ВОЗМОЖНОСТИ ВВС США ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕБРОСОК
Всего в авиационных подразделениях регулярных сил и резервных компонентов ВВС насчитывается около 250 стратегических и 440 тактических транспортных самолетов, а также свыше 500 транспортно-заправочных самолетов. Они способны в течение суток осуществить переброску по воздуху до 8 тыс. т грузов на дальность более 5,5 тыс. км.
Парк стратегических военно-транспортных самолетов (ВТС) ВТА включает более 90 С-5А, В и С «Гэлакси» и свыше 150 С-17А «Глоубмастер-3».
Самолеты доставляют грузы к месту назначения, выполняя перелет по ортодромии, то есть по «прямой», однако при этом, как правило, совершают несколько промежуточных посадок для дозаправки топливом. Например, протяженность маршрута от авиабаз в юго-восточной части США до Кувейта около 12 500 км. С учетом промежуточных посадок общее время доставки груза не превышает 24 ч, что значительно меньше, чем у морских судов - 24 сут при средней скорости 18 уз.
В зависимости от объема перевозимого груза для переброски отдельных соединений сухопутных войск США в зону конфликта требуется, как правило, сотни рейсов самолетов ВТА (таблица 3), а время переброски будет определятся количеством привлекаемых к переброске воздушных судов.
Таким образом, на общую продолжительность цикла стратегической переброски оказывают влияние многочисленные факторы, главными из которых являются: характер и степень подготовленности груза к транспортировке, состояние и возможности транспортной и погрузочно-разгрузочной инфраструктуры, технические характеристики средств авиационного и морского компонентов командования стратегических перебросок ВС США.
Сравнение возможностей авиационной и морской составляющих системы стратегических перебросок (ССП) ВС США. Основными составляющими, характеризующими эффективность применения компонентов ССП, являются:
- пропускная способность - общий средний темп переброски формирований сухопутных войск и военной техники;
- оперативность - зависит от времени, необходимого для доставки определенного груза с момента получения приказа;
- степень влияния различных факторов-ограничителей.
Специалистами бюджетного управления конгресса США проведены исследования, направленные на определение возможностей существующей системы стратегических перебросок с учетом составляющих цикл переброски этапов и оценкой вклада отдельных компонентов в общий грузопассажирский поток. В ходе научного эксперимента были приняты следующие ограничения:
- расчет расстояний до зоны конфликта проведен для Ближневосточного региона как наиболее потенциально опасного с точки зрения возникновения конфликта, а также самого удаленного от континентальной части США;
- возможности системы заблаговременного складирования оцениваются как «до военной кампании 2003 года» и при этом не учитываются запасы ВВТ, созданные на складах Европейской зоны и Ближнего Востока;
- ввиду общего характера исследований не принимаются во внимание возможности инфраструктуры портов и авиабаз по разгрузке.
В целом проведенные исследования были направлены на изучение главного параметра системы - скорости доставки войск и грузов к месту назначения, то есть на определение длительности стандартного цикла стратегических перебросок.
Результаты расчетов, сделанных американскими военными специалистами, представлены на рисунке на стр. 48.
Анализ полученных данных позволил зарубежным экспертам сделать следующие выводы:
- К исходу 35-х сут с момента получения приказа на переброску транспортные средства морского компонента (суда командования морских перебросок и резерва первой очереди министерства транспорта, силы заблаговременного складирования) способны доставить по меньшей мере одну партию груза в Ближневосточный регион. Самолеты военно-транспортной и гражданской авиации за этот оке период времени смогут выполнить по 16 рейсов в указанный район. Общее количество переброшенного груза составит при этом не менее 1 млн т.
- Общая усредненная пропускная способность системы оценивается в 30 тыс. т груза ежесуточно. Однако в ходе показанного на графике двухмесячного периода кривая доставки груза имеет ступенчатый вид.
- Максимальная оперативность по доставке личного состава с ВВТ характерна для авиационного компонента системы благодаря высокой скорости транспортных средств и относительно малой загрузке самолетов. Начало доставки грузов по воздуху возможно уже в течение первых 48 ч, а интенсивность грузопассажирского потока имеет линейную зависимость от продолжительности операции.
- Категории транспортных судов морского компонента прибывают последовательно, в зависимости от их удаления от места разгрузки, состояния готовности к использованию, скорости на переходе. Суда эскадр заблаговременного складирования могут прибыть на шестой день, быстроходные ролкеры от побережий США - к исходу третьей недели, суда министерства транспорта - не ранее чем через 35 сут.
-В первые 5-6 суток операции единственным компонентом, осуществляющим доставку груза, является стратегическая транспортная авиация.
Анализ представленных данных показывает, что в целом после первого месяца операции по переброске (перевозке) характерно примерно равномерное распределение транспортной нагрузки между основными средствами переброски, что подчеркивает сбалансированность системы в целом, взаимозаменяемость компонентов, независимость общей эффективности операции от какого-либо «основного» средства доставки, вывод которого из строя может существенно скорректировать планы.
С целью максимально эффективного функционирования системы в целом использование компонентов организовано с учетом их сильных и слабых сторон. Главным оперативным элементом являются воздушные военно-транспортные перевозки, позволяющие начать доставку войск и грузов в любой район мира в течение первых 48 ч. Суда-склады и ролкеры КМП ВМС США, а также зафрахтованные гражданские транспортные суда обеспечивают развертывание основных сил сухопутных войск и морской пехоты. В целом возможности существующей системы позволяют доставить в передовые зоны до 2 млн т грузов в течение 60 сут с момента получения приказа.