Realist написал(а):Исходя из того, что крышка на кастрюлю так или иначе найдется, делать кастрюлю очень дорогой и сложной в производстве и эксплуатации, пытаясь побеждать ею всё и вся в некой сфероконической дуэли "250 тонный танк танкует противотанковый батальон и бомбардировочную эскадрилью, выполняя ЛБЗ-10 с отличием" - нерационально. Тут уже была озвучена мысль, ИРЛ путь к успеху и снижению потерь - отработка в целом работы единой системы, которая должна состоять из элементов умеренной стоимости - и средств разведки, и управления, и артиллерии, и танков, и пехоты, и авиации, и РЭБ, и эвакуации, и ремонта/лечения.
Пока что возможность снизить цену элементов до умеренной совершенно не просматривается. Не то что ОБТ, но даже легкие обитаемые и необитаемые машины, оснащенные приборами наблюдения танкового уровня, связанные в единую информационную сеть, несущие КАЗ и управляемое вооружение, в перспективе обладающие машинным интеллектом - подобные машинки имеют цену, измеряемую в миллионах долларов.
Дешевых и одновременно современных кастрюль не делает никто.
Realist написал(а):что на каждую кастрюлю неминуемо найдется своя крышка, т.е. после первого шока от вида 250 т. монстра (шока от того, что кто-то эту херь все же сделал на деньги налогоплательщиков) лишь дело малого времени - нахождение способа его ликвидации. Я думаю, тут можно привести в пример флот - совершенно не обязательно пускать авианосец ко дну, достаточно добиться пожара на палубе, чтобы огроменная махина стала бесполезной с военной точки зрения на долгое время. Для "обезвреживания" нет нужды подрывать такой супер-бронемонстр, чтобы он разлетелся на части, достаточно нанести ему повреждения для прекращения выполнения задачи, допустим, выбив пушку или повредив ходовую. Пусть стоит без толку и гордится своими 250 бесполезными тоннами.
А где оптимум размерности? Да, Мыши пока по планете не ездят, но и всевозможные MCS никак не могут вытеснить ОБТ, особенно в воюющих армиях. Причем, если внедрения супертяжей ограничивают, помимо других факторов, очевидные логистические сложности, то с эксплуатацией легкой бронетехники никаких логистических проблем нет.
Так что, современные ОБТ и есть искомый оптимум? С точки зрения голой практики вроде да, но чем отличается по защищенности Бредли с ДЗ и КАЗ (или средний танк на ее базе) от Абрамса? Для большей части поверхности машин, кроме лба и бортов башни, разница в их защите непринципиальна для большинства ПТС.
Так что я пока оставляю за собой право считать, что машины с принципиально более высокой интегральной защищенностью имеют право на существование. А дозреют ли до реализации этого танкостроители - будущее покажет.
Боевая устойчивость сверхтяжелых двухзвенных танков будет обеспечиваться не только усиленной защитой забронированных агрегатов, но и резервированием тех систем, которые забронировать нельзя. Гусениц - четыре штуки вместо двух. Вооруженние - не только пушечное, но и ракетное (причем установленное на разных звеньях, так что нельзя поразить одним попаданием). Если говорить о поражении небронированных или легкобронированных целей - то есть еще АП. Прицелы дублированы, элементы КАЗ распределены по двум звеньям.
Так что единичным попаданием маловероятно будет лишить танк боеспособности, даже за счет попадания в легкопоражаемые узлы.