С форума Паралая:
Постараюсь вспомнить конец 80-х в ХКБМ:
- на моей памяти в 88 году был изготовлен первый образец 477 а. Как то я не помню,что бы мы называли машины бунтарем, молотом,нотой. Он по компоновке практически не отличался от 477. В первую очередь стояла задача снизить вес. Внешне машины отличались наличием клюва на лобовом модуле, горбом над орудием . Вес снижали в основном за счёт оптимизации толщин и применения алюминия и титана. Габарит всех люков был 210 мм. (Встроенная дз и между основанием и подложкой вв заливается какой то застывающий противорадиационный состав). Передний модуль состоял из двух частей-из основного лобового модуля с двумя рядами встроенной дз и верхний наклонный модуль с вдз. Габарит, если не изменяет память был в районе 1100 мм. Модули были съёмные и крепились на болтах. Т.н. башня была литая с уклоном 5 градусов. Это было сделано из за того,что командир и наводит сидели чуть выше механика. (У них был Объединенныей пульт управоением вооружением.) Пол кабины башни забирал высоту. Поэтому на фото видны в секторе +-35 градусов наклонные крышки вдз для перекрытия подъёма башни на корму . Аналогичные элементы вдз также были на верхнем листе корпуса перед башней. На фото это тоже видно. На 477 и 477 а защита верхней проекции башни кроме люков была ещё за командиром и наводчиком , аналогичная люкам. Структуру композитной брони разрабатывал ВНИИ Стали. Мы часто друг к другу ездили. Хорошие были времена.
В Кубинке,по моему в 89 году, был проведен полный комплекс испытаний на бронестойкость изделия 477. Били всеми типами снарядов из 125 мм. Со 100 м с изменением навески зарядов. РПГ и ПТУР тамдемеый. Подрывали сверху 152 мм офс, ударное ядро. Пробитие было только ударным ядром. Было подозрение, что не сработала вдз. Правда, когда бахнули птуром в крайнюю ячейку лобового модуля, от детонации срезало по металлу криво шип ленивца. После каждого выстрела, особенно по бортам, приходилось потом долго ставить на место бортовые экраны методом приватизация (хорошо,что они были ещё не титановые), собирать отвалившиеся крышки вдз и собирать раскиданные по тиру элементы дз. В общем машину разбили в хлам. Под конец подорвали на противотанковой мине ,выдержал танк и это. Стойкость брони была подтверждена, к живучести брони возникали вопросы.
Уже поздно,спать хочется. Если интересно, позже расскажу историю разработки компоновки и принципов бронирования следующей титановой версии заказа 6919-лебедих ной песни советского танкостроения.