вантох написал(а):Непростые проблемы решали на Т-28
Да, да. Пример с Т-28 очень в тему. С его общим выпуском в 503 машины за 7 лет серийного производства и максимумом темпа аж в 131 машина в год, достигнутым аж в 1939 году
вантох написал(а):Что вовсе не мешало иметь серийный выпуск БТ в тысячи штук
Многое из того, что было в серийном производстве было вынужденным решением "за неимением гербовой...".
Вы же сами пишите про то, что массовый серийный выпуск в 1940-м году Т-26 и БТ-7 с их противопульным бронированием был неправильным решением. А теперь вы ссылаетесь на серийное производство БТ в качестве доказательства правильности, правда, уже другого решения
вантох написал(а):Вопрос сильно вторичный относительно стойкости на поле боя
Как сказать. До поля боя еще доехать надо, чтобы показать там свою стойкость/нестойкость. А если танк из-за своей стойкости не может доехать до поля боя доехать, то нафиг такой стойкий танк нужен - проще ДОТы клепать...
вантох написал(а):БТ имел тактически неоправданный огромный запас хода - около 400 км(и баки соотв). Для сравнения тройка у немцев - 165 км, Т-26 - 120
Ничего, что Т-26 и БТ созданы для решения разных задач: один для непосредственной поддержки пехоты на тактическую глубину, второй - для самостоятельных действий в оперативной глубине.
Или вы думаете, что при общей нехватке топливозаправщиков в РККА, более частые остановки посреди поля сразу всей бригадой/полком в зоне ведения боевых действий - это большое преимущество Т-26?
Или, может быть, обвес немецких "панцеров" топливными канистрами наподобие новогодней елки да еще и с прицепкой топливной бочки на колесах - это крутой бонус в бою?
вантох написал(а):А избыток баков раздувает/съедает забронированный объем, сарайности добавляет
т.е. БТ - всё-таки "сарай"?
вантох написал(а):Зря кстати экономичность В-2 для Т-34 не разменяли на внутренний объем
Габариты корпуса Т-34, как я понимаю, определялись следующими вещами: 1) объем, необходимый для размещения двигателя, трансмиссии и системы их управления, 2) желанием посадить рядом с мехводом еще и пулеметчика с курсовым ДТ. Топливо в этих условиях размещалось, как я понимаю, уже по остаточному принципу.
Что касается "зря", то уже в первых проработках с заменой подвески Кристи на торсионную в 1940 г. высвободившийся объем корпуса пустили на увеличение емкости топливных баков, а затем всю войну проездили с навесными дополнительными баками
"Неизвестный Т-34": "Разработанный КБ завода №183 проект торсионной подвески предусматривал использование существующих катков и балансиров. За счет ее применения, как отмечалось выше, объем боевого отделения увеличился на 20%, что позволило увеличить запас топлива до 750 л и поместить его в трансмиссионное отделение"
"Отечественные бронированные машины. ХХ век", 1-й и 2-й тома:
Т-34 обр. 1940 г.: "В октябре 1940 г. были введены четыре дополнительных наружных топливных бака общей емкостью 140 л"
Т-34 обр. 1941 г.: "В сентябре 1941 г. заводом №183 была разработана установка снаружи на корме танка двух дополнительных баков с подключением к топливной системе двигателя, которые стали устанавливаться на машинах с 1942 г., но без подключения к топливной системе. Емкость двух дополнительных кормовых топливных баков составляла 270 л. Кроме того, с 1942 г. емкость основных топливных баков была увеличена за счет установки по бортам моторного отделения двух топливных баков общей емкостью 80 л, а нижний и верхний баки в боевом отделении заменены одним. Таким образом общая емкость основных топливных баков была увеличена до 540 л"
Т-34 обр. 1942 г.: "Кроме внутренних, на танке устанавливались три дополнительных наружных цилиндрических топливных бака емкостью 90 л каждый. На части танков, на корме корпуса устанавливались два дополнительных топливных бака общей емкостью 270 л"
Т-34-85 обр. 1943 г.: "Дополнительно на танке на бортах корпуса в его кормовой части устанавливались три цилиндрических топливных бака емкостью по 90 л каждый"
Т-34-85 обр. 1944 г.: "Кроме внутренних баков, на танках первых выпусков устанавливались четыре наружных дополнительных топливных бака: два емкостью по 90 л каждый - на наклонных бортах в кормовой части корпуса, и два по 67,5 л каждый - на верхнем кормовом листе корпуса. На танках последних выпусков устанавливались четыре наружных бака по 90 л, по два с левой и с правой стороны на бортах корпуса в кормовой части. Для топлива использовались три бака и четвертый - для масла"
вантох написал(а):Дитя войны Т-44 имел запас хода вдвое меньше
"Отечественные бронированные машины. ХХ век", 2-й том
Т-44 серийный: "В топливную систему входило четыре бака, находившихся внутри корпуса... Емкость передних баков составляла 220 л, средних - 280 л... Кроме внутренних баков, снаружи корпуса на надгусеничных полках устанавливались три запасных топливных бака емкостью по 50 л каждый, не включенные в топливную систему. Запас хода танка по шоссе на основных топливных баках достигал 235 км". Итого 500 л внутри танка и 150 л дополнительно снаружи. 235 км на основных, 305 - с учетом наружных
Сравниваем с Т-34
Т-34-85 обр. 1943 г.: "Емкость восьми внутренних топливных баков (540 л) обеспечивала машине запас хода по шоссе до 300 км, по проселку - до 250 км"
Т-34-85 обр. 1944 г.: " Запас хода по шоссе на основных топливных баках достигал 300 км"
В принципе то же находим и для различных модификаций Т-34-76: " Запас хода танка по шоссе достигал 300 км "
235 км vs 300 км - это "вдвое меньше"?
Характерно сравнение и по объему топливных баков внутри корпуса: 500 л у Т-44 против 460 л у Т-34 первых модификаций и 540 л к середине войны
вантох написал(а):Уже на Т-43 заметно уменьшили
"Отечественные бронированные машины. ХХ век", 2-й том.
Т-43 "второй вариант" - "Емкость основного топливного бака была увеличена до 450 л. Общая емкость топливных баков вместе с двумя дополнительными баками стала составлять 720 л". "Заметно" - это на 16,7% меньше, чем у Т-34 аналогичного года выпуска, и ровно столько же, сколько у первых Т-34. С учетом наружных баков разница уменьшается до 11,1% аналогичного показателя Т-34
вантох написал(а):Скорости хотелось и попрыгать. До боя
На войне очень важно оказаться в нужном месте в нужное время. Поскольку страна у нас большая, а точными данными о планах и намерениях противника разведка нас обычно не балует, то к моменту прорыва нашей обороны противником наша танковая бригада, находящаяся, скажем, в армейском или фронтовом резерве, может размещаться в исходном районе, который будет удален от места прорыва, например, на 100-200 км по фронту и 50-100 км в глубину. Вопрос: сколько часов будет у противника на закрепление успеха и подтягивание резервов, в т.ч. средств ПТО, если его будет контратаковать бригада БТ и сколько - если бригада Т-26?
Так что скорость на марше вне боя и отсутствие необходимости лишний раз устраивать заправку всей бригады на виду у противника - это тоже очень важный показатель на войне
вантох написал(а):Просто стоило вовремя понять(разведка про французов и хм Гинзбург намекали, авторы Т-24 тоже) что количеством слабость брони танка не решается
Захотеть иметь танки с противоснарядной броней и мочь массово их выпускать - это далеко не одно и то же. Кто даст дополнительную броню? Разведчики с Гинзбургом?
вантох написал(а):Сколько ресурсов было спущено в никуда?
М.Свирин при описании послевоенного подведения итогов пишет следующее: "Заблаговременный выпуск бронетанковой техники в мирное время был охарактеризован как полностью себя оправдавший "
вантох написал(а):Если бы в 37м заказали не полноприводное колесно-гусеничное А-20 с В-2 а гусеничный хотя бы и с М-17 - многие проблемы и с КПП и броней стали бы решать тогда же
Я уже приводил maik'у цитаты документов с "Т-34 информ" - постановление СНК об увеличении броневого производства на Мариупольском заводе вышло в упорно повторяемом вами 1937 году, но до начала 1940 года к его выполнению практически не приступали
вантох написал(а):Не менее 3 тысяч, плюс экранировка выпущенных До 37го.
Так какой говорите баланс выпуска/расхода танковой брони был в СССР в это время?
вантох написал(а):30 мм броня была ему уже в 32м
во-первых, в 1932-м максимальная толщина брони Т-28 была 20 мм.
во-вторых, еще в 1930 г. была принята на вооружение 37-мм ПТП 1-К, которая пробивала 30 мм брони на дистанции 500 м
вантох написал(а):А кто сказал про БТР? Транспортер боеприпасов
Какая разница?! Транспортер боеприпасов что ли брони не требовал?
вантох написал(а):Еще как следует. В тяжелейших военных условиях процветало именно литье башен
Как из показателей промышленности Урала в 1940-х годах следуют показатели промышленности Ленинграда в 1930-х?! Я уже приводил пример: после положительного опыта с созданием литых башен для Т-34 в 1940 г. начались работы по внедрению литья в выпуск КВ. Но в серию литые башни пошли только после перевода выпуска КВ в Челябинск, ибо соответствующих мощностей в Ленинграде не было. А на Урале было.
Я уже не говорю о том, что производство в военное время дается в т.ч. либо сильным сокращением, либо вообще полным отказом от выпуска гражданской продукции. В войну на пришлось сильно урезать производство промышленного и строительного оборудования. Могли ли мы позволить себе отказаться еще в мирное время от строительства новых заводов и электростанций и расширения имеющихся мощностей ради дополнительной тыщи танков?
И да - когда началось строительство броневого производства на Урале?
вантох написал(а):Вы так и не прочитали свою ссылку? У автора были в подразделении и легкие танки и Т-34
Мил человек, по тем боям я читал гораздо больше, нежели только мемуары одного участника. И А.Исаева, и Е.Дрига, и, представьте себе, отчет о боевых действиях командира той самой 43-й танковой дивизии. Так что я имею вполне четкое представление, что в реальности могло быть в разведбате дивизии, а что - появилось на страницах мемуаров "ради красного словца" (не обязательно самого Архипова, но, возможно, и под давлением редакции).
Танков Т-34 было всего 2 (две) штуки на ВСЮ дивизию. И во время боев у Дубно оба они входили в состав 86-го танкового полка дивизии. Приписанные к разведбату на страницах мемуаров артиллерийские орудия по тексту доклада командира дивизии также "почему-то" обнаруживаются в составе других частей.
Учитывая фактическое наличие техники дивизии и порядок ее разделения командиром дивизии на "боевые группы", разведывательный батальон мог состоять из роты Т-26, от взвода до роты БА и до роты мотопехоты, посаженной на немногочисленные мотоциклы и замещающие их грузовики. Учитывая прошлое Архипова, я бы дал 90%, что он сидел в Т-26, 9% - в БА-10 и еще 1% - в каком-нибудь ГАЗе.
И да - к 29 июня один из двух Т-34 был уже потерян, а танков Т-26 оставалось еще несколько десятков.
вантох написал(а):Нигде он себя в легком танке в 41м не упоминает
если уж на то пошло, то в Приграничном сражении он себя и в Т-34 тоже не упоминает
вантох написал(а):Вам напомнить с каким скрипом "своим ходом" к Москве добирались опытные Т-34?
при чем тут опытные Т-34?! если для одного типа танка был предусмотрен подобный вид испытаний, то это никак не означает, что все последующие образцы танков гоняли в Москву своим ходом для проверки
вантох написал(а):Данные о скорости и снарядостойкости того БТ - имеются, значит испытан
измерить скорость на мерном километре - дело нескольких минут. испытания на надежность - дело многих суток. протоколы испытаний есть / нет?
может быть, есть данные о расходе ресурса между летней модернизацией и ноябрьским парадом?
вантох написал(а):И это машина на коленке, в спешке
ага. зато с полным циклом испытаний, с полноценным отстрелом на полигоне из разных типов ПТП с разных дистанций и курсовых углов, да?
вантох написал(а):Так у немцев в в 41м и Тигра с Пантерой не было
при чем тут Тигр и Пантера в 1941-м?! речь шла об удельной доле танков с броней, представляющей определенные трудности для основных ПТО противника. В 1941-м это был КВ для немцев, в 1943-м - "Тигр" для СССР
вантох написал(а):Но Т-34 в 41 показали себя лучше БТ
удивительно
вантох написал(а):Даже Пантера не имела противоснарядной(для 43го) брони борта
КВ тоже в 1941-м подбивался и что? если какой-то танк не являлся абсолютно неуязвимым со всех ракурсов, то это автоматически переводило его бронирование из категории "противоснарядное" в категорию "противопульное"?
и да. про "тонкую" броню бортов. как говорится, "а ты сначала доживи"
вантох написал(а):Конкретно - с точностью до индекса? Речь о танке с противоснарядной броней на базе БТ.
Ну вот. Начали с "Т-34 (хотя бы с 45кой для начала) с 1937 года", а закончили экранированным БТ. Всё. Вопросов больше не имею. Ибо вопросы фактического выпуска и требуемых объемов расхода брони, фактического наличия и требуемых значений мощностей по механической, термической и т.д. обработке броневых деталей на Мариупольском заводе, фактически возможной и требуемой трудоемкости сварочных работ для монтажа экранов, фактической бронестойкости экранированного БТ при обстреле из основных ПТП противника, фактического общего увеличения эффективности экранированного БТ в бою, целесообразности постановки в производство новой машины, не имеющей дальнейших резервов для модернизации, в условиях отсутствия априорной информации о точных сроках начала войны и т.д. и т.п. - все эти и подобные вопросы традиционно остаются вами не раскрытыми на протяжении 3-х недель.
Так что давайте на этом остановимся. Я с вами соглашусь - некоторое количество БТ перед войной могли дополнительно забронировать, наварив на 15-мм броню еще один 15-мм лист.
Сколько это - "некоторое количество" - я точно сказать не могу. Вероятно, несколько сотен. Какова была бы эффективность такого решения? Вероятно, ответ следует искать через вклад экранированных Т-26 и Т-28, которые к началу войны имелись в явно отличных от нуля количествах. Но судя по тому, что информацию о боевом применении подобных машин надо искать днем с огнем, да еще и под микроскопом, "заметность" вклада именно таких машин в общий ход событий, когда порой выжигались целые бригады КВ без достижения поставленной им цели, была не очень высокой...
Отредактировано таганрожец (2018-06-28 21:20:17)