DPD написал(а):Уфф. Тогда бы командирами дивизии становились сразу после училища
Не передергивайте. Никто не говорил, что ВСЕМУ можно научиться без войск. Речь шла о том, что есть масса задач, которые штабы могут отрабатывать, даже при сильном некомплекте личного состава в подчиненных частях.
Начнем с того, что в очередной раз повторю вам: все эти разговоры о правильности/неправильности «тройчаток», без знаний об их точной структуре и порядке прохождения службы в них – по большому счету, пустое сотрясание воздуха. Возможно (подчеркну – возможно) те 5220 человек, что имелись в «тройчатках» по штату, - это именно офицерско-сержантский костяк трех будущих дивизий, а рядовой состав призывался в эти дивизии только на время сборов, когда части развертывались до штатов, близких к штатам военного времени, и когда учился не только рядовой состав, но и командный состав учился «по-настоящему».
Я не знаю, что там было в «тройчатках». Но перед самой войной было так:
ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ СБОРОВ И БОЕВОГО СКОЛАЧИВАНИЯ ВОЙСК
Для боевого сколачивания войсковых частей и соединений в целом в летний период необходимо строевые части иметь укомплектованными на 75 проц. по отношению к штатам военного времени на учебных сборах, включая и состав кадра. Тыловые подразделения и учреждения на сборы призывают, исходя из особенности каждого тылового подразделения и учреждения мере необходимости. Общий срок сбора установить:
1. Для рядового состава - 1,5 месяца.
2. Для младших командиров и начальствующего состава срок сбора сохранить существующий - 3 месяца.
Определить для каждого типа дивизий следующее количество призываем. на летние сборы приписного состава:
для 54 сд (6000) - по 8000 чел.,всего 432 000 чел.;
для 60 сд (3000) - по 11 000 чел., всего 660 000 чел.;
для 13 сд (горных) - по 3500 чел., всего 45 500 чел..
Всего - 1 137 500 чел.
В 14-тысячных дивизиях сборы проводить только по мере действительной надобности подготовки или переподготовки недостающих по военному времени специалистов.
DPD написал(а):В том то и дело, что без реальных действий не научиться. Вроде простой марш, а столько проблем вылазит. И только когда весь штаб попотел и получил матюков, но научился - тогда уже в следующий раз гораздо проще
Для того, чтобы штаб попотел и матюков получил вовсе необязательно круглый год держать целую дивизию в штатах, приближенных к штатам военного времени. Сначала штаб потренировался вообще без войск – одни расчеты на бумаге, затем вывели один батальон и посмотрели что там вообще на практике, а не на бумаге происходит, затем вывели тот самый сокращенный полк в 1000 – 1200 человек. И уже «потренировавшись на кошечках», вывели более-менее полнокровный полк, когда во время учебных сборов его до 2500-3000 развернут.
Ваш же тезис изначально был в том, что с полком в 1000 – 1300 человек штабы вообще ничему научиться не могут:
DPD написал(а):А какому опыту может научиться штаб, если в дивизии треть от штата ?
Хотя, большинство дивизий перед войной именно столько и имели.
И вообще изначально речь шла о том, что:
1) возможно организация «тройчаток» специально предусматривала будущее деление на три, и поэтому, по сравнению с близкой по общей численности личного состава «6-тысячной» дивизией, штат «тройчатки» предусматривал «повышенное содержание» наиболее важных должностей. Например, если управление дивизии по штату военного времени должно было иметь 100 человек, а по «6-тысячному» штату мирного времени – 75 человек, то в 5-тысячной «тройчатке» было не те же 75 человек в управлении дивизии (что при делении на три давало всего 25 человек на управление каждой из трех новых дивизий), а 150…180 человек (что при делении на три давало уже 50…60 человек на управление каждой из трех новых дивизий). Такое «повышенные содержание» в мирное время могло решить, например, подобные проблемы при отмобилизовании:
Поэтому к началу операции в целом ряде корпусов штаба имели на отдел по 1—2 чел. кадрового состава, причем из этого числа многие были назначены на должности незадолго до начала военных действий… Большее количество этого комсостава прибыло лишь 15—16 сентября 1939 г., в том числе и начальник штаба группы комбриг Никитин, т. е. накануне военных действий.
Кроме того, Военный совет КМГ в лице Военного совета КалВО (командующий комкор Болдин) прибыл также за несколько дней до операции, причем не знал никого ранее из работников штаба и не знал этого опернаправления.
При этом повторюсь, что я естественно за то, что быть здоровым и богатым лучше, чем бедным и больным чем ближе штаты мирного времени (как штабов, так и войск) к штатам военного времени, тем лучше
2) штаб дивизии, пусть и сокращенной, имеет лучший опыт управления именно дивизией, чем штаб развернутой бригады
DPD написал(а):Нет, бригада не способна дать реального опыта по дивизии
О чем и речь. Зачем мудрить с формированием в мирное время бригад, если по мобилизации потребуются всё равно дивизии?
DPD написал(а):если это только не бригада из 2 полков, тут полегче
Если бригада будет состоять из двух стрелковых полков с соответствующим «обвесом», то при предложенной вами численности бригады в 4000 человек численность стрелковых полков будет близка к критикуемой вами численности стрелковых полков дивизии-«тройчатки». А там по вашему же имеем следующее:
DPD написал(а):А какому опыту может научиться штаб, если в дивизии треть от штата ? Рисовать стрелочки на картах можно и сидя дома. Тут проблема именно в том, что с таким штатом НЕТ подразделений, которыми можно научиться управлять
DPD написал(а):Просто все командиры будут подготовлены по настоящему, не теоретически, по уровню бригады
толку-то от этого? ваша бригада даст по мобилизации: на 1 должность командира дивизии одного подготовленного командира бригады, на 3 должности командиров стрелковых полков и, как минимум, одну должности командира артиллерийского полка НОЛЬ подготовленных командиров полков, на 9 должностей стрелковых батальонов и не менее 5-ти должностей артиллерийских дивизионов даст 3 - 4 подготовленных командиров стрелковых батальонов и 1 - 2 командиров дивизионов
DPD написал(а):Такой командир быстрее адаптируется к управлению дивизией
Командир, имеющий навыки управления формированием, состоящим из трех – четырех стрелковых батальонов и одного – двух артиллерийских дивизионов, быстро освоится с «хозяйством», состоящим из трех стрелковых полков, пары артиллерийских полков и кучи отдельных батальонов и дивизионов?
DPD написал(а):т.к. командир из тройчатки явно не имел почти никакого практического опыта - только урезанный и больше на бумаге
Чем принципиально опыт командира 5-тысячной «тройчатки» и его заместителей отличается от опыта командира 6-тысячной дивизии ординарного развертывания?
DPD написал(а):командир из тройчатки явно не имел почти никакого практического опыта - только урезанный и больше на бумаге
1) Что вы знаете о том, как часто и насколько именно «тройчатки» развертывались на период учебных сборов запасников в теории?
2) Что вы знаете о том, почему на сработала теория и боевая подготовка войск была не на высоте даже в дивизиях «ординарного развертывания»?
Вот, что, например, говорил товарищ Федоренко о подготовке танковых войск, где «тройчаток» отродясь не было, а все части в мирное время содержались по штатам максимально приближенным к штатам военного времени: «В танковых войсках самую главную роль играет огонь. Если личный состав плохо подготовлен, не может стрелять или стреляет плохо, то такие войска могут оказаться обузой, а не грозным оружием для врага. Поэтому, самое главное подготовить личный состав, чтобы он мог отлично владеть своим оружием. Как мы готовим сейчас танковые войска огневому делу? В настоящее время даже на 1941 г. намечается отпуск 6 снарядов на год на один танк, причем должны отработать восемь задач. А кроме того, инспекции и комиссии, проверяющие войска, проверяют огневую подготовку стрельбой, на что расходуют снаряды. Поэтому получается, что снарядов для подготовки экипажа нет, а это таит в себе большую опасность.
Я считаю, что для того, чтобы подготовить экипаж, необходимо отстрелять как минимум для командира танка следующие задачи: стрельба с места (одна задача требует 3 снаряда); стрельба с коротких остановок (одна задача требует 3 снаряда); стрельба с хода (одна задача требует 4 снаряда); стрельба в составе взвода (одна задача требует 3 снаряда); стрельба в составе роты (одна задача требует 3 снаряда). Это — без всяких инспекторских проверок. Таким образом, для подготовки только командира танка требуется 16 снарядов. Башенных стрелков, в основном, надо учить стрелять пулей по пушечной шкале, но неплохо бы было дать и башенному стрелку одну стрельбу с места — 3 снаряда»
DPD написал(а):Нельзя говорить об успехе немецкого "костяка", т.к. их было только 100 тыс
100 тысяч их было в 1933 году. Ни Панцеваффе, ни Люфтваффе, обеспечивших «блицкриги», в том 100-тысячном «костяке» не было вообще. Зато потом, до начала 2-й Мировой еще 6 лет прошло
DPD написал(а):И финны из 30000 быстро отмобилизовали и получили боеспособные части под 300 000.
Боеспособные для чего? Для того, чтобы сдержать 100 – 150 тысяч таких же буквально вчера отмобилизованных красноармейцев? Да, месяц сдержали. Как при аналогичном запасе времени на мобилизацию и развертывание сдержали бы более-менее равного по численности и опыту противника красноармейцы. Но что смогла прекрасная финская школа подготовки, когда на советско-финский фронт прибыло не 10, а 50 дивизий?
DPD написал(а):Если в дивизии есть танки и артиллерия - что мешает обучиться не теоретически ?
Как вы себе представляете обучение взаимодействию с танками и артиллерией в труддивизиях во время стройки Беломорканала или Днепрогэса?
DPD написал(а):Но главное, не будет "никогда не державших в руках оружие" - можно много народу прогнать через такие дивизии. И они получат опыт действия в составе отделения (расчета).
Подержав в руках винтовку, даже постреляв из нее и даже побегая на тактических полях в составе отделения, взаимодействие стрелкового полка с приданным танковым батальоном и артиллерийским дивизионом не наладить…