Обзор ливано-саудовских отношений -
"Дмитрий Добров, обозреватель Inosmi.ru
В последние недели Саудовская Аравия развернула настоящую экономическую войну против Ливана. Был аннулирован пакет помощи на 4 млрд долларов, в том числе 3 млрд на перевооружение ливанской армии и 1 млрд на поддержку экономики, приостановлены банковские переводы в Ливан.
Было также принято решение отозвать из Ливана всех саудовских граждан (к которому присоединились Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн). Планируются и другие, более жесткие меры, такие как вывод миллиардных вкладов из ливанских банков и приостановка воздушного сообщения между Эр-Риядом и Бейрутом.
Самым тяжелым ударом может стать высылка 300 тысяч ливанских гастарбайтеров, работающих в Саудовской Аравии и ежегодно переводящих на родину 4,7 млрд долларов.
Все против Ливана
Но подлинная катастрофа произойдет, если к санкциям присоединятся другие страны, входящие в Совет сотрудничества стран Персидского залива. Ведь в регионе работают 500 тысяч ливанцев, которые переводят на родину около 7,5 млрд долларов в год. Эти беспрецедентные санкционные меры могут обрушить экономику Ливана, тесно связанную с нефтяными монархиями Персидского залива.
К тому же для Ливана этот регион является главным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции (75% всего экспорта). Любые ограничительные меры могут уничтожить ливанский аграрный сектор. Страна и без того находится в тяжелом положении, так как здесь за последние годы скопилось свыше миллиона беженцев из Сирии, которые подрывают экономическую и политическую стабильность Ливана.
Одновременно Саудовская Аравия и другие страны, входящие в Совет сотрудничества стран Персидского залива (Бахрейн, Катар, ОАЕ, Кувейт и Оман), объявили ливанское шиитское движение "Хезболла" террористической организацией.
Это событие имеет принципиальное значение. Оно показывает, что для Саудовской Аравии и ее союзников противодействие Ирану и шиитским движениям в арабском мире куда важнее, чем поддержка организации, стоящей на переднем крае борьбы с историческим врагом — Израилем. Лидер "Хезболлы" шейх Насралла заявил в этой связи, что ваххабитское королевство действует заодно с Израилем и пытается вбить клин между мусульманами-шиитами и мусульманами-суннитами.
Иран, со своей стороны, обвинил "реакционные монархии" Персидского залива в лицемерии и разжигании ненависти. Причисляя "Хезболлу" к террористическим организациям, шейхи скрывают тот факт, что сами являются подлинными спонсорами терроризма в лице "Аль-Каиды" и ИГ (запрещены в РФ). По мнению Тегерана, проигрывая войны в Йемене и Сирии, саудовское руководство и его "прихвостни" стремятся разжечь этно-религиозный конфликт в Ливане.
Ливан недоумевает и страдает
Политический истеблишмент Ливана с недоумением воспринял решение Саудовской Аравии о введении экономических санкций, назвав его "коллективным наказанием". Ливанское правительство обратилось к саудовскому руководству с письмом, в котором попросило отменить санкции и восстановить "братские" отношения между двумя странами.
Санкции были приняты, несмотря на то что мусульмане-сунниты, ориентирующиеся на Эр-Рияд, имеют достаточно прочные позиции в руководстве Ливана. Премьер-министр Таммам Салям является суннитом, не скрывающим свои симпатии к Саудовской Аравии. Суннитам принадлежат важные министерские посты в правительстве страны и силовых структурах.
Более того, решение Эр-Рияда было принято именно тогда, когда в Ливан после долгого изгнания вернулся просаудовски настроенный лидер ливанских суннитов Саад Харири, сын убитого в 2005 году премьер-министра Рафика Харири. Вместо того чтобы поддержать своего ставленника, Саудовская Аравия поставила его в чрезвычайно сложное положение.
Этно-конфессиональный баланс сил в Ливане достаточно хрупок, в государственных структурах имеются представители шиитов, суннитов, христиан-маронитов и друзов. Однако в последнее время на фоне сирийского конфликта в Ливане наблюдается очевидный паралич власти, вызванный нарастающей конфронтацией политических и религиозных группировок.
Вот уже почти два года как в стране не могут избрать президента, работа парламента фактически парализована, приходят в упадок коммунальные службы, из городов не вывозится мусор. Санкции со стороны Саудовской Аравии только усугубят тяжелейший экономический и политический кризис, в котором пребывает Ливан: свыше миллиона сирийских беженцев — это 20% населения и громадная нагрузка на бюджет.
Приостановка саудовской помощи сразу же обострила межконфессиональную ситуацию в Ливане, дело дошло до вооруженных стычек между суннитами и шиитами в ряде районов страны.
Почему Эр-Рияд пошел на крайние меры именно сейчас
Скорее всего, решение об антиливанских санкциях было принято после того, как Ливан отказался поддержать антииранскую резолюцию на январском заседании Лиги арабских государств в Каире. Действительно, глава ливанского МИД Джебран Бассиль (христианин-маронит, представляющий политические силы, сотрудничающие с "Хезболлой") заявил на заседании ЛАГ: "Если выбирать между арабской солидарностью и национальным единством Ливана, то я предпочитаю второй вариант".
Но основной причиной, вызвавшей ярость саудитов, стала активная роль "Хезболлы" в сирийском конфликте на стороне Дамаска. Эр-Рияд обвиняет нынешнее правительство Ливана в том, что оно не противодействует движению "Хезболла" и не осуждает действия шиитских радикалов, нападающих на представительства королевства после казни шиитского богослова Нимра ан-Нимра в Саудовской Аравии.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения саудовцев, стало недавнее телевизионное выступление шейха Насраллы, который обвинил Саудовскую Аравию в военных преступлениях в Сирии и Йемене, в том числе в массовых убийствах мирных жителей.
Многие наблюдатели считают нынешние антиливанские санкции ошибкой, так как Саудовская Аравия своими действиями еще больше выталкивает Ливан в сферу влияния Ирана и усиливает позиции "Хезболлы". Как заявил лидер ливанских друзов Валид Джумблат, было бы очень наивно предполагать, что из-за позиции Саудовской Аравии "Хезболла" выведет свои формирования из Сирии.
Движение "Хезболла" занимает прочное место в структуре ливанского общества, изолировать его невозможно. Основанное на юге Ливана при поддержке Ирана в 1982 году, оно представляет ливанских шиитов (27% населения Ливана), преимущественно проживающих в долине Бекаа, в непосредственной близости от границы с Израилем. Задолго до того, как соответствующее решение в марте этого года приняли монархии Персидского залива, движение были занесено в список террористических организаций всеми странами Запада и Израилем. В "послужном списке" "Хезболлы" — непрекращающиеся боестолкновения с Израилем на юге Ливана. Израильские аналитики считают вооруженные формирования этой организации одними из самых боеспособных в арабском мире.
Официальная позиция "Хезболлы" звучит так: "Сирия стала жертвой заговора со стороны США при поддержке стран Персидского залива. В этой ситуации Башар Асад является лидером сопротивления, которому "Хезболла" оказывает политическую, материальную и моральную поддержку". "Хезболла" направила на помощь сирийскому режиму около 7 тысяч бойцов, в том числе наиболее подготовленный "батальон 910", который сражается вместе с сирийской армией в Алеппо, Хомсе и других городах Сирии.
Наблюдатели связывают последние решения Саудовской Аравии с агрессивным внешнеполитическим курсом, который проводит cын короля — министр обороны и вице-кронпринц Мохаммед бен Салман. Именно 30-летний Мохаммед, а не старый и немощный король Салман определяет политику королевства.
Если при предыдущих монархах Эр-Рияд принимал взвешенные решения, то теперь все изменилось. Проявлением новой политики стала казнь шиитского религиозного проповедника Нимра ан-Нимра, которая привела к резкому обострению отношений с Тегераном.
Все это — признаки панических настроений среди саудовского руководства, которое боится попасть в "шиитское кольцо". Однако чем больше оно впадает в панику, тем агрессивнее становятся его действия.
В Эр-Рияде осознают, что Тегеран определяет политические процессы в Багдаде, Дамаске, Бейруте и Сане, и поэтому хотят дестабилизировать Ливан как самое слабое звено этой цепи. Саудовская Аравия находится в растерянности в связи с американо-иранской ядерной сделкой, успехами российской авиации в Сирии и активизацией шиитов во всем арабском мире. Антиливанские санкции — это способ хоть как-то насолить Ирану.
Есть и другие, дополнительные объяснения антиливанским санкциям. Весьма вероятно, что решение о приостановке помощи Ливану принято также в связи со срывом переговоров об освобождении саудовского принца, арестованного в Ливане за наркоторговлю. Действительно, принц и еще четыре гражданина Саудовской Аравии были арестованы в бейрутском аэропорту в октябре 2015 года при попытке загрузить в частный самолет две тонны наркотиков.
Имеются и более банальные причины: Саудовская Аравия испытывает финансовые затруднения в связи с падением цен на нефть и не может раздавать помощь в прежних масштабах. Ввиду того, что дефицит бюджета в этом году составит около 100 млрд долларов, саудовское руководство прекратило финансирование ряда важных проектов и начало выводить деньги из зарубежных инвестфондов."
http://ria.ru/analytics/20160310/1387783103.html