В "Новой газете" (внимание!) вышел жалостливый опус о трагедии арт-группы "Война", которая совершила не менее головокружительную одиссею по Европе, нежели выдающийся художник-акционист Павленский.
Рассказ из цикла - нарочно не придумаешь.
( Свернуть )
Избранное:
Некогда легендарная арт-группа «Война» изменила свои взгляды на 180 градусов. Раньше они шли в авангарде протеста, были знаменем оппозиции, а теперь хвалят Путина, одобряют присоединение Крыма и просятся из либеральной Европы назад в Россию, где их почти наверняка ждет тюрьма.
* * *
Семья «Войны» скитается по немецкой столице в поисках ночлега. У них трое детей, а тут еще новость — Коза опять беременна, выложила в cеть положительный тест. Под Новый год они снова оказались на улице, стали бомжевать, отогреваясь в метро и магазинах. В итоге жилье все-таки нашли — захватили не то сарай, не то подвал. За шесть лет европейского вояжа их неоднократно избивали, в том числе в полиции, дважды крали детей, впервые в Венеции еще в 2014 году. Их несколько раз сажали в тюрьму и в лагерь для беженцев. Этим летом Маму (среднюю дочь) сбила машина. Свою жизнь в Европе они приравнивают к нахождению в плену. Сейчас они судятся с некими «европейскими правозащитниками», которые напали на них в 2016 году в Базеле. На канале «Россия 1» «Война» обнародовала видеозапись, на которой запечатлено нападение. В сюжете «Вестей» они проворачивают целую операцию: крадут флешку с этим роликом у швейцарских юристов, которые решили его засекретить. Видео действительно жуткое: вооруженные люди в масках и шлемах вытаскивают голых детей из квартиры, Воротников лежит связанный на полу. Что же натворила семья с тремя детьми, чтобы с ней поступили так варварски, к тому же не какие-то хулиганы, а правозащитники?
* * *
Нападение в Базеле, по словам «Войны», открывает истинное лицо Европы, нетерпимой к инакомыслию. В комментариях и записях в соцсетях фигурируют слова: «похищение» (детей), «налет», «банда экстремистов». Однако из судебных документов видно, что конфликт произошел из-за обыкновенной бытовухи.Уточним, кто такие эти «правозащитники». «Жители и жительницы домов на Вассерштрассе в большинстве своем принадлежат к леворадикальным кругам «Союза Вассерштрассе» — это цитата из судебного заключения. На анархистов из «Войны» нападали анархисты же.
* * *
Изначально жилье в анархистском комьюнити предоставлялось «Войне» на короткий срок для возможности подать ходатайство о получении убежища. Они въехали в квартиру в апреле 2015 года, а нападение произошло в марте 2016-го, то есть спустя почти год. На протяжении всего этого времени на «Войну» жаловались соседи, их неоднократно просили съехать. Анархисты до последнего пытались решить все мирным путем. Они помогали семье, оплачивая адвокатов, жилье и коммунальные услуги.
Более того, Воротников и Сокол знали о готовящемся выселении. Вот текст ультиматума жильцов:
«Очевидно, что вы плевать хотели на остальных людей, которым приходится жить вместе с вами. Вы будите их посреди ночи своей готовкой и громкими разговорами и совершенно игнорируете их просьбы, когда вас просят прекратить. Только то, что они пытаются быть милыми с вами, не значит, что их можно не уважать. Два месяца назад мы говорили вам, что вы должны съехать. Громко и однозначно. Какую часть в слове «убирайтесь» вы не поняли? Вы разрушаете наше сообщество. Я привела вас сюда, ожидая дать кров интеллигентным людям, которые будут соблюдать минимальные правила. Но очевидно, вы не знаете, что люди не относятся с таким вопиющим безразличием к тому месту, где они едят. И вместо того чтобы искать новое место, вы не придумали ничего лучше, чем приводить сюда новых людей, которых тут не ждали и не хотели. Этим воскресеньем на собрании мы будем обсуждать ультиматум. Если вы скоро не съезжаете добровольно, вы будете выселены с применением силы. Просто уходите. И я имею в виду СЕЙЧАС. Уходите наконец-то. Конец дискуссии».
* * *
В качестве основных причин «гонений» ими указывается отказ просить политическое убежище в Европе и открытая патриотическая позиция («имели неосторожность говорить, какие замечательные перемены мы видим в России»), в результате чего их стали называть «сторонниками Путина»
* * *
Осенью я был у них в Берлине. Мы пришли на квартиру, где на тот момент была «вписана» семья. На полу и вообще повсюду валялись продукты, забит был и холодильник. Воротников сказал довольно:
— Вы пропустили самое интересное: мы жрали гаспачо. Сейчас перешли к дегустированию: пробуем различные сыры моднейшие, жрем моднейший дорогущий мед, вешенки из Мексики, из Новой Зеландии грибы, всякие дичайшие ягоды и просто дичайшие десерты. Мы <украли> дорогущее кофе «Илли», итальянский, лучший коммерческий кофе. Все это из двух супермаркетов — один биосупермаркет, а другой — так, для людей с деньгами.
* * *
Каспер, а где тебе было страшнее всего — в какой стране?
— С едой где страшнее? В Чехии было очень туго — жрали какое-то говно.
— Еда плохая?
— Да нет, там камеры везде были. Все надо покупать.
* * *
Под Новый год своровали велосипед, детскую коляску и большую елку, отмечая католическое «фашистское Рождество» — так Коза озаглавила альбом на своей страничке.
Я спросил ее:
— Какая твоя главная потребность сейчас как женщины, как матери?
— Когда мы жили на улице, я думала уже, что любая ж*па мира нам подойдет, чтобы хотя бы нас не пинали на улицу. Сейчас я немножко поспала в теплом месте и думаю — нам нужно просто вернуться (в Россию. — И. Д.), больше общаться с людьми, потому что мы не сможем сами купить дом. Мне кажется, надо продолжать…
— Продолжать что?
— Восстанавливать силы на всяких вписках и продолжать то же самое делать, что мы делали. В итоге у нас будет дом — и детям будет хорошо.
* * *
«Войне» предлагалось поехать во Францию, чтобы встретиться с Павленским и побеседовать прямо под камерами «по поводу искренности или неискренности его действий как политэмигранта от культуры».
Воротникову пришла идея очередного спектакля:
«Это Уорхол еще придумал. Можно устроить такую студию… Никто не скрывает, что снимает, и начинается беседа…
«Если в момент какого-то спича, когда вдохновение посетит человека, и он будет отвечать на вопрос, я совершено неожиданно вдарю человека по <лицу>, то маска упадет тут же… Подумайте, и у вас может появиться тот Павленский, которого нету».
Павленский вскоре совершил свою «самоубийственную» акцию в Париже, а потому «Уорхолу» не суждено было случиться
* * *
Можно произносить одни и те же фразы, скучные и примитивные, но тем не менее люди (беглые борцы с режимом. — И. Д.) ни в чем не нуждаются… Происходит лекция (лекция «Войны» в каком-нибудь университете в Европе. — И. Д.), тебе за лекцию отстегивают 15 штук — вот так жизнь устроена. Не знаю, может, стоит задуматься? Там (в России. — И. Д.) нас что ждет — 300 евро в месяц, здесь совсем другие расценки. Здесь такая разработанная арт-система».