.
система подготовки унтер офицерского и офицерского состава резко отличалась от системы подготовки младшего и среднего комсостава РККА. Как говорится не было счастья, да несчастье помогло.
... Дело в том, что Германию после ПМВ, резко ограничили в плане подготовки офицерского состава. Разрешили иметь только 4000 офицеров в Рейхсвере. А дабы немцы не учили большие массы офицеров, а затем после короткого срока службы не отправляли их в запас, накапливая их там, срок службы для офицера союзники назначили 25 лет.
Период с 11 ноября 1918 и до января 1921 был особенно бурным временем для немецкой армии, когда была распущена старая армия и создана новая, организованная в соответствии с условиями Версальского Соглашения.
В течение 1919–20 годов немцы вели переговоры с союзниками, стремясь ослабить требования соглашения. Немцы просили разрешения создать армию в 200 000 солдат, обладающих полным набором современного вооружения. Неприятие союзниками такой армии побудило Зекта изменить в 1921 году свою концепцию элитной армии. Новая армия впредь должна была преследовать две цели: действовать в качестве элитной ударной военной силы Германии и быть готовой к быстрому развертыванию в профессиональную, отлично подготовленную армию в составе 21 дивизии. Эта, последняя, армия считалась минимальной силой, необходимой для адекватной обороны страны.
При необходимости, вся армия стала бы армией командиров, или Fuhrerheer, в которой каждый офицер, унтер-офицер и рядовой в любой момент были бы готовы занять следующую ступеньку.{328} Рядовые должны были готовы командовать отделением, унтер-офицеры — взводом, лейтенанты — ротой, и так далее. Солдаты и офицеры, не способные к продвижению на более высокие командные позиции, должны были увольняться из армии.
..Очень важно. Обратите внимание, за 10 лет до Вермахта, в Рейсвере ввели высочайший стандарт подготовки рядового и унтерофицерского состава, предусматривающий обучение на ступеньку выше занимаемой должности. Ни одна армия в мире такого себе позволить не могла. И самое главное, этот стандарт за годы прижился. Немецкая армия привыкла, еще до Вермахта готовить солдат по унтер офицерской программе, а унтер офицеров по программе офицера.
Офицерский корпус стотысячного Рейхсвера был ограничен 4000 человек, но союзники не наложили никаких ограничений на количество унтер-офицеров. Рейхсвер использовал эту лазейку в соглашении в своих интересах, максимально используя унтер-офицеров при занятии должностей, в других странах занимавшихся офицерами. К 1926 году средний и старший унтер-офицерский состав вплоть до должности (unteroffizier) насчитывал 18 948 человек. Количество младшего командного состава более низкого уровня в системе Рейхсвера — старший ефрейтор (obergefreite) и ефрейтор (gefreite) — увеличилось в 1926-м году до 19 000 человек в каждом звании — в общей сложности 38 000 младших унтер-офицеров или кандидатов на унтер-офицерские должности. В 1926 году немецкая армия насчитывала только 36 500 рядовых.
..Обратите внимание. Процесс накопления унтер офицерского корпуса(способного занять оф. должности) в Рейхсвере идет внутри армии, а в РККА это ускоренное обучение и накопление младших командиров вне армии - в запасе. Я думаю нет нужды расказывать, что унтер офицер в подготовку которого входит умение коиандовать взводом, и который служит и накапливает годами командный военный опыт в армии, резко отличается по професионализму от "скороспелок" выпущенных гражданскими ВУЗ-ми в запас, или младших командиров, призванных из запаса на кратковременные командирские курсы.
Стандарт подготовки офицеров в Германии. Зект, при вступлении в должность главнокомандующего, начал политику, делавшую акцент на образовательный уровень кандидатов в офицеры. Он строго ограничил производство в офицеры военнослужащих более низких званий, подняв требования к образованию офицеров на самый высокий, когда-либо существовавший уровень. Кандидат в офицеры должен был иметь аттестат о полном среднем образовании, соответствующий характер и обладать отличным уровнем физической подготовки.
Самым важным ведомством, ответственным за обучение офицеров, была Первая инспекция командования Рейхсвера, Инспекция по обучению (в 1928 году сменила название на инспекцию школ родов войск). Эта инспекция под командованием генерала, была ответственной за подготовку офицеров различных родов войск. Союзники разрешили Рейхсверу иметь четыре школы для подготовки офицеров:
- пехотная школа — сначала в Мюнхене, а затем в Дрездене;
-кавалерийская школа в Ганновере;
- артиллерийская школа в Ютеборге (основанная в 1919 году);
- инженерная школа, в Мюнхене.
Созданная в 1919–1921 гг, система школ, разделенных по родам войск, обеспечила достаточный фундамент для подготовки офицеров.Главной была пехотная школа, поскольку все кандидаты, за исключением будущих офицеров медицинской и ветеринарной служб, должны были провести там один год, пройдя курс общей офицерской подготовки. На второй год обучения кандидаты в офицеры от артиллерии, кавалерии и инженерных войск начинали обучение по своей специальности в соответствующих специализированных военных школах.
Как готовили офицеров в Рейсхсвере ( опыт перекочует в Вермахт)
-Как правило, каждый кандидат в офицеры в течение первых шести месяцев своей службы проходил в полку стандартный курс молодого бойца, как и любой другой новобранец. После его прохождения кандидат отправлялся для прохождения службы в обычную строевую роты.
-Затем присвоение звания ефрейтора- оберефрейтора.В течение этого года, в своем полку, кандидат проходил службу на должности командира отделения . Для кандидатов в офицеры организовывались специальные лекции и тактические занятия.
- Затем 10 месячная подготовка на звание унтер офицера. Обычно проходила в унтер офицерском училище Сухопутных сил. Стажировка 4-6 месяцев на должности унтер офицера . И только потом офицерское пехотное училище.
-После первого учебного года в пехотной училище, кандидаты в офицеры от кавалерии, артиллерии, инженерных войск и войск связи и транспортных войск направлялись в свои профильные офицерские школы.
- Оставшихся кандидатам присваивали звание Fahnenjunker . Они возвращались в свои полки, чтобы пройти через последний этап подготовки офицера. Кандидаты служили в течение нескольких месяцев в полку на должности командиров взводов и продолжали учебный курс, включавший лекции, полевые поездки и уроки иностранного языка.
-В конце этой последней фазы, кандидаты в офицеры получали официальные рекомендации полковых офицеров и командира полка. Если полковые офицеры выражали сомнения относительно пригодности кандидата к зачислению в офицерский корпус, решение принималось военным министром. Успешные кандидаты становились офицерами примерно спустя четыре года после их поступления на военную службу
.Со времен Зекта, и до сих пор нельзя в Германии стать боевым офицером минуя все ступеньки служебной лестницы. Сначало рядовой, потом ефрейтор, потом унтер офицер и только потом учеба в офицерской школе. Причем на каждой должности дантся время для стажировки. В этом отличие коренное Рейхсвера/Вермахта от РККА.
Программа подготовки офицерских кадров Рейхсвера ( затем Вермахта) была одной из наиболее напряженных из когда-либо существовавших систем обучения будущих офицеров. Сравните -перед Первой мировой войной подготовка офицера германской армии занимала год в «военной школе.» Кроме того полтора года, которые лейтенант Рейхсвера проводил в войсках в качестве новобранца и младшего командира, представляли особую ценность; будущий офицер получал больше навыков военной службы и командного опыта, чем лейтенанты других армий.
Военное образование офицера Рейхсвера ни в коем случае не заканчивалась с получением офицерского звания. Полковой командир был ответственен за дальнейшее образование своих офицеров. Поэтому в гарнизоне, особенно зимой, организовывались, лекции и вечерние семинары на политические, военные и экономические темы.
Важнейшее ноововедение в Рейхсвере (перекочует в Вермахт)
....Самой важной особенностью офицерского обучения в Рейхсвере/Вермахте была подготовка к военно-окружным экзаменам. По сути они представляли собой старые вступительные экзамены для зачисления в корпус офицеров Генерального штаба, но Зект внес дополнительную особенность в эту систему. В старой армии командир после производства в офицеры больше не был обязан сдавать какие-либо экзамены.
В 1919-м году Зект принял решение ввести со следующего года военно-окружные экзамены, сделав их обязательными для армейских офицеров. Согласно Зекту, эти экзамены должны были обеспечить «полезный обзор уровня общего образования и военных знаний офицерского корпуса.»
Тесты предназначались обычно для старших первых лейтенантов. От всех офицеров ожидалось получение по крайней мере удовлетворительных оценок. В случае провала экзамен мог быть повторен в следующем году но более чем один провал мог привести к потере офицерского звания. ( Согласитесь сильный стимул для самоподготовки. В РККА им и не пахло) Офицеры, получившие наивысшие оценки, а это 10–15% от общего количества сдававших экзамены, попадали в программу подготовки офицеров Генерального штаба.
Политика Зекта имела своей целью достижение трех главных результатов:
(1) установление дополнительного барьера перед малообразованными офицерами, что делало офицерский корпус Рейхсвера еще более элитной организацией.
(2) Все младшие офицеры Рейхсвера вовлекались в интенсивную учебную программу.
(3) В то время как перед Первой мировой войной эти экзамены были этапом добровольного выбора карьеры офицера Генерального штаба, в послевоенной армии уже весь офицерский корпус мог быть вербовочной базой для Генерального штаба.
Военно-окружные экзамены, получили такое название, потому что они ежегодно проводились в штабах семи военных округов, каждый год готовились отделом Т-4 Войскового управления. Экзамены длились несколько дней и состояла из следующих частей: три работы по прикладной тактике, одна работа по теории тактики, одна работа по военно-инженерной подготовке, одна работа по чтению карты и черчению, и одна работа по вооружению и военному снаряжению. Различные вопросы составлялись с учетом рода войск офицера. Экзамены на проверку общего уровня знаний касались следующих предметов, по одной работе на каждый: история, гражданское право, экономическая география, математика, физика, химия и физическая подготовка.
Эти тесты были жестко ограничены по времени, чтобы подвергнуть офицера психологическому напряжению. Вопросы на проверку уровня общих знаний соответствовали уровню знаний человека, имеющего аттестат о полном среднем образовании, и хорошо образованный офицер, закончивший гимназию, как правило должен был лишь просмотреть свои старые школьные записи, чтобы получить проходной балл.
Подготовка к военно-окружным экзаменам была главным моментом офицерской карьеры. Внутри гарнизона из младших офицеров формировались учебные группы, и для того, чтобы помочь им в подготовке к экзаменом. Организовывался шестимесячный учебный курс.Поскольку начальники штабов семи военных округов несли ответственность за готовность офицеров экзаменам, округа рецензировали программы заочного обучения и организовывали зимние конференции для подготовки офицеров
Другим новшеством в области офицерского образования, стало обучение генералов и старших офицеров с 1921 г.Поскольку одной из проблем 1914 года было отсутствие взаимодействия между высшими германскими офицерами, Зект стал ежегодно проводить по несколько штабных поездок, в ходе которых изучались такие проблемы, как например оборона против чехов или французов.
Зект начал свою программу обучения генералов в 1921 году, ежегодные штабные поездки стали традицией, продолженной следующими командующими Рейхсвера. Зект лично ставил задачи перед своими старшими офицерами и проводил критический разбор итого занятий.
Обучение офицеров Генерального штаба полностью находилось в руках Т-4, Учебного отдела Войскового управления, и являлось одной их его главных обязанностей. В 1922-м году Т-4 организовал для Рейхсвера полноценный курс Генерального штаба. Отбор для обучения на этом курсе во время военно-окружных экзаменов был чрезвычайно строгим. В шестом военном округе в 1922-м году из 162 офицеров, сдавших экзамены, только 20 было отобрано для прохождения курса Генерального штаба.
Офицеры, отобранные для подготовки по программе Генерального штаба, начинали 4-летний курс обучения — три года, посвященные академическим занятиям и один год практической подготовки в войсках.
Обучение в рамках курса Генерального штаба Рейхсвера акцентировалось на тактике высшего уровня и оперативном искусстве. В ходе первого учебного года упор делался на изучение действий усиленного пехотного полка, с тактическим взаимодействием различных родов войск в рамках полка. Второй учебный год посвящался дивизионной тактике, а третий год в Берлине — операциям корпусного и армейского уровня, включая изучение иностранных армий и взаимодействия с современными военно-морскими силами.
Упор на практическую сторону военной подготовки офицеров Генерального штаба, концентрировавшейся больше на маневрах и получении практического опыта руководства войсками, чем на теоретической подготовке, соответствовал концепциям генерала Зекта: «Я ничего не имею против теоретической подготовки, как и разумеется против подготовки практической. Любой человек, который хочет стать профессионалом в своей области, должен поработать учеником и подмастерьем, лишь гений может миновать эти этапы в процессе своего обучения. Каждый человек действия — художник, и он должен изучить материал, с которым, внутри которого и против которого он работает, прежде, чем он начнет решать поставленную перед ним задачу.»
Это сильнейшая черта немецкой армии со времен Зекта- выделялось огромнейшее количество времени на закрепление теоретических знаний практикой управления подразделением, частью соединением.
Да с переходом на всеобщую мобилизацию при комплектовании Вермахта, качество подготовки солдат, унтер офицеров, офицеров снизится. Но заложенные традиции в плане подготовки личного состава армии, останутся и качество подготовки солдат, унтер офицеров и офицеров все равно на порядок будет выше чем у будущих противников.