panarin написал(а):Только уточнение, РККА готовилась к войне с Румынией, Польшей и лиминотрофами "за спиной которых стояли страны Антанты".
Англия дала бы Польше кредиты, чтобы та купила побольше тех же "Виккерсов 6-тонных". качественно это противника СССР не меняло.
panarin написал(а):А Германия как противник появляется у нас в 1934 г, после подписания «Декларация о неприменении силы между Германией и Польшей».
на указанный вами год вооруженные силы Германии - еще "ни о чём". сильным противником она станет позже, когда главной задачей танкостроения СССР будет создание танков с противоснарядной бронёй. 3 человека в башне - это, конечно, хорошо, но если технологии позволяют иметь только "картонные" танки, то "свободный художник командир" суть дела не изменит. а вот научившись делать танки с противоснарядной защитой, взялись за 3-местные башни. увы, было поздно, но никто технологическое отставание России от Запада не отменял
panarin написал(а):К войне, с кем бы Вы не готовились, танки не единственное оружие в танковых соединениях
да, именно поэтому на рубеже 1920-х и 1930-х в СССР идут "стройки века" такие как ГАЗ, ЗИС, ЧТЗ, СТЗ, ХТЗ...
panarin написал(а):Вам не кажется странным, что немцы используя там Т-1 (его и танком назвать зазорно), почему то в будущем озаботились о освобожденном командире танка. А мы решили, что нехер одному члену экипажа "сачковать", пусть он командуя танком будет еще и наводчиком
Строго говоря, 3-местная башня появилась у немцев еще во времена «гросстракторов», т.е. задолго до «единичек» и «двоек». Характерно блицкриги 1939 года в Польше и 1940 года на территории Бельгии и Франции достигли своего успеха, когда основой Панцерваффе составляли именно «неправильные» «единички» и «двойки». Равно как и мотомпехота Панцерваффе в те времена возилась обычными грузовиками, а не БТРами, а артиллерия танковых дивизий была буксируемой, а не самоходной.
В СССР 3-местные башни были у танков другой «весовой категории» – Т-28, КВ и т.д. А Т-34 унаследовал 2-местную башню от БТ, т.к. сам вырос как попытка дать противоснарядное бронирование легкому колесно-гусеничному танку. Став из легкого средним, Т-34 со временем получил бы 3-местную башню, ибо работы в этом направлении велись уже с 1940 года. Но не всё сразу. И, увы, война началась крайне не вовремя и летом 1941 года пришлось наращивать выпуск Т-34 в том виде, в каком он был уже испытан и хорошо освоен в серийном производстве, а не заниматься экспериментами с перестройкой производственных мощностей и изменениями налаженных технологий.
panarin написал(а):А кому я должен вменять вину за ошибки в построении РККА/КА? Министру здравоохранения СССР??
Вы - судья или прокурор? чтобы вину вменять кому-то...
есть субъективные ошибки, а есть объективная реальность. с таким же успехом можно, например, вменять вину Кутейникову, за то что он не подсуетился с атомным реактором
если в Германии первой в межвоенный период придумали и создали наиболее эффективные танковые войска, то это еще не значит, что генералы во всех других странах - сплошь неучи, тупицы или вредители-предатели. ни одна страна мира не создала перед 2МВ ничего подобного по эффективности немецким Панцерваффе, но у вас почему-то советские генералы обвиняются в неправильных решениях
panarin написал(а):в начале 30-х годов, у нас уже ПРИСУТСТВОВАЛА "большая танковая программа" с 1932 г. И в пятилетние планы закладывались программы индустриализации страны
во-первых, в том-то и дело, что сначала говорили о периоде 1920-х и 1930-х годов, а теперь уже сводите разговор к 1930-м. Ничего, что к указанному 1932 году, по сути, уже завершилась первая 5-летняя программа индустриализации страны, и уровень промышленных показателей был несопоставим с теми, что имели в 1920-х, когда по-вашему советские теоретики уже должны были дать "рецепт счастья"? во-вторых, само по себе наличие грандиозных планов и программ не мешало их срывать и не выполнять
panarin написал(а):Конечно назову, это Англия. Еще в ПМВ англы поняли, что...
простите, кто? ааа, это те, кого с треском вышибли с континента немецкие "неправильные" Т-1 с мотопехотой в грузовиках и буксируемыми орудиями? и это те, которые, имея численное превосходство, драпали от Роммеля чуть ли не через пол-Африки? а, ну да, сильно видать им предвоенные разработки помогли
panarin написал(а):впервые и показали бронетранспортеры
не уж-то те самые "Универсалы", где гордые потомки Ричарда Львиное Сердце сидели по пояс открытые всем ветрам? ну и модификации которых (БТРов, а не потомков) в справочниках характеризовались многозначительной фразой "бронирован только правый борт"?
то ли дело в "лапотном" СССР, не зная такого умного слова "бронетранспортёр", тупо клепали бронированные тягачи "Комсомолец", могущие не только пехоту перевозить с таким же уровнем защиты, как и "Универсал", но еще и 45-мм противотанковую или 76-мм полковую пушку с передком буксировать
panarin написал(а):Так что теории Гудериана не на ровном месте возникли. Он творчески (не то что наши) отнесся к созданию панцервафе. На примере Гудериана хорошо видно расхождение подходов немцев и наших в плане создания и использования бронетанковых сил. К сожалению не в нашу пользу эти расхождения
а я-то думал, что май 45-го поставил точку в споре, чей подход лучше(((
panarin написал(а):Как там в Библии-" В начале всего было слово". Так и у наших военных, танков не было, но уже была с 1928 г "Библия" Триандофилова и там в ней описано применение моторизированных и танковых соединений. И с верой в эту "Библию" красные командиры и жили до 1941 г. А Триандофилов один в один переписал у Эймансбергера расчет по замене стволов полевой артиллерии танковыми стволами
а я вот читаю стенограмму совещания командного состава в декабре 1940 года и вижу как рьяно пересматриваются ранее принятые нормы "числа стволов" с поправкой на опыт войн конца 1930-х - начала 1940-х годов
panarin написал(а):У истоков советского танкостроения стоял Тухачевский. Это с его легкой руки мы развернули невиданную в мире по масштабам танкостроительную программу, в которой не нашлось места ни САУ ни бронетранспортерам. Да и ресурсов для их пр-ва. Это к Вашему -"Военные хотели САУ". Если бы хотели то и имели бы их. Тем более опытные наработки были
Во-первых, что значит не нашлось места ни САУ ни БТРам? На базе чего вы предполагаете их создание? на базе Т-18? Ничего, что к моменту принятия указанной вами танковой программы отечественные инженеры толком не имели опыта проектирования, а промышленность - производства бронетехники вообще?! нам бы для начала убогинькие Т-18 с 2-башенными Т-26 научиться делать, а потом уже за создание чего-то нового браться.
Во-вторых, именно при Тухачевском в середине 1930-х был период в советском танкостроении, когда активно велись работы по создании различных САУ (76-мм "полевая" пушка, 122-мм гаубица, 76-мм зенитка) и БТРов.
В-третьих, мое "военные хотели САУ" базируется на конкретном документе, подписанном конкретными военачальниками. в то время пока вы оперируете общими высказываниями своего ИМХО
В-четвертых, заказанные военными САУ не были получены по вполне известным причинам. во-первых, "гладко было на бумаге", но на деле характеристики САУ оказались не столь хороши. Во-вторых, снятие с производства уже заказанных САУ было связано с арестом Тухачевского, т.к. САУ считались одним из элементов его вредительской деятельности
panarin написал(а):А еще начитавшись американских журналов он завел в голове таракана под названием "вертикальный маневр" и мы начали плодить части ВДВ, в количествах, нахер не нужных для войны
вообще тема о танках, но если уж на то пошло, то с 1930-х и по весну 1941 г. в СССР было всего 6 авиадесантных бригад штатной численностью около 1,5 тыс. человек каждая. половина из них была на Дальнем Востоке, где на огромные пространства и крайне скудную дорожную сеть имелось относительно ограниченное число войск. В общем "наплодили" ВДВ в жутких количествах, даже не дотягивающих до численности стрелковой дивизии.
panarin написал(а):Зато в избытке в энтой стране было БА, если память не изменяет на начало войны 3 400 шт
У бронеавтомобилей была своя тактическая ниша – ведение разведки. Вы хотите доказать, что разведку вести не надо, а ради подвоза мотопехоты в нескольких танковых бригадах надо похерить разведку во всех остальных соединениях Красной Армии? ну, ну...
Даже если задачу ведения разведки переложить с БА на БТРы, то львиная доля выпуска БТРов будет «съедена» разведывательными подразделениями стрелковых дивизий и танковых полков/бригад. Т.е. для решения задачи насыщения танковых соединений мотопехотой останется не так уж и много «свободных» БТРов.
Далее. Бронеавтомобили в СССР выпускались на базе серийных грузовиков, а те в свою очередь, как известно, были неполноприводными. Соответственно более-менее равную подвижность с танками БТРы будут иметь только во время маршей по дорогам. В этих условиях их броня является ненужной и они могут быть легко заменимы более дешевыми, более массовыми и более вместительными обычными грузовиками. А вот на поле боя БТРы, созданные на шасси неполноприводных грузовиков, будут отставать от танков. Т.е. задачу «подачи» пехоты к танкам решить не смогут. А с серийным выпуском полноприводных или полугусеничных грузовиков в СССР в 1930-е годы была беда. Спрашивается: зачем нам БТР, который условно может двигаться только по дорогам? Для ведения разведки по маршруту выдвижения танковой части – да, подойдет. Но не для «подачи» пехоты к танкам в бою.
Опять же. Бронирование у БТРов противопульное. Если уж немецкая ПТО «выкашивала» советские танки с противоснарядным бронированием, то представьте, что было бы с тонкобронными БТРами. Всё что могла противопульная броня немецких БТРов – это «протащить» мотопехоту через зону заградительного огня советской артиллерии для последующего ввода в прорыв. Задача доставки пехоты в прорыв в СССР согласно довоенным воззрениям решалась организационными методами. В отличие от немцев, где танковые соединения создавались как универсальный инструмент и для прорыва обороны, и для ввода в прорыв, в СССР в 1930-е годы танковые бригады разделялись по тактическому назначению: одни бригады (Т-26 и Т-28/35) прорывали оборону, а другие (БТ) – вводились в «чистый» прорыв. «Пропихивание» пехоты за линию взломанного танками фронта предполагало, что место прорыва уже «зачищено» от огневых средств противника.
Массовый БТР Советской да и любой другой армии стал нужен только в период 1950-х – 1960-х годов в связи с тем, что в ходе предстоящих боевых действий представлялось обязательным массированное нанесение ядерных ударов. Для транспортировки пехоты через очаги заражения и требовались БТРы. Без массового применения ОМП с задачей моторизации армии прекрасно справлялись и обычные грузовики.
panarin написал(а):А еще были вялотекущие попытки создать БТР на базе тн. Т-26 и БТ. Но ими почему то не заинтересовались военные
ага, "почему-то". В танках БТ львиную долю объема корпуса занимает МТО, свободный объем для размещения десанта крайне мал. Сколько-туда влезет бойцов? ИМХО, максимум человека 4 плюс мех-вод. Танки Т-26 сами по себе малы, чтобы вмещать большое количество стрелков. На всякий случай напомню, что иметь отделения «пехотная» часть которых имеет численность всего 7 – 8 человек стало возможным только в послевоенное время в связи с «поголовным» введением автоматического оружия. А в рассматриваемый период 1920-х – 1930-х годов в СССР еще нет даже массовой самозарядной винтовки, в связи с чем численность стрелкового отделения составляет 13 – 15 человек. Так вот прикиньте, сколько потребуется БТРов, созданных на базе легких танков БТ или Т-26, чтобы перевезти, скажем, один мотострелковый батальон?
panarin написал(а):Именно передвигаясь на них, небольшие группы пехоты, но с высокой огневой мощью должны были поддерживать атаку танков ДД (танков дальнего действия)
да, пяток бойцов, вооруженных "мосинками" создадут просто чудовищную огневую мощь БТРу, созданному на базе советского легкого танка начала 1930-х
хотя, конечно, ради такого дела и ДП дать не жалко. один.
panarin написал(а):Мало того мы скопировали опыт англов, сведя эту пехоту в стрелково-пулеметные батальоны танковых бригад. Вот только обеспечить их БТР-ми не удосужились
я уже писал, что английские БТРы конца 1930-х - начала 1940-х - это далеко (от слова "совсем") не то, что обычно понимают люди под словом "бронетранспортер". обычная "полуторка", вводимая с бригадой БТ в "чистый" прорыв в плане десантовместимости была эффективнее.
Вы «за деревьями леса не увидели». Ну были у британцев считаные экземпляры БТРов, ну и что? Суть в том, что танковых войск у британцев не было (про танки А. Больных, конечно, много ерунды написал, но есть у него одно меткое высказывание, что, много танков/танковых полков/бригад – это еще не значит, что есть танковые войска). А у тех танковых частей, что были у британской армии к началу 2МВ более-менее существенные успехи надо искать под микроскопом.
Успех германских танковых войск в том и заключался, что в отличие от СССР/Британии они строились не из танковых бригад/полков, а из «общевойсковых» моторизованных ДИВИЗИЙ. Вас не смущает тот факт, что период блестящих блицкригов пришелся на то время, когда Панцеваффе ни БТРов, ни САУ не имели вовсе или же имели их в гомеопатических количествах. А скажем, наличие в составе каждой танковой дивизии полноценного батальона мотопехоты на БТРах и полноценного дивизиона самоходных бронированных гаубиц к середине войны, хотя и делало немецкие танковые дивизии опасным противником, но ни «Цитадель», ни последующие операции успеха так и не достигли
panarin написал(а):Вы готовы назвать много стран мира, где в указанные вами 1920-е - 1930-е годы было развернуто массовое производство БТР и САУ?Как там в песне.-"Я Вам не скажу за всю Одессу". Но уже «Сен-Шамон» и «Шнейдер» были прародителями САУ. В нашей ГВ полевые пушки устанавливали на авто. Вопросы необходимости пр-ва САУ широко освещались в мировой специализированной литературе.
так и запишем: не смотря на ряд опытных попыток еще во времена 1МВ и массовое обсуждение в литературе в межвоенный период, НИ ОДНА СТРАНА в мире к началу 2МВ не создала массовой САУ. Равно, как и массовых БТРов тоже не было, ага. Но это не мешает panarin'у ругать советское руководство за якобы допущенные им ошибки
panarin написал(а):Поэтому в возмущенном мозгу Манштейна и родилась мысль, создать штурмовое САУ которое и будет поддерживать немецкую пехоту в бою
Вы правда ожидаете от советской 76-мм полуоткрытой САУ с противопульным бронированием, созданной на базе Т-26, как и у 75-мм "Штурмгешуца" с броней, которую основная советская ПТ-пушка чуть ли даже в упор не брала? Или вы не знаете, что при установке 122-мм гаубицы на шасси Т-26 места под б/к уже не осталось?
panarin написал(а):Так вот, я и обратил Ваше внимание на ошибки оперативного искусства в РККА, которые привели к ошибкам в формировании частей и соединений бронетанковых войск РККА/КА, которые потянули за собой ошибки и танкостроения. В частности увлечение массовым пр-вом только танков и БА. А программы САУ и бронетранспортеров просто похерили наши военные
А я обращаю ваше внимание на то, что ваши современные представления о САУ и БТРах просто физически было невозможно реализовать в тех условиях, в которых находилась советская промышленность в 1930-е годы. БТР, способный перевести хотя бы стрелковое отделение и при этом закрыть броней бойцов "в полный рост", было невозможно создать ни на базе Т-26, ни БТ, ни тем более Т-37/38. Максимально достижимый уровень САУ в 1930-х - это короткоствольные 76-мм пушки с противопульной броней, во-первых, не идущие ни в какое сравнение с будущими германскими "штурмгешюцами", а во-вторых - и так выпускаемые в СССР малыми сериями. Ничего более мощного ни по вооружению, ни по защите создать в 1930-е было невозможно.
В общем и целом, понятно, что лучше быть богатым и здоровым иметь 3-местную башню, но «неправильные» Pz.I без БТРов и САУ за считанные недели завоевали Польшу и Францию, а «неправильные» Т-34 без «правильных» БТРов за неполный год отогнали некогда не знающий поражений вермахт от Сталинграда до Киева. То есть в деле строительства и применения танковых войск есть вещи, более важные нежели количество мест в башне танка или наличие серийно выпускаемых БТРов и САУ. Германия во второй половине войны имела и правильные танки, и правильные БТРы, и правильные САУ и даже ЗСУ на танковом шасси, но это не спасло ее от поражения в войне, а «неправильная» матчасть Панцеваффе не помешала завоевать половину Европы в начале войны.