Нужной темы не нашел, решил сюда. Мысли вслух, тксзкть...
Про ВТО в артиллерии
Вооруженные силы развитых государств уделяют большое внимание развитию высокоточного оружия (ВТО). В области тактического артиллерийского вооружения усилия сосредоточены на внедрении новых типов корректируемых артиллерийских снарядов и мин. Их системы коррекции оснащены, как правило, полуактивной лазерной системой самонаведения (ПА ЛГСН) или модулем коррекции по сигналам спутниковой глобальной системы позиционирования GPS.
К внедрению высокоточных артиллерийских боеприпасов армии развитых стран подвиг тот факт, что для решения типовых огневых задач артиллерии расход ВТО был в 5-10 раз меньше, чем обычных боеприпасов. В рекламных целях производители артиллерийских комплексов ВТО заявляют о грядущем полном вытеснении обычных снарядов высокоточными. Как правило, в подтверждение тезиса приводятся данные о возрастании доли ВТО в огневом поражении в конфликтах несоизмеримых по военному потенциалу и технологическому уровню противников: НАТО-Югославия, США-Ирак, НАТО- «Талибан» (Афганистан) и т.д.
Однако при этом умалчивается, что проблема надежности доставки к цели корректируемых снарядов в условиях противодействия не решена. Не факт, что при сопоставимом военно-технологическом уровне противников артиллерийское ВТО будет играть столь значимую роль на поле боя. Например, для применения артиллерийских боеприпасов с ПА ЛГСН необходима подсветка цели лазерным лучом с наземного или воздушного средства в течение 5...15 секунд. При этом подсвет цели демаскирует расположение оператора и позволяет противнику своевременно поставить аэрозольные маскирующие завесы. Сегодня системами обнаружения лазерного излучения и дымовой маскировки обеспечены практически все объекты бронетанковой техники.
Вариант с использованием лазерной подсветки резко сужает нишу использования боеприпасов с ПА ЛГСН в реальной боевой обстановке. Обязательная подсветка цели лазерным лучом во время полета снаряда исключает использование этих комплексов для стрельбы за горизонт. Оператор, обеспечивающий подсветку, находится на линии боевого соприкосновения и может наблюдать цели на дальности не более нескольких километров в благоприятных условиях погоды, времени суток и местности. Вариант "заброски" оператора с комплектом подсветки в тыл противника нельзя рассматривать как реалистичный.
Кроме того, подсветка целей зачастую невозможна по погодным условиям, при задымленности и запыленности на поле боя, что является типичной ситуацией при интенсивном использовании различных огневых средств.
Подсветка целей в глубине с летательного аппарата возможна только при отсутствии у противника адекватных систем ПВО. Помимо прочего, достоверность распознавания целей в глубине весьма низкая, что подтверждается многочисленными случаями ударов ВТО войск НАТО в Афганистане по мирным жителям.
Вопрос противодействия боеприпасам с системами коррекции GPS решается на стратегическом уровне нейтрализацией спутников, а на тактическом – подавлением сигналов GPS системами РЭБ. Например, известно, что передатчик помех мощностью всего 1 Вт исключает работу GPS-приемников в радиусе 32 километра.
Рекламируя якобы решающее превосходство корректируемых снарядов над обычными по критерию «стоимость-эффективность», их производители «забывают» упомянуть, рассматривая эффективность, существенные ограничения на боевое применение этого класса боеприпасов. Когда же калькулируется стоимостная составляющая, то «забывают» учесть в стоимости комплексов ВТО такие важнейшие и крайне дорогостоящие компоненты, как группировка навигационных спутников, системы частотно-временного контроля, носители и системы подсвета целей и т.д.
Учитывая описанные обстоятельства, становится очевидным, что обычные (неуправляемые) боеприпасы артиллерии и в современных условиях остаются главным средством огневого поражения противника. Они обладают рядом неоспоримых достоинств:
• низкая стоимость;
• возможность производства и снаряжения применительно к местным условиям;
• круглогодичность, круглосуточность и всепогодность применения;
• использование в любых климатических и ландшафтных зонах;
• простота и безопасность эксплуатации;
• исключительная надежность;
• невысокие требования к квалификации персонала;
• возможность длительного хранения без обслуживания и сложных систем контроля, в том числе в полевых условиях.
© VIM