maik написал(а):У БТ-7 - уже 15-20 мм
вот я и говорю, что по толщине брони далеко от БТ-7 "Т-34 образца 1937 года" уйти не мог.
поставщиком брони для ХПЗ был Мариупольский завод, относящийся к наркомату СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ промышленности. Основной продукцией завода была корабельная броня. Танковая броня была "побочной" продукцией завода. В связи с программой "Большого флота" Мариупольский завод подвергся кардинальной реконструкции, но "танковое" производство оснащалось по остаточному принципу.
Немного цифр. В 1936-м году Мариупольский завод своей основной продукции - корабельной брони - смог прокатать всего 490 т, в 1937 г. - 1996 т, в 1938 г. - 3496 т, в 1939 г. - 3264 т. И это только - начерно обработанных изделий. Сколько требовалось брони на один танк Т-34 с учетом отходов обработки? а с учетом брака (вспомним, что на первых Т-34 весь лоб изготовлялся из одной гнутой 45-мм детали)? По самым скромным оценкам - тонн 30. А теперь смотрим сколько брони в 1937 г. Мариупольский завод смог изготовить для своего основного заказчика и оцениваем сколько Т-34 с 45-мм броней могли бы сделать в 1937 году.
В реальности, основной заказчик продукции Мариупольского завода, раскошелился на грандиозное увеличение производственных мощностей завода. Открываем книгу А.М. Васильева о линкорах типа "Советский Союз":
«Первые правительственные решения об увеличении производства брони дышали (как и другие решения о постройке «Большого флота») удивительным оптимизмом. Так в марте 1937 г. СТО своим решением о развертывании строительства линкоров потребовал от бронезаводов прокатать в том же году 3000 т линкоровской брони с тем, чтобы в 1938 г. были решены основные технические вопросы с ее изготовлением для линкоров, и производство корабельной брони можно было бы считать освоенным. Видимо, сделать это предполагалось на прежнем оборудовании, лишь с частичной реконструкцией старых заводов.
... Требовалась коренная реконструкция обоих заводов, что и было предусмотрено постановлением СНК СССР от 7 августа 1938 г., со сроком исполнения 1 января 1940 г. С этого года годовой выпуск брони Ижорским заводом должен был составлять 30 000 т, а Мариупольским – 40 000 т. Кроме того, к этому же сроку в Челябинске предполагалось построить новый завод с производительностью 50 000 т брони в год.
Реконструкция старых и строительство нового завода развертывались трудно и фактически начались только в 1939 г. Прежде всего, надлежало перестроить сталеплавильные цеха и создать новые. ... Объем поставок оборудования по импорту для двух старых заводов составил 40 млн. руб. В их числе были 144 станка и два мощных пресса: в 12 000 т (для Ижорского завода) и в 15 000 т (для Мариупольского). Площади новых цехов превышали таковые у старых заводов. Создавались уникальные комплексы. В Мариуполе строился кузнечно-прессовый цех с мостовым краном для подъема слитков в 300 т. В Европе такой цех был только на заводе Круппа в Эссене. Подобное сооружение планировалось создать и на Челябинском комбинате, который по мощности должен был превзойти все бронезаводы мира. ...
В связи с полным провалом в строительстве Челябинского комбината (к началу войны там был построен лишь мартеновский цех) с 1939 г. основное внимание стало концентрироваться на Мариупольском заводе, но и там новый мартеновский цех, способный давать слитки массой до 180 т, не успевал войти в строй и в 1940 г. ...
В 1938 – 1941 гг. (до начала войны) капитальное строительство на старых заводах поглотило 700 млн. руб., но в целом их реконструкция была завершена лишь на 80 – 90% (закончить ее предполагалось в 1941 – 1942 гг.). Производство корабельной брони в 1936 – 1940 гг., как это следует из нижеприведенной таблицы, непрерывно возрастало, но было абсолютно недостаточным для обеспечения плановых темпов строительства кораблей. Кроме того, 30 – 40% выпускаемой брони шло в брак».
Результатом подобной реконструкции стало то, что уже в 1940 году Мариупольский завод прокатал 11 571 т корабельной брони (сравните с данными о выпуске в 1936 - 1939 годах, которые я приводил выше).
Другим "побочным" результатом от работ по программе "Большого флота" являлась разработка Броневым институтом (впоследствии - ЦНИИ-48) новых технологий выпуска брони: «Одним из важнейших направлений его деятельности был поиск и апробация предложений по упрощенным технологиям производства брони. Им был, в частности, разработан «ускоренный способ цементации», позволивший сократить продолжительность этого процесса в 2,5 – 3 раза. Производились также опыты (отстрелом) по замене брони КЦ на менее трудоемкую и более простую в изготовлении – БЦ. Это было сочтено вполне допустимым. ЦНИИ-48 была предложена броневая сталь с меньшим, чем ранее, содержанием никеля и молибдена (что давало экономию в металлах от 8 до 15 т на 1000 т брони) и измененная технология закалки – в воде, а не в масле. При переходе на броню БЦ Мариупольский завод мог высвободить девять печей, которые за год могли дополнительно обработать 12 000 т гомогенной брони толщиной 100 – 150 мм». Гомогенная броня шла не только на танки, но и в первую очередь (до войны) на бронирование корабельных палуб (пояс формировался из цементированных плит), но когда с началом войны строительство линкоров и крейсеров было приостановлено, то, как пишет М.Свирин, "Мариупольский завод им. Жданова 10 июля доложил о готовности к удвоению выпуска бронепроката толщиной 12, 20, 35 и 45 мм".
Но всё вышеописанное - это только проблемы при просто выпуске требуемых для Т-34 объемов брони. А чтобы сделать танк бронедетали еще нужно обработать. Разницу в массе и габаритах броневых деталей для БТ-7 и Т-34 особо хорошо рассматривать на примере "носа" танка. Масса деталей Т-34 превосходит в разы, а габариты - порой на порядок. Подробно проблемы как вообще с возможностью обработки таких деталей и тем более - с возможностью обработки таких деталей в количествах, необходимых для обеспечения темпа выпуска Т-34 даже по весьма скромному плану заказа на 1940 год - смотрите на "Т-34 информ". Отмечу лишь то, что к началу 1940 года подготовка Мариупольского завода к серийному производству Т-34 еще даже не начиналась и к серийному производству Т-34 он был не готов. А из-за нехватки прессов технологию изготовления башен пришлось полностью менять и разрабатывать новые сорта брони.
Отдельный вопрос - это технологии сварки брони больших толщин. То, что в середине 1930-х сваривали 10 - 15-мм броню, еще не означает, что были решены все проблемы сварки 45-мм бронеплит.
так что ни о каком выпуске Т-34 "пусть и с 45-мм пушкой" только на основании того, что "был мотор", не может быть и речи