По поводу договора о невступлении в НАТО стран восточной Европы- ни я ни вы в реалии не знаете кто и о чем договаривался,и договаривался ли вообще.
В реалии никто ничего не знает. Ибо лично не присутствовал.
Но вот в "пакт Молотова-Риббентропа" верят все европейцы, хотя оригинала документа не найдено. Что не мешает верить в его существование.
Вот Леня Бершидский (которого крайне сложно заподозрить в симпатиях к России) пишет в Блумберг:
НАТО называет историю не сдержанного обещания «мифом», а бывший президент СССР, Михаил Горбачев, кто критиковал расширение НАТО, сказал, что Запад сдержал все свои обязательства, вытекающие из воссоединения Германии.
Теперь, Университет Джорджа Вашингтона, собирая множество документов, рассекреченных в последние годы, начиная с воссоединения Германии, сделал серьезный шаг к выяснению того, что же именно было обещано и как. В США слишком много секретов, как отметил глава Национального архива безопасности (НАБ) Том Блэнтон, в своем недавнем интервью с моим коллегой из Блумберг - Джеймсом Гибни, которые могут скрывать важные фрагменты истории. Но даже с ними, собранные документы показывают, что высокопоставленные чиновники из США, Германии и Великобритании представили гарантии Горбачеву и министру иностранных дел Эдуарду Шеварднадзе о том, что НАТО не будет расширяться в сторону российских границ. Документы дают понять, что западные политики подразумевали отсутствие экспансии в страны Восточной Европы, а не просто за территорию Восточной Германии.
Заверения не были изложены на бумаге. Но любой, кто хочет понять мировоззрение президента Владимира Путина должен проявлять интерес к документам НАБ. Они, в определенной степени, подтверждают его выводы, которые были составлены на основе советских данных об этих договоренностях.
Министру иностранных дел Западной Германии Хансу-Дитриху Геншеру, было поручено получить согласие советов на воссоединение своей страны. Он понимал, что гарантия нерасширения НАТО является ключевым условием успеха, и сказал об этом немецкой общественности и союзникам, таким как британский министр иностранных дел Дуглас Херд. США, стремились сохранить единую Германию в НАТО, а не придавать ей нейтрального статуса, госсекретарь Джеймс Бейкер был вместе с Геншером 9 февраля и он сказал Шеварднадзе:
Нейтральная Германия, несомненно, приобретёт свой независимый ядерный потенциал. Тем не менее, Германия, которая прочно закреплена в измененном НАТО, я имею в виду НАТО, в меньшей степени как военную организацию, в большей как политическую, нет никакой необходимости в нейтралитете (Германии). Разумеется, должны быть железные гарантии того, что юрисдикция и силы НАТО не двинутся на восток. И это должно быть сделано таким образом, чтобы удовлетворить соседей Германии на востоке.
В тот же день он повторил Горбачеву, "Если мы будем сохранять свое присутствие в Германии, которая является частью НАТО, не будет расширения юрисдикции или сил НАТО, ни на один дюйм, на восток". Он дал понять, что это было уступкой западного блока в обмен на сохранение Германии в НАТО. Горбачев ответил, что, в любом случае, "расширение зоны НАТО является неприемлемым." "Мы согласны с этим," ответил Бейкер.
В переговорах, проходящий в то же время, директор ЦРУ США Роберт Гейтс сделал такое же предложение, главе КГБ - Владимиру Крючкову.
По мере обсуждений, Советы выдвинули общую структуру безопасности в Европе, основанную на Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая сформировалась почти два десятилетия назад в качестве форума для сотрудничества между советскими и американскими блоками. Западные участники переговоров согласились, но сказали, что они хотели сохранить НАТО, сделав его более мягким и открытым для сотрудничества с Советами и их союзниками по Варшавскому договору. В конце марта 1991 года, через шесть месяцев после того, как Германия стала одной страной, британский премьер-министр Джон Мейджор был все еще давал обещания Министру обороны СССР Дмитрию Язову – который в ближайшее время примет участие в перевороте против Горбачева, который в конечном итоге уничтожит Советский Союз, что НАТО не идет на восток, и что он "сам не предвидит обстоятельства сейчас или в будущем, когда Восточно-европейские страны станут членами НАТО". В свою очередь, Генеральный секретарь НАТО Манфред Вернер заверил российскую делегацию, которая доложила Президенту Борису Ельцину, что 13 из 16 членов НАТО выступили против расширения, как и сам Вернер.
Ни один из обнадеживающих разговоров не превратился в конкретные соглашения, потому что Советский Союз был практически банкротом, нуждался в помощи, которую Германия предлагала в обмен на согласие об ее объединении и в целом зависела от западных кредитов. Это государство не было в состоянии что-либо требовать от Запада, даже настойчивость в общей системе безопасности была блефом. Вот почему Горбачев, который не любит, признавать, что он был в отчаянии и не смог дать отпор, заявил, что Запад сдержал свои обещания или, по крайней мере, одно обещание: что не немецкие войска НАТО, не будут размещены на территории бывшей ГДР.
США, в отличие от осторожной Германии, разговаривали с советами как победитель с проигравшим, не особенно осторожно, относительно необязывающих предложений и заверений Горбачеву и Шеварнадзе. Власть советского руководства так быстро разрушалась, что было бессмысленно увековечивать эти обещания в камне. Так что позднее, когда Советский Союз рухнул и страны Восточной Европы хотели защиты от победителей холодной войны, также не было никакого смысла держать их вне НАТО.
Отредактировано sh0k (2018-01-11 13:14:09)