Поскольку этот вопрос рассматривался задолго до Первой мировой, то возможно здесь ее самое место.
В этой теме мне хотелось бы знать мнение о следующем :
-о месте войны в жизни планеты,
-о признаваемых правилах войны (если такие есть),
-о международной правовой практике по войнам,
-о правовых традициях человечества
и прочее близко к этой теме.
В качестве начала разговора хочу привести текст известного юриста и философа Гуго Гроция:
II. Что гласит право народов. Приводятся свидетельства.
1. Впрочем, по праву народов не только тот, кто ведет войну по справедливой причине, но и кто угодно в войне торжественной становится неограниченным собственником вещей, которые он отнимает у неприятеля. Это нужно понимать, во всяком случае, в том смысле, что как сам он, так и те, кто от него получит соответствующее право, должны иметь защиту владения такими вещами со стороны всех народов, что и следует называть собственностью, поскольку дело касается ее внешних последствий.
Кир у Ксенофонта заявляет: «Существует вечный закон между людьми, согласно которому по взятии неприятельского города имущество и деньги поступают в обладание победителя» (Ксенофонт, «О воспитании Кира», кн. V). Платон сказал: «Все имущество, принадлежавшее побежденному, становится собственностью победителя» («Законы»). Он же и в другом месте («Софист») в ряду как бы естественных способов приобретения называет «завоевание», которое именует также «грабительством», «военной добычей» и «самоуправством». Здесь с еим согласен упомянутый уже Ксенофонт, у которого Сократ подводит вопросами Эвтидема до сознания того, что грабеж не всегда считается незаконным, не считается он таковым, если, например, совершается по отношению к врагу (коммент. IV).
2. А по мнению Аристотеля, авторитетного автора, «есть один закон, представляющий собой как бы некое общее соглашение, в силу которого захваченное на войне имущество принадлежит захватчику» («Политика», кн. I). То же самое имеет в виду следующее изречение Антифана: «Желательно, чтобы неприятель владел большим имуществом и не имел мужества; ибо тогда оно будет принадлежать не тем, иго его имеет, но тем, кто его захватит». У Плутарха в жизнеописании Александра5 мы читаем: «Имущество, принадлежавшее побежденному, должно принадлежать победителю и называться его имуществом». Он же в другом месте говорит: «Имущества побежденных в сражении составляют награду победителей». Слова эти заимствованы у Ксенофонта из второй книги «О воспитании Кира». Филипп в письме к афинянам пишет: «Мы всё получили от городов, оставленных нам предками или занятых нами по праву войны». Эсхин говорит: «Если в войне, предпринятой против нас, вы завоюете город, то он поступит в ваше владение в силу закона войны» («О неудачном посольстве»).
3. Марцелл у Ливия (кн. XXXIX) заявляет, что отнятое им у сиракузян захвачено им по праву войны6. Римские послы говорили Филиппу о фракийских и иных городских республиках, что если Филипп их завоюет, то получит их в виде награды за победу по праву войны (Тит Ливий, кн. XXXIX). И Масинисса утверждал, что землями, которые его отец завоевал у карфагенян, он владеет по праву народов. Также и Митридат у Юстина указывает, «что он не удалил сына из Калпадокии, которую он захватил в качестве победителя по праву войны» (кн. XXXVIII).
Цицерон устанавливает, что Митилена стала провинцией римского народа по закону войны и по праву победителя («Против Рулла», II). Он же отмечает, что некоторое частное имущество обратилось в собственность либо путем занятия, будучи никем не занято, либо путем завоевания, а именно – став собственностью тех, кто одержал победу («Об обязанностях», кн. I). Дион Кассий заключает: «Имущества побежденных переходят к победителю». Климент Александрийский [c. 640] пишет, что имущества, принадлежащие неприятелю, могут быть захвачены и приобретены по праву войны (Stromata, кн. I).
4. Имущества, отнятые у неприятеля, немедленно приобретаются в собственность захватившим в силу права народов», – указывает юрист Гай (L. naturalem. § ult. D. de acq reran dom.). Феофил в греческих Институциях (Tit. de rer. divis.) называет такое приобретение «естественным» в том смысле, в каком Аристотель говорил, что «захват военной добычи есть естественный способ приобретения» («Политика», кн. I, гл. 8). Ибо здесь имеется в виду не какое-нибудь основание, но самый факт в чистом виде, и из него возникает право.
Подобно этому Нерва-сын, по сообщению юриста Павла, полагал, что собственность на вещи возникает путем естественного владения и что след соответствующего обстоятельства сохранился в вещах, захваченных на земле, в море и в воздухе, а также в вещах, захваченных на войне, которые тотчас же становятся собственностью тех, кто впервые овладевает ими (L. I. § D. de acq. poss.).
5. Мало того, вещи, отнятые у неприятельских подданных, тоже считаются взятыми у неприятеля. Так, Деркиллид доказывает у Ксенофонта, что поскольку Фарнабаз был врагом лакедемонян, а Маниа была подданной Фарнабаза, то имущество Мании подлежало законному захвату по праву войны (Ксенофонт, «Греческая история», кн. III).
Больше вы можете прочитать здесь http://grachev62.narod.ru/huig_de_groot/chapt306.html