Весна-лето 1943 года. В небе над Кубанью разворачивается одна из самых грандиозных битв в истории авиации: споры о том, что же масштабнее – Битва за Британию или сражение в кубанском небе, ведутся до сих пор. Ожесточённая схватка крылатых машин достигла невероятных масштабов - в отдельные дни в небе проходило до 50 боёв с участием десятков самолётов с обеих сторон. К концу битвы немецкие пилоты отчитались о сбитии 2280 советских самолётов. И ведь это только воздушные победы немцев, а был ещё огонь с земли… Советская сторона потеряла 750 самолётов, среди которых 296 истребителей. В эти цифры входят все потери наших самолётов над Кубанью.
Немцы сосредоточили на небольшом участке (низовья Кубани, Таманский полуостров, Новороссийск) свой 4-й воздушный флот, насчитывавший более 1000 самолётов – 580 бомбардировщиков, 250 истребителей и 220 разведчиков. В поддержу ещё и лучшие истребительные эскадры Германии: 3-я «Удет», 51-я «Мельдерс», 54-я «Зеленые сердца», оснащённые последними модификациями B.f-109 и Fw-190. Кроме того, немцам помогали истребительные эскадрильи из Хорватии, Словакии и Румынии. Основную массу немецких истребителей составили B.f-109 G.
Советские силы: 900 самолётов, среди которых были 370 истребителей, 170 штурмовиков, 360 бомбардировщиков. Такое количество техники было достигнуто переброской на Северный Кавказ 2-го бомбардировочного, 3-го истребительного и 2-го смешанного авиакорпусов, 282-й истребительной дивизии.
Более половины советских истребителей составили новые Ла-5, Як-1Б, Як-7Б, имелось значительное количество уже устаревших ЛаГГ-3 и Як-1,И-16 имелись американские Р-40 и Р39 , над Кубанью сражалось немногим более 2000 самолётов с обеих сторон, причём количество истребителей было примерно сопоставимо.
Так каким же образом немецкие асы умудрились сбить самолётов больше, чем участвовало с обеих сторон? , показатели немецких пилотов поражают воображение: самый результативный пилот СССР (да и союзников) Иван Кожедуб имеет 64 подтверждённые личные победы. Прославившийся над Кубанью Александр Покрышкин, второй по результативности – 59 личных побед. дебютировавший над Кубанью Эрих Хартман 8 мая 1945 года записал на свой счёт 352-ю личную победу. сравнивать количество воздушных боёв советских и немецких пилотов глупо: Хартман провёл 802 воздушных боя, Кожедуб же 120, так что боевая эффективность советского аса всё ж повыше. Такая разница в количестве боевых вылетов объясняется разными подходами к использованию своих ВВС со стороны советского и германского командований: Люфтваффе использовали своих пилотов весьма интенсивно и дни с шестью боевыми вылетами для немцев были обыденностью. Немецкие эскадрильи постоянно меняли место базирования и оказывались ровно там, где это необходимо.
В советских же авиачастях лётчики выполняли до 3 вылетов в тяжелые дни ( в дни тяжелых боёв совершали по 5вылетов), а эскадрильи были как бы «привязаны» к наземным частям, поэтому советские лётчики взлетали при возникновении необходимости на их участке фронта. Самолётов и пилотов у СССР хватало, поэтому Кожедуб с Хартманом за примерно один и тот же временной промежуток совершили совершенно разное количество боевых вылетов (не путать с боями) – 330 и 1525 соответственно. Естественно, немцы получали боевой опыт куда интенсивнее советских лётчиков.
Подготовка пилотов тоже весьма и весьма отличалась. Так, молодой советский истребитель к моменту прибытия на фронт в лучшем случае имел тридцать с небольшим часов налёта, из которых на боевую технику приходилось меньше 5, немцы же умудрялись налетать только на тренировочных самолётах по 400 часов. Только вот всё это не объясняет сбития двух с лишним тысяч самолётов над Кубанью.
Справедливости ради стоит отметить, что официально немецкое командование заявило о заметно меньших потерях СССР над Кубанью: более, чем 1300 машин, из которых зенитки поразили примерно 300. Но ведь эти цифры всё равно больше, чем имелось у Советского Союза на том участке фронта…
Естественно, в сбитые записывали, в том числе, и просто повреждённые, вышедшие из боя самолёты. Просто потому, что искренне считали их сбитыми. Только и такое заблуждение не объясняет столь огромной разницы между заявленными и реальными цифрами. У тех же американцев лучшим был Ричард Айра Бонг – на его счету 40 самолетов, счета лучших британцев ещё ниже.
Стоит отметить ещё один примечательный момент: Рыцарский крест давали за 40 побед. Гельмут Лент (всего 113 побед)получил крест за 16 сбитых самолётов. Ганс Ябс (всего 50 побед) – за 19. Это что же, награды авансом? Немецкое командование видело будущее? Но почему тогда Германия проиграла? Загадка…
Разгадка кроется в самом подходе к зачислению воздушных побед немецким истребителям. Именно побед. Естественно, сбитый самолёт – это победа, но победой у немцев считались и другие действия: например, заставить вражеский бомбардировщик сбросить бомбы не дойдя до цели. Собственно, за эти победы немцы ставили определенное количество баллов. Баллы зависели от количества моторов побеждённых самолётов и прекрасно стимулировали немецких пилотов защищать небо Германии: британские и американские бомбардировки не особо мешали производству немецкого оружия, а количество «побед» приравнялось к числу сбитых уже с годами.
Всё это не умаляет опыта и мастерства германских асов, да и фантастические счета вполне объясняются количеством боевых вылетов на пилота и особенностями подготовки. К вышесказанному можно прибавить и тот прискорбный факт, что из-за отсутствия связи между советскими самолетами вначале войны, 80% наших сбитых лётчиков банально не знали, что находятся под атакой – это делало их довольно лёгкой добычей для немецких истребителей.
Превосходство немцев обеспечивала и техника – B.f-109 на момент начала войны был лучшим истребителем своего времени и заметно превосходил И-16, составлявший основу советских ВВС в 41-м, ну а новые Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3 были плохо освоены и требовали множество доработок. Так, например, в конструкцию поспешно принятого на вооружения Як-1 было внесено порядка десяти тысяч (!) изменений и доработок.
Однако, всё это не помешало нашим конструкторам создать, в итоге, куда более совершенные машины, сначала сравнившиеся, а потом и превзошедшие своих немецких оппонентов, ну а знаменитое «Внимание, в небе Покрышкин» или столкновение двух эскадрилий – Кожедуба и немецкого аса Вильха, окончившееся со счётом 12:2 в советскую пользу, прекрасно иллюстрирует, чьи пилоты были лучшими на самом деле.