Кстати, материал из Сети. 2015-10-13
Минами из копеечного 120-мм миномета самолеты ценой в 50 миллионов евро легко выводятся из строя.
1. Охрана и оборона аэродрома Хмеймим.
По имеющимся данным, охрану осуществляют подразделения морской пехоты ВМФ РФ. В качестве средств ПВО используются ЗРПК «Панцирь» и ЗРК «Тор».
Напомним, как организовывали охрану и оборону аэродромов раньше, в частности, в Афганистане (только этот опыт реально подходит к авиабазе «Хмеймим»). Поначалу и там было набито немало шишек. И только в 1981 году охрана объектов и коммуникаций в Афганистане начала складываться в достаточно стройную систему. По настоянию советского военно-политического руководства в целях обеспечения безопасности и общественного порядка, предупреждения и пресечения враждебных действий сил оппозиции решением руководства Афганистана вокруг важных административных центров, аэродромов, электростанций, тоннелей были созданы так называемые 15-километровые режимные зоны. В этих зонах установлен особый порядок жизни и деятельности населения. Все лица мужского пола от 13 лет и старше, которые постоянно проживали на данной территории, должны были пройти регистрацию в органах МВД Афганистана и получить соответствующий документ, который каждый обязан всегда иметь с собой (до этого никаких документов афганское население не имело). Проводить в зоне мероприятия, связанные со скоплением большого числа людей в одном месте (свадьбы, похороны и т. п.), можно было только после согласования с местными органами МВД. Всякое перемещение людей внутри зоны после 23 часов запрещалось. Прибытие в зону и убытие из нее разрешалось только через контрольно-пропускные пункты с обязательной регистрацией людей и грузов. Были и другие ограничения, направленные на пресечение проникновения в зону отрядов и групп оппозиции. Внутренняя охрана объектов аэродромов организовывалась командирами авиационных частей, которые назначали караулы для непосредственной охраны и обороны казарм, складов, стоянок самолетов и т. п. По периметру аэродрома и вокруг его объектов создавались проволочные заграждения и сигнальные минные поля. Опасные подступы прикрывались боевыми минными полями.
Оборона режимной зоны аэродрома (вариант)
Зенитные установки (в большинстве своем это были ЗСУ-23-4, ЗУ-23, ЗПУ), кроме прикрытия аэродрома с воздуха, готовились к поражению и наземного противника. Существовавшая в то время система охраны и обороны не в полной мере обеспечивала ее надежность, вследствие чего аэродромы Кандагар и Джелалабад систематически обстреливались противником. Подвергались обстрелу транспортные самолеты, заходившие на посадку на аэродромы Баграм, Шинданд, Файзабад.
Только за первое полугодие 1983 года от обстрелов мятежниками аэродромов Джелалабад и Кандагар были повреждены на земле три самолета Су-17, девять вертолетов Ми-24, четыре Ми-8 ВВС армии и афганский вертолет. Имелись повреждения средств управления и обеспечения полетов, ранения личного состава.
Противник менял способы обстрела аэродромов, использовал для этой цели автотранспорт и другие средства. Однако подразделения охраны 40-й армии слабо реагировали на эти изменения, подвижные группы на бронетехнике не создавались, взаимодействие с вертолетами, несшими дежурство на аэродромах, не организовывалось.
Так, 3 июня 1984 года из минометов были обстреляны расположение управления 108-й мсд и огневая позиция артиллерийской батареи, оборонявшей аэродром Баграм. Находившийся в 400 метрах от стреляющего миномета противника пост с танком не только не пытался его уничтожить, но даже не заметил его.
Проверка охраны аэродромов в 1984-м показала, что во многих случаях не обеспечивалась их защита от огня минометов. Вся система охраны строилась на том, что противник будет применять огонь из стрелкового оружия, в то время как он перешел к минометному обстрелу объектов.
Несмотря на принимаемые меры, даже к 1985 году, когда система охраны аэродромов сложилась окончательно, не удалось полностью исключить обстрелы, которые продолжались вплоть до вывода советских войск из Афганистана. Это объясняется не только периодической (через 1,5–2 года) заменой личного состава подразделений охраны, но и невозможностью обеспечить закрытие зоны ответственности от проникновения мятежников, так как сложный рельеф и наличие в зоне большого количества кишлаков не позволяли добиться этого.
Были проблемы с охраной и обороной и у ВВС США на территории Афганистана. В частности, в сентябре 2012-го атаке талибов подверглась военная база «Кэмп-Бастион» в афганской провинции Гильменд. Нападавшие, вооруженные автоматами и гранатометами, были одеты в форму военнослужащих США, на них были «жилеты смертника». Боевики атаковали самолеты и вертолеты, стоявшие на взлетно-посадочной полосе аэродрома, ангары и другие строения военного объекта. В результате нападения выведены из строя шесть истребителей AV-8B Harrier и еще два получили значительные повреждения. Три станции дозаправки, шесть легких ангаров для авиатехники были сильно повреждены.
Полностью ли учтен имеющийся опыт в ходе организации охраны и обороны авиабазы «Хмеймим»? Будем надеяться, что так оно и есть. Но сомнения все же остаются.
2. Инженерное оборудование авиабазы «Хмеймим».
Похоже, как таковое на этой авиабазе оно отсутствует. Самолеты расположены крыло к крылу на открытых стоянках. А по науке каждая эскадрилья должна находиться в своем районе рассредоточения. При этом каждый самолет располагается в обвалованном укрытии, а еще лучше – в арочном сооружении. Нет уверенности, что запасы авиационных средств поражения и топлива находятся хотя бы в обвалованных укрытиях. Никак не защищены от автоматно-пулеметного огня и осколков мин и артиллерийских снарядов места расквартирования летного и технического состава.
Последствия этого могут быть самые катастрофические. Городская застройка (частные домовладения) практически вплотную подходят к ВПП и МРД авиабазы «Хмеймим». В результате проникновения в окрестности аэродрома диверсионных групп противника авиабаза «Хмеймим» легко может быть подвергнута внезапному огневому налету. Минами из копеечного по стоимости 120-мм миномета самолеты ценой в 50 миллионов евро легко выводятся из строя. А эффективный ремонт в условиях «Хмеймима» – дело весьма проблемное. И вряд ли возможное. Огневой налет достаточно легко организовать и с расстояния 20–30 километров от авиабазы залпами из РСЗО. Наконец, удар по аэродрому можно осуществить при помощи тактических ракетных комплексов.
Один такой удар – и боевая работа российской авиагруппы по сути закончена. Поэтому зарыться в землю с целью минимизации возможного ущерба надо просто немедленно. Будем надеяться, что в значительной степени это уже сделано и соответствующие инженерные сооружения авиабазы просто не попали в кадры хроники.
Ссылка