Лётчики ВМС США дали восторженные отзывы о F-35 во время репортажа в море, но остаются вопросы о его неблагополучном программном обеспечении.
НА БОРТУ военного корабля США ДЖОРДЖ ВАШИНГТОН – лётчики ВМС говорят, что пилотирование истребителя-бомбардировщика F-35 с полетной палубы американского авианосца почти походит на полет на самолете, который управляет сам собой. Программное обеспечение на борту нового истребителя могло позволить вооруженным силам обучить пилотов быстрее и, в случае основного конфликта, управлять возможно большим количеством боевых вылетов против врага. Лётчики будут тратить меньше времени на поддержание нужных режимов полета и больше времени на взаимодействие с другим самолетом, работая с огромными объемами данных и на выполнения сложных заданий против всё более искушённых противников.
Все это демонстрировалось в понедельник, поскольку военно-морской флот стремился убедить общественность, что самый современный реактивный истребитель Америки почти готов к действию. Морской вариант самолета, как ожидают, достигнет начальной оперативной готовности в 2019 году.
“Самолет делает так много вещей, что раньше я должен был бы бороться с самолетом”, заявил старший корпуса морской пехоты майор Эрик Нортхэм от испытательного подразделения VX-23. Программное обеспечение Delta Flight Path самолета, созданное изготовителем F-35 Lockheed Martin, изменило всё это. “Если я хочу занять высоту эшелона, на которую я поднимаюсь, я устанвливаю эту высоту; самолёт поднимется вверх и займёт его. Если я хочу занять курс, я могу просто использовать педали, чтобы установить его новое значение. Я могу держать руки на пульте управления, как мне нужно и затем перенаправляю самолет как требуется”.
(У F-18 будет также в ближайшее время сложный программный пакет управления полётом под названием Magic Carpet, но это будет ещё не на всех самолетах.)
Те дополнительные особенности крейсерского управления позволят лётчикам взаимодействовать друг с другом, землей и воздушными подразделениями, чтобы выполнить более сложные атаки. Программное обеспечение объединения данных самолета играет в этом ключевую роль.
“Вы принимаете круговые данные ИК-датчиков, данные с радара, данные с других датчиков. Компьютер сплавляет все это вместе и выдает мне на дисплей. Не только это, но я могу взять [данные] от [РЛС] авианосной ударной группы, или АВАКСа. Они могут закачать те данные с другого самолета в ударной рассылке. Самолет может синтезировать все это и другую информация и закачать её обратно в качестве сгустка, если угодно, всем другим самолетам”, сказал он. “В основном это позволяет очень ясно видеть картину того, кто является хорошим парнем, а кто - плохим парнем. Мы можем послать сообщение всем расположенным ниже, чтобы выполнить любую атаку, которую мы считаем соответствующей в то время.”
В будущем малые БПЛА, запущенные с C-130, с развитием программы под названием "Гремлины", могут также способствовать данным о координации. Цель состоит в том, чтобы по существу ощутить и перехитрить каждого потенциального противника.
“Я могу взлететь, напечатать высоту, напечатать курс и просто позволить самолету начать полёт”, сказал лейтенант Грэм Кливленд из подразделения VF 101 “Grim Reaper”, который сказал, что лётчики будут, вероятно, уделять 99 процентов времени занятием программного обеспечения в полёте, на взлёте и на посадке. “Обучение самим основам будет более легким … В кабине всё ещё находится человек. Но это более безопасно, более эффективно, легче обучаться”.
Командующий сказал, что программное обеспечение F-35 должно позволить пилотам изучить, как взлетать и приземляться с авианосцев скорее, чем требовалось на более ранних реактивных истребителях. “Я думаю, что это позволит существенно уменьшить количество часов налёта, прежде чем добраться до корабля”, сказал он.
“F-35 намного легче управлять и намного более трудно на нём работать, чем на более старом F-18 Super Hornet”, сказал он, из-за огромного требуемого усвоения объема данных. Изготовители и другие надеются, что грузом данных будет легче управлять с возможным выпуском более нового программного обеспечения, так называемого блока 3F.
Тем временем увеличенная способность пилотирования демонстрировалась на борту Джорджа Вашингтона. Кливленд сказал, что Delta Flight Path “значительно увеличит нашу способность безопасно приземлять самолет … . Что может привести к большему количеству вылетов”, сказал он.
Стелс самолёт, первая неделя войны
В крупном конфликте представители военных ожидают от реактивных истребителей, которые должны были бы сделать начальные боевые вылеты больше, чем просто уничтожение ПВО в скрытом режиме. Так F-35 также показывает увеличенные возможности сложного искусственного интеллекта ведению электромагнитной войны. У самолета также есть шесть пилонов под крылом, способным к переносу обычного не малозаметного оружия, как GBU-12 Paveway II, умные бомбы с лазерным наведением.
“Почему для стелс-самолета нужно внешнее оружие? Это - стелс-самолет в течение первой недели войны”, сказал Томас Бриггс, ведущий инженер летного испытания для программы F-35. “Когда Вы разрушите вражескую ПВО, после этого вы должны в следующих вылетах взять столько бомб, сколько вы сможете, чтобы продолжить выполнять удары, мы можем начать подвешивать оружие под крылом и наносить больше ударов по целям. Вот почему это так”.
Автономная Информационная Система Логистики самолета никакое не шоу
У F-35C был успешный день испытаний в понедельник, но в целом у программы была также своя доля плохих дней. В 2014 "60 Минут" показали ALIS (Autonomic Logistics Information System) - Автономную Информационную Систему Логистики самолета, систему, которая отслеживает фактически каждую часть на самолёте, она была стойкой к человеческому воздействию. Вооруженные силы с тех пор сообщили, что проблема решена. Но в феврале, офис тестирования и оценки Пентагона выпустил уничтожающий отчет о самолете и ALIS: “Каждая новая версия программного обеспечения, добавляя некоторые новые возможности, была не в состоянии устранить все недостатки, выявленные в более ранних версиях”, заявили они.
ALIS состоит из ноутбука, который лётчик мог бы взять на самолёт, чтобы померить температуру птицы и большого количества серверов, чтобы хранить программу. Те серверы, как предполагается, находятся на авианосце. Несмотря на вполне достаточный объём под палубой, ALIS не было на борту Джорджа Вашингтона, который полагался на береговые компьютеры. “Мы уходим назад к поддержке ALIS на побережьях для наших операций”, сказал Бриггс. “Судно не снабжено оборудованием с окончательной производственной системой. Когда нам нужна информация ALIS …, мы уходим назад, через спутниковую сеть, касаясь ALIS”.
Он сказал, что ALIS не была важна для видов тестов развития, которые они проводили. Там должна была быть развертываемых версия ALIS на борту USS Wasp, когда морпехи объявили свою версию F-35, (F-35B) готовый к эксплуатации в июле 2015. Но её не было.
“Корпус морской пехоты провел испытания F-35 на борту USS Wasp до объявления оперативной готовности в июле 2015, включая дневные и ночные вылеты с авианосца и упражнения в обслуживании; однако, эти тесты не включали тесты готовности к развёртыванию ALIS. По словам директора по Испытаниям и Оценке, эти тесты не были оперативно представительными из-за интенсивного использования поддержки подрядчика и отсутствия других типов самолетов на полетной палубе. Он также отметил, что этот тест использовал оригинальный, неразворачиваемый сервер ALIS”, по данным Счетной Палаты США.
Lockheed Martin и Пентагон говорят, что проблемы с ALIS не остановят флот, несмотря на противоположные предупреждения Счётной Палаты. Но получение ALIS, развернутого на авианосцах, является ключевым, если обеспечивающий службы готовы сделать их работу. В основном, если мы находимся в состоянии войны с Китаем, Вы не хотите кучу авианосцев в Тихом Океане, истекающих терабайтами секретных данных по обслуживанию всех ваших боевых F-35 в Хьюстон. Получение версии ALIS развёртываемой на авианосце остаётся точкой беспокойства для всей программы.
Когда его спросили, была ли какая-либо озабоченность по поводу интеграции ALIS на существующие авианосцы в соответствии с графиком времени тестирования в соответствии с испытательной шкалой времени (он должен быть на борту USS America для второго этапа испытаний в октябре), контр-адмирал Рой Келли, директор интеграции флота F-35 для военно-морских сил, ответил, что “Есть такая озабоченность”.