Роман Юнеман
Я категорически не верю в теорию, что за протестами в Казахстане стоит президент Токаев, который якобы пытается избавиться от власти елбасы Назарбаева.
Токаев обладает даже меньшей субъектностью, чем Дмитрий Медведев во времена «тандема». Нет вообще никаких элит, кроме назарбаевских, на которые он мог бы опереться.
В своё время на роль преемника Назарбаева все пророчили Нурлана Нигматулина. Он бывший аким Карагандинской области и глава казахской АП, а сейчас — председатель нижней палаты парламента. Но Назарбаев выбрал преемником куда более слабую и зависимую фигуру — Касыма-Жомарта Токаева, который занимался внешней политикой и просто не мог накопить политического ресурса.
Да, протестующие кричат «шал, кет», дословно — «дед, уходи». Дедом называют одного человека — Нурсултана Назарбаева.
Однако никто в Казахстане не воспринимает Назарбаева и Токаева в качестве отдельных субъектов. В том числе сами же протестующие. Для них это одно и то же. И если Токаев выведет завтра Назарбаева на площадь и публично расстреляет, то никто на этом не успокоится. Президент будет следующей целью.
Или посмотрите вчерашнее видеообращение растерянного Токаева — есть ощущение, что это он сам же инициатор протестов? Да и не будет он делать беспорядки, которые могут выйти из-под контроля. А здесь контроля не было с самого начала. Чистая стихия.
Так что конструкцию «Токаев против Назарбаева» придумали российские политологи.
А кто в казахстанских элитах может поддерживать протесты?
Я считаю, что как минимум одна такая группа есть.
Это западно-казахстанская элита. «Фактор младшего жуза».
Казахстан разделён на три жуза, это большие региональные объединения родов. Клановая система для казахов очень важна, каждый казах знает свой ру, то есть род. Даже при знакомстве могут спрашивать — а ты из какого ру?
Российскому читателю это объяснить сложно. Всё детство и юность я провёл в Казахстане, в аспирантуре я специализируюсь на изучении именно этой страны. И просто поверьте мне — родовой фактор там действительно очень важен для понимания внутриполитической ситуации.
Запад Казахстана — это младший жуз. Исторически он самый воинственный и националистически настроенный. И весьма протестный, кстати — вспомним расстрел нефтяников в Жанаозене в 2011 году, который Назарбаеву многие до сих пор не простили.
Так вот. Элита западного Казахстана — группа, недопредставленная во власти. И в первую очередь её самый крупный род — адай.
А ещё западные регионы — это нефтедобыча. И они не получают от неё достаточно средств. Местное население и элиты чувствуют себя обделёнными. Скажем, по Тюмени сразу видно, что это город в богатом нефтяном регионе. А когда приезжаешь в Актау или Атырау, то поражаешься: ощущение, что от своей нефти эти регионы не получают ничего.
Откуда начались протесты? Именно с западных регионов. Где протесты встретили меньше всего сопротивления? Там же. Где военные и полиция сейчас в основном переходят на сторону протестующих? На западе страны.
Предпосылки для протестов — объективные: большие экономические проблемы, общая усталость от антиковидных мер и закрученных гаек. Есть ещё и нарастающий фактор раздражения от китайской экспансии, но он заслуживает отдельного разговора. На видео из толпы я уже слышал крики на казахском «Назарбаев продал нас Китаю».
Но всё же основной фактор — социальный. Бедность и отсутствие перспектив. Ещё несколько лет назад уровень жизни в Казахстане был примерно сопоставим с российским (не считая Москвы). Но за последние 2-3 года уровень жизни упал очень сильно. Такое сейчас по всему миру, но в Казахстане ситуация особенно тяжёлая.
Поэтому я не думаю, что младший жуз именно спровоцировал нынешние выступления. Но как минимум допускаю саботаж с его стороны и даже скрытую поддержку протеста.
Это пока гипотеза по косвенным признакам. Но уже совсем скоро мы увидим, насколько мои предположения верны.
https://t.me/big3russia/2796