Выступление наркома обороны СССР С.К. Тимошенко с разбором смотрового тактического учения 6 стрелковой дивизии ЗапОВО
Выступление наркома обороны СССР С.К. Тимошенко с разбором смотрового тактического учения 6 стрелковой дивизии ЗапОВО1
7 сентября 1940 г.
Разбор смотрового тактического учения 6-й стрелковой дивизии ЗапОВО
Товарищи, вам известно, что мы проводим сейчас перестройку работы в Красной Армии.
Эта перестройка заключается в том, чтобы как можно скорее всю нашу учебу направить на правильный путь, как можно лучше взять бразды правления в свои руки и приблизить нашу мирную учебу к действительной боевой обстановке.
Данный разбор, к которому я сейчас хочу перейти, будет говорить именно об этом. Если хочешь по-настоящему понимать и знать свое дело, нужно отчетливо представлять, кто это дело и как творит. В наших основных подразделениях (рота и батальон) кипит настоящее дело и с большой пользой тогда, когда люди организованы, когда их командиры ясно осознали цели и задачи и твердо управляют людьми. В этих же подразделениях, когда отсутствует воинская организованность, дело не идет, руководители не управляют и нет нужных результатов работы.
Сегодня я решил во изменение всяких форм и трафаретов (и думаю буду прав) провести этот разбор при участии командиров подразделений и красноармейского состава. Иной раз полезно и правильно проводить разбор таких учений с командным и красноармейским составом вместе и вот почему: не думайте, товарищи командиры, что если кому дано больше в звании, тот все знает. Признаться откровенно, на таком дружном собрании это можно сказать, много хороших и командиров, и политработников вышло у нас из красноармейской среды. Поэтому мы так обязаны воспитывать эту гущу красноармейского состава, чтобы из него постоянно можно было черпать в огромном количестве доблестных сынов — будущих командиров и политработников нашей Красной Армии. Мы будем и впредь пополнять наши кадры из среды красноармейского состава, и чем лучше мы будем образовывать этот состав, чем умнее, толковее и доходчивее разъяснять, тем лучше будет пополнение. Нужно умело разъяснять значимость этого дела с тем, чтобы красноармейцы и командиры шли на свое дело с полным сознанием того, что от него требуется и что он должен показать в своей работе. Все мы должны сознательно показать свои способности, показать себя не на словах, а на деле.
Теперь о наших задачах. Опыт последней войны с белофиннами показал явное недопонимание нами реальной возможности, недопонимание того напряженного, тягучего, подчас днями и ночами, даже сутками и больше продолжающегося настоящего кровопролитного боя. Мы с вами в этих боях оказались в некоторой степени чудаками. Мы учили стрельбе, тут соцсоревнование при помощи политработников помогало, учились брать высотки, атаковывать их на «Ура». Все как будто бы выходило не плохо. А на самом деле, столкнувшись с действительной боевой обстановкой, оказалось, что с одним «Ура» свою высотку-то и возьмешь, а этой одной высотой в действительной боевой обстановке победа не достигается. Победу нужно добывать огромным напряжением сил и хорошей выучкой бойцов и командиров. Коли мы не осознаем своего настоящего поведения на поле боя и будем ходить в расчете на то, что атакуем и возьмем на «Ура», мы будем проливать огромные потоки крови.
Перехожу непосредственно к вопросу, проигранному на вашем учении.
Оборона. То, что мы с вами сейчас на практике проделали, многие из вас — бойцы и командиры знают, как это было дело в действительности.
Оборона теперь строится совершенно по-иному, а не так, как было в прошлые годы. Она строится на большой глубине. Мы должны учитывать, что наша страна имеет лесисто-болотистую местность, на которой необходимо строить разного рода заграждения, обороняя их небольшими группками подготовленных бойцов и командиров, с отдельно приданными им огневыми средствами — станковыми пулеметами и пушками. Такого характера оборона должна день и ночь терзать подходящего противника. Предполье имеет своим назначением — задержать и расстроить наступление противника, оторвать технику наступающего от живой силы. В предполье обороняющийся должен разведать противника и его группировку. Предполье должно состоять из ряда полос заграждений, по возможности сплошных. В промежутках между полосами обязательно заграждаются и разрушаются все дороги, которые противник может использовать для своего движения. Чем больше заграждений для противника, тем лучше для обороняющегося, тем меньше нужно живой силы для обороны предполья. Здесь больше всего находят себе применение такие препятствия, как завалы, минирование, фугасы и разрушение.
Создание обороняемого предполья перед главной полосой обороны имеет целью: выиграть время для оборудования главной полосы, затруднить подход к ней наступающего, расстроить, истощить его еще до подхода к переднему краю и осложнить ему организацию наступления. Это достигается устройством в глубокой полосе ряда оборонительных позиций, усиленных заграждениями. Правда, это трудновато. Куда проще и легче было в прошлые годы, когда не нужно было копать, залег, бывало, и лежи, главный вопрос — был бы харч, затем пообедали и все на солнце уснули. Эти времена, когда все легко давалось, давно прошли. Теперь трудиться нужно.
Товарищи, я не хочу, чтобы вы меня поняли неправильно и не подумали обо мне, как о дрессировщике, который хочет нашу Красную Армию выдрессировать. Это было бы неправильно. Вы должны знать, что нашей партии, советской власти, нашему великому, могучему советскому народу каждый человек дорог. И вот, когда теперь оцениваешь приобретенный опыт последних войн, то ясно себе представляешь, что кровь многих бойцов, командиров и политработников пролита именно потому, что они не были так, как нужно, обучены, что они в процессе своей учебы в мирное время невнимательно к ней относились.
Нам теперь поставлена задача Центральным Комитетом партии и лично товарищем Сталиным — внушить всем бойцам, командирам и политработникам, что их прежняя деятельность во многом была фальшива. Это нужно сделать для того, чтобы каждый боец и командир понял, что в условиях мирного времени нам нужно очень много трудиться для того, чтобы было легче на войне, чтобы можно было добиться победы малой кровью. Это нужно каждому понять.
Наступление. Товарищи, мы с вами на наших практических занятиях, которые провели в эти три последних дня, отработали наступление авангарда стрелковой дивизии с преодолением предполья, с последующим прорывом стрелковой дивизией укрепленной полосы противника.
Перед 125 сп, усиленным авангардом 6 сд, стояла задача после 36 км марша преодолеть сопротивление обороны в предполье и обеспечить развертывание и подготовку дивизии для прорыва укрепленной полосы обороны. Эта задача требовала такой организации марша, в результате которой войска дивизии, сохранив высокую боеспособность, могли бы немедленно развернуть наступление в сложных условиях предполья.
Дивизия, пройдя 36 км, показала себя неплохо, но на общем фоне оценки есть и темные пятна. Мы с вами должны всегда иметь в виду, что наш вероятный противник будет располагать большими возможностями в виде артиллерии и бомбардировочной авиации. У нас в прошлом здесь был уклон, и я хочу сказать, что уклон в военном деле такая же страшная вещь, как и в партийном. Мы здесь немножко, так сказать, пошли по линии наименьшего сопротивления, а именно — танков у нас много, авиации тоже, войска много, нас ничто не страшит, совершенно не считаясь с тем, что у противника есть такие же средства борьбы, как и у нас.
На войне мы увидели, что как только начали снаряды бить по нас, а мы к этому не были по-настоящему подготовлены, мы привыкли пугать своей техникой, и получилось не совсем ладно. Нужно хорошо уяснить задачу своей техники, что от нее требуется, то, что техники очень много — это очень хорошо, но эту технику нужно по-настоящему знать, уметь ею хорошо управлять, приспосабливать к нужному месту, ясно представлять ее задачи на поле боя и лучше учитывать возможности ее использования. Вот эти привычки нам нужно выработать в себе. Нужно уметь искусно применять и использовать технику на поле боя, а не только дома, в казарме. Мы очень увлекались в Красной Армии грамотностью, а должен вам сказать, что поле боя и боевая обстановка дает наилучшее развитие людям, вырабатывая в них находчивость и умение владеть собою на поле боя.
Вы вправе спросить меня, какие же основные черные пятна я подразумеваю и имею в виду на марше дивизии. Они выражаются в том, что мы не привыкли себя утруждать расчленением и укрытием от авиации. Это заведено у нас и в звене высших командиров. Они невнимательно относятся к авиации, пренебрегают наблюдать за нею, не могут своевременно ее увидеть и вовремя предупредить свои войска.
Командир роты, батальона и все выше их командиры должны постоянно иметь полное представление о той местности, на которой вы действуете, выполняя боевую задачу. У вас должен быть не условный, а настоящий, опытный человек впереди, который дает вам постоянно знать о характере местности, ее особенностях и способах преодоления того, что мешает. Это нужно знать каждому командиру, как художнику свое дело, а не делать переполоха, когда оказываешься в затруднении. Нужно знать, где и какой порядок можно применить при налете авиации. Нужно больше смотреть вперед, наблюдать, предупреждать о происходящем впереди, а не топтаться на одном месте. А у вас повторилось то, что, как говорят, кажинный раз на этом самом месте, прилетела авиация, застала пехоту на привале, обеспечения с воздуха и с земли не было, и ваш полк, будь это в боевой обстановке, понес бы огромные потери. Это обстоятельство нужно постоянно учитывать, а в данном случае оно и явилось черным пятном в ваших действиях на марше. Вот эти поступки, которые мы совершаем, они и лежат большим грехом на вашей душе и они будут еще большим грехом, если мы будем так грешить на войне. Этот наш недостаток нужно учесть и еще в мирных условиях так заставлять людей действовать, чтобы подобных грехов было меньше в мирное время. Нужно больше вкладывать вкуса в нашу работу, и это облегчит нам успех в будущей войне.
Нужно делать упор на то, чтобы выучить командиров и бойцов искусно владеть собою на поле боя. Возможности к этому у нас большие, мы лишь должны так планировать наше рабочее время, чтобы его хватило и на подготовку полка—дивизии и других высших соединений и чтобы его осталось на одиночную подготовку бойца и подготовку мелких подразделений. Нечего тут особенно мудрить и философствовать. Мы не можем заниматься нереальными видами. Должны по-настоящему оценить то действительное, что имеем, учесть его и с теми людьми, которых имеем в своем подчинении, взяться по-настоящему за дело и подготовить, в первую очередь, роту и батальон. Потом уже остальное время использовать для того, чтобы провести отрядное учение, полковое и дивизионное.
Теперь по ходу действий. Неплохо и быстро почувствовал наступающий батальон противника, своевременно развернулся для встречи с ним; опередил противника в развертывании, но не использовал выгод и, развернувшись, пролежал бесцельно около 40 минут. Произошло это потому, что нет налицо действительного сознания внутри, а оно где-то около находится. По полю боя все ходят и ждут, чтобы посредник сказал, что правильно и что нет. Посредник существует для того, чтобы разыгрывать картину боя, а мы, командиры и красноармейцы, на поле боя должны действовать так, как это нам кажется правильным, должны смело и решительно командовать и обеспечивать успех боя. Конечно, пролежавши 40 минут и не захватив рубежа, противник захватывает его первым и тогда вам нужно вести уже бой. А вы знаете, что значит вести бой за рубеж, который дает выгоду обороняющемуся. Это значит вести бой с большим кровопролитием или нужно ждать, когда подтянутся свои части, артиллерия и не исключена возможность вызова и авиации. Тут уже должно быть построено сложное взаимодействие, это требует удлинения сроков ваших действий, кропотливой работы и задерживает сзади идущие войска на целые часы, а может быть и сутки.
Вот я вам привел только один небольшой эпизод и показал на нем, как от неправильного действия резко меняется обстановка не в вашу пользу. Можно было бы привести таких эпизодов очень много. Я считаю, что вы должны будете все недостатки, обнаруженные в ходе учения, разобрать, уяснить, а политработники в своих директивах просто и ясно разъяснить бойцам, каким путем нужно пойти, чтобы эти пробелы ликвидировать, довести до сознания каждого бойца, что как иногда многое теряешь от неправильного своего действия. Наши недостатки периода мирного времени бывают особенно хорошо видны и чувствительны в условиях войны.
Сейчас мы с вами не ощущаем потерь, поэтому во многих случаях к тому или иному пробелу легко относимся.
Опыт войны показал, что от неправильного своего поведения на поле боя мы имели большие потери в ротах. А это происходит потому, что мы действуем огулом, облавой, не расчленяемся, не применяем свои боевые порядки в условиях местности. Если вы, дорогие товарищи 125 полка, будете так поступать и ходить, как на этом тактическом учении, вы на поле боя будете нести большие потери. На финском фронте, бывало, командир роты доносит — не могу дальше наступать и действовать, имею большие потери. А что делается дальше? Посылается подкрепление — один, два батальона и даже полк, между тем, там никакого подкрепления посылать не нужно, а требовалось только умелое действие этой роты. Чрезмерное насыщение фронта людьми только умножает потери.
Здесь нам нужно многое сделать и перестроить. Командир, который дополнительно просил батальон, должен бы действительно, по-настоящему знать картину боя. Между тем, как раз этого то он и не знал. Часто требовалась не сила, а только настоящее умение командира действовать смело и решительно. Когда умело, правильно руководишь, а главное, четко знаешь военное дело, умело применяешь свои знания, потерь будет во сто раз меньше.
Вот, товарищи, это искусство — мы не должны ждать пока оно само в карман залезет. Нужно наших бойцов и командиров так учить, чтобы они в условиях мирного времени постигали и приобретали это искусство, имели познания в военном деле, были бы основательно подкованы. А для этого нужно крепко и крепко поработать.
Проведенное у нас здесь учение показывает, что вы хотели показать себя с хорошей стороны, но оказалось — желание это одно, а чтобы показать на практике желаемое — другое дело. Здесь нужно быть по-настоящему подготовленным. Желание должно всегда сочетаться с действительно достигнутым, только тогда это желаемое можно показать.
Наша оборона имела 12 км полосу предполья. Очень неплохо обороняющийся батальон заградил ее, но можно было бы сделать и еще больше. Это, видимо, первый этап нашего перелома, и как только мы войдем во вкус дела, наши командиры и бойцы будут творить чудеса в этом деле. И тогда мы смело пойдем по намеченному пути и будем стараться всеми возможными путями и мерами познавать это дело.
Что показывает так называемый первый этап перелома в наступлении и обороне?
В обороне. Прежде всего, за счет заграждений обороняющий устраивает завалы, прикрывает свои огневые средства, имеет пути отхода, маневрирует своими огневыми средствами, вводит наступающего в заблуждение, все направляет на то, чтобы вымотать и истощить силы наступающего до подхода к главной полосе обороны. Так должна быть построена теперешняя оборона, но вы, имея старые привычки, во многом действуете неправильно.
Разведка велась без всякой целеустремленности и конкретного плана. Донесения разведки неконкретны и бессодержательны. Разведка наблюдением не усвоена, результатов наблюдения ни один командир не наносит на карту. О наблюдениях никто не доносит вверх, и результаты донесения пропадают для вышестоящих командиров.
Товарищи, нужно прямо заявить, что времени у нас на нашу учебу отводится очень много. Тот рабочий день, который установлен у нас в Красной Армии и в стране, обеспечивает нам, чтобы все положенное для нас мы знали хорошо. Нам вполне достаточно времени для того, чтобы хорошо учить и учиться выполнять свои обязанности так, как этого от нас требует партия и правительство.
Находясь в обороне, мы не научились маневрировать огнем, многое упрощаем. Сейчас задача заключается в том, чтобы наши подразделения умели вести свои действия в условиях измененной тактики. В этом сейчас фокус. Наши мелкие подразделения должны иметь свою тактику, в совершенстве ее применять и тем самым выполнять свою боевую задачу. Вот этот самый момент не совсем усвоен всеми товарищами, которые несли службу заграждения.
Надо лучше разведывать и не ждать пока на вас навалятся. Про разведку я уже говорил. Сейчас требуется вести разумную разведку, и мы ее должны наладить. Думаю, что я вам не первый говорю про разведку, об этом мы уже ведем речь 15 лет с первого дня существования Красной Армии, все время говорим о разведке, а настоящей разведки на поле боя в мирное время нет. А делается это потому, что тот, кто высылает ее, он виновен в том, что от этой разведки не требует, чтобы она по-настоящему работала, доносила ему. Зачастую бывает так, разведку послали, задачи толком не поставили, а потом с нее и не спрашивают, так как для формы только послали. Такая разведка, конечно, ничего полезного не дает. Словом, существует формальное отношение к разведке: пошел, погулял где-то, пришел, а с него и не спрашивают. От вас, от командиров, в первую очередь это зависит. Уверяю вас, если вы с завтрашнего дня будете правильно организовывать разведку, точно ставить перед ней задачу, чтобы она действительно добывала необходимые вам сведения, то у нас в недалеком будущем появятся сотни и тысячи хороших бойцов и командиров, которые будут давать нам прекрасные данные и будут ими питать командира, ведущего бой. За это дело нужно взяться и поставить его на твердые ноги. Надо не просто по этому вопросу говорить на разборе лишь для того, чтобы не обойти его. Я думаю, товарищи, что в этом вопросе живет еще наша неуклюжесть, с которой нужно раз и навсегда покончить.
Когда мы рассчитываем время, а у нас его много, то нередко получается деляческий подход. Каждый старается получить больше времени. Времени у нас много, но и задач много Нам нужно конкретнее и умнее подойти к вопросам учебы и воспитания.
Я уверяю вас, если только умело подойти к этому вопросу, то в течение не так уже продолжительного времени можно проводить одиночную подготовку бойца и отделения. Эту подготовку можно проводить в масштабе роты, на ротном учении, где прорабатывать всю совокупность вопроса. На батальонном учении, если оно хорошо подготовлено, можно отрабатывать взвод, роту, если хотите, можно отрабатывать отделение.
Каждая форма должна иметь содержание, а форма меняется в зависимости от обстановки. Мы не должны держаться формы, яко слепой стены. На форму нужно смотреть так, чтобы она вносила лучшее и не задерживала нужное и четкое, вытекающее из обстановки содержание.
Как расценивать в общем действия сторон — обороняющегося в предпольи и наступающего. Я думаю, что тот батальон, который строил предполье, со своей задачей справился и его отдельные частицы (их было много) действовали неплохо, а отдельные группы, отдельные орудия действовали даже хорошо. Это говорит за то, что вкус понят, но техника работы еще во всем своем объеме и содержании не далась целиком в руки. Вот это вам, товарищи, сегодня нужно раскусить, в дальнейшей своей работе подработать и показать на примерах хорошие образцы. Мы также наблюдали, а многие из вас это на себе видели, как путался стрелковый полк, как перемешались его батальоны. Один пошел вправо, затем повернул обратно и начал каруселить. Командир полка потерял управление. Если вы, товарищи, в действительной обстановке не будете держать по-настоящему в руках управление, [то] будете нести большие потери. Командир батальона совершенно потерял свои роты. Находясь при одной, не знал, где находятся другие.
Боевое охранение действовало с толком.
На войне при наступлении так бывает: вы, желая обойти и уничтожить противника, думаете его окружить и атаковать, но оказывается атаковываете ложные места обороны. Так вчера на практике и у вас повторилось. Вы атаковывали пустые, ложные места обороны. Надо, товарищи, привить себе вкус и выработать нюх, постоянно чувствовать, как себя ведет противник в отношении вас. Нужно не просто, очертя голову, стрелять, а разбираться, что к чему, откуда стреляют и знать, что сие значит. Если мы этого не будем знать, будем нередко действовать по своим. А добиться этого можно тем, если вы будете свое дело образцово делать, а не подходить к нему формально. Уверяю вас, нужен только серьезный подход к делу и у вас появится масса людей — красноармейцев и командиров инициативных.
В общем можно сказать, что батальону, прикрывавшему предполье, задача удалась и он стоит на пути своего развития, но нельзя этого сказать, я человек прямой и кривить вам душой не могу, о 125 сп. Задача ему не удалась, действовал он плохо, не ухватил всего фокуса. Вы наступали вообще, наступали так, как это принято было давно, в старинку, а оказывается нужно, это вам теперь известно, по-иному строить свои действия в предполье, действовать искусно, не при помощи живой силы, а нужно своевременно наблюдать за действием противника, подтягивать отдельные орудия, быстрее пускать свои подразделения во фланг и тыл для того, чтобы парализовать отход. Таким образом, нужно выработать мастерство в действиях мелких подразделений. Если мы по-настоящему не научимся действовать в предполье, далеко не пойдем. Нужно выработать в себе искусство наступать, и тогда мы будем не на словах, а на деле побеждать с малой кровью.
Таким образом, для наступавшего полка в предполье задача наступления остается для него не недостатком, а я скажу больше — проблемой. Над этой проблемой обязаны все командиры, политработники и красноармейцы основательно задуматься и проработать ее по- настоящему и во что бы то ни стало решить, потому что наступать вы не умеете, пусть это будет горькая правда, но факт остается фактом. Я не думаю вас этим огорчить, а хочу лишь мобилизовать для того, чтобы вы действительно поняли, что это дело для вас серьезное и вы должны к нему по-серьезному отнестись. Я уверен, если вы по-серьезному за это возьметесь, будете иметь в самом недалеком будущем хорошие результаты. А умолчать об этом я не могу лишь потому, что будучи на войне, мне, как командующему фронтом, человеку, что называется с железным сердцем, приходилось переживать тяжелое состояние, когда масса бойцов и командиров зря проливали кровь и только потому, что не умели правильно действовать в боевых условиях.
Проведенное учение послужило для вас уроком, оно выявило ряд положительных, а больше отрицательных сторон и примеров вашей работы. Вы их должны теперь изучить (а изучать нужно иногда и отрицательные моменты), чтобы впредь знать, как не нужно поступать. Конечно, лучше будет, если в вашей работе окажется больше положительных моментов, они легче схватываются, лучше усваиваются.
Вы должны постоянно знать, что при наступлении возможны будут и обязательно даже будут, всякого рода препятствия. Многие из вас на сегодняшнем учении эти препятствия испытали на себе. Были минные поля, проволочные заграждения и ложные позиции.
Два слова относительно ложных позиций. В любых действиях вы можете с ними встретиться, постоянно их иметь в виду, но делать это нужно с умом. Если ложную позицию вы будете практиковать прямо перед передним краем в пределах 300—500 метрах, такая ложная позиция ничего не даст потому, что на оборону противник пойдет с огромными артсредствами и авиацией и вы не сумеете ничего серьезного сделать этой ложной позицией для противника. Ложную позицию нужно делать дальше и притом очень искусно. Нельзя рассчитывать, что противник дурак, что он любую вашу ложную позицию примет именно за главную оборонительную позицию, т. е. за передний край обороны. Уж если вы хотите, чтобы противник основательно развернулся в пустом месте, вы обязаны дать с этого места настоящий огонь, такой огонь, чтобы он действительно создал впечатление переднего края, а не действовать просто так — три человека постреляли и побежали на свой главный рубеж. Такой ложной позицией вы только сами себя обманываете, а не противника. Противника не так-то легко обмануть. Правда, сегодня некоторые товарищи ложную позицию приняли за чистую монету, но прошло отделение, взвод и сразу установили, что это не передний край. В обороне я видел ваши позиции, почти полностью знаком с ними. Батальон за сутки многое сделал, но фактически имел возможность сделать больше. Оказывается, при желании все возможно.
Сегодняшнее учение закончилось боевыми стрельбами. В этом отношении оно было весьма поучительным, народ почувствовал, что такое действительная боевая артстрельба.
Давая оценку батальону, находящемуся в обороне, можно сказать, что люди потрудились и не плохо, люди хорошие, много сделали. Они не американцы и не англичане, а наши настоящие советские люди, и если ими по-настоящему руководить, сделают все, что от них потребуется.
Чтобы нанести в решающий момент поражение противнику, надо с умом расставить свои огневые средства и умело управлять ими. Надо иметь больше запасных позиций и не только для станкового пулемета и пушки, но и для ручного пулемета; нужно иметь хода сообщения на случай маневра с огнем. Наш старый русский шаблон в этом отношении надо выбить из нас. Сектор обстрела расположен справа и слева, человек воспитывался очень ограниченно, неправильно. Нужно постоянно на поле действовать по-настоящему на противника, нужно научиться маневрировать огнем и воспитать в себе полную ясность и понимание в этом деле. Сектор обстрела — это ограниченная цель. Обыкновенно в систему огня вносит коррективы наступающий. За этим нужно следить, а мы, к сожалению, еще не научились этого делать.
Посмотрите на ваши боевые порядки: люди лежат скученно, командир роты, как правило, находится впереди, командир батальона старается быть не во 2-м эшелоне, а поближе к первому эшелону. Стремление быть впереди хорошее, но, товарищи, нужно иметь в виду и с этим нужно считаться, что командир является целью для противника и вы не будете выполнять своей основной задачи, если так просто и неумно будете подставлять себя под пулю противника.
Опыт войны показал, что первым убивали не красноармейца, а командира, а кому это нужно, чтобы наш командир, руководитель подразделения погибал первым. То лицо, которому доверены бойцы, младшие командиры и могучая техника Красной Армии, должно дорожить собою, своей жизнью. Вы, товарищи командиры, должны это первые очень почувствовать и воспитать себя так, чтобы в бою не совершать глупостей. Нужно выработать в себе такие качества управления своим подразделением, чтобы могли управлять им, находясь не впереди, а где-то в глубине подразделения. Вы обязаны выработать в себе чутье, где лучше вам занять место, чтобы лучше просматривалось направление, возможное для наступления, чтобы ваше расположение обеспечило бы связь с соседом, чтобы вы могли (это нужно в первую очередь учитывать) хорошо просматривать свой боевой порядок, чтобы могли одновременно видеть и регулировать все то, что у вас находится в подчинении, а не лезть вперед. В этом отношении нужно будет буквально сделать перелом и перевоспитать себя в ином духе. А если вы этого не поймете и будете постоянно лезть в переднюю шеренгу, уверяю вас, в боевой обстановке полезете не на передний край, а в могилу, если будете придерживаться старого принципа.
То, о чем я вам говорю, проверено на опыте. Вы обязаны постоянно вести наблюдение, а местность очень и очень корректирует ваше положение. Опыт войны с Финляндией показал, [что] там были очень тяжелые условия в отношении местности и людям, не привыкшим к наблюдению, было очень трудно действовать, а поэтому, предположим, командир взвода, чтобы иметь данные, сам лично стремился проникнуть вперед, чтобы лучше знать обстановку и выполнить свою боевую задачу. Мы не должны равнодушно относиться к этому шаблону и глупостям, которые у нас имеются, мы не можем допускать огромных потерь командного и политического состава из-за шаблона. Нельзя этого терпеть. Нужно решительно повернуть нашу работу еще в мирных условиях в другое направление.
Несколько слов о действии танков. Действиям танков в этом наступательном бою, который только что вы демонстрировали, нужно отдать должное. Танки действовали очень хорошо, танкисты заслуживают большой похвалы, они закончили свое учение с хорошими результатами, правильно действовали все бойцы и командиры.
Два слова об артиллерии. Сегодня многие из вас увидели и даже почувствовали, какое огромное значение в процессе боевых действий играет артиллерия. Сегодня мы также немножко познакомились с действием миномета и также почувствовали его огромное боевое действие. Миномет обладает мощным огнем. Это очень точное оружие, оно заставляет выйти противника из окопа, если им умело и по-настоящему пользоваться.
Если вы хотите побеждать и с малой кровью, любите свой род оружия и умейте им по-настоящему пользоваться как артиллеристы, так и доблестные пехотинцы. Артиллеристам нужно по-настоящему научиться наблюдать и поддерживать свою пехоту, а не класть свои снаряды там, где им не место. Артиллеристам нужно решительно перестроить к лучшему свое наблюдение, потому что оно для вас имеет огромное значение. Артиллеристы должны иметь специально наблюдательных впереди.
Как я выяснил, у вас не были проведены батарейные стрельбы. Вашу работу нужно вывести на новые рельсы. Времени, говорят, не было, на строительство часто гоняют. Но я выяснил и установил, что строительство отняло у вас только 12 дней. Проморгали, товарищи командиры и красноармейцы, все вместе этот важнейший для вас участок работы — не провели боевых батарейных стрельб. Я очень решителен к таким неряшливым моментам. Мы время транжирим без пользы для себя, у нас просто атрофировалось чувство ответственности за лучшее и целесообразное использование отводимого для учебы времени.
Я хочу, чтобы артполк это мое замечание учел и командир дивизии более строго поступил, а если это будет дело продолжаться и таким не хозяйским способом, будет плохо.
Товарищи, как видите, проведенное тактическое учение выявило ряд недочетов и пробелов. Я думаю, что мы к исправлению их подойдем без особого шума, а в прошлом у нас это бывало, приедет инспектирующий, накричит, наведет страх, распушит всех, а пользы никакой. Мы сейчас пошли по другому пути, и с этой целью я лично сам объезжаю округа. Мы не хотим, чтобы убивали человека, а нужно бить по недостаткам, искать корень зла в системе, которая привилась и живет. Нужно перестраивать систему, а не бить по человеку, человек, если он поймет, если ему будет правильно и толково указано на его недостаток, всегда его устранит. Люди у нас хорошие, преданные, сознательные, они готовы всегда и постоянно улучшать свою работу, ими нужно лишь по-настоящему руководить и учить. Если человек проверен, желает исправить свои недочеты и справляется со своей работой, к нему совсем не нужно так подходить — выгоню вон. Если так поступать, можно всех поразогнать. Наша задача заключается в том, чтобы обнаружить недостаток и указать путь к исправлению. Проведенное учение показывает, что ваша 6 дивизия имеет очень и очень много недостатков в своей работе. Вам нужно на основе проведенного учения глубже разобрать все положительные, а главным образом отрицательные моменты и приложить максимум усилий к тому, чтобы дружной повседневной работой, постоянно учитывая, что вы дивизия приграничная, их устранить.
Нам страна, партия и правительство доверили руководство вооруженными силами. Нас выставили на этот рубеж для того, чтобы мы представляли собою боеспособные, подготовленные для боя войска. А для этого нужно с умом, с толком и вдумчиво, не по форме, а по существу работать. Нужно ежечасно добывать и пополнять свои знания. Только тогда, товарищи командиры, политработники и красноармейцы, мы действительно выполним указания нашей советской сталинской Конституции быть настоящим стражем нашей великой страны. Вот к этому я вас, товарищи, всех и призываю. Желаю успеха в вашей дальнейшей работе. (Бурные аплодисменты).