И еще, хоть это не относится к ОШС напрямую - постепенный переход к роботизированной бронетехнике можно значительно облегчить, если принять на вооружение сочлененную двухзвенную бронетехнику.
Причем с возможностью самостоятельного движения каждого звена (собственное МТО на каждом звене), и с размещением всего экипажа на заднем звене.
Во-первых, это позволит повысить защищеность. Каждое звено будет нести только вооружение и МТО, или экипаж и МТО, что сокращает его забронированный объем по сравнению с ОБТ. Поскольку звенья могут перевозиться автомобильным и железнодорожным транспортом по отдельности, и при движении своим ходом каждое звено может преодолевать автомобильные мосты по отдельности, каждое звено может по массе может как минимум быть не меньше современного ОБТ.
Во-вторых, упростится переход на вооружение танка 152-мм пушкой с сохранением значительного боекомплекта, плюс вооружение дополнительной автоматической пушкой. Крупногабаритные шестидюймовые выстрелы плюс боекомплект АП сложно разместить в традиционном танке - хоть классической компоновки, хоть арматоподобной, тупо не хватает забронированного объема. А если на переднем звене есть только вооружение и МТО, проще выделить место под боекомплект.
Ну и в-третьих, что непосредственно относится к данной теме. Двухзвенный танк с возможностью самостоятельного движения звеньев идеально подходит для постепенного внедрения и отработки безэкипажной бронетехники, причем такие работы могут проводиться с минимальным изменением обычных линейных танков и без серьезных изменений ОШС танковых подразделений.
В свое время Костенко критиковал идею танка-робота за то, что ему понадобится еще одна защищенная бронемашина для перевозки операторов (а полностью автономный боевой робот в 80-ых был утопией).
Сейчас, по мере развития электроники, эта утопия уже ближе к осуществлению, но для ее реализации еще нужно немало поработать.
В ближайшие 15-20 лет безэкипажные бронемашины наверняка не смогут в любых боевых ситуациях действовать совсем без участия человека.
Постепенно будет автоматизироваться выполнение простейших операций в простейших ситуациях, с дальнейшим постепенным усложнением возможностей автономного электронного управления.
Без операторов, хотя бы иногда берущих управление на себя, не обойтись еще долго.
К тому же еще долго не получится полностью автоматизировать техобслуживание безэкипажной бронетехники.
Значит еще на десятилетия вперед люди в танковых войсках будут нужны, пусть они и реже будут идти в бой на острие атаки.
Двухзвенный танк позволит осуществить постепенный переход к безэкипажной бронетехнике, не вводя в штат танковых частей большого количества бронемашин для операторов, управляющих танками в бою, и техников для их обслуживания.
Этими задачами может заниматься штатный танковый экипаж.
Двухзвенный танк может действовать в одном из трех режимов:
1) Традиционный режим, когда звенья сцеплены в одну машину.
2) Дистанционное радиоуправление необитаемым звеном из обитаемого, звенья движутся отдельно.
В таком режиме танк демаскирует себя интенсивным радиообменом, а связь уязвима для РЭБ. Поэтому дистанционное управление целесообразно использовать не всегда. Оно идеально подходит против различных бармалеев в локальных конфликтах, у них нет развитых сил РЭБ.
3) Автономное управление необитаемым звеном в бою искусственным интеллектом. В этом случае обитаемое звено выполняет роль машины техобслуживания.