Одна из тех маленьких неизвестных войн на территории третьих стран:Ирландия vs Бельгия.
55 лет назад небольшой отряд ирландских солдат принял бой за тысячи километров от родины — в глубине Бельгийского Конго. На протяжении многих лет об этой осаде у городка Жадовиль предпочитали не вспоминать.
Предыстория:
30 июня 1960 года Бельгийское Конго со столицей в Леопольдвиле после многих десятилетий бесконтрольного владычества Бельгии провозгласило независимость. Первым президентом независимой республики стал Жозеф Касавубу, премьер-министром — харизматичный лидер левого Национального движения Патрис Лумумба. На торжественной церемонии Лумумба, обращаясь к бельгийскому королю Бодуэну I, заявил: «Мы больше не ваши обезьяны!» («Nous ne sommes plus vos singes»). Конго стало третьей по площади страной Африки после Судана и Алжира.
Однако счастье было недолгим. Местная полиция и армия разлагались на глазах — ведь все офицеры прежде были белыми. Богатые медью, кобальтом, ураном и алмазами южные провинции Катанга и Касаи объявили о независимости (11 июля и 9 августа соответственно). В стране вспыхнула гражданская война — одна из самых кровопролитных и затянувшаяся надолго.
Бельгийские войска, ссылаясь на необходимость защиты фермеров (граждан Бельгии), упорно отказывались покидать Конго. Вдобавок бельгийцы(наемники) на деньги международных горнодобывающих компаний — например, Union Miniere — открыто поддерживали сепаратистов Катанги во главе с Моисом Чомбе. Между 11 июля и 8 сентября 1960 года в Катангу перебросили свыше 100 т оружия и боеприпасов. Бельгийцы также предоставили Чомбе 25 самолётов бельгийских ВВС. 89 офицеров-бельгийцев служило в гвардии Чомбе, а 326 унтер-офицеров и техников считались «добровольцами». Западные страны заняли промежуточную позицию: с одной стороны, они блокировали антибельгийские резолюции в ООН, с другой — не давали Бельгии признать независимость Катанги, несмотря даже на угрозы Бельгии выйти из НАТО. Уже 12 июля Касавубу и Лумумба попросили о вводе войск ООН. Генеральный секретарь ООН Хаммаршельд согласился, но настоял на пяти условиях. Первое: силы ООН будут под эксклюзивным контролем генерального секретаря ООН (т. е. самого Хаммаршельда). Второе: ООН не будут вмешиваться во внутренние дела Конго. Третье: «голубые каски» получают свободу передвижения по всей территории Конго. Четвёртое: они могут применять оружие лишь в целях самообороны. И, наконец, пятое: силы ООН не будут подчиняться приказам из стран, откуда они родом. Соответственно, войска ООН не планировали ни подчинять мятежные провинции, ни поддерживать какую-либо фракцию в правительстве Конго. ООН также отказалась признать бельгийскую интервенцию актом агрессии — к разочарованию Лумумбы (и Советского Союза).
Тем временем, Лумумба был смещён президентом Касавубу и посажен под домашний арест. Но Лумумба сбежал из-под ареста, был пойман, отправлен в Катангу и убит. Теперь ООН приходилось иметь дело с четырьмя группировками сразу. Одна, «законная», во главе с Касавубу, располагала порядка 7000 бойцов в районе Леопольдвиля. Следующий лидер — Гизенга, преемник Лумумбы, возглавлял около 5500 солдат в Стэнливиле на северо-востоке страны, поддерживался СССР, КНР, Объединённой Арабской Республикой и многими африканскими странами. Моис Чомбе имел от 5000 до 7000 сторонников в Элизабетвиле. И, наконец, Альбер Калонджи — около 3000 войск в отколовшемся Южном Касаи.
Вести переговоры с лидерами группировок было непросто. Моис Чомбе всячески тянул время, заключая соглашения — и тут же нарушая их. 17 сентября Хаммаршельд предполагал встретиться с Чомбе в Северной Родезии (современная Замбия), но 18 числа самолёт с генсеком ООН на борту был сбит над джунглями и все 6 членов экипажа и 10 пассажиров, включая Хаммаршельда, погибли.