Хитрый татарин написал(а):Minimal Frontal RCS – это не усредненная фронтальная, избранный вы наш.
- Усреднённая, - именно по этой ЭПР вражеская РЛС находит стелс-самолёт на определённой дальности.
Не по какой другой. Потому, что угол, под которым вражеская РЛС рассматривает твой самолёт, меняется каждую долю секунды, именно поэтому работает только среднее значение ЭПР в достаточно большой секторе.
Вот свидетельство по ЭПР F-22 полковника ВВС США, всю жизнь пролетавшем на F-117 (привет dell'y!):
http://forums.airbase.ru/2007/08/t57271 … ogikh.html
Для начала я его порасспросил о разных аспектах малозаметности - в пределах разрешенного, конечно. В частности, про упоминавшиеся ранее случаи, когда, якобы, длинноволновые радары управления воздушным движением с лёгкостью эти самолёты видели - на парижском салоне или еще где-то. На что он сказал, что да, конечно же видели, для этого и устанавливают на самолётах. не выполняющих в данный момент боевое задание, вот эти отражатели (а также и для того, чтобы кому не надо не мог набраться опыта и отработать методику обнаружения их в стелс-конфигурации). Что же касается возможности для обычного аэродромного, обзора воздушной обстановки или любого другого радара увидел такой самолёт со сколько-нибудь значительного в тактическом смысле расстояния, то это, по его словам, полный нонсенс - типа, и обычные самолеты, с ЭПР в метры или доли метра, сплошь и рядом теряют, а уж этот - или в упор смотреть, или из области сказок...
Теперь еще по поводу стелс-характеристик, и в частности, о сбитом с Югославии самолёте: помните, писали байки о югославском полковнике, который его сбил, и до сих пор скрывается. Так вот, мужик утверждает, что был в составе американской группы, которая с ним встречалась; якобы, встречались официально, организовано нынешними сербскими властями,никаких скверных чувств друг к другу не испытывали - каждый делал свою работу, серб свою в этот раз сделал лучше, настоящий профи, очень высокого класса.
Конкретно, по его словам, причиной, сделавшей такое возможным, были политические ограничения на выбор маршрута полётов; сербы знали, когда и где американцы летят, ну и организовали засаду. Он еще раз указал, что стелс - не панацея, а просто еще одно, хоть и чрезвычайно существенное, тактическое преимущество, которое еще надо умело использовать, но которому можно (как мы видим) и другие умения противопоставить.
На мой вопрос, насколько проблемным стало попадание в руки сербов (т.е всех заинтересованных) обломков самолёта, он сказал, что. по его мнению, ни на сколько: критичная аппаратура уничтожается, а стелс-технология - это вопрос технологии, а не физики. Физика, по его словам, за этим делом стоит достаточно простая, и всем, кого это касается, давно известная: вроде как много слоёв покрытия разной толщины и с разными диэлектрическими свойствами, где границы работают как зеркала, удерживающие отраженные волны в слое, где они постепенно угасают. А вот технология и конкретные параметры - это вопрос огромного времени и денег - в первую очередь касаясь прочности и эксплуатационной практичности таких покрытий.
Задал вопрос об ЭПР F-22 по сравнению с F-117: якобы, как пишут, его ЭПР еще заметно меньше. Мужик пожевал (видимо, соображая, что можно говорить, а что не положено), и сказал, что это по большей части секретно, но в принципе ситуация с ЭПР Раптора вообще другая: она у него близкая к нулю на одних углах, и заметно выше, чем у F-117 - на других. То есть, F-117 изначально делался с пониманием, что он будет действовать в одиночку, во враждебном пространстве, против самолётов с лучшей скоростью и прочими ТТХ, в условиях недостатка информации, и при этом он предназаначался для поражения критически важных целей - то есть, у него не будет свободы выбора сценария столкновения. Поэтому он радарами того времени - да и большинством нынешних, с реальных дистанций - не обнаруживается с любого направления.
Раптор же сделан для другой роли - он быстрее всех современных и перспективных противников (имея в виду не максимальную, а "тактическую" скорость и маневренность - практическую способность быстрее оказываться в нужном части пространства, сближаться и разрывать дистанцию), предполагается, что информационное преимущество будет у его пилота, ну и характер основных целей совсем другой - т.е. предполагается, что его лётчик будет как раз иметь свободу выбора сценария, вступления в бой и выхода из него. И именно это позволяет реализовать преимущество его чрезвычайно низкого ЭПР (по его словам, это скорее можно назвать "практическим отсутствием ЭПР" - бывает, что его не берёт радар (или голова ракеты? - я не понял этого момента), когда дистанция уже позволяет стрелять из пушки) на одних углах, и примириться с заметно более высоким, чем у F-117 - на других.