряющихся темпов ежегодного выпуска, самолеты этого типа заменят значительную долю боевого парка ВВС США до 2050 года.
Эта сумма - 300 млн долл - хотя и не является официальной сметой расходов Пентагона, представляет собой первый случай, когда правительственная организация взвесила потенциальный ценник для PCA.
По оценкам парламентского Бюджетного управления, ВВС США потребуется 414 самолетов PCA для замены существующих F-15C/D и F-22 (нынешних истребителей, предназначенных для воздушных боев), в исследовании также предполагается, что первый самолет поступит в эксплуатацию в 2030 году.
В чем причина такой огромной стоимости? Часть этого сводится к стоимости новых технологий. “РСА, вероятно, будет иметь большую дальность и боевую нагрузку, а также повышенную скрытность и возможностей сенсора, чем сегодняшний F-22; эти характеристики помогли бы ему действовать в условиях противодействия мощной системы ПВО, как в Китае, России и других потенциальных противников, которые, вероятно, появятся в будущем", говорится в исследовании.
Другая причина сводится к истории. Военно-воздушные силы и промышленность имеют обыкновение не придерживаться ранее запланированных цен на производство самолетов-стелсов. Программы B-2 и F-22 были частично сокращены из-за высокой цены за самолет, что, в свою очередь, способствовало тому, что темпы производства никогда не ускорялись до такой степени, чтобы удельные затраты начали уменьшаться. Первые годы программы F-35 были также омрачены перерасходами средств, что в конечном итоге побудило Пентагон реструктурировать ее. "Сдерживание расходов на самолеты PCA может быть столь же трудным”, говорится в докладе.
В 2016 году ВВС рассказали немного о своем видении самолета РСА в рамках проекта Air Superiority 2030, где высказывались мысли, что это будет система, интегрируемая в семейства воздушных, космических, кибернетических и РЭБ-технологий. "Замена может быть не в качестве одного самолета. Это могут быть два или три различных типа возможностей и систем. И когда мы смотрим на превосходство в воздухе в будущем, гарантируя, что мы продвигаемся вперед, чтобы оставаться впереди противника, мы смотрим на все эти варианты", заявил в начале этого года начальник штаба ВВС генерал Дэйв Голдфейн.
Хотя руководство ВВС не говорит, что именно оно делает для разработки PCA или когда новый самолет может появиться на вооружении, но совершенно очевидно, что идут расходы на программу. В бюджете на 2019 финансовый год ВВС запросили 504 миллиона долларов для "воздушного доминирования следующего поколения" (next-generation air dominance). В 2020 году планируется увеличить инвестиции до 1,4 млрд, в 2022 году - до 3,1 млрд долл.
Согласно анализу Бюджетного управления, в 2033 году закупка новых самолетов ВВС может достичь пика расходов примерно в 26 миллиардов долларов, поскольку ВВС будут закупать как F-35, так и PCA. Эти два истребителя, вместе с бомбардировщиком B-21, должны стать крупнейшими драйверами стоимости - закупки этих самолетов достигают своего пика в середине 2030-х годов. "Средние годовые затраты на закупку новых самолетов все равно будут выше, чем в недавнем прошлом: 15 миллиардов долларов в 2020-х годах, 23 миллиарда долларов в 2030-х годах и 15 миллиардов долларов в 2040-х годах”, говорится в докладе.
Оценки включали в себя стоимость 35 платформ, которые заменят устаревшие системы, и шесть наиболее крупных из них, на которые придется более 85% прогнозируемых затрат, это F-35, PCA, KC-46A, B-21, C-130J, а также пока не объявленная замена C-17.
В докладе описывается будущее, когда ВВС будет позволено вывести из состава все истребители и штурмовики - A-10, F-15, F-16 и даже F-22 в пользу трех самолетов: F-35, PCA и легкого штурмовика, настроенного для выполнения задач в конфликтах с низкой угрозой. Военно-воздушные силы еще не приняли решение о покупке легкого штурмовика или о том, насколько масштабной может быть его покупка, хотя ожидается, что ВВС направит запрос предложений к концу месяца.
"Финансирование закупки новых истребителей составляет около половины от общих прогнозируемых затрат на закупку новых самолетов”, говорится в исследовании. F-35 будет самой дорогой программой в 2020-х годах, пока PCA не займет свое место в начале 2030-х годов.
Военно-воздушные силы могли бы снизить расходы "парой способов", хотя все они имеют значительные недостатки. Во-первых, можно продлить срок службы устаревших истребителей и штурмовиков, и откладывать на потом новые программы, такие как PCA. Тем не менее, в докладе отмечается, что "снабжение запасными частями устаревших самолетов может быть как трудным, так и дорогим, и отремонтированный парк может не обеспечить потенциал, как парк самолетов нового поколения".
Если ВВС хотят увеличить доступность своего парка, не заплатив высокую цену, связанную с разработкой нового стелс-истребителя, они могут заменить свои F-15 и F-16 постройкой новых самолетов этих типов. Этот вариант, вероятно, будет дороже продления срока службы существующих самолетов, но ВВС получат самолеты новой постройки, то есть более надежные. Военно-воздушные силы могут также отложить программу РСА, просто убрав часть устаревших самолетов из эксплуатации, не заменив их новыми. Тем не менее, руководство ВВС в лице министра Хизер Уилсон утверждает, что количество истребителей уже сейчас "слишком мало" - ставится цель увеличить количество эскадрилий от 312 до 386. В таких условиях неизбежна покупка новых истребителей.