ИМХО, конечно, но мне кажется
Заблуждение.
Власть не обладала такими провидческими способностями, чтобы представить во всей красе тот трындец, который творится сейчас на авторынке. Кредиты, наркоманы, ведра? Не, не слышали и даже увидеть в страшном сне не могли.
В перестроечный период была популярна округленная стат.цифра о том, что вот де в США - по 2 машины на семью, а в СССР насыщенность а\м то ли в 10, то ли в 100 раз меньше. 2 на семью - это как раз и был недостижимый идеал - для зрелых взрослых (папа + мама), морально устойчивых и идеологически подкованных.
Про 10 ВАЗов - это фантастика. Один потянули, и на том спасибо, а ведь были еще ГАЗ, ЗАЗ, АЗЛК, никого не забыл? Они тоже требуют ресурсов и свой сегмент рынка. Госплан раздал регионам задачи, дальше сами пусть барахтаются. Я не автолюбитель, но, ЕМНИП, для продукции ВАЗа широко использовались какие-то импортные комплектующие из соцстран, так что одним строительством заводских корпусов тоже не обойдешься...
Наконец, ВАЗ был калькой ФИАТа - более чем "народный автомобиль" для массового потребления, так что задача искусственного ограничения количества продукции едва ли ставилась.
Ну и о дорогах: доступный а\м в первую очередь планировался для горожан, а не для селян, а асфальтировать города и примыкающую дорожную сеть на порядок проще. Задача строить шоссе до каждого таежного леспромхоза не ставилась, там - или грузовики\автобусы для общественных нужд, или мотоциклы для частников.