Когда поднимаем вопрос о репрессиях периода 1937-38 гг то сразу вспоминаем следующее 1. Насколько законны были действия 2. Виновны ли те, кого арестовали? 3. Почему к арестованным принимали такие суровые меры? 4. Повлияли ли аресты на боеспособность РККА? Вот на первые 3 пункта я не старался отвечать. Лишь только потому, что там много вопросов и много версий. От того, что они не были виноваты, и И.Сталин дурак, К.Ворошилов так же и они решили убрать умных командиров РККА. А во время следствия М.Тухачевский писал свои показания под диктовку следователя и он его бил и потому на бумагах остались пятна его крови. Так что проще писать по 4 пункту. На этот пункт можно ответить. Однако, считаю тогда, нужно поднимать пункт 5 (а пункт 2 - его трудно оценить, ведь виновность оценивает суд, а после того, как их всех реабилитировали, то разговор об этом трудно поднимать) 5. Отношение руководства РККА к политическому руководству страны (в данном случае, после 1934 г. им фактически стал И.Сталин).
Таким образом, в данной теме мы обсуждаем пункт 4 - Повлияли ли аресты на боеспособность РККА? Но, к сожалению, антисталинистам нужно другое. Они постоянно на своей волне
Ув. leonard61 именно себя он так и называет. А ведь у него дед воевал и такие выпады, просто страшно становится, как мозги проели таким людям.
себя он может называть как угодно, хоть колобком, но факту типичный предатель, власовец, причем идейный. А так конечно мне со стороны трудно судить-- но по факту отсутствие внятной идеологии в современной РФ это трагедия
Дудуков я думаю, что не скажет. Ему ж поставили конкретный вопрос. Казалось бы. Тут все карты в руки. Нужно тезис свой раскрывать. Но вместо это он занялся совсем иным. Я могу сделать предположение, что у него в голове одни лозунги а нет развёрнутых ответов. Вот он ими и бросается. Ну я так думаю, что рано или поздно он появиться под другим ником
себя он может называть как угодно, хоть колобком, но факту типичный предатель, власовец, причем идейный. А так конечно мне со стороны трудно судить-- но по факту отсутствие внятной идеологии в современной РФ это трагедия
По факту - да, с этим согласен. Тем более трагедия, что это бывший офицер погранвойск. Хотя туда может быть и таких и отбирали? Не знаю, не могу сказать. По факту да, в РФ нет внятной идеологии. Но есть одно. Это осуждение Сталина и утверждение того, что репрессии снизили боеготовность РККА
Это осуждение Сталина и утверждение того, что репрессии снизили боеготовность РККА
Дык, так и дохтур орал что он не с народом воюет а с И.В. Сталиным и же с ними опять таки на примере того же Блюхера и событий на Дальнем Востоке --может наоборот чистка и спасла от полного разгрома в 41г. почему не рассматриваем такой вариант событий?
Дык, так и дохтур орал что он не с народом воюет а с И.В. Сталиным и же с ними опять таки на примере того же Блюхера и событий на Дальнем Востоке --может наоборот чистка и спасла от полного разгрома в 41г. почему не рассматриваем такой вариант событий?
Метод "чистки" сам по себе чудовищный. Можно было провести массовое увольнение под лозунгом об омоложении кадров. Ну и то что после арестов , пыток и осуждения по 58 статье ,сотни старших командиров вернули в 40-41гг в армию говорит о том ,что большинство репрессированых были перекручены мясорубкой вообще без всякой вины.
в общем по нормам того времени -не очень, не смотрите на события тех времен с мягкого дивана сегодняшнего дня.Сколько лет после гражданской прошло? не сто а (25 октября (7 ноября) 1917 — 25 октября 1922/16 июля 1923 года) намного меньше, т.Троцкий был жив и последователей у него не мало было в РККА.
в общем по нормам того времени -не очень, не смотрите на события тех времен с мягкого дивана сегодняшнего дня.Сколько лет после гражданской прошло? не сто а (25 октября (7 ноября) 1917 — 25 октября 1922/16 июля 1923 года) намного меньше, т.Троцкий был жив и последователей у него не мало было в РККА.
Ну да. Я тут недавно читал ,что похорошему Королева и Туполева тоже надо было растрелять, как Лангемака. Все можно обьяснить при желании.
Можно было провести массовое увольнение под лозунгом об омоложении кадров.
массовое увольнение кго, высшего комсостава? в условиях того времени это аналогично массовому увольнению членов и кандидатов ЦК - что дальше с ними делать?
Arkadiy написал(а):
Метод "чистки" сам по себе чудовищный.
а это и не было методом, в том и проблема
Arkadiy написал(а):
Ну и то что после арестов , пыток и осуждения по 58 статье ,сотни старших командиров вернули в 40-41гг в армию говорит о том ,что большинство репрессированых были перекручены мясорубкой вообще без всякой вины.
начали ещё в 39г. и возвращение в армию кадров, которые она потеряла по всем причинам - это попытка восстановить доверие между политической властью и армией, а так же внутри армии - впрочем не думаю, что это удалось а про вообще без всякой вины - это относится ко многим, вот только к большинству ли - это вопрос. отделить реальное преступление от накрученной на него и вместо неё политической статьи можно только по уголовному делу (более того, выпустить из мест лишения свободы оказалось значительно сложнее, чем туда отправить - это с подследственными было проще)
Ну да. Я тут недавно читал ,что похорошему Королева и Туполева тоже надо было растрелять, как Лангемака. Все можно обьяснить при желании.
а я вот тут прочитал про то, почему организовалась Туполевская шарага - после чего вообще даже и не пытаюсь никого оправдать или осудить в тех событиях, это нам современным явно не по плечу историю про то, как Берия пытался добиться от А.Н.Туполева признать себя невиновным - это что-то
массовое увольнение кго, высшего комсостава? в условиях того времени это аналогично массовому увольнению членов и кандидатов ЦК - что дальше с ними делать?
Генарала отправляют на пенсию. И все. Он уже никто.
а это и не было методом, в том и проблема
Ну тогда через "Большой террор" пропустили не только армию.
начали ещё в 39г. и возвращение в армию кадров, которые она потеряла по всем причинам - это попытка восстановить доверие между политической властью и армией, а так же внутри армии - впрочем не думаю, что это удалось а про вообще без всякой вины - это относится ко многим, вот только к большинству ли - это вопрос. отделить реальное преступление от накрученной на него и вместо неё политической статьи можно только по уголовному делу (более того, выпустить из мест лишения свободы оказалось значительно сложнее, чем туда отправить - это с подследственными было проще)
ну за несколько лет ему ещё ни разу не удалось чётко, ясно и аргументированно изложить свою позицию. более того, он не мог бы быть командиром даже отделения - любой человек, который руководил хотя бы минимальным коллективом, никогда таким кристально простым в суждениях не будет, вне зависимости от того, кому симпатизирует
Генарала отправляют на пенсию. И все. Он уже никто.
я бы был полностью согласен, если бы речь шла о генералах в нашем сегодняшнем представлении, но они то не были такими генералами - с кем можно сравнить Гамарника? или Тухачевского? ну или Жукова?
Arkadiy написал(а):
Ну тогда через "Большой террор" пропустили не только армию.
даже не столько - и все высшие руководители армии, как члены и кандидаты в члены ЦК этот "Большой террор" и начали. даже известно точно когда и кто его начал
Arkadiy написал(а):
Хорошо,что хоть кого то вернули.
вернули огромное число военных, иногда самым невероятным способом - все авантюрные романы можно просто выкидывать и читать реальные истории людей
Пока полностью не раскроют материалы дела по М.Н.Т.(если там что то уцелело) тогда наверное проще будет понять, что происходило-- а так например лично мне думается если открыть архивы даже то, что уцелело то наверное советское прошлое предстанет в другом виде.
Пока полностью не раскроют материалы дела по М.Н.Т.(если там что то уцелело)
да даже если откроют - что там вообще есть? берём книгу Сухомлинова и рвём себе волосы - если это то, что осталось от "дела Берии", что уж там про "дело Тухачевского" говорить
а так например лично мне думается если открыть архивы даже то, что уцелело то наверное советское прошлое предстанет в другом виде.
ну вот Жуков ознакомился с архивами ЦК по интересующим его темам - советское прошлое каким интересным стало-то (а если брать именно армию, то очевидно, что военные-члены ЦК (или члены ЦК-военные) внесли огромный вклад в то, что репрессии обрушились на армию)
да даже если откроют - что там вообще есть? берём книгу Сухомлинова и рвём себе волосы - если это то, что осталось от "дела Берии", что уж там про "дело Тухачевского" говорить
опять таки раз уничтожили - конкретно хрущ и яковлев - значит были основания для "чистки"
Дудуков написал(а):
что военные-члены ЦК (или члены ЦК-военные) внесли огромный вклад в то, что репрессии обрушились на армию
опять таки репрессии чем были обоснованны ? дурость первой конной как самой преданной т. Сталину или были подозрения \доказательства " над всей Испанией безоблачное небо"? архивы чисты
опять таки репрессии чем были обоснованны ? дурость первой конной как самой преданной т. Сталину или были подозрения \доказательства " над всей Испанией безоблачное небо"?архивы чисты
Предлагаю разделить обсуждение на две части 1. Здесь мы будем обсуждать тему Влияние репрессий на боеспособность РККА 2. А здесь Политика, экономика, идеология, судопроизводство уже про сами репрессии
Здесь мы будем обсуждать тему Влияние репрессий на боеспособность РККА
Понял. В 41г. летом РККА понесла страшные потери, как и офицерский корпус так и рядовой состав. Но уже зимой 42\43г. был Сталинград. С 37 г. по 41г. почти 4 года относительно тепличных условий .
Что касается репрессий, то они несомненно снизили боеготовность РККА.
Интересная фраза - несомненно. Теперь хотелось бы, что б Вы его развернули. А то могу сказать, что повысилась боеготовность. Кстати. Есть работы А.Смирнова. Наверное, Вы встречали их. Посмотрите, как он свой тезис доказывает
Интересная фраза - несомненно. Теперь хотелось бы, что б Вы его развернули. А то могу сказать, что повысилась боеготовность. Кстати. Есть работы А.Смирнова. Наверное, Вы встречали их. Посмотрите, как он свой тезис доказывает
Нет книгу не читал. Но согласитесь, что обстановка подозрительности, нервозности и страха полностью сковывали инициативу командного состава. Про то что значительная часть репресированых не уступали Рокосовскому и Горбатову ни образованием, ни опытом, ни послужным списком это факт и они несомненно моггли принести гораздо больше пользы командуя корпусами и дивизиями, а не кормя червей или рубая уголек. У нас получается спор ради спора.
Но согласитесь, что обстановка подозрительности, нервозности и страха полностью сковывали инициативу командного состава.
Не соглашусь. Эта обстановка была всегда. Армию вычищали и до 1937 года. На командные должности продвигали своих, выбрасывая чужих. Вот пример. Арман Поль. Был арестован в феврале 1937 г. И за что? Формально - шпион. А если по существу - то критиковал отечественное танкостроение
Arkadiy написал(а):
Про то что значительная часть репресированых не уступали Рокосовскому и Горбатову ни образованием, ни опытом, ни послужным списком это факт и они несомненно моггли принести гораздо больше пользы командуя корпусами и дивизиями, а не кормя червей или рубая уголек.
Здесь надо развести. Если ты виновен, значит должен понести наказание. И об этом лучше говорить вот здесь - Политика, экономика, идеология, судопроизводство А уровень - он упал, когда армия увеличилась в масштабах
Arkadiy написал(а):
спор ради спора.
Он возникает в том случае, если я выдвигаю тезис и не обосновываю его
Нет книгу не читал. Но согласитесь, что обстановка подозрительности, нервозности и страха полностью сковывали инициативу командного состава. Про то что значительная часть репресированых не уступали Рокосовскому и Горбатову ни образованием, ни опытом, ни послужным списком это факт и они несомненно моггли принести гораздо больше пользы командуя корпусами и дивизиями, а не кормя червей или рубая уголек. У нас получается спор ради спора.
Хм.. А скажите как можно при этой тяжкой обстановке подозрительности провернуть такое: "Сов. секретно
Экз.№ 1
Акт
о приеме Наркомата обороны Союза СССР тов. Тимошенко С. К. от тов. Ворошилова К. Е.
7 мая 1940 г. г. Москва
При приеме Наркомата обороны тов. Тимошенко от тов. Ворошилова в присутствии тт. Жданова, Маленкова и Вознесенского заслушали доклады начальников Центральных Управлений и установлено следующее:
ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА
1. Утвержденное положение о Наркомате обороны, утвержденное правительством в 1934 году устарело, не соответствует существующей структуре и не отражает современных задач, возложенных на Наркомат обороны.
Вновь созданные управления:
— Главное Управление Красной Армии;
— Управление Военно-Технического снабжения;
— Управление снабжения;
— Управление продовольственного, обозного и вещевого снабжения;
— Управление стрелкового и минометного вооружений;
— Управление высших военно-учебных заведений;
— Управление снабжения горючим и Управление начальника пехоты существуют по временным положениям.
Структура других управлений (Генеральный штаб, Артиллерийское управление, Управление связи, Строительно-квартирное управление, Управление ВВС и Инспекции) изменена, причем положения об этих изменениях не утверждены.
Наркому обороны подчинено непосредственно 34 самостоятельных управления и отдела. При этом положении и недостаточно четком распределении обязанностей между заместителями Наркома часто имела место задержка в разрешении вопросов, возникающих в управлениях НКО.
2. В разработке и издании уставов, наставлений и руководств, регламентирующих жизнь и деятельность войск, нет твердой системы. В армии имеется до 1080 наименований действующих уставов, наставлений и руководств, из них много временных и устаревших, требующих переработки.
Основные уставы: полевой службы, боевые уставы родов войск, внутренней службы, дисциплинарный — также устарели и требуют переработки. Наряду с наличием большого количества уставов и наставлений — отсутствуют: наставление по вождению крупных войсковых соединений (армий), наставление по атаке и обороне укрепленных районов и наставление для действий войск в горах.
3. Организация Красной Армии в развернутом виде по всем родам войск была утверждена Комитетом обороны 1 декабря 1939 г. и дополнена отдельными формированиями, вызванными войной с белофиннами. Наличный состав Красной Армии превышал утвержденную правительством после войны с белофиннами численность на 686 000 человек, подлежащих увольнению в запас с 1 июля.
Большинство войсковых частей существуют по временным штатам, не утвержденным Народным Комиссаром обороны. Штатное и табельное хозяйство запущено. Около 1400 штатов и табелей, по которым войска живут и снабжаются, никем не утверждены и изданы для руководства, как временные.
4. Вопросы военного законодательства и систематизации приказов Наркома обороны не налажены. Имеется много приказов, требующих отмены или переработки, как устаревших и затрудняющих руководство войсками.
5. Контроль за исполнением отданных приказов и решений правительства был организован недостаточно. Не было живого действенного руководства обучением войск. Поверка на местах, как система, не проводилась и заменялась получением бумажных отчетов.
ОПЕРАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА
1. К моменту приема и сдачи Наркомата обороны оперативного плана войны не было — по Западу — в связи с занятием Западной Украины и Западной Белоруссии; по Закавказью — в связи с резким изменением обстановки; по Дальнему Востоку и Забайкалью — ввиду изменения состава войск — существующий план требует переработки.
Генеральный штаб не имеет точных данных о состоянии прикрытия госграницы.
2. Руководство оперативной подготовкой высшего начсостава и штабов выражалось лишь в планировании ее и даче директив. Народный Комиссариат обороны и Генеральный штаб сами занятий с высшим начсоставом и штабами не проводили.
Контроль за оперативной подготовкой в округах почти отсутствовал. Наркомат обороны отстает в разработке вопросов оперативного использования войск в современной войне. Твердо установленных взглядов на использование танков, авиации и авиадесантов нет.
3. Подготовка театров военных действий к войне во всех отношениях крайне слаба. В результате этого:
а) в железнодорожном отношении театры военных действий не обеспечивают быстрое сосредоточение войск, их маневр и снабжение;
б) пропускная способность железных дорог к новым западным границам низка и не обеспечивает требования обороны границ;
в) положения об управлении железными дорогами на театре войны, четко определяющего функции органов НКПС и органов ВОСО, а также порядок перевозок, нет;
г) строительство шоссейных дорог идет медленно и ведется многими организациями (Гуждор, Главдорупр, Гулаг НКВД), что приводит к распылению сил и средств и отсутствию общего плана дор. строительства;
д) строительство связи по линии НКС сильно отстает, а по линии НКО в 1940 г. сорвано совершенно, вследствие позднего представления Генштабом и Управлением связи заявок на строительные материалы и неотпуска таковых. Каблирование и использование уплотненных бронзовых проводов ведется в крайне ограниченном размере;
е) в аэродромном отношении крайне слабо подготовлена территория Западной Белоруссии, Западной Украины, ОДВО и ЗакВО;
ж) ясного и четкого плана подготовки театров военных действий в инженерном отношении, вытекающего из оперативного плана, нет. Основные рубежи и вся система инж. подготовки не определены;
з) план строительства УРов в 1940 г. не утвержден. Исчерпывающих директив по строительству УР в 1940 г. округам к моменту приема Наркомата не дано. Система предполья окончательно не разработана, и в округах этот вопрос решается по-разному. Нет окончательного решения и указаний НКО и Генштаба о содержании в боевой готовности старых укрепрайонов и укрепрайонов строительства 1938–1939 гг., которые должны быть использованы как сильно укрепленный тыловой рубеж. Новые укрепленные районы не имеют положенного им вооружения, а именно недостает: коробов НПС — 3, пулеметных — 1114, ДОТ — 4, для 45-мм пушек — 80, для пушек Л-17 — 222, заслонов для ручных пулеметов — 940, ружейных заслонов — 2451; установок: пулеметных — 1208, 45-мм пушек — 520, пушечных Л 17 — 543.
4. В топографическом отношении театры военных действий подготовлены далеко недостаточно и потребность войск в картах не обеспечена.
УКОМПЛЕКТОВАНИЕ И УСТРОЙСТВО ВОЙСК
1. Точно установленной фактической численности Красной Армии в момент приема Наркомат не имеет по вине Главного Управления Красной Армии, учет находится в исключительно запущенном состоянии. Личный состав войск состоял из кадрового и приписного состава; план увольнения приписного состава находится в процессе разработки.
2. Оргмероприятия по стрелковым дивизиям не закончены. Дивизии не имеют новых штатов и существуют по старым, не оправдавшим себя, штатам.
3. Рядовой и младший начсостав Красной Армии по своей обученности разнообразен, в связи с наличием призванных из запаса и призванных в армию лиц различных национальностей.
При укомплектовании армии лицами отдельных национальностей западные округа (КОВО, ЗапОВО и ОДВО) были перенасыщены лицами, не знающими русского языка, что затрудняло их обучение.
4. Положение о прохождении службы рядового и младшего начсостава, изданное в 1931 г., устарело, для руководства непригодно и никто им не пользуется. Нового положения, определяющего порядок прохождения службы, не составлено.
5. По устройству войск — нет положений об управлении частями (полками), соединениями (дивизиями и бригадами). Положение о войсковом хозяйстве устарело и требует переработки. Не разработано положение о полевом управлении войск.
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА
1. В связи с войной и значительным передислоцированием войск мобилизационный план нарушен. Нового мобилизационного плана Наркомат обороны не имеет. Мероприятия по отмобилизованию распорядительным порядком полностью не разработаны.
2. Наркомат обороны не устранил еще следующие недостатки мобилизационного плана, вскрытые при проведении частичной мобилизации в сентябре 1939 г:
а) крайняя запущенность учета военнообязанных запаса, т. к. переучет не проводился с 1927 г.;
б) отсутствие единого учета военнообязанных и существование обособленного специального учета железнодорожников, водного транспорта и НКВД;
в) слабость и неналаженность работы военкоматов;
г) отсутствие очередности в отмобилизовании частей, что привело к перегрузке первых дней мобилизации;
д) нереальность планов размещения войск при отмобилизовании;
е) неотработанность плана снабжения обмундированием при мобилизации;
ж) неравномерность подъема по мобилизации военнообязанных, конского состава и автотранспорта;
з) отсутствие твердо установленного порядка в бронировании рабочей силы на военное время;
и) нереальность и неудовлетворительное состояние учета лошадей, повозок, упряжки и автотранспорта.
3. В числе военнообязанных запаса состоит 3 155 000 необученных людей. Плана обучения их Наркомат обороны не имеет. В числе обученного состава состоят на учете военнообязанные запаса с недостаточной подготовкой и по ряду специальностей мобилизационная потребность в специалистах не покрывается. Плана переобучения специалистов и переподготовки слабо обученного состава Наркомат обороны также не имеет.
4. По данным Наркомата обороны, некомплект автотранспорта на военное время составляет 108 000 автомашин, причем это положение вызвано установленными Наркоматом обороны завышенными нормами обеспечения войск автотранспортом.
5. Наставления по мобилизационной работе в войсках и военкоматах, признанные устаревшими, не переработаны.
СОСТОЯНИЕ КАДРОВ
Некомплект начсостава в армии составляет 21 % к штатной численности. Этот некомплект вызван не только увеличением численности армии, но явился также результатом недооценки Наркоматом обороны вопроса подготовки командного состава.
Установлено, что ежегодные выпуски из военных училищ за последнее десятилетие едва покрывали естественную убыль, не создавая резервов для обеспечения роста армии и образования запасов.
Детально разработанного плана покрытия некомплекта не имеется. Качество подготовки командного состава низкое, особенно в звене взвод-рота, в котором до 68 % имеют лишь краткосрочную 6-месячную подготовку курса младшего лейтенанта.
Подготовка комсостава в военных училищах поставлена неудовлетворительно, вследствие недоброкачественности программ, неорганизованности занятий, недостаточности занятий, недостаточной загрузки учебного времени и особенно слабой полевой практической выучки.
Усовершенствование командного состава кадра должным образом не организовано. Недостатком программ подготовки командиров в военно-учебных заведениях является: проведение занятий преимущественно в классах, недостаточность полевых занятий, насыщение программ общими предметами в ущерб военным. В вопросах присвоения военных званий нет твердо установившейся системы и в ряде случаев имела место кампанейщина. Этому способствовало отсутствие периодического аттестования начсостава. Существующий порядок аттестования не выявляет деловых качеств командира, и работы командира по боевой подготовке своей части. Происходит это потому, что командный состав недостаточно привлекается к аттестованию, последнее в большинстве случаев проводится политсоставом.
Учет начсостава поставлен неудовлетворительно и не отражает командного состава, имеющего боевой опыт. Кандидатские списки отсутствуют. При назначении командного состава не участвуют начальники соответствующих родов войск и служб, вследствие чего недостаточно учитывается специальная подготовка комсостава.
Нормы убыли начсостава на военное время не разработаны. Не имеется начсостава запаса на первый год ведения войны. Учет и подготовка начсостава запаса находится в неудовлетворительном состоянии.
По данным Наркомата обороны, для полного отмобилизования армии по военному времени недостает 290 000 человек комсостава запаса. На учете подлежащих призыву имеется 195 000 человек. Недостаток комсостава запаса, не считая потери во время войны, составляет 95 000 человек.
Плана подготовки и пополнения комсостава запаса нет.
БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА ВОЙСК
Боевая подготовка войск имеет крупнейшие недочеты. Ежегодно издаваемые Народным Комиссариатом обороны приказы о задачах боевой подготовки в течение ряда лет повторили одни и те же задачи, которые никогда полностью не выполнялись, причем не выполнявшие приказ оставались безнаказанными.
Воинская дисциплина не на должной высоте и не обеспечивает точного выполнения войсками поставленных им боевых задач. Главнейшими недостатками в подготовке войск являются:
1. Низкая подготовка среднего командного состава в звене рота-взвод и особенно слабая подготовка младшего начальствующего состава.
2. Слабая тактическая подготовка во всех видах боя и разведки, особенно мелких подразделений.
3. Неудовлетворительная практическая полевая выучка войск и неумение ими выполнять то, что требуется в условиях боевой обстановки.
4. Крайне слабая выучка родов войск по взаимодействию на поле боя: пехота не умеет прижиматься к огневому валу и отрываться от него; артиллерия не умеет поддерживать танки; авиация не умеет взаимодействовать с наземными войсками.
5. Войска не обучены лыжному делу.
6. Применение маскировки отработано слабо.
7. В войсках не отработано управление огнем.
8. Войска не обучены атаке укрепленных районов, устройству и преодолению заграждений и форсированию рек.
Причинами этого являются:
1. Неправильное обучение и воспитание войск. В боевой подготовке войск допускается много условностей, войска не тренируются в обстановке, приближенной к боевой действительности, применительно к требованиям театров военных действий. Войска мало обучаются в поле практическому выполнению всего необходимого для боя. Недостаточно воспитывается и прививается выносливость, физическая закалка и стремление выполнить приказ беспрекословно, точно и быстро, несмотря ни на какие трудности, и преодолевая их. Вместо этого зачастую допускается ложный демократизм, подрыв авторитета командира, особенно младшего.
2. Неправильно построены программы и планы боевой подготовки, приводящие к тому, что рода войск занимаются изолированно, периоды обучения и боевые стрельбы их тождественных подразделений не совпадают по времени и недостаточно обеспечиваются материально.
3. Отсутствует живое руководство и контроль за ходом боевой подготовки со стороны Наркомата обороны и Управления боевой подготовки Красной Армии.
СОСТОЯНИЕ РОДОВ ВОЙСК
1. ПЕХОТА. В Наркомате обороны до 1939 г. существовало неправильное мнение о том, что пехоту легче подготовить, чем другие технические рода войск. Вследствие этого:
а) вопросам организации, вооружения и подготовки пехоты не уделено должного внимания;
б) пехота подготовлена слабее всех других родов войск;
в) накопление подготовленного запаса пехоты недостаточно;
г) всякие формирования легче всего проводятся за счет пехоты, что вызывает большую текучесть в пехоте;
д) командный состав пехоты плохо подготовлен и имеет большой некомплект;
е) пехотное вооружение отстает от современных требований боя и не обеспечено минометами и автоматами.
2. ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ. Материальная часть ВВС Красной Армии в своем развитии отстает по скоростям, мощностям моторов, вооружению и прочности самолетов от авиации передовых армий других стран. Наркомат обороны (Управление Военно-Воздушных Сил) не проявил достаточной инициативы и настойчивости по внедрению более современных типов самолетов. Управление Военно-Воздушных Сил не определяло направления развития военной авиации, а приспосабливалось к Наркомату авиационной промышленности. По этой причине ВВС не имеют пикирующих бомбардировщиков и отстают во внедрении современных типов самолетов.
По вооружению отстает внедрение крупнокалиберного оружия. Отработка новых образцов самолетов, испытание и доводка их проходят крайне медленно.
Состояние учета самолетов и моторов неудовлетворительное, а качественный учет совершенно не организован и не ведется.
Авиационные части имеют общий некомплект самолетов 10 %, в числе имеющихся в частях самолетов 24 % составляют устаревшие типы, требующие замены.
Военно-воздушные силы недостаточно обеспечены средствами подогрева и заправки, подвижными ремонтными мастерскими и наиболее ходовыми запасными частями. Склады авиамеханического имущества недостаточны и не удовлетворяют потребности авиационных частей.
Аэродромная сеть недостаточна и не обеспечивает нормальной работы авиачастей и развитие ее отстает от роста Военно-воздушных сил. Организация Военно-воздушных сил в связи со значительным ростом авиации устарела и требует пересмотра и объединения в более крупные авиационные соединения (дивизии). Существующая организация авиабаз не обеспечивает обслуживания передовых оперативных аэродромов и содержания их в рабочем состоянии в течение круглого года.
Летно-технический состав недостаточно подготовлен в бомбометании, в полетах в сложных метеорологических условиях и в стрельбе. Авиационные школы выпускают слабых летчиков, обученных главным образом на старой материальной части, и вследствие этого молодых летчиков приходится переучивать в частях.
Вопросы прохождения службы летно-техническим составом не отработаны, в результате чего существует неправильное положение, когда красноармейцы действительной военной службы, после годичного обучения в школах младших специалистов, выпускаются по категории среднего начальствующего состава.
Несмотря на большой некомплект штурманов, подготовка их не организована.
Аварийность и катастрофы в авиации продолжают оставаться высокими вследствие слабой подготовки летного состава, незнания ими материальной части, низкой дисциплинированности, неорганизованности летной работы и безответственности командиров частей и бригад за происшедшие аварии и катастрофы.
3. АВИАДЕСАНТНЫЕ ЧАСТИ не получили должного развития. Существующая двойственность подчинения — по линии УБП (боевая подготовка) и по линии ВВС (снабж. спец. имущ. и обесп. самолетами) отрицательно сказывается на управлении и боевой подготовке авиадесантных частей. Организация воздушно-десантных частей (маломощные бригады) отстает от современных требований и требует пересмотра в сторону создания более сильных соединений. Внимание к парашютному спорту и его развитие ослаблено.
4. АВТОБРОНЕТАНКОВЫЕ ВОЙСКА. Развитие механизированных и танковых войск в общей системе вооруженных сил отстает от современных требований массированного применения танков в бою и операции.
Существующие танковые бригады не подкреплены достаточным количеством моторизованных частей. Наркомат обороны в деле развития танковых и механизированных войск проявил совершенно недопустимую осторожность, вследствие чего удельный вес механизированных войск является низким, а количество танков в Красной Армии недостаточным.
Вооружение танковых частей в своем развитии также отстает от современных требований, в результате чего современные толстоброневые танки внедряются исключительно медленно.
Наличный автобронетанковый парк в течение последних двух лет подвергался напряженной эксплуатации в боевых условиях (Халхин-Гол, поход в Западную Украину и Западную Белоруссию и война с белофиннами), вследствие чего в значительной своей части требует капитального и среднего ремонта. Однако ремонт этих машин, при наличии достаточной ремонтной базы, затягивается из-за отсутствия необходимых запасных частей, Существующие ремонтные комплекты как по количеству, так и по своей спецификации составлены неудачно. Наиболее ходовые детали в них изготовлены в малых количествах и не обеспечивают потребности.
Вопросы организации ремонта боевых машин в полевых условиях разрешены неправильно. По существующему порядку предусматривается отправка боевых машин для ремонта в тыловые мастерские, что задерживает ремонт и не обеспечивает своевременный ввод их в строй.
Эксплуатация существующего автомобильного и тракторного парка поставлена неудовлетворительно, вследствие чего в армии имеется большое количество машин, требующих ремонта. Существующий тракторный парк недостаточен и не обеспечивает полностью подъема материальной части артиллерии на мехтяге.
5. АРТИЛЛЕРИЯ. Наличие материальной части артиллерии по средним и мелким калибрам обеспечивает развертывание артиллерийских частей, но отстает по крупным калибрам. Обеспеченность по 152-мм гаубицам и пушкам составляет 71–78 %, по 203-мм гаубицам — 44 %.
Обеспеченность более крупными калибрами (280 мм и выше) совершенно недостаточна. Между тем опыт прорыва линии Маннергейма показал, что для уничтожения и разрушения современных ДОТ 203-мм гаубицы являются недостаточно мощными.
Мелкокалиберные зенитные пушки на вооружении армии до сих пор отсутствуют, обеспеченность ими составляет всего 5,6 %. По боеприпасам — потребность армий по средним системам обеспечивается только до полутора месяцев, а по тяжелым всего лишь на 2/3 месяца войны. Специальные артиллерийские выстрелы (бронебойные, зажигательные и др.) имеются в недостаточном количестве. Приборами управления, биноклями артиллерия обеспечена недостаточно.
Наличие хранилищ не обеспечивает полностью хранение имеющихся запасов. К моменту приема из-за недостатка хранилищ находилось на открытом воздухе до 14 600 вагонов вооружения и боеприпасов, в то же время некоторые склады загружены ненужным материалом.
СТРЕЛКОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ. Внедрение современных образцов стрелкового вооружения (пистолеты-пулеметы и самозарядные винтовки) Наркоматом обороны производится с опозданием и крайне медленно. По количеству винтовок мобилизационная потребность развернутой армии обеспечивается на 108 % без резерва. Убыль винтовок и новые формирования во время войны полностью не обеспечиваются. Перевооружение армии самозарядными винтовками проходит медленно и затягивается.
МИННО-МИНОМЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ. Наркоматом обороны не придавалось значения минно-минометному вооружению. В результате. Красная Армия оказалась необеспеченной минометами и неподготовленной к их использованию.
К моменту приема Наркомата, Красная Армия еще не обеспечена полностью минометами. В частях имеется большой некомплект минометов, а минометы крупных калибров существуют только в образцах.
Совершенно неотработанными остаются вопросы использования и применения пехотных и противотанковых мин. Производство и изготовление этих мин не организовано и имеются только опытные образцы.
6. ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА — по своей организации и вооружению отстают от общего развития других родов войск. Обеспеченность существующих инженерных частей основными видами инженерного вооружения, лесозаготовительными и дорожными средствами, средствами водоснабжения, маскировки и электротехники составляет всего 40–60 %.
Новейшие средства инженерной техники: окопокопатели. средства глубокого бурения, новые дорожные машины — имеются только в образцах и не внедрены на вооружение инженерных войск.
Переправочные средства по количеству недостаточны, особенно по тяжелым паркам. Исключительно низкая обеспеченность инженерных войск по колючей проволоке, составляющая по голодной норме всего 6 % потребности.
В подготовке и в вооружении инженерных войск не получили развития и выпали вопросы минного заграждения и разграждения.
7. ВОЙСКА СВЯЗИ — в настоящее время на своем вооружении имеют много устаревших типов телеграфно-телефонных аппаратов и радиосредств. Внедрение новых средств радиотехники проходит крайне медленно и в недостаточных размерах.
Войска плохо обеспечены почти по всем видам имущества связи. Большим недостатком войск связи является отсутствие быстродействующих и засекречивающих приборов.
Организация войск связи и их численность в мирное время не обеспечивают развертывания на военное время и работоспособности частей связи. Существующее отставание в развитии техники связи и нечеткость организации связи привели к тому, что во время похода в Западную Украину и Западную Белоруссию, а также во время войны с белофиннами войска связи не имели устойчивой и непрерывно действующей связи.
8. ХИМИЧЕСКИЕ ВОЙСКА. Образцы химического вооружения полностью не утверждены. Из 63 предметов химического вооружения утверждены и приняты на вооружение 21 предмет, а 42 предмета представлены к рассмотрению, но Народным Комиссариатом не просмотрены.
Под влиянием последних боевых действий на Западе внимание к химическому оружию в Наркомате обороны ослаблено и им крайне мало интересуются.
Существующие дегазационные средства не обеспечивают по своему количеству и качеству предъявляемые к ним требования. Дегазационные машины, состоящие на вооружении (АРС и АХИ-5), малопроходимы, а из дегазаторов существует только хлорная известь.
Существующие средства химического нападения не имеют норм вооружения, и нет разработанных норм тактического использования.
Химические войска на сегодня не имеют удовлетворительных образцов машин для газопуска, заражения и дегазации в сфере огня противника. Химическая подготовка войск поставлена неудовлетворительно, что объясняется недооценкой значения химических средств нападения со стороны общевойсковых командиров.
Научно-исследовательская работа по развитию химического вооружения поставлена слабо, и разработанные новые образцы внедряются в армии медленно.
9. КОННИЦА. Состояние и вооружение конницы удовлетворительные. Отмечается слабость и недоработанность штатной организации горно-кавалерийских частей.
СОСТОЯНИЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вопросы организации разведки являются наиболее слабым участком в работе Наркомата обороны. Организованной разведки и систематического поступления данных об иностранных армиях не имеется. Отрыв разведработы от Генерального штаба и непосредственное подчинение ее Наркому обороны привели к слабому руководству разведывательной службой.
Наркомат обороны не имеет в лице Разведывательного управления органа, обеспечивающего Красную Армию данными об организации, состоянии, вооружении, подготовке и развертывании иностранных армий.
К моменту приема Наркомат обороны такими разведывательными данными не располагает. Театры военных действий и их подготовка не изучены.
ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА
Вопросы противовоздушной обороны войск и страны находятся в запущенном состоянии ввиду отсутствия твердой организации, руководства и ответственности за ее подготовку.
Существующее положение по ПВО, утвержденное в 1932 г., устарело и не отвечает современным требованиям. Вооружение активных средств ПВО зенитной артиллерией недостаточное. До сих нор на вооружении зенитной артиллерии имеются устаревшие образцы зенитных пушек обр. 1915 г. Совершенно недостаточна обеспеченность приборами управления зенитной артиллерии. Дальномеры, состоящие на вооружении, не обеспечивают стрельбу на высотах более 6,2 км, а приборы ПУАЗО несовершенны.
Подготовка зенитных частей неудовлетворительная и тренировка их ведется с устаревшими типами самолетов. Нет практики с современными самолетами.
Слабо развиты прожекторные части, не все объекты обеспечены прожекторами, и вследствие этого имеющаяся в них зенитная артиллерия способна отражать воздушного противника только днем.
Служба ВНОС плохо организована, слабо подготовлена, плохо вооружена и не обеспечивает своевременного обнаружения самолетов противника и оповещения. Радиоперехватывающие средства (РУС и РЕДУТ) имеются только в отдельных образцах. Нет ясности, кому подчиняется служба ВНОС: командующему ВВС или отделу ПВО.
Наркоматом обороны не выполнено постановление правительства о введении в приграничных округах помощников Командующего войсками по ПВО. Руководство Наркомата обороны работой местных пунктов ПВО неудовлетворительное и слабое. При существующем состоянии руководства и организации ПВО должная защита от воздушного нападения не обеспечивается.
УСТРОЙСТВО И СЛУЖБА ТЫЛА
1. Руководство организацией тыла и тыловой подготовкой начальствующего состава и тыловых учреждений отсутствует. За последние два года в армии не было ни одного специального тылового учения, не было учебных сборов командиров службы тыла, хотя приказом Наркома предлагалось ни одного учения без проработки тыловых вопросов не проводить.
Устав тыла засекречен и комначсостав его не знает. Устав требует переработки. Непосредственное подчинение начальников отдельных снабженческих служб командованию и начальнику штаба приводит к тому, что командование не имеет времени заниматься каждой службой в отдельности, по-настоящему тылом не руководит и не контролирует его.
2. Территории, отошедшие к СССР в 1939–1940 гг., в отношении устройства тыла не подготовлены.
3. Мобилизационная заявка 1937–1938 гг., переданная в Комитет Обороны при Совнаркоме, в настоящее время нереальна и мобилизацию промышленности не обеспечивает. Фактически плана мобилизации в промышленности не имеется. В связи с этим плана подачи боевого имущества и интендантского довольствия на военное время нет.
4. План вооружения и снабжения на 1940 г. в округа до сих пор по вине ГУКА не спущен, что не дает возможности отработать обеспеченность войск на мирное и военное время.
5. Учет количественный и качественный в центральных довольствующих управлениях поставлен плохо и не дает возможности правильно определить обеспеченность войск.
6. Мобфонды продфуража, израсходованные в зимний период 1940 г., не восстановлены, а на Камчатке, Сахалине и в МНР они вовсе отсутствуют. Дислокация мобфондов требует уточнения.
7. Финансовые сметы на 1-й месяц войны устарели, непригодны и требуют переработки.
ВОЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ СНАБЖЕНИЕ
Постановление СНК и ЦК ВКП(б) от 9 августа 1935 г. по приведению войскового хозяйства и всего дела военно-хозяйственного снабжения армии в образцовый порядок не выполнено.
Войсковое хозяйство продолжает оставаться в запущенном состоянии. Учет и отчетность по имуществу не налажены. В боевых операциях 1939–1940 гг. армейский и войсковой тыл работали неудовлетворительно. Кадры военных снабженцев и хозяйственников не созданы.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ И СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ. Организация и система обозновещевого и продовольственного снабжения и квартирного обеспечения Красной Армии мирного времени совершенно не были приспособлены на военное время.
Действующие типовые штаты армейских и фронтовых органов снабжения военного времени оказались негодными. Введенные в 1936 г. помощники старшин рот и ротные писаря вскоре были сокращены. Вновь они восстанавливаются лишь с конца 1939 г., когда учет имущества был запутан во всех низовых звеньях.
Штатное и табельное хозяйство в НКО крайне запущено. Действующие штаты с табелями (насчитывают свыше 3000) беспрерывно изменяются, дополняются, переиздаются.
В НКО нет общего хозяина над штатами и табелями. Действующие нормы снабжения, особенно вещевым имуществом, устарели или негодны. Некоторые нормы занижены (сан-хозимущество), некоторые, наоборот, завышены (спецодежда и др.). Нет правильного распределения отдельных номенклатур имущества между действующими управлениями — заготовителями (лыжи, музинструменты и др.).
Красная Армия испытывает огромные затруднения из-за несовершенства законоположений, инструкций и руководств по различным видам военно-хозяйственного снабжения и войскового хозяйства.
По вопросам снабжения и ведения хозяйства войска руководствуются огромной массой приказов НКО, вышедших за истекшие два десятилетия. Большое количество частей, особенно из числа сформированных за последние годы, этих приказов не имеют.
Кодификацией и разработкой законоположений, затрагивающих деятельность всей армии, в НКО никто не занимается. Нет закона о правах, обязанностях и персональной ответственности командиров частей и соединений за хозяйственное состояние части, за утрату, порчу, разбазаривание и незаконное использование государственных средств.
2. ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ СНАБЖЕНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ. Текущее снабжение войск продовольствием и фуражом проходит без перебоев. Имеющиеся в войсках неснижаемые переходящие запасы продфуража обеспечивают всю армию по основным продуктам на 15–30 дней.
Наркомат обороны и промышленность не были подготовлены к войне для изготовления сухарей и концентратов. Упродснаб и Генштаб недооценили этих продуктов на случай войны.
Неблагополучно с размещением мобилизационных фондов. По мясу и жирам из-за недостатка холодильных помещений дислокация мобфондов построена главным образом исходя из наличия холодильников, а не из потребности.
Особенно плохо с размещением фондов для 1-й и 2-й ОКА и ЗабВО. Отсутствие руководящих указаний по учету продовольствия и фуража в военное время привело к большому перерасходу продфуража в период войны с Финляндией.
3. ВЕЩЕВОЕ СНАБЖЕНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ. Войска не были своевременно обеспечены вещевым имуществом по зимнему плану 1939–1940 гг. Отпуск обмундирования частям затянулся до января 1940 г. Вопросы обеспечения теплыми, вещами (ушанки, перчатки, валенки) не были проработаны и не ставились своевременно Наркоматом обороны. По летнему плану 1940 г. округам к 1 мая недодано более 1 миллиона комплектов обмундирования, выдача которого будет закончена лишь в июне месяце.
Мобилизационная обеспеченность армии по основным предметам (головные уборы, шинели, летнее обмундирование, белье и обувь) крайне низкая. Возимые запасы для частей, переходящие запасы для мобскладов не созданы. Неудовлетворительное состояние вещевого снабжения объясняется плохой работой УВС, хроническими недопоставками продукции от промышленности, выделением для НКО фондов без учета сезонности снабжения армии — равномерно в течение всего года.
Опыт войны показал, что Военные Советы и Начснабы округов не знают действительной обеспеченности и потребностей частей в вещевом имуществе. Поэтому части отправлялись на фронт необеспеченными или обеспеченными сверх нормы по преувеличенным заявкам и бросали имущество при наступлении. Хранение обмундирования и обуви в окружных складах и особенно в складах частей поставлено неудовлетворительно. Были случаи хищения, порчи и незаконных выдач имущества. Обращение с обмундированием небрежное, ремонт поставлен плохо, отчего обмундирование не всегда выдерживает сроки носки.
Учет имущества запущен. В период больших учебных сборов во многих частях имущество НЗ было смешано с имуществом текущего довольствия. За время войны с Финляндией с учетом наличия обозно-вещевого имущества в частях и довольствующих управлениях окончательно запутались. Имелись случаи, когда части, отправляясь на фронт, оставляли имущество НЗ для других формирований без всякого надзора.
Учет по приказу НКО № 12–1940 г. в войсках еще не заведен. Банно-прачечное обслуживание запущено и находится сейчас в ведении 4-х управлений. В мобилизационном отношении банно-прачечное обслуживание армии со стороны НКО не подготовлено, запасов мыла и соды не создано.
4. ОБОЗНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ СНАБЖЕНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ. Затруднено размещение в промышленности мехагрегатов и спецобоза. Нет отработанного плана производства и поставки промышленностью обозного имущества на год войны. Действующий план материальными ресурсами не обеспечен. Производство колесного обоза систематически уменьшается.
Внедрение в шорно-седельном и других производствах кожзаменителей (пост. СНК № 039–1935 г.) проводится слабо, консерватизм в этом вопросе еще не сломлен. Отсутствие складских помещений и даже навесов для обоза и мехагрегатов (в том числе и для НЗ) является одной из причин преждевременной порчи этого имущества.
Недостатки и маломощность окружных обозно-ремонтных мастерских не обеспечивают ремонта на месте в округах обоза и мехагрегатов в потребном для частей количестве. Недостаток фурнитуры тормозит производство для армий конского снаряжения.
5. КВАРТИРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК. На 1 января 1940 г. НКО занимает 104 620 зданий общей кубатурой 235 млн м3. Отапливаемая площадь составляет 19 млн м2. Из них фактически жилой площади в казармах для красноармейского состава 7 млн м2 и 6,4 млн в домах начсостава.
За период с 1925 г. фонд НКО вырос на 308 %. НКО эксплуатирует специальных сооружений: котельных — 2500, электростанций — 600, водопроводных и насосных станций — 700, станций телефонной связи и пожарно-постовой сигнализаций — 1300, паровых кухонь и механизированных прачечных — 800. Эксплуатация этого фонда находится на низком уровне.
Опыт боевых действий 1939–1940 гг. показал совершенную неприспособленность и неподготовленность квартирно-эксплуатационных органов к обслуживанию действующих армий.
ВОПРОСЫ СНАБЖЕНИЯ ГОРЮЧИМ
1. Запасы горючего крайне низки и обеспечивают армию лишь на 1/2 месяца войны.
2. Строительство бензоемкостей и накопление запасов горючего выполнены в совершенно недостаточных размерах, вследствие систематического невыполнения Наркомстроем плана строительства бензоскладов.
3. Войска исключительно слабо обеспечены тарой под горючее на военное время. Транспортировка горючего с баз производства в места потребления крайне затруднена из-за недостатка тары, средств перевозки, заправки и железнодорожных цистерн. Вероятные театры военных действий не имеют в достаточном количестве баз горючего, особенно для авиации.
4. Отмечается отсутствие бережного отношения к сбору и регенерации отработанных масел. Так, например, из авиамасел, полученных в 1939 г., было собрано и сдано на регенерацию только 2 331 т, что составляет 30 % подлежащего сдаче на регенерацию. Борьба за экономное расходование горючего ведется слабо, вследствие чего имеется недостаток горючего.
ФИНАНСОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Смета НКО на 1939 г. по плану заказов составлена с большим резервом. Наличие больших остатков свидетельствует о недочетах, имеющих место в Наркомате обороны в области финансового и материального планирования. Финансовое планирование не связано с планированием материальных фондов, ввиду отсутствия в НКО единого органа, объединяющего вопросы сводного материального планирования. Контроль за финансированием, выполнения плана заказов организован неудовлетворительно.
ПО ПОЛИТИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ
1. Кадры руководящего политсостава армии от начальника Политотдела и выше преимущественно пожилых возрастов — от 36 до 45 лет. Их имеется в армии 63 %.
Политические руководители, выдвинутые из зам. политруков и призванные из запаса, не имеют достаточной военной и политической подготовки. Общая и военно-политическая подготовка многих руководящих политработников неудовлетворительная. Большая часть политсостава армии (73 %) не имеет военной подготовки.
Политуправление не определило, какими военными знаниями должен обладать политсостав разных степеней, до последнего времени не организовало военной подготовки всего политсостава.
В программе Военно-политической академии на военные дисциплины времени отведено недостаточно.
2. Указание Всеармейского совещания политработников 1938 г., утвержденное ЦК ВКП(б), о ликвидации в двухмесячный срок «вридства» в политсоставе — Политуправление не выполнило. Политуправление с 1938 г. не выполняет установленный порядок ежегодного делового и политического аттестования политсостава и подменило его получением справок НКВД и сбором чисто формальных отзывов от коммунистов.
3. Общую потребность в политсоставе для мобилизуемой армии на первый год войны Политуправление исчислило в 153 000 человек. Потребность же по родам оружия Политуправление не определило, и поэтому планирования подготовки политсостава кадра и запаса по родам оружия нет. Большая часть (77 %) политсостава запаса не имеет военного образования.
Аттестованием кадров политсостава запаса Политуправление не занималось. Приписка политсостава запаса в связи с войной была нарушена, однако Политуправление недопустимо задерживает пересмотр приписки политсостава запаса и внесение в нее необходимых изменений.
4. В армии на 01.01.1940 имеется кандидатов партии с просроченным стажем 64 797 чел., из них с 8-летним кандидатским стажем 3 135 чел. и с 10-летним стажем — 226 чел.
5. Политуправление нарушает установленный ЦК ВКП(б) порядок выдачи в 10-дневный срок партдокументов принятым в ВКП(б) и затягивает эту выдачу на срок до года. До сих пор не выдано еще 9166 партбилетов и 16 729 кандидатских карточек. Политуправление нарушило трехмесячный срок отчетности и не отчиталось перед ЦК ВКП(б) за 211 000 выданных партдокументов.
6. В политзанятиях с красноармейцами и начсоставом Политуправление упускало изучение сопредельных стран и их армий. В директиве об осенней проверке политзанятий 1939 г. Политуправление предложило оценку их производить по группам, причем давать оценку всем группам «отлично», если в группе имеется не менее 25 % отличных, 35 % хороших, 30 % посредственных и не более 10 % плохих оценок. Такое указание по существу неправильное и толкает на путь снижения требований.
Политуправление не уделяло достаточного внимания работе среди войск и населения противника.
7. По решению ЦК ВКП(б) в Политуправлении создано отделение по кадрам Осоавиахима. Это отделение по Осоавиахиму почти ничего не делает и привлекается Политуправлением для выполнения других работ.
САНИТАРНОЕ И ВЕТЕРИНАРНОЕ СОСТОЯНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ
Санитарная служба в Красной Армии, как показал опыт войны с белофиннами, оказалась недостаточно подготовленной к большой войне, не хватало медицинских кадров, особенно хирургов, медико-санитарного имущества и автомобильно-санитарного транспорта. Санитарное управление в центре и санитарные отделы в округах слабо привлекались к работе по мобилизационному обеспечению санитарных органов. Полевая подготовка медсостава кадра и запаса, особенно по вопросам военно-полевой хирургии, организации и тактики санитарной службы, оказалась неудовлетворительной. В ветеринарной службе отмечаются недостаточная организованность лечебной работы конского состава и низкая обеспеченность ветлазаретами войск Красной Армии.
ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Существующая сеть высших военно-учебных заведений (16 военных академий и 9 военных факультетов) и сухопутных военно-учебных заведений (136 военных училищ), находящихся в ведении Управления высших военно-учебных заведений и Управления военно-учебных заведений, по количеству должна удовлетворять потребность в командном составе, за исключением отдельных специальностей, по которым существующая сеть школ не обеспечивает потребность армии в командном составе. Качество подготовки как в академиях, так и в военных училищах, вследствие слабого состава преподавательских кадров и необеспеченности достаточной материальной базой, требует улучшения.
В программах военных академий отмечается чрезмерная дробность и множественность профилей (112 профилей), что отражается на качестве подготовки. Разработанная Управлением высших военно-учебных заведений новая номенклатура специальностей с января месяца 1939 г. находилась у Народного Комиссара и не получила утверждения.
В связи с частыми реорганизациями высших военно-учебных заведений и резким увеличением военных училищ, нет стабильности учебных процессов и часть программ, разработанных управлением, никем не утверждена.
Низка материальная база военных академий и военных училищ. Новые образцы вооружения у них отсутствуют. В военных академиях и училищах отмечается низкая требовательность, имеет место завышение оценок. Подготовка слушателей в военных академиях и курсантов в военных училищах имеет ряд существенных недостатков, из коих главными являются:
а) недостаточное знание материальной части;
б) недостаточность практических навыков;
в) слабое знание иностранных языков."
".. душу, опыт и знания вложил Семен Константинович в разработку приказа "О боевой и политической подготовке войск на летний период 1940 года", поступивший в соединения и части во второй половине мая. Задача учиться тому, что завтра будет нужно на войне, определялась в нем в качестве главной, остро необходимой, первостепенной. Исходя из этого, от командного состава требовалось резко повысить полевую выучку подчиненных, проводя занятия как днем, так и ночью, в короткие сроки овладеть новейшими образцами боевой техники и вооружения. Командующим военными округами предписывалось до 10 июня представить Наркому обороны планы проведения войсковых учений, военных игр, боевых стрельб в составе подразделений. Продолжительность учебного дня устанавливалась для пехоты 10, для танкистов и артиллеристов — 9 часов.
Во второй половине августа в нескольких военных округах начались войсковые учения, в том числе с боевой стрельбой. Как свидетельствуют архивные документы, только в последний летний месяц Нарком обороны присутствовал на тактических учениях и боевых стрельбах в шести стрелковых дивизиях, на командно-штабных учениях трех стрелковых и двух механизированных корпусов Московского, Западного Особого, Киевского Особого и Ленинградского военных округов. Проводимые им разборы действий войск с привлечением широкого круга командно-политического состава стали хорошей школой повышения профессионального и методического мастерства, способствовали сколачиванию штабов, более четкому пониманию важнейших задач, стоящих перед войсками.
Многим командирам запомнился, например, разбор учений 137-й стрелковой дивизии, сделанный наркомом 22 августа.
— Боевая подготовка роты, батальона, полка и дивизии, — подчеркивал Семен Константинович, — это главное звено в достижении боеготовности войск. Твердо шагать вперед по пути совершенствования искусства воевать можно лишь тогда, когда отработана каждая частица, из которых слагается в целом могущественный механизм армии. Опыт показывает, — продолжал он, — что условия войны очень сложны и, если войска не будут хорошо подготовлены, это приведет к излишним, ничем не оправданным жертвам. Опыт последних войн диктует нам необходимость перестройки работы так, чтобы она выражалась в инициативной деятельности каждого: от бойца, командира среднего звена до самого старшего военачальника... Наши красноармейцы, командный состав и политработники, — отметил маршал, — храбрый и замечательный народ. У них нет недостатка в мужестве и преданности Родине. Но эти качества нужно дополнить упорным, продуманным обучением, чтобы они в совершенстве овладели искусством воевать в самых сложных условиях современной войны.
С 4 по 7 сентября Нарком обороны и начальник Генерального штаба присутствовали на тактическом учении 6-й стрелковой дивизии. Отрабатывалось преодоление предполья авангардом дивизии и прорыв главными силами укрепленной полосы противника. Перед усиленным авангардным (125-м стрелковым полком) была поставлена задача: совершить 36-километровый марш, преодолеть предполье обороняющегося "противника", обеспечить развертывание и подготовку главных сил дивизии к прорыву укрепленной полосы.
Марш прошел в целом удовлетворительно, хотя и были допущены отдельные недочеты. Части дивизии не особенно утруждали себя на марше расчленением и укрытием от "вражеской" авиации. В этой связи Тимошенко заметил, что "у противника есть такие же средства борьбы, как и у нас. Если бы в боевой обстановке авиация противника застала полк на привале, а противовоздушной обороны не было бы организовано, — упрекнул участников учения Нарком, — то полк понес бы большие потери".
Семен Константинович привлек внимание к старому, всегда актуальному вопросу, обсуждавшемуся еще в годы гражданской войны, о месте командира подразделения в бою. На учении командиры рот, как правило, находились впереди, командиры батальонов старались оторваться от второго эшелона поближе к первому. "Стремление быть впереди, — говорил он на разборе, — хорошее качество, но нужно всегда помнить, что командир является первоочередной целью для противника... Нужно выработать в себе такие качества управления своим подразделением, чтобы вы могли управлять им, находясь не впереди, а где-то в глубине подразделения.
Вы обязаны выработать в себе чутье, где лучше занять место, чтобы лучше просматривалось направление, возможное для наступления, чтобы ваше расположение обеспечило связь с соседом, чтобы вы могли (это нужно в первую очередь учитывать) хорошо просматривать свой боевой порядок, чтобы могли одновременно видеть и регулировать все то, что у вас находится в подчинении... А если вы этого не поймете и будете постоянно лезть в переднюю шеренгу, уверяю вас, в боевой обстановке полезете не на передний край, а в могилу. То, о чем я вам говорю, проверено на опыте{6}.
Осенью 1940 года Главное управление политической пропаганды выпустило книгу "Школа боевой учебы. Народный комиссар обороны СССР Герой и Маршал Советского Союза С.К.Тимошенко на тактических занятиях". В ней обобщался опыт учений, определялись конкретные задачи личного состава Вооруженных Сил.
В результате репрессий 1937 — 1939 годов многие руководящие посты в округах и центральных управлениях занимались людьми, не прошедшими основные командные должности. Надо было безотлагательно исправлять положение. Но где было взять потребные на это годы? Однако Тимошенко не собирался и складывать руки. Уже в середине мая 1940 года он вынес на обсуждение Главного военного совета план расширения сети и увеличения емкости военно-учебных заведения. В академиях Генерального штаба [129] и имени М.В.Фрунзе открываются штабные курсы, курсы по переподготовке командного и политического состава. Резко возросло количество обучаемых на курсах "Выстрел", где начал функционировать факультет по подготовке адъютантов старших (начальников штабов) батальонов. Новые факультеты открываются в Военно-политической академии, академии моторизации и механизации РККА. Формируется военно-воздушная академия. Создается Высший военно-педагогический институт Красной Армии, который уже в сентябре приступил к подготовке преподавателей для военно-учебных заведений. Почти в два раза увеличивается количество военных училищ. По настоянию Семена Константиновича развертывается сеть курсов по подготовке командиров запаса. Поддержал он и предложение о создании в РСФСР и на Украине специальных средних школ в системе Наркомпроса по подготовке будущих артиллеристов и авиаторов.
В июне 1940 года Семен Константинович представил на имя Сталина справку-доклад с просьбой пересмотреть около трехсот дел командиров и лиц высшего начальствующего состава, репрессированных в 1937 — 1938 годах. Познакомил он с этим документом Буденного и Ворошилова. Их реакция была крайне негативной, особенно со стороны бывшего Наркома. И все же Тимошенко решился обратиться к Генеральному секретарю с ходатайством за тех людей, которых он хорошо знал по предшествовавшей службе. Неожиданно для него Сталин согласился положительно решить этот вопрос.
Групповая тактика однако на видео.. Аркадий, вы мне объясните, почему Тимошенко все увидел и в большой степени поправил в короткое время (немцы хорошо отзывались о нашей пехоте 41), а Тухачевские, Якиры, Штерны, Блюхеры, Уборевичи ничего не видели и не исправляли на протяжении многих лет??
Не соглашусь. Эта обстановка была всегда. Армию вычищали и до 1937 года. На командные должности продвигали своих, выбрасывая чужих.
Не всегда. После расстрелов "козлов отпущения" 1941 г. почему-то "шпионы" кончились в действующей армии и перестали высший комсостав регулярно обвинять в шпионаже. С чего бы ?
Аркадий, вы мне объясните, почему Тимошенко все увидел и в большой степени поправил в короткое время (немцы хорошо отзывались о нашей пехоте 41), а Тухачевские, Якиры, Штерны, Блюхеры, Уборевичи ничего не видели и не исправляли на протяжении многих лет??
А откуда мы знаем, что не видели? Во вторых Тухачевского, Уборевича и Якира арестовали в мае 37. На тот момент многое из того что после 38,39 и 40 гг увидел Тимошенко просто не существовало как в технике, так и в тактике. Так что если они видели, что накопились проблемы то исправить их не могли просто их расстреляли.Что касается Штерна так в 1939 году он возглавлял фронтовое управление, координировавшее действия советских войск на Дальнем Востоке и Монгольской народно-революционной армии во время боёв у реки Халхин-Гол (11 мая — 31 августа 1939 года) и получил за это ГСС. Что же такое произошло , что 7 июня 1941 года Г. М. Штерн был арестован и на следствии он признал, что с 1931 года являлся «участником троцкистского заговора в РККА» и «германским шпионом». Бредом не попахивает?
Не всегда. После расстрелов "козлов отпущения" 1941 г. почему-то "шпионы" кончились в действующей армии и перестали высший комсостав регулярно обвинять в шпионаже. С чего бы ?