Противоборство в ближнем воздушном бою
Штурмовики СКВП – СВН классические (истребители\вертолеты)
Конткурентные возможности авиационных боевых систем определяются соотношением их вооружений (дальность, вероятность поражения типовой цели, помехоустойчивость), и степени заметности для систем обнаружения противника.
Применительно к концепции воздушного боя штурмовиков СКВП это означает:
1) Наличие недорогих\легких брлс обнаружения СВН в ближней зоне (определение наличия в воздухе вражеского ЛА)
2) Наличие массовой и высокоэффективной УРВВ ближнего боя.
БРЛС штурмовика
Радар 2001года с ГСН изделие 9Б1103М-350 «Прогресс» имеет диаметр 200мм, длину 400мм, массу 13кг, и при этом обнаруживает цель с ЭПР =5 м кВ на дальности 40 (сорок) километров
http://www.missiles.ru/_foto/9Bxxxx/1103.jpg
"Фазотрон-НИИР" готовит испытания метеонавигационных РЛС для легких самолетов и вертолетов
, новые РЛС с размерами антенны от 220 до 610 мм позволяют определять метеорологическую обстановку по пути следования летательного аппарата (ЛА), производить обзор земной поверхности, предупреждать об опасном сближении с другими ЛА и препятствиями на земной поверхности. Сектор обзора составляет до 60 град по азимуту и до 30 град по углу места, дальность действия в зависимости от выполняемой задачи - от 60 до 400 км.
Стоимость РЛС в зависимости от размеров антенны составит от 25 до 40 тыс. дол. (ИТАР-ТАСС.04.05.02)
Упоминается Гукол-3 FM03 радиолокатор когерентный метеонавигационный
http://radar.boom.ru/rdr-arhn02.html#n101
РАКЕТА штурмовика
весь мир обошли кадры 1982г, заснятые кинофотопулемётом сирийского МиГ-21. Р-60 самой первой модификации, с несовершенным двигателем и неохлаждаемым сенсором, запущенная сирийским пилотом, залетает прямо в сопло двигателя израильского F-16 и, через четверть секунды, разрывается внутри самолёта, превращая его в громадный огненный шар
Голливудская “Фабрика грёз”, в авиабоевиках комбинирует их с игровыми съёмками воздушных боёв.. Прошло уже более 11 лет, но телекомпании всего мира используют эти кадры, в качестве самой эффектной заставки для передач, посвящённых боевой авиации.
.. приведённый случай – не единичный – “Кфиры”, “Фантомы”, F-15, F-16 в Сирийско-израильском конфликте, во время “Бури в пустыне”, нередко получали Р-60 и Р-60М точно в сопло двигателя, и ракеты разрывались внутри самолётов.
.. .и фраза “размазать по небу” отнюдь не метафора. Обследуя обломки своего Ф-16, израильтяне, обратив внимание на разброс фрагментов в радиусе 3,2км, а так же, что единственными крупными обломками всего самолёта были концы крыльев и бронеспинка сидения пилота, решили, что истребитель был поражён “в упор” ракетой средней дальности Р-23Т, масса боевой части которой составляла 26кг. По их мнению, такой характер разрушений свидетельствовал о прямом попадании ракеты с мощной 25-30кг БЧ, причём – строго в центр планера. Эксперты ошиблись – масса БЧ Р-60 составляла всего 3кг, а не 26…
.. дело не только в точности. Р-60М – единственная ракета в мире, которой были произведены так называемые “оборонительные победы” – то есть победы над истребителем летательного аппарата, приоритетной задачей которого не является воздушный бой, который значительно уступает истребителю по скорости, маневренности, дальности обнаружения воздушной цели, не несёт ракет средней дальности – такие ЛА, как боевой вертолёт, штурмовик, фронтовой бомбардировщик, учебно-боевой околозвуковой самолёт…
Масса -47кг
Максимальная скорость 1100м/с, дальность полёта, при пуске с малых высот (с превышением полета цели 3км) - до 12км,
Р-60КМ (Р-60М; “К” – корректируемая). Характеристики были более чем впечатляющие – вероятность поражения атакующего истребителя на скорости М1,5 достигла 92%, причём применение ЛТЦ нисколько не уменьшало этот показатель, дальность поражения на встречных курсах – до 18км, в зависимости от скорости атакующего истребителя. Эта ракета делала вертолёт-носитель практически неуязвимым, так как на фоне земли, захват вертолёта американской РВВ средней дальности с АРГСН AIM-120 был возможен с дистанции не превышающей 14км. Ракета была выпущена довольно-таки крупной серией, достаточной для вооружения 400 (как планировалось выпустить) Ми-24ВП.
Несмотря на то, что до 1992 года было выпущено только 196 Ми-24ВП, благодаря наличию уникальных высокоточных РВВ, более половины из всех Ми-24ВП, доставшихся, помимо России, ещё Украине и Белоруссии были определены в войска ПВО – практически, став “нижним эшелоном обороны”.
ГСН БГС340-400, с разрешением сенсора около 157 000 пикселов. Подвижность сенсора до 22 , с расстояния в 7 км ГСН пеленгует не “точку” а контур самолёта типа F-16. Более крупноразмерные цели захватывались “по спрайту” с дистанции до 10км.
Захват “на точку” цели любой размерности производиться с дистанции до 11км в ППС и до 13 в ЗПС.. применена фотоэлектрическая лента, определяющая направление на Солнце с точностью до 0,8 , передавая информацию в ИМ, который координировал полёт ракеты так, чтобы “краем глаза” видеть цель и не “поймать солнце”. В случае пролёта цели через зону “солнечного захвата” (кстати, для AIM-9М, AIM-9Х и Р-73, зона солнечного захвата составляет 5 , а для Р-64И – 3 ), интеллектуальный модуль рассчитает точку выхода цели из “мёртвой зоны”, задав ракете маневр с выходом в безопасной для ГСН точке, где, с большой вероятностью, должна находиться цель, после чего подвижная ГСН начнёт поиск до перезахвата.
БЧ-64А – “геометрически дополненная” Поверх стержневых элементов БЧ, вплотную к лёгкому корпусу блок ГПЭ, склеенных полимером, состоящий из двух половин, примыкающий к стержневым ГПЭ и корпусу практически без зазора, за счёт чего, дополнительно, на 10% увеличивалась скорость ГПЭ, включая стержневые. Данные от трёх неконтактных взрывателей – “фасеточного” биспектрального, индукционного и компактного восьмилучевого лазерного поступают в единый интеллектуальный модуль, заменяющий и автопилот и ПИМ.
Модуль вырабатывает команды на подрыв, в зависимости от расположения цели, относительно ракеты, на необходимые 4 из 16 взрывателей многоточечной инициализации. При подрыве облако ГПЭ формируется в форме неправильного эллипса, направленного в сторону цели. Плотность облака ГПЭ, включая стержневые, направленного в сторону цели на 42% выше, чем при классическом “едином” подрыве. За счёт этого фактора, а так же – дополнительных ГПЭ, в основном – вольфрамовых кубических и стальных зажигательных трубчатой формы, заполненных термитом, а так же – стальных элементов различной неправильной формы, служащих для заполнения “мозаики”, и более мощного ВВ, дальность уверенного поражения небронированной цели типа “истребитель” ГПЭ при близком разрыве достигает 6м. Помимо этого, внутри БЧ размещена капсула с О-Д смесью, увеличивающая фугасность до 3,3 кг т.э. компрессионный эффект от ударной волны БЧ, в связи с чем, уверенная зона поражающего действия ударной волны по элементам конструкции небронированного ЛА увеличивается до 6м. При кинетическом (прямом) попадании ИМ производит единый подрыв.
Масса БЧ возросла всего до 3,7кг, однако, по поражающему действию при близком разрыве, она не уступает 9кг БЧ AIM-9М, а при кинетическом попадании – превосходит американскую ракету.
За счёт высокой плотности и кинетической энергии микрокумулятивных элементов, дополняющих стержневые ГПО, Р-64ИП эффективно поражает небронированные сверхзвуковые ЛА при промахе до 5м. особенно эффективна против КР – способна поразить ракету класса “Томагавк” при промахе до 10м.
Оснащённая дополнительными газодинамическими рулями Р-64И может перехватывать даже беспилотные ЛА с перегрузкой в 14 единиц, что, в принципе соответствует максимально допустимой перегрузке для современных конструкционных материалов.
AIM-9Х, имеет значительно меньшую дальность на малых высотах – всего 11км, против 14 у Р-64И, за счёт малой площади ХО и рулевых поверхностей. Единственное, в чём AIM-9Х “превосходит” Р-64И вдвое – в массе – 96кг против 47.
Возможности перехвата УРВВ: Р-64ИП, как противоракета, уступает Р-77 только по дальности захвата и скорости, но, по вероятности поражения, превосходит её При подрыве образуется зона сплошного поражения в форме полусферы, для ракет размерности “Сайдуиндера” – 5м, “АМРААМа” – 7м. Дальность и вероятность поражения вышеуказанных ракет составляет, соответственно: 6км 60% и 8км 72%, для одиночного пуска. Для крупноразмерных РВВ и ЗУР, таких как “Феникс” и “Пэтриот”, дальность захвата составляет 11км, а вероятность поражения – приближается к 100%.
Р-64В выводит российскую винтокрылую авиацию на принципиально новый уровень, когда, в воздушном бою между истребителем и вертолётом, вертолёт представляет значительно большую опасность, и имеет больше шансов выйти из боя победителем. Специальные вертолёты, такие как Ми-24ВПИ “Карнозавр” – представляют из себя уникальную боевую единицу – летающую зенитную систему, по дальности и эффективности ракетного огня превосходящую ЗРС “Тор”