Еще более кардинального уменьшения массы можно достигнуть сделав такую машину - необитаемой, т.е. с телеуправлением откуда - то сзади, на небольшом удалении от переднего края боевых действий что выгодно например для ведения боевых действий в городе.
Если машина необитаемая - делать ее сильно бронированной - избыточно, тогда ее вес вообще будет минимальным и таких машин приходящихся на один танк может быть очень много - до 5-6 на один ОБТ/тяжелый танк.
Обитаемые машины также должны быть оставлены для боевых действий, скажем, в "поле", где скрыть операторов достаточно безопасно вполне возможно - не получится.
Вооружение в 40 мм вряд ли сможет дать какое-либо существенное преимущество, особенно если противоборствующая сторона будет грамотно использовать модульные варианты, более выгодные для конкретных задач чем одно универсальное орудие 40 мм, то же орудие низкой баллистики 100 мм имеет преимущество в плане как управляемых боеприпасов, как по причине более низкой начальной скорости ее снаряда в связи с чем электроника такого снаряда находится в сравнительно более щадящих условиях, так и по причине большего калибра - а значит и в потенциале большего места как под ВВ, так и под электронику ее корректируемого снаряда/ракеты.
Т.е. орудие вряд ли сможет дать какое-либо существенное преимущество на поле боя а вот количество таких машин - сможет, в случае если машин будет скажем 3-4, танк будет значительно лучше защищен от танкоопасной живой силы чем в случае с 1-2 машинами как в случае с тяжелым вариантом этой машины весом 35-45 тонн.
Т.е. вспомогательные машины лучше делать более легкими в случае отсутствия в них десанта или экипажа.
Не будет дешевой машина, оснащённая современной СУО с тепловизорами, да ещё и аппаратурой дистанционного управления, а в перспективе вероятно и элементами искусственного интеллекта. Поскольку связь машины с оператором технически развитый противник будет стремиться подавить, и она будет демаскирующим фактором, постоянно будут стремиться научить безэкипажные машины максимум функций выполнять самостоятельно.
Сейчас сразу несколько фирм тестирует автоводитель для автомобилей, уже несколько месяцев доступна в продаже модель Теслы с автопилотом.
Правда такие машины создаются для езды по дорогам, не по пересечённой местности, но зато в условиях интенсивного городского движения.
Наверняка и военные продолжают активно работать над безэкипажными машинами с элементами "самостоятельности", со времён Чёрного рыцаря много воды утекло, а в этой области далеко не все рассекречивают.
Так вот, не будут такие машины дешевыми, при любой массе.
На БМД-4М посмотрите, она очень дешевая?
И любая европейская БМП из новых - в ценовой категории ОБТ.
Потому что серьёзная военная электроника дорого стоит.
Сделать вооружённую безэкипажную машину совсем маленькой тоже не получится. Она будет не меньше легкового автомобиля.
Во-первых, боекомплект к АП не так мало место занимает.
Во-вторых, даже противопульная броня весит немало и требует серьедного двигателя.
В-третьих, из-за требований габаритной проходимости размеры машины не могут быть очень маленькими.
Полиция использует совсем небольших небронированных роботов для саперных работ, разведки ситуации и т. п. Но для них даже глубокая канава может стать непреодолимым препятствием.
Скорость передвижения на земле в боевой обстановке тоже очень часто ограничена. Или местность пересеченная, или в штурмуемом городе улицы изувечены воронками и завалены обломками домов, не разгонишься.
Поэтому легкозащищенные машины часто не смогут полагаться на скорость, и будут нести очень тяжелые потери, как БМП-1-2.
С учётом их немалой цены, это будет совершенно неприемлемо.
Есть ещё конечно КАЗ, которые смогут перехватить часть противотанковых боеприпасов.
Но излишне полагаться на КАЗ нельзя.
Уже разработано несколько способов снизить эффективность КАЗ, и наверняка будут разрабатываться новые.
Конечно и КАЗ будут совершенствоваться.
Но по опыту многолетнего противоборства ВВС и ПВО - при сравнимом техническом уровне противников очень маловероятно, что КАЗ сохранят вероятность перехвата 90%, какую они имеют сейчас по боеприпасам, не оснащенным средствами противодействия КАЗ.
Кстати конструкторы семейства Арматы на мой взгляд слишком сильно положились на эффективность КАЗ, нелобовые проекции Т-14 и Т-15 на перспективу слабо защищены.
И все эти нынче модные средние танки - это эрзац для полицейских операций, или для передачи союзным бабаям, которых не жалко - кто там их потери считает.
Вон, сейчас в Ираке и Сирии несут потери иракские Абрамсы и турецкие Леопарды-2А4, достаточно серьёзные танки. Может иракцы и плохо подготовлены, но у турецкой армии подготовка приличная.
Какие уж тут средние танки, когда ОБТ по результатам боевых действий обвешивают дополнительной защитой, именно новые усиленные модификации перевалили за 70 тонн.
А ведь пока ещё в локальных войнах самые новейшие ПТС массированно не используют.
На мой взгляд, шасси Арматы на перспективу вообще недопустимо слабое, не позволяет серьёзно нарастить защиту.
На шасси Арматы можно сделать высокозащищенную необитаемую БМПТ с дистанционным управлением.
Забронированный объём сократится во-первых за счёт отсутствия капсулы экипажа.
Во-вторых, можно облегчить вооружение.
Хотя мне это и не нравится, на мой взгляд БМПТ нужна и автоматическая пушка, и крупнокалиберная. Лучше, если бы у танков были дополнительные АП, и они в связке с ТБМП могли перекрывать функции БМПТ.
Но, если оставлять место под крупнокалиберную пушку и её боекомплект, забронированный объём будет ненамного меньше, чем у Арматы.
Значит или защиту усиливаем ненамного по сравнению с Арматой, или нужно более грузоподьемное шасси.
А на шасси Арматы, в рамках 65 тонн, можно сделать высокозащищенную необитаемую машину с 57-мм пушкой и очень небольшим забронированным объёмом, порядка 6-7 кубометров.
Машину управления для операторов можно реализовать по-разному.
Или на более лёгком и дешёвом шасси.
Или, для применения против высокотехнологичного противника с дальнобойными крышебойными ПТС, тоже на шасси Арматы, поскольку и в ближнем тылу будет небезопасно, особенно для радиоизлучающей машины.
Наличие высокозащищенной машины операторов даст ещё одну возможность: если применение противником РЭП не позволит использовать беспроводное дистанционное управление, машина операторов можно сцепить с беспилотной бронированным кабелем, и идти в бой в единой связке при расстоянии между машинами от единиц до десятков метров.
Конечно, такой режим будет вынужденным, поскольку возрастает риск для людей. И на будущее нужно всемерно развивать возможности необитаемой машины действовать автономно.
Такие высокозащищенные необитаемые машины могут действовать впереди боевых порядков танкистов и мотострелков, заставляя замаскированного противника проявить себя, по возможности уничтожая его собственным вооружением, и выдавая целеуказание танкам и артиллерии.
Что касается небронированных или легкобронированных необитаемых машин - на мой взгляд, их функцией должна быть только разведка, они не должны лезть в бой.
Во-первых, этим должны заниматься БПЛА. Небольшие размеры и сравнительно высокая (по сравнению с наземной техникой) скорость затрудняют их уничтожение. Хотя их уже сбивали в локальных конфликтах, и сейчас создают специальные системы ПВО, заточенные на борьбу с мини-БПЛА.
Так что БПЛА будут расходным материалом.
Что касается наземных роботов - легкозащищенный робот должен быть максимально незаметным.
Во-первых, низким, не выше 1 метра. Тогда его будет прятать даже высокая трава.
Чтобы иметь возможность преодолевать рвы до 3 метров, вертикальные стенки до 0,7 м, на уровне танка, лучше всего сделать такого робота сочлененным, из 2-3 маленьких тележек. Этакая змея.
С возможностью приподнимать переднее звено за счёт гидравлики сочленения, для преодоления относительно высоких (по сравнению с высотой робота) вертикальных препятствий.
Чтобы можно было выглядывать из высокой травы, кустарника - нужно приборы наблюдения разместить на выдвижной штанге, с возможностью поднимать метра на 2 над землёй.
Вот такой робот сможет вести разведку максимально скрытно.
Чтобы он не демаскировал себя постоянной связью с оператором, ему очень нужна способность самостоятельно двигаться.
Но это - чисто разведывательная машина.
А боевая машина, как я уже сказал, должна быть выполнена на шасси ОБТ, а лучше ещё более грузоподъёмном, потому что против перспективных ПТС защиты много не бывает.