"Кто финансирует швейцарские мечети
Саймон Брэдли (Simon Bradley)
Швейцарские мечети и мусульманские организации оказались в центре внимания после того, как парламентарии высказали опасения по поводу непрозрачности их финансирования и потенциального иностранного влияния на швейцарских мусульман.
«Наивно было бы утверждать, что никаких проблем с финансированием швейцарских мечетей не существует», — считает Дорис Фиала (Doris Fiala), депутат парламента от правоцентристской Либеральной партии. «Причем у нас нет ни малейшего понятия, кто, что и зачем конкретно финансирует. Мы знаем, ни откуда поступают деньги, ни на что потом расходуются. Никакой прозрачности в этой системе нет», — заявила она информационной службе swissinfo.ch.
На прошлой неделе Дорис Фиала внесла два запроса для обсуждения в парламенте, каждый при поддержке 25 депутатов. В них власти призываются улучшить «тотально непрозрачную» ситуацию вокруг финансирования религиозных общин в Швейцарии, в частности, мечетей и мусульманских объединений.
Дорис Фиала хочет, чтобы каждая ассоциация, получающая деньги от иностранных спонсоров, была бы внесена в коммерческий регистр с тем, чтобы ее счета могли контролировать независимый кантональный орган и аудитор. Она также выражает пожелание большей прозрачности в работе религиозных объединений, так, чтобы объединения предоставляли более точные сведения о целях, на которые перечисляются деньги, и их можно было бы наказать, если они не соблюдают эти нормы.
Мусульманское сообщество Швейцарии
В Швейцарии проживает порядка 350-400 тысяч мусульман, из них около 12% имеют швейцарское гражданство. Нужно знать, что это крайне разнообразное по своему этническому и языковому составу сообщество, большая часть его представителей, примерно 80% — родом из Балканского региона и Турции.
И порядка 12-15% швейцарских мусульман говорят, что являются активными практикующими верующими: регулярно посещают мечети, которых в стране около 250. Управляют мечетями исламские сообщества, которые по большей части состоят из частных объединений, а также небольшого числа фондов.
Поскольку мусульмане в Швейцарии в целом хорошо интегрированы, недавние обвинения в радикализации молодежи в мечетях Винтертура и Женевы вызвали ряд вопросов относительно контроля за работой мечетей, главные из которых — это возможность влияния на них извне и внешнее финансирование.
Саида Келлер-Мессали (Saïda Keller-Messahli), президент швейцарского «Форума за прогрессивный ислам», утверждает, что «ситуация в Швейцарии внушает опасения». «Громадные суммы денег из Саудовской Аравии, Арабских Эмиратов, Катара, Кувейта и Турции поступают в Швейцарию», — заявила она газете NZZ в прошлом месяце.
И некоторые спонсоры ей не категорически нравятся. Так, например, неправительственная организация из Саудовской Аравии Muslim World League, которая распространяет дух ислама, финансируя не менее 30 мечетей в Албании, где продвигаются салафитские идеи, утверждает она.
«Что там пошло не так»
Относительно иностранных спонсоров существуют разные мнения. «Я сомневаюсь, что Саида Келлер-Мессали способна предоставить доказательства своих обвинений относительно саудовских денег», — говорит Андреас Тунгер-Занетти (Andreas Tunger-Zanetti), координатор научно-исследовательского центра по изучению религии в Университете Люцерна.
Он утверждает, что в большинстве швейцарских мечетей ведутся списки с именами людей и семейств, жертвовавших деньги на протяжении года.
«Возможно, и есть некоторые дополнительные средства, поступающие от состоятельных людей в Швейцарии или из зарубежных источников, но эти списки наглядно демонстрируют, как работают эти мечети, и в них я не нашел никаких следов денег из Саудовский Аравии. А выглядят мечети более чем скромно, никакой роскоши там нет», — заявляет он.
Андреас Тингер-Занетти говорит, что цюрихское отделение турецкого Ведомства по религиозным вопросам (Diyanet) контролирует 39 имамов в Швейцарии и выплачивает им зарплату. Но мечети берут на себя арендную плату за помещение, электричество и другие расходы.
Кристоф Монно (Christophe Monnot), социолог и специалист по изучению религии и, как и Занетти, член «Группы научных исследований Ислама в Швейцарии (GRIS), уверен, проблем с финансированием швейцарских мечетей с этим нет, а если есть, то крайне мало.
«У 98% мечетей в Швейцарии руководство — не проблемное, а также они не связаны с неконтролируемыми или опасными группировками», — говорит он.
Тем не менее, Занетти чувствует, что стоило бы поближе «познакомиться с работой нескольких мечетей, в частности, в Женеве, Винтертуре и «Мечети Фейсала» в Базеле, чтобы выяснить, что там пошло не так».
«Не угроза»
Однако получить доступ к независимой информации о финансировании мечетей крайне сложно. На федеральном и кантональном уровнях такие данные отсутствуют.
«У Конфедерации нет никаких данных относительно финансирования мусульманских организаций и мечетей — это не ее компетенция — кроме как в исключительных случаях, когда речь идет об угрозе национальной безопасности», — ответило швейцарское правительство на недавний парламентский запрос, поданный Рут Хумбель (Ruth Humbel), депутатом Христианско-демократической партии (CVP).
«Однако широко известно, что правительственные организации и частные лица посылают пожертвования из-за рубежа. Но у Федеральной разведывательной службы как будто недостает ума разведать, какие последствия может иметь внешнее финансирование мечетей для государственной безопасности», — говорится в июньском ответе правительства, который получила уже Дорис Фиала.
Дорис Фиала при составлении своих парламентских заявок работает с адвокатами и судьями. Несмотря на сложность задачи, она, тем не менее, убеждена, что для улучшения прозрачности нужно действовать.
Но ей, по всей видимости, предстоит тяжелая борьба. Ведь в Швейцарии свобода на создание объединений, свобода совести и религии относятся к основным ценностям и правам человека. Малые объединения, не ведущие коммерческую деятельность и не имеющие экономических целей, не обязаны регистрироваться в коммерческом регистре и объявлять о своем финансовом положении.
Недавно Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) опубликовала доклад о Швейцарии, в котором оценила меры по обеспечению, применяемые здесь к малым объединениям, как «недостаточные».
Но, как заявило правительство Швейцарии в июле: «Адаптация положений об объединениях будет ограничивать свободу объединений и нуждается поэтому в новой правовой основе. Такое ограничение должно накладываться только в интересах общества и быть соразмерным конечной цели».
Фонды, коммерческий регистр и конфиденциальность
Между тем, ситуация для фондов развивается медленными темпами. С 1 января 2016 года все религиозные и семейные фонды должны быть внесены в коммерческий регистр для того, чтобы их счета проверялись правильным образом. Для того, чтобы зарегистрироваться, они получают пятилетний срок.
Поэтому многие религиозные фонды пока этого ничего не сделали. Заметным исключением здесь является Культурный исламский фонд в Женеве, который управляет женевской мечетью. Свои счета для контроля и аудита со стороны кантональных властей он открыл в 2014 году. Власти проверяют, какие суммы поступают на его счет и уходят с него, чтобы удостовериться, что использование средств отвечает целям, изложенным в уставе организации.
Эта самая большая мечеть в Швейцарии была построена на саудовские деньги и торжественно открыта в 1978 году бывшим королем Саудовской Аравии Халидом бен Абдулазизом. Глава фонда, его генеральный директор Ахмед Бейяри, отверг всю критику и упреки. В ноябре он заявил швейцарскому общественному радио RTS, что его фонд является независимым и не финансируется за счет Саудовской Аравии.
Впрочем, такие детали достаточно сложно проверить со стороны. Согласно швейцарскому законодательству, все информационные данные, которые фонды предоставляют государству, остаются строго конфиденциальными."
http://inosmi.ru/social/20161224/238445158.html
Оригинал публикации: SwissInfo