к началу Великой Отечественной «Марат» и «Октябрьская революция» имели полное водоизмещение по 26 700 тонн, «Парижская коммуна» – 30 400. При примерно одинаковой длине всех трех линкоров «Парижанка» была несколько шире – 32,5 метра против 26,9 у балтийских собратьев. Эти различия были обусловлены тем, что ее система защиты претерпела больше изменений. Основной броневой пояс балтийских линкоров – 225 миллиметров, верхний – 125, при общей глубине противоторпедной защиты 3,275 метра. У «Парижской коммуны» основной броневой пояс был усилен дополнительными 50 миллиметрами. А глубина противоторпедной защиты доведена до 6,125 метра. Это сказалось на максимальной скорости хода: у балтийских линкоров она была около 23 узлов, у черноморского упала до 21. На 50 миллиметров было усилено и горизонтальное бронирование «Парижской коммуны». У «Марата» и «Октябрины» оно осталось на уровне 80 миллиметров. Бронирование башен, боевых рубок и барбетов у всех линкоров одинаковое – соответственно 203 (лоб и боковые листы), 305 (задние политы), 250 и 152 миллиметра. Надо признать, что такой уровень защиты был недостаточен. Так, например, у немецкого линейного крейсера «Шарнхорст» основной броневой пояс доходил до 350 миллиметров. Так же были укреплены барбеты, а башни главного калибра еще лучше – до 360 миллиметров. Глубина противоторпедной защиты достигала 5,4 метра. Таким образом, наши балтийские линкоры по всем показателям защищенности уступали даже немецкому линейному крейсеру, не говоря уже о «Бисмарке» и ему подобных. Черноморская «Парижанка» лишь по горизонтальному бронированию и толщине противоторпедной защиты соответствовала «Шарнхорсту».
Усиление артиллерии главного калибра достигалось за счет увеличения предельного угла возвышения стволов. При этом башни «Парижской коммуны» прошли более глубокую модернизацию. В итоге тяжелым снарядом (470 кг) «Октябрина» и «Марат» могли стрелять на расстояние до 127 кабельтовых (около 24 км), а «Парижанка» была способна достать противника и на 156 кабельтовых (почти 29 км). Легким снарядом весом около 300 килограммов черноморский линкор бил на 210 кабельтовых, то есть более чем на 39 километров – достойный показатель даже для современных артиллерийских систем. Скорострельность орудий главного калибра также различалась. Балтийцы выдавали до 1,8 выстрела в минуту. Более совершенные башни «Парижской коммуны» – до 2,2. Если сравнить с немецким «Шарнхорстом», то он имел три башни по три орудия калибра 280 миллиметров и мог вести огонь снарядами весом около 300 килограммов на дальность до 230 кабельтовых (42 км) с темпом более трех выстрелов в минуту. Таким образом, производительность нашего линкора составляла 21–26 выстрелов в минуту, а «немец» давал до 30, имея при этом более совершенную систему управления огнем. Так что кораблями этого класса мы эффективно противостояли только финским броненосцам береговой обороны, немецким «карманным линкорам» типа «Дойчланд» и турецкому линейному крейсеру «Явуз» (бывший «Гебен»).
Зенитная артиллерия среднего калибра на «Парижанке», «Октябрине» и «Марате» была одинакова: шесть одноствольных 76-мм АУ в двух группах по три установки на передней и кормовой надстройках корабля. Малокалиберная зенитная артиллерия – 37-мм автоматы 70-К: на «Парижской коммуне» – 16, на «Октябрьской революции» – 14, на «Марате» – только шесть. Если сравнить с иностранными линкорами, действовавшими на европейских ТВД, такое вооружение для начала войны также нельзя считать вполне достойным. «Шарнхорст» имел 14 орудий калибра 105 миллиметров и 16 37-мм автоматов.
То есть к началу Второй мировой наши линкоры не в полной мере соответствовали требованиям, предъявляемым к кораблям такого класса, и в своей «весовой категории» уступали бы в бою противнику. Но не были одиноки в этом отношении. Например, в Великобритании оставались в боевом составе линкоры типа «Куин Элизабет», имевшие орудия еще меньшей дальности и скорострельности. Да и задача борьбы с линейными силами противника, появись они в операционной зоне наших флотов, решалась бы в соответствии с опытом боевых действий первых лет Второй мировой авиацией и отчасти подводными лодками. Так что отставание нельзя считать фатальным, что и показала Великая Отечественная война. Наше военно-морское командование отлично понимало слабость имевшихся линейных сил и настаивало на постройке современных линкоров типа «Советский Союз» водоизмещением более 65 тысяч тонн, отвечавших всем требованиям времени. Начавшаяся война не позволила реализовать этот план.Следует признать и то, что уровень подготовки наших артиллеристов, в частности зенитчиков, оказался по итогам войны весьма высоким. Так, за время единственного морского перехода «Октябрьской революции» в июле 1941-го из Таллина в Кронштадт в охранении восьми эсминцев и 13 более мелких кораблей наш линкор подвергся атаке почти сорока немецких бомбардировщиков. В итоге он избежал прямых попаданий, а его зенитчики сумели сбить 11 самолетов врага
kramer написал(а):Ведь у немцев "Z" были мореходними, да они же "Единбург"-а утопили.
Первая торпеда была немецкой, зато вторая своя...Но в целом наглы сплавили кригсмарине нам...
Отредактировано Lexus (2018-06-20 17:47:45)