Уверенная поступь оборонки
24 марта 2011 года в Москве состоялось совещание руководителей предприятий ОПК отрасли обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии, на котором обсуждались итоги работы в 2010 году. Мероприятие, в котором приняли участие более 220 предприятий, прошло на территории ФГУП «НИМИ» под эгидой Департамента обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Министерства торговли и промышленности РФ.
К участникам совещания обратился заместитель министра промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. В своем выступлении он подчеркнул, что принятая Государственная программа вооружений на период до 2020 года определяет вектор развития предприятий оборонно-промышленного комплекса на длительную перспективу. При этом отрасль обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии является одним из ключевых секторов, участвующих в этой программе как в качестве поставщика конечных изделий, так и встраиваясь в горизонтальную и вертикальную кооперацию по другим изделиям. Ряд программ отрасли определены в ГПВ-2020 в качестве приоритетных, на эти изделия существует высокий спрос как у российской армии, так и зарубежных заказчиков. По этим направлениям «впервые за многие годы возник новый стимул для развития».
В тоже время заместитель министра отметил, что техническое оснащение и финансовое состояние ряда предприятий остается непростым. В наиболее сложной ситуации находится отрасль боеприпасов и спецхимии, где существует гигантский разрыв между производственными возможностями и потребностями государства в мирное и военное время. Однако Россия является одной из немногих стран, владеющих полным циклом производства боеприпасов и спецхимии. Денис Валентинович подчеркнул, что « эту компетенцию мы ни в коем случае не можем потерять». С этой целью значительное внимание уделяется поддержке стратегических предприятий, оказавшихся в трудной финансовой ситуации. Не последняя роль в развитии отрасли отводится Федеральной целевой программе развития ОПК на период до 2020 года, которая находится на стадии согласования и должна быть принята в текущем году.
Обращаясь к директорам предприятий, Мантуров обратил их внимание на личное участие руководства и всего управленческого состава в развитии предприятий. Без грамотной работы директорского корпуса невозможна реализация ни одной программы: «Вам предстоит огромная работа по реструктуризации производства и созданию новых технических заделов. Практически, вам предстоит создать новый технологический уклад». Исторически сложилось так, что в нашей стране ОПК является наиболее высокотехнологичной сферой отечественного машиностроения, здесь сосредоточены высококвалифицированные кадры, большая часть передовых технологий военного и гражданского назначения. Поэтому именно ОПК способен выступить локомотивом перехода всей промышленности на современный технологический уровень.
Основные итоги работы
С докладом об итогах работы в 2010 году выступил директор Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Александр Потапов. В первую очередь он остановился на реализации задачи по созданию в отраслях интегрированных структур, преобразованию ФГУП в акционерные общества. 9 холдингов, которые формируются в отрасли, занимаются активным преобразованием и созданием формированием структур, но на сегодня преждевременно говорить о том, что процесс завершен. Руководитель департамента считает такие темпы недостаточными. Сейчас наиболее близко к завершению создание холдинга «Уралвагонзавод», «его степень готовности высочайшая».
Далее Александр Валерьевич остановился на финансово-экономических показателях работы отраслей в 2010 году. За отчетный год было произведено товаров, работ и услуг на сумму 229,4 млрд руб. Объем производства, по сравнению с тем же периодом 2009 года увеличился на 15%. По военной продукции темпы роста составили 110%, по гражданской — 128%. Доля военной продукции составила 57%, доля гражданской 43%. В рамках экспортных поставок было произведено 24% от общего объема продукции, из них 22% - по линии ВТС, соответственно 2% - гражданская составляющая.
Рост объемов промышленности обычных вооружений за 2010 г. составил 131%, в том числе по военной продукции — 123%, по гражданской — 145%. Основной вклад в показатели роста внесли такие предприятия, как «Уралвагонзавод», «Завод им. Дегтярева», «Уралтрансмаш». По гражданской продукции достигнуты докризисные объемы производства железнодорожной техники.
Объем производства продукции предприятиями боеприпасов и спецхимии за 2010 год увеличился на 3,2%. По военной продукции объемы сохранили на уровне 2009 года. Рост производства гражданской продукции составил 111,2%. В основном это произошло за счет увеличения производства промышленных взрывчатых веществ.
Наиболее прибыльными предприятиями и организациями по итогам 2010 года являются «Уралвагонзавод», «Орский машиностроительный завод», «Туламашзавод», «Новосибирский механический завод «Искра».
Вместе с тем, 2010 год с убытками закончило 68 предприятий: 18 — из отрасли обычных вооружений и 50 — из отрасли боеприпасов и спецхимии. Это составляет около 30% от общего числа предприятий. Александр Потапов назвал это показатель «недопустимо высоким».
Предприятия отраслей активно участвовали в Федеральной целевой программе «Промышленная утилизация вооружения и военной техники 2005-2010 гг.», выполнив работ на сумму 201,1 млрд. рублей. Результат был признан успешным при рассмотрении итогов на заседании Военно-промышленной комиссии в марте 2010 г. Признано целесообразным активизировать участие в программе промышленной утилизации, доказавшую хорошую эффективность.
В сфере кредитного обслуживания предприятий ОПК постепенно нарастают положительные тенденции. Так, ставки по кредитам корпорации «Уралвагонзавод» сегодня снизились в среднем до 8% годовых. При этом УВЗ в конце 2010 года досрочно вернул государственные гарантии, которые ему были выданы Минфином в части гарантий по кредитам, взятым в коммерческих банках. Общий объем задолженности по кредитам и займам, привлеченным предприятиями и организациями отрасли, составил на 1 января 2011 года 108,6 млрд руб. Самыми крупными кредиторами предприятий выступают Сбербанк, Внешторгбанк, Газпромбанк.
В области кадрового обеспечения на протяжении нескольких последних лет отмечается снижение численности работающих. Как правило, это определяется оттоком людей пенсионного возраста и плановой оптимизацией на некоторых предприятиях. Средний возраст работников отрасли составил 49 лет, что свидетельствует о постепенном омоложении кадров в сравнении с предшествующими годами. Но все равно темпы омоложения недостаточны. Среднесписочная численность работающих в отраслях по состоянию на 1 января 2011 г. составила 296 тыс. чел.
Ключевым показателем работы отраслей ОПК является выполнение Гособоронзаказа, прежде всего по серийным поставкам. Задания по ГОЗ-2010 на поставку вооружений, военной и специальной техники, комплектующих элементов к ним, на ремонт, предприятиями отрасли в основном выполнен. Вместе с тем, имели место нарушения отдельными предприятиями контрактных обязательств по срокам поставки изделий.
На недопустимость впредь таких случаев обращено особое внимание директоров предприятий. Государство вкладывает большие деньги в техническое перевооружение предприятий, в проведение НИОКР, а качество и сроки выполнения ГОЗ по некоторым изделиям по прежнему оставляют желать лучшего. И во многом в этом виновато не технологическое оснащение головных предприятий, а не совсем эффективный менеджмент, особенно в работе с кооперацией поставщиков комплектующих.
Например, «Курганмашзавод» по заключенным контрактам в 2010 г. должен был поставить 100 БМП-3. В установленные контрактом сроки сдано 91 изделие. Срыв фактических сроков произошел по вине «Барнаултрансмаша», который своевременно не поставил двигатели.
Примерно аналогичная ситуация была на Рубцовском машиностроительном заводе, сорвавшем сроки выполнения контракта из-за задержки с поставкой комплектующих изделий Сарапульским радиозаводом. Такие же проблемы можно отметить и для поставщиков второго и третьего уровней кооперации. Поэтому Александр Потапов просил обратить внимание на работу с поставщиками в 2011 году, особо отметив проблемные предприятия, выпускающие оптические системы и неоднократно срывавшие поставки. Ситуация не должна выходить из-под контроля головного предприятия. Именно руководитель головного предприятия должен заблаговременно определить степень готовности всей кооперации и заранее принять необходимые меры по обеспечению выполнения Гособоронзаказа.
В сфере НИОКР и создания научно-технического задела, в рамках ответственности Департамента обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии по четырем ФЦП («Стратегические материалы», «Развитие ОПК», «Национальная технологическая база», «Промышленная утилизация») в 2007-2010 годах профинансировано из бюджета 311 работ на сумму 6,653 млрд рублей. К исходу 2010 года завершены с внедрением результатов 203 НИОКР. В 2011 году продолжается выполнение 108 программ НИОКР. К числу значительных достижений относятся разработки новых технологий в оптике, производстве сталей, механической обработки корпусов и деталей, важнейших направлений в спецхимии.
В области оптических технологий ОПК выходит на передовой мировой уровень благодаря работе специалистов ФГУП «Орион» и Лыткаринского завода оптического стекла. В области производства сталей ФГУП ЦНИИМ разработал технологию, обеспечивающую резкое повышение качества ствольных заготовок. В области механической обработки ФГУП ГНПП «Сплав» разработал высокоэффективные технологии изготовления кумулятивных облицовок и корпусов кумулятивно-осколочных элементов. В области спецхимии разработано более 30 наименований продукции с оформлением новых технических условий на пороха, взрывчатые вещества и материалы. Достойные результаты получены ФГУП «НИИ полимерных материалов» при разработке бесконтактной системы инициирования модульных метательных зарядов артиллерийского комплекса «Коалиция».
С докладом о выполнении НИОКР по боеприпасным темам выступил Генеральный конструктор выстрелов наземной, морской и танковой артиллерии ФГУП «НИМИ» Николай Телегин. Среди разработанных новых технологий он назвал получение крупногабаритных заготовок из тяжелых спецсплавов, легирования тяжелых сплавов, изготовление нового тяжелого сплава с повышенными характеристиками, модернизацию выстрелов с БПС, утилизацию БПС.
Отношения с заказчиком
Денис Мантуров обратил внимание руководителей предприятий на усиление ответственности за выполнение Гособоронзаказа. Он напомнил, что Президент РФ Дмитрий Медведев на расширенной коллегии Министерства обороны 18 марта текущего года пообещал провести «разбор полетов» по поводу срыва исполнения Гособоронзаказа в 2010 году некоторыми предприятиями. Замминистра посоветовал заранее подготовиться к этому мероприятию и разработать предложения по недопущению впредь подобных случаев.
Вместе с тем, Мантуров отметил, что в текущем году процесс подписания контрактов с Министерством обороны проходит «очень слабо». Одной из основных причин он назвал новую систему ценообразования, внедряемую Министерством обороны, которая идет «вразрез с существующей нормативной базой, которой руководствуются предприятия для учета своих затрат». Учитывая «юридическую вилку», в которую попадают предприятия при заключении контрактов с Минобороны, замминистра рекомендовал им оформлять протоколы разногласий, чтобы документально зафиксировать расхождение позиций. В противном случае Министерство обороны будет декларировать неподписание контрактов «как саботаж и срыв кампании по формированию Гособоронзаказа». Отстаивая интересы промышленности, необходимо опираться на юридически обоснованные документы, и дискуссию с заказчиком вести с помощью «железных», законодательно подтвержденных аргументов.
Первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Юрий Борисов в своем выступлении указал на наличие серьезных претензий со стороны Министерства обороны к некоторым исполнителям Гособоронзаказа. В частности, были выставлены штрафы производителям БМП и БТР. По этим позициям ВПК намерена серьезно разобраться и составить объективную картину.
Юрий Иванович назвал 2011 год сложным для промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии, поскольку приоритеты, расставленные в Госпрограмме вооружений до 2020 года, не обеспечивают должную загрузку предприятий: «Отрасль находится в очень тяжелом состоянии. Не следует испытывать иллюзий, что ситуация будет пересмотрена». Позиция Министерства обороны по формированию армии нового облика поддерживается руководством страны и будет неуклонно проводиться в жизнь: «Массовые миллиардные заказы сегодня не предполагаются. Возможно, только с 2015 года».
Он сказал, что видимо, предприятиям не обойтись без сокращения численности персонала и порекомендовал совместно с ГК «Ростехнологии» выработать меры по сохранению «основного костяка отрасли, производственных активов, преобразовать их и не потерять людей». Необходимо также спланировать мероприятия по снижению социальной напряженности.
Борисов считает, что Военно-промышленная комиссия должна выступать арбитром в отношениях между ОПК и Министерством обороны, как основным заказчиком продукции военного назначения. Существует объективное противоречие между интересом Минобороны получить как можно больше «товара» за меньшие деньги и желанием промышленности получить больше прибыли. Задача ВПК — обеспечить баланс интересов заказчика и производителя.
Первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии рассказал, что он встретился с Министром обороны и обсудил формат «партнерских отношений». «Мы обсудили все вопросы, нашли взаимопонимание и настроены на конструктивную работу между Минпромторгом, Роскосмосом, Росатомом и Минобороны».
Представитель промышленности задал Юрию Борисову вопрос о своевременном заключении контрактов с Минобороны: «предприятия фактически не работают уже три месяца, как выживать в этой ситуации?» Первый заместитель председателя ВПК подтвердил, что он получает множество обращений на эту тему, в том числе от губернаторов регионов. Между тем, по положению о Гособоронзаказе до 1 марта должны были быть размещены заказы у предприятий, признанных единственными исполнителями, а до 15 апреля проведены все конкурсные процедуры. Юрий Иванович заверил, что этой проблемой Военно-промышленная комиссия будет заниматься в первую очередь: «Я эту ситуацию очень хорошо чувствую и в диалоге с Министерством обороны мы постараемся ее разрешить».
Проблема ценообразования
Юрий Борисов отдельно высказался на тему ценообразования на продукцию военного назначения, которое стало одним из основных вопросов в деятельности предприятий. Он отметил, что необходимо жить «по законам, а не по понятиям». Существует нормативная база, которая определяет статьи, включаемые в себестоимость продукции и уровень рентабельности. Борисов считает, что 20% рентабельности, определенные Минобороны, «не худший показатель», который позволяет предприятию жить и развиваться. И главный вопрос здесь — в определении себестоимости продукции. Проблем здесь много, они обсуждаются соответствующими структурами Министерства обороны и представителями промышленности. Промышленность при серийных долгосрочных поставках интересует прежде всего цена, умноженная на дефлятор. Тогда у нее появляется интерес снижать издержки производства и за счет этого увеличивать прибыль, вести мероприятия по техническому перевооружению, мотивации работников и т. д. Однако над обоснованием цены промышленности еще предстоит напряженно поработать.
2 августа 2010 года принята новая редакция приказа №104 Минэкономразвития России «Об утверждении порядка применения индексов цен-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию военного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу». Приложение к нему дополнено индексами на предстоящий трехлетний период, рассчитанными исходя из прогноза социально экономического развития РФ на 2011–2013 годы. В соответствии с документом при прогнозировании цен производителей продукции военного назначения применяются следующие индексы: 2010 год – 106,3; 2011 год – 106,9; 2012 год – 105,3; 2013 год – 105,2. Следует отметить, что это довольно высокие значения. Выше на 2011 год определены только дефляторы на производство и передачу электроэнергии, газа и горячей воды (113,5), уголь и торф (117,6), грузовой транспорт (120,0), производство цветных металлов (107,4) и готовых металлических изделий (113,2). В целом можно констатировать стремление соблюсти интересы исполнителей ГОЗа с учетом опыта работы в конкретной ситуации последнего периода.
По высказыванию Борисова, «на той стороне стоят очень серьезные профессионалы». Поэтому предприятиям надо привлекать к работе по ценообразованию профессиональных экономистов и юристов, чтобы «аргументированно держать позицию промышленности».
С участниками совещания поделился практическом опытом работы с Минобороны по ценообразованию на продукцию Генеральный директор и генеральный конструктор «Конструкторского бюро машиностроения» Валерий Кашин. На примере согласования цен на поставку бригадных комплектов оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер» он рассказал о требованиях, предъявляемых к обоснованию цен представителями Минобороны, показал пути снижения издержек, указал на возможные ошибки.
Выступивший на совещании Президент ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Александр Бриндиков призвал вынести вопрос методики ценообразования, применяемой Минобороны, на заседание Военно-промышленной комиссии. Министерству обороны эта методика позволяет экономить какие-то средства, но за этим кроются более сложные процессы, «это не просто игра в какие-то соотношения». Поведение Минобороны, как покупателя на рынке, противоречит основам взаимоотношений военных и ОПК. Нельзя перекладывать все проблемы на промышленность, не финансируя обеспечивающие НИОКР. Тогда надо ставить вопрос, кто будет осуществлять такое финансирование в структуре государства.
Проблема качества
К качеству поставляемой продукции военного назначения заказчики всегда предъявляют высокие требования. Анализ рекламационных актов и претензий к качеству финальной продукции за 2009-2010 гг. показал, что на предприятиях отраслей наметилось некоторое улучшение этого важнейшего показателя оценки деятельности. К сожалению, качество не всегда является высоким. Отмечаются неприятные случаи его снижения. Например, Рособоронзаказ направил представления двум предприятиям, где говорится о том, что качество поставляемой продукции по Гособоронзаказу ниже требуемого.
С увеличением объема поставок по Гособоронзаказу и по линии ВТС объективно растет и количество рекламаций. При этом анализ показывает, что примерно половина от их числа связана с неправильной эксплуатацией. Вызывает беспокойство тот факт, что в последние годы количество рекламаций по линии ВТС ниже, чем по линии Гособоронзаказа. Это означает, что эксплуатация в войсках у инозаказчика организована значительно лучше. На более высоком уровне проводится обслуживание техники, лучше условия ее хранения. И как результат – меньше отказов, чем в Российской армии. Надо отметить, что ранее соотношение отказов по вине эксплуатации всегда было в пользу наших Вооруженных сил, поэтому сегодняшняя негативная тенденция должна стать предметом озабоченности Министерства обороны.
Военно-техническое сотрудничество
В общем объеме производства в 2010 г. 22% составила выручка по линии военно-технического сотрудничества. Предприятия промышленности вооружений, боеприпасов и спецхимии осуществляли поставки по соглашениям о ВТС в 40 стран мира. Основными странами-импортерами продукции военного назначения в 2010 году являлись Индия, Алжир, ОАЭ, Кувейт, Туркмения, Кипр, Турция, Индонезия, Египет, Бразилия и Словения. В 2010 г. основными экспортерами являлись «Уралвагонзавод», КБП, «Завод им. Дегтярева», «Сплав», Курганмашзавод, Арзамасский машиностроительный завод, КБМ, Вологодский оптико-механический завод, Мотовилихинские заводы, УОМЗ. Общий объем поставок по внешним контрактам продукции военного назначения увеличился на 5,4% по сравнению с 2009 г., и на 21,6% по сравнению с 2008 г. Практически все обязательства по поставкам на экспорт в 2010 г. предприятиями выполнены в полном объеме и в установленные сроки. Из наиболее значимых контрактов – успешное завершение поставки в Индию комплектов для сборки танков.
Контракт с Венесуэлой по поставке 9 видов вооружений и боеприпасов к ним является одним из самых знаковых с точки зрения развития отрасли. В реализации данного контракта только в качестве головных исполнителей участвуют 28 предприятий и более тысячи организаций - в кооперации. В связи с тем, что расчеты не проведены, Минпромторг прорабатывает возможность подготовки предложений по поддержке предприятий отраслей по нескольким направлениям, в том числе субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным предприятиями с целью исполнения обязательств по контрактам. Серьезные проблемы в сфере ВТС возникают в последнее время из-за нестабильного внутриполитического положения в ряде государств Северной Африки и Ближнего Востока. В связи с приостановкой поставок в Ливию по ранее заключенным контрактам имеются проблемы на некоторых предприятиях.
Планируется дальнейший рост объемов экспорта в 2011 г. Для обеспечения динамического развития сотрудничества необходимо с участием предприятий отрасли и «Рособоронэкспорта» продолжить и активизировать процессы по новым направлениям взаимодействия. Это модернизация БМП-2, танков Т-72, организация лицензионного производства РСЗО «Град» и «Смерч», поставка и организация лицензионного производства широкой номенклатуры боеприпасов для российских ВВТ, создание сервисных центров по ремонту и обслуживанию поставляемых вооружений.
Помимо закупок готовой продукции , заказчиками все чаще ставится вопрос приобретения лицензий, организации производства тех или иных изделий. Заинтересованность в данном вопросе проявляют Индия, Венесуэла, Алжир, Казахстан, Сирия, Иран. Немаловажное значение приобретают такие формы сотрудничества, как совместные разработка и производство по техническим заданиям инозаказчика. Это позволяет привлечь значительные средства для развития научно-технического потенциала предприятий. В этом направлении можно назвать положительные примеры разработки зенитного комплекса «Панцирь» и гранатомета «Хашим».
В 2010 г. российские предприятия участвовали в 16 зарубежных международных выставках продукции военного назначения. Из них в 11 из них принимали участие 14 предприятий промышленности вооружений, боеприпасов и спецхимии. Однако эффективность участия предприятий в выставках остается низкой. Часто экспозиции не несут никакой идеологии, никакой смысловой нагрузки. Обычно создается общий «информационный шум», который мало привлекателен для посетителей. Пока мало кто умеет делать информационную «конфетку», показать и рассказать , что это лучший продукт, который есть на выставке. Наши типовые стенды и материалы выглядят, по словам Александра Потапова, «достаточно странно и ущербно».
Заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Игорь Севастьянов в своем выступлении на совещании более подробно остановился на работе в области ВТС Департамента сухопутных войск «Рособоронэкспорта» совместно с предприятиями промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии. Он рассказал, что экспорт продукции военного назначения для сухопутных войск в 2010 году составил 1,5 млрд долларов. Заданием на 2011 год установлена гораздо более высокий показатель — 2,1 млрд долларов. Это большой успех в продвижении продукции отрасли на внешние рынки, по сравнению с 2008 годом плановые задания увеличились в 2,5 раза.
Среди перспективных стран-импортеров российского ВВТ для сухопутных войск Севастьянов отметил Азербайджан, Казахстан, Индию, Шри-Ланка, Ботсвану и другие. Проекты модернизации российской техники успешно продвигаются а таких странах, как Индия, Марокко, ОАЭ, Кувейт, Лаос, Египет, Сирия, Нигерия. Осуществляется сотрудничество в области лицензионного и совместного производства ВВТ с Индией, странами Латинской Америки. В целом интерес к российской военной технике для сухопутных войск за рубежом не только сохраняется на высоком уровне, но и продолжает увеличиваться. И это несмотря на отдельные проблемы, негативные отзывы в адрес российской техники со стороны некоторых отечественных генералов, политические препятствия и финансовые проблемы. Заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» назвал в числе востребованных образцов вооружения танки Т-90, БМП-3, РСЗО«Смерч», ПТРК «Корнет», автоматы и пулеметы Калашникова.
Помимо перечисления несомненных успехов в области ВТС Игорь Олегович отметил и некоторые проблемы. Первой он назвал проблему низкой оперативности в разработке документов и принятии решений, что нередко мешает своевременному участию в тендерах, проводимых инозаказчиками. Например, в соответствии с действующим законодательством, при запросе инозаказчика на поставку танков «Росборонэкспорт» должен обратиться в Минпромторг с просьбой определить изготовителя, хотя всем прекрасно известно название единственного на всю Россию предприятия, выпускающего танки.
Севастьянов призвал пересмотреть практику подписания контрактов головными предприятиями по данному виду ВВТ, а не реальными изготовителями, что приводит зачастую к завышению цен и непониманию со стороны заказчика: «Объяснить это на всех языках мира сложно». Он отметил также негативную реакцию заказчиков на смену исполнителя в ходе выполнения контрактов. По поводу ответственности за исполнение экспортных контрактов Игорь Севастьянов сказал прямо: «Пощады не будет!»
Заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» счел необходимым выразить признательность отдельным предприятиям за эффективную работу по исполнению экспортных контрактов. Он высказал удовлетворение большим прогрессом в развитии за последние годы Научно-исследовательского машиностроительного института и поблагодарил генерального директора НИМИ Сергея Русакова и коллектив за точное исполнение контракта с Венесуэлой. Великолепно сработал по индийскому контракту «Уралвагонзавод», продемонстрировав в отношениях с индийскими коллегами «высочайший уровень». Это открывает новые перспективы в регионе по сотрудничеству в области бронетехники. Предприятие также успешно выполняет контракт по модернизации танков Т-72 в Алжире. «Очень красиво, грамотно» выполнен контракт КБП по поставкам ПТРК в Турцию.
Первый заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин обратил внимание участников совещания на некоторые важные аспекты работы с иностранными заказчиками. Он назвал «скорость, качество и цену» основными проблемами, которые предстоит решать российским участникам ВТС. Фомин опроверг скептиков, говорящих о росте объемов зарубежных поставок в основном за счет роста цен и сказал, что 90% прироста обеспечивается увеличением количества поставляемого ВВТ.
Александр Васильевич рассказал об изменениях в законах, улучшающих условия ВТС. В частности, ФЗ №142 от 1 июля 2010 года внес изменения в ФЗ №114 «О военно-техническом сотрудничестве», направленные на исключение из перечня продукции военного назначения информацию о продукции военного назначения. Теперь эта информация может быть опубликована в СМИ, книгах и других медийных ресурсах.
Постановлением Правительства от 24 сентября 2010 года отменена необходимость готовить повторные экспертные заключения межведомственных комиссий по соблюдению гостайны, если таковые заключения были получены ранее. Такое упрощение позволяет значительно ускорить представление ПВН на международных выставках.
Продолжается работа по совершенствованию законодательства в части создания совместных предприятий субъектами ВТС в части разработок, эксплуатации, ремонта, модернизации и утилизации ПВН на территории инозаказчика.
Бюджетное финансирование
В 2010 г. предприятиям отрасли было выделено 23,7 млрд рублей бюджетных средств по восьми направлениям. В том числе направлялись субсидии казенным предприятиям, субсидии по предупреждению банкротства. В положительную сторону отмечаются Пермский пороховой завод. Самарский завод «Коммунар», Саранский механический завод, завод им. Свердлова, у которых наблюдается тенденция снижения разницы между доходами и расходами.
Департаментом принимались меры юридическо-процессуального характера по недопущению введения процедуры банкротства на 13 предприятиях. Эта очень сложная работа, связанная с участием в судопроизводстве. На субсидии по предупреждению банкротства государством было выделено свыше 800 млн рублей.
На вопросах участия предприятий в разрабатываемой Федеральной целевой программе развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2020 года более подробно остановился заместитель министра промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Он рассказал, что по результатам совещания, проведенного Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным в Воткинске 21 марта текущего года, определилась примерная сумма, выделяемая на ФЦП развития ОПК — около 3 триллионов рублей на программный период, то есть по 300 млрд рублей в год в среднем. Известно, что ранее в бюджетных проектировках Минфина фигурировала цифра около 60 млрд руб. ежегодно.
Денис Мантуров особо подчеркнул, что бюджетные средства по ФЦП развития ОПК получат только те предприятия, которые докажут свою эффективность: «просто так средства выделяться не будут. Извиняюсь за жаргон - «халявы» ждать не нужно». Средства будут обязательно выделяться при условии того, что каждая копейка будет потрачена эффективно. Мантуров напомнил, что Госпрограмма вооружений на период до 2020 года четко привязана к образцам вооружения, которые будут закупаться. По каждому образцу, по всей цепочке кооперации будет отслеживаться вся логистика и формироваться программа технического перевооружения предприятий.
Первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Юрий Борисов назвал «тяжелой» ситуацию с разработкой ФЦП развития ОПК. Объективно она должна формироваться совместно с Государственной программой вооружений, а по факту сегодня по ней почти ничего не готово, кроме лимита выделенных средств. Правительство готово в текущем году «раскассировать» 56 млрд рублей, еще до принятия ФЦП, но предприятия должны своевременно подготовить необходимые документы.
О роли личности
Александр Потапов в ходе доклада неоднократно останавливался на личной ответственности директоров предприятий за результаты деятельности. По его выражению, управленческие решения здесь «очень простые: у кого плохо, там директора меняются. Вот поменяли мы директоров на трех предприятиях, и результаты стали лучше». Директор департамента напомнил, что Минпромторгом осуществляются полномочия собственника. Поэтому помимо назначения на должность руководителя предприятия, голосования по крупным сделкам, департамент проводит проверки деятельности предприятий. Потапов отметил слабое внимание со стороны некоторых руководителей к проблеме сокращения издержек, низкое качество при выполнении строительно-монтажных работ, нарушение строительных нормативов. Он предупредил, что за нарушение действующего законодательства к руководителям предприятий будут применяться дисциплинарные взыскания в соответствии с трудовым кодексом, вплоть до увольнения.
Будем жить!
Завершая совещание, директор Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Александр Потапов поставил следующие задачи на 2011 год:
обеспечение выполнения заданий Гособоронзаказа;
эффективное и целевое использование бюджетных средств в рамках реализации мероприятий ФЦП по капитальному строительству и НИОКР;
реализация новых конструктивных и технических решений, полученных в рамках ОКР, в технологических процессах производственной деятельности;
безусловное выполнение сроков и требований к качеству продукции, поставляемой в рамках Гособоронзаказа и внешних контрактов;
исполнение всех мероприятий, предусмотренных программами финансового оздоровления предприятий;
повышение контроля и результативности деятельности Федеральных казенных предприятий;
разработка проекта Федерального закона «Об обороте взрывчатых веществ».
Следует сказать, что официальный статус мероприятия нисколько не помешал формированию атмосферы заинтересованного, делового, доброжелательного обсуждения проблем и задач, стоящих перед отраслью. Внимательное отношение аудитории к докладам, живое обсуждение ключевых тем свидетельствовали о том, что здесь собрались единомышленники, искренне болеющие за состояние дел в отрасли и на своих предприятиях. При этом директора не стеснялись задавать острые вопросы прямо из зала, а руководство в президиуме не стеснялось отвечать на них прямо и откровенно. У автора этой статьи сложилось убеждение, что собравшиеся здесь люди могут преодолеть любые, самые сложные проблемы и под их руководством отрасль обязательно будет жить.
Нелишним будет отметить четкую организацию мероприятия сотрудниками НИМИ во главе с генеральным директором Сергеем Русаковым. Этот факт не преминули подчеркнуть и Александр Потапов, и Игорь Севастьянов, и другие участники совещания, выразившие принимавшей стороне искреннюю благодарность.
Хотелось бы привести слова ветерана отечественного ОПК, Героя Российской Федерации, генерального директора и генерального конструктора ФГУП ГНПП «Сплав» Николая Александровича Макаровца, обращенные к участникам совещания: «Благодаря тому, что было создано в СССР, мы имеем сегодня уникальную промышленность обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии. Это огромное наследие, которым мы до сих пор пользуемся. В последние годы проходит его серьезное обновление, в чем заслуга руководителей Минпромторга, нашего департамента, ГК «Ростехнологии». Благодаря этому мы сохраняем ведущие позиции в мире по многим направлениям, что отражается в расширении военно-технического сотрудничества».
В заключении Александр Потапов заявил: «Самое главное, что сегодня мы все вместе наладили нормальные и человеческие, и производственные контакты. В России так было, так есть, и так будет! Мы защищаем интересы страны, оборонно-промышленного комплекса, гордимся той работой, ответственность за которую взяли на себя».
© Виктор Мураховский, журнал «Арсенал. Военно-промышленное обозрение» №2 2011 г.