zamok написал(а):Т-72 совершенно другой танк. У него совершенно другие весовые и динамические характеристики, совершенно другой двигатель.
С последним утверждением (двигатель) соглашусь, в остальном возражу: практически тот же самый танк, с такими же ТТХ по всем пунктам. По боевым свойствам частные несущественные отличия.
По массе полезной нагрузки (вооружение и защита) Т-72 отличается даже в худшую сторону по защите. Вообще по массе больший вес как раз за счет ходовой части и МТО. По динамическим характеристикам в обывательском сознании восприятие машин идет по середине 80-х (Т-72Б против Т-64БВ), а на начало 70-х по динамике разницы практически нет. Но здесь следует учитывать, что после директив начать с 1980 года производство в Харькове Т-80 с ГТД путь установки на Т-64 новых двигателей был закрыт.
zamok написал(а):На Т-64 они остались практически не изменными.
Это не совсем так. Визуально ХЧ осталась практически в первоначальном виде, что и позволяет ряду товарищей, пользуясь и пересказывая данные конца 60-х гг., рассказывать сказки о низкой надежности ГД Т-64.
Примеры:
1) два незаметных наплыва на звене трака и добавление опорной площадки на зубчатом венце ВК позволили убрать значительные изгибающие моменты на трак в целом и скобу трака ("бинокль") в частности, что позволило снизить вероятность сброса гусеницы с ВК, уменьшить износ скоб траков и зубцов ВК, увеличить ресурс гусеницы;
2) замена зубчатого стопора кронштейна балансира на секторный клин позволила изменить характер напряжений в деталях кронштейна и исключить ударные нагрузки на его гайку, что устранило случаи вырывания кронштейна;
3) совершенствование технологии изготовления торсиона и добавление упоров балансиров свели поток поломок торсионов к меньшему числу, чем на Т-72 (кстати, не смотря вопли из зала о "коротком" торсионе, вопиющие случайно забывают ряд других конструктивных особенностей, в результате которых угол закрутки на единицу длины торсиона у обеих машин практически равный);
4) доработка техпроцесса обжатия резинового амортизатора на опорном катке позволила держать существенно большую нагрузку и снизить выход из строя опорных катков;
5) существенная доработка амортизаторов;
6) изменения в уплотнениях поддерживающих роликов.
И т.д., и т.п. Множество визуально мелких изменений и усовершенствование техпроцессов позволили при визуальной схожести ХЧ начала 70-х и начала 80-х получить совсем иной уровень надежности и запаса прочности.