Давно хотел написать, но руки не доходили. Я не большой специалист в этой области, но решил выложить кое какие свои измышления на данный счёт.
По моему скромному мнению бронепоезда не только имеют право на жизнь, но и в наших российских реалиях могли бы являться весьма эффективным средством противодействия врагу, а в каких-то случаях возможно и единственным (дальневосточный ТВД, но об этом позже). При этом в условиях, когда военная доктрина России сугубо оборонительного характера, бронепоезда могут сыграть в ней важную роль, являясь мобильным и одновременно весьма мощьным огневым средством. И так попробую обосновать свои измышления.
Типы бронепоездов:
Тип 1.
Бронепоезд ПВО.
Данный бронепоезд вооружённый в основном средствами ПВО большой дальности (и малой для самообороны) предназначен для оперативного прикрытия районов (участков) ТВД от авиации врага.
Вооружение поезда:
1. Комплекс С-300/400 - не менее 2х платформ с ПУ (лучше 4 ПУ) по 4 ракеты, готовых к старту, плюс к каждой ПУ отдельный вагон с механизированной боеукладкой, для быстрой перезарядки. ПУ по сути аналогичные самоходным, однако для маскировки могут быть встроены в обычные товарные, почтово-багажные, рефы вагоны с раздвижной крышей и специальными выдвижными опорами. Для обеспечения стрельбы с электрофицированных путей вагоны ПУ должны быть оборудованы специальными системами убирания проводов, как на "ядерном поезде".
2. Комплекс Панцырь-С1 либо карабельный ЗРАК "Каштан". Комплекс "панцырь" вполне универсален, и может обходиться без автомобильной платформы, что даёт возможность без особых переделок установить его на открытую ж/д платформу. С "Каштаном конечно посложнее, под него нужно монтировать специальный вагон. Таких вагонов ЗРАК в бронепоезде должно быть не менее 2х, что даст возможность прикрыть поезд от вертолётов и крупных ракет. Платформы ЗРАК могут быть замаскированы под обычные ж/д полувагоны, а при боевом положении борта могут откидываться вниз, правда при таком варианте может затрудниться возможность вести огонь с ходу, что для системы самообороны поезда задача необходимая. Хотя опять же сделать борта вагона можно по разному либо сам ЗРАК может над ними приподниматься, что желательно для обеспечения кругового обстрела. В добавок к самой боевой платформе должен быть вагон с механизированной боеукладкой, обеспечивающий максимально быструю перезарядку, либо доп. БК должен быть размещён на боевой платформе, в случае с панцырем это потребует доработки корпуса боевого модуля.
3. ВОЗМОЖНО комплекс ТОР-М1/2 для более плотного прикрытия самого поезда, во время стоянки. ПУ ТОР так же должны размещаться на ж/д платформах, с возможностью стрельбы со стоянки, для чего их надо оборудовать системой "убирания" проводов на электрифицированных ж.д. путях..
4. Не менее 2х броневагонов с боевым модулем "Бережок" (по два модуля на вагон) и доп. боеукладкой в каждом вагоне. Вагоны могут быть замаскированы под почтово багажные или рефы, башни могут быть выдвижными. Комплекс вооружения боевого модуля "бережок", способен обеспечить защиту бронепоезда от пехоты (диверсантов) при помощи 30мм 2А42, 30мм АГ-30, 7,62 ПКТ, а так же от вертолётов и БТТ врага при помощи 30мм 2А42 и ПТРК "Корнет".
5. Вагоны с РЛС. В средствах РЛС я не большой специалист, и соотв. не очень в курсе, какие именно станции могут и должны быть размещены в составе поезда, но они должны обеспечивать широкую зону покрытия со стоянки, при этом для лучшего обзора они могут приподниматься над поездом (для чего вагоны с РЛС должны быть оборудованы соотв. устройствами), и небольшую зону покрытия в движении, для отражения внезапной атаки.
6. Штабной вагон. Штабной вагон (КОМАНДНЫЙ ПУНКТ) должен иметь оборудование для управления как всем поездом в целом, так и его элементами в частности, а так же иметь продвинутые средства связи и навигации с любыми войсками и средствами, в т.ч. со спутниками, в т.ч. интеграцию в автоматическую систему управления войсками. Весь поезд должен иметь внутреннюю информационную сеть, способную передавать полную информацию как о состоянии бортовых систем поезда, личного состава и БП, так и о боевой обстановке. Вся эта информация должна стекаться на командный пункт. По возможности вагон так же может быть замаскирован под обычный.
7. Жилые броневагоны для личного состава (не менее 2х). Жилые броневагоны, замаскированные под почтово-багажный или реф, сделанные по типу плацкартных с 2я санузлами, по бортам вагона должны быть оборудованы бойницы для стрелкового оружия.
8. Вагон-столовая. Замаскирован под обычный реф или п.б. вагон.
9. Дизельный бронелокомотив (2 штуки). Локомотив должен иметь бронирование кабины и МТО, способное выдержать 30мм ББ снаряд в боковых проекциях, к тому же, его следует забронировать элементами ДЗ и возможно противокумулятивными решётками. Смысл бронирования в том, что бы оно могло обеспечить защиту от авиационного ПТУР. В составе поезда должно быть 2 локомотива, один спереди, один сзади, что обеспечит сохранение боеспособности в случае потери одного из них.
10. Возможно для большей автономности поезда ПВО в его составе так же должен быть вагон для отдыха л.с.
11. По необходимости в состав поезда должны быть включены балластные платформы и платформы с ремонтными механизмами и материалами, для восстановления ж.д. полотна.
12. Так же в составе поезда могут быть лёгкие бронемашины типа БРДМ-2, "Тигр", "Волк" (1-2 штуки) оснащённые механизмом, для движения по ж.д. полотну, и предназначенные для разведывательно-дозорной деятельности в интересах бронепоезда. В походном режиме эти машины могут быть просто пристыкованы к поезду спереди или сзади.
13. Как вариант в составе поезда могут быть несколько (4-10шт.) установок ЗУ-23-2М (с ПЗРК "Игла"), которые при остановке поезда для прикрытия района БД, могут быть распределены вокруг по местности, и не имея собственных РЛС, получать указания от РЛС бронепоезда. Таким образом малозаметные в принципе и особенно на фоне поезда ЗУ могут надёжно прикрыть подступы к бронепоезду, образуя таким образом эшелонированную оборону. Помимо ЗУ-23 могут так же использоваться установки "Джигит" да и просто ПЗРК. Для транспортировки Зу-23 на позиции можно использовать либо приданную бронемашину, либо предусмотреть специальный грузовик.
Рабочие вагоны поезда должны иметь противопульное/противоосколочное бронирование по 5у или 6Ау классу, что обеспечит защиту от близких разрывов ракет и арт.снарядов. Наиболее важные (либо взрывоопасные) элементы бронепоезда (штаб, локомотив, боеуклада С300) могут быть оснащены дополнительно ДЗ и/или противокумулятивными решётками (тут надо конечно подумать, даст ли это защиту от наибольшей угрозы, а именно авиационного ПТУР). Возможно для защиты локомотивов, командного пункта и станций РЛС целесообразно применение КАЗ (комплекса активной защиты), способного отразить атаку ПТУр или прорвавшейся авиационной ракеты, как именно адаптировать КАЗ и какого типа не знаю, но думаю это решаемая задача (однако оснащение всех вагонов поезда КАЗ врядли целесообразно).
Защиту от более крупных авиационных боеприпасов должен обеспечить ЗРАК. Все боевые элементы поезда (и вагоны с л/с) должны быть разнесены относительно друг друга (кроме конечно вагонов с БК, являющихся парами для боевых модулей), а именно в начало и конец поезда, что в сочетании с 2я локомотивами, расположенными так же в голове и хвосте состава даст возможность при повреждении части поезда сохранить боеспособность.
Для защиты от диверсантов, а именно взрывных устройств, головной вагон Бронепоезда стоит оснастить специальными средствами (от радиоврывателей, от магнитных и возможно этаким "тралом" от контактных), имеет смысл в голове поезда пускать балластную платформу, оборудованную подобными системами.
Где расположить КП и РЛС не знаю, по видимому в середине, ибо они наиболее заметны для противника ввиду большой радиолокационной активности, в случае чего противо-РЛСе ракеты прилетят скорее всего в них, что рассечёт поезд попалам, но основные элементы остануться, пусть и частично потеряют боеспособность. Собственно этот момент надо точнее продумывать.
Все вагоны поезда должны обеспечивать удобство передвижения л/с по всему составу, даже если боевой модуль замаскирован под полувагон или платформу. В вагонах с боевыми модулями, требующими присутствия боевых расчётов, должны иметься спец. помещения для л.с.
Все элементы поезда должны быть максимально унифицированы с вооружением сухопутных войск.
Область применения бронепоезда ПВО.
Такой бронепоезд способен БЫСТРО прикрывать труднопроходимые участки фронта, на всём протяжении "Транссиба", особенно на восточносибирском и ДВ направлениях.
В развёрнутом состоянии бронепоезд является автономным соединением ПВО, способным как атаковать авиационные цели врага, так и защититься от них. Так что бы было понятно, сеть автомобильных дорог от Красноярска и восточней очень скудная, по сути быстрая переброска сухопутных соединений ПВО не возможна, а в условиях, когда кол-во военных баз в России решено урезать в 100раз, рассчитывать на то, что средства ПВО будут равномерно распределены по этим регионам вряд ли возможно. Собственно в случае начала боевых действий на восточном направлении так или иначе войска будут перебрасываться по ж.д., а если имеющаяся ПВО на том направлении будет достаточно жидкой (какой она и является сейчас), можно получить большие потери от авиации врага, ибо прикрыть переброску войск будет нечем, разве только авиацией, но и авиация у нас скоро останется без аэродромов, не помню сколько там решили оставить авиабаз на всю страну, 28? Вот в таких условиях бронепоезд ПВО и может оказаться тем серьёзным аргументом, способным прикрыть наши войска на дальнем востоке.
Конечно сейчас мне могут сказать, что главное наше средство ПВО это Тополь-М Но давайте не будем оптимистами, нельзя слепо наедятся, что СЯС это панацея от любой проблемы.
Тип 2.
Бронепоезд ракетно-артиллерийский.
Данный бронепоезд вооружённый в основном артиллерийскими средствами большой дальности предназначен для оперативного прикрытия районов (участков) ТВД от наземных сил врага.
Вооружение поезда:
1. Комплекс Мста-С - не менее 4х платформ с ПУ. В качестве артиллерийской установки используется башня от САУ "МСТА-С" или от БАК "Берег". Башня устанавливается на специальной платформе, маскируется под полувагон, с откидными бортами. К каждой ПУ пристыковывается отдельный вагон с механизированной боеукладкой, для быстрой перезарядки. Для обеспечения стрельбы с электрофицированных путей вагоны ПУ должны быть оборудованы специальными системами убирания проводов, как на "ядерном поезде" (хотя возможно это и не обязательно, ствол куда маневренней ракетной ПУ, и соотв. провода можно и "обогнуть", хотя х.з.).
2. Пусковая установка РСЗО "Ураган", "Смерчь" (возможно перспективный "торнадо") или "Град" (не менее 2х штук). Какой именно тип установки необходим я не знаю, но думаю, что лучше средней или максимальной дальнобойности (из существующих). Вагоны маскируются под гражданские и по необходимости оборудуются системами убирания проводов). К каждой платформе ПУ так же прилагается вагон с боеукладкой.
3. Пусковая установка оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер" (1шт.). Ракеты искандер являются главной ударной силой бронепоезда, ПУ аналогична сухопутной и включает 2 ракеты готовых к пуску (думаю вполне хватит и одной боевой платформы, ибо на ней и так 2 ракеты, а залповая стрельба такими ракетами это вроде не сама цель, по необходимости можно просто перезарядить). Для перезарядки пристыковывается вагон с механизированным БК.
4. Комплекс Панцырь-С1 либо карабельный ЗРАК "Каштан". Комплекс "панцырь" вполне универсален, и может обходиться без автомобильной платформы, что даёт возможность без особых переделок установить его на открытую ж/д платформу. С "Каштаном конечно посложнее, под него нужно монтировать специальный вагон. Таких вагонов ЗРАК в бронепоезде должно быть 2а, что даст возможность прикрыть поезд от вертолётов и крупных ракет. Платформы ЗРАК могут быть замаскированы под обычные ж/д вагоны. В добавок к самой боевой платформе должен быть вагон с механизированной боеукладкой, обеспечивающий максимально быструю перезарядку, либо доп. БК должен быть размещён на боевой платформе, в случае с панцырем это потребует доработки корпуса боевого модуля.
5. Не менее 2х броневагонов с боевым модулем "Бережок" (по два модуля на вагон) и доп. боеукладкой в каждом вагоне. Вагоны могут быть замаскированы под почтово багажные или рефы, башни могут быть выдвижными. Комплекс вооружения боевого модуля "бережок", способен обеспечить защиту бронепоезда от пехоты (диверсантов) при помощи 30мм 2А42, 30мм АГ-30, 7,62 ПКТ, а так же от вертолётов и БТТ врага при помощи 30мм 2А42 и ПТРК "Корнет".
6. Штабной вагон. Штабной вагон (КОМАНДНЫЙ ПУНКТ) должен иметь оборудование для управления как всем поездом в целом, так и его элементами в частности, а так же иметь продвинутые средства связи и навигации с любыми войсками и средствами, в т.ч. со спутниками, в т.ч. интеграцию в автоматическую систему управления войсками. Весь поезд должен иметь внутреннюю информационную сеть, способную передавать полную информацию как о состоянии бортовых систем поезда, личного состава и БП, так и о боевой обстановке. Вся эта информация должна стекаться на командный пункт. По возможности вагон так же может быть замаскирован под обычный.
7. Вагон ПУ БПЛА (1-2вагона). На бронепоезде должен располагаться комплекс БПЛА дальнего и ближнего радиусов действия. Дальний для атаки, ближний для обороны. При этом должно быть не менее 2х БПЛА каждого типа. БПЛА должны иметь возможномть как корректировать огонь, так и подсвечивать цели.
8. Вагон с аппаратурой (РЛС) для контр батарейной борьбы.
9. Жилые броневагоны для личного состава (не менее 2х). Жилые броневагоны, замаскированные под почтово-багажный или реф, сделанные по типу плацкартных с 2я санузлами, по бортам вагона должны быть оборудованы бойницы для стрелкового оружия.
10. Вагон-столовая. Замаскерован под обычный реф или п.б. вагон.
11. Дизельный бронелокомотив (2 штуки). Локомотив должен иметь бронирование кабины и МТО, способное выдержать 30мм ББ снаряд в боковых проекциях, к тому же, его следует забронировать элементами ДЗ и возможно противокумулятивными решётками. Смысл бронирования в том, что бы оно могло обеспечить защиту от авиационного ПТУР. В составе поезда должно быть 2 локомотива, один спереди, один сзади, что обеспечит сохранение боеспособности в случае потери одного из них.
12. Возможно для большей автономности поезда в его составе так же должен быть вагон для отдыха л.с.
13. По необходимости в состав поезда должны быть включены балластные платформы и платформы с ремонтными механизмами и материалами, для восстановления ж.д. полотна.
14. Так же в составе поезда могут быть лёгкие бронемашины типа БРДМ-2, "Тигр", "Волк" (1-2 штуки) оснащённые механизмом, для движения по ж.д. полотну, и предназначенные для разведывательно-дозорной деятельности в интересах бронепоезда. В походном режиме эти машины могут быть просто пристыкованы к поезду спереди или сзади. Плюс к этому в составе поезда может быть собственное разведывательное соединение, возможно даже на гусеничной машине (возможно не на одной) или мотоциклах, способное действовать в отрыве от поезда, выявляя цели для артиллерии.
Рабочие вагоны поезда должны иметь противопульное/противоосколочное бронирование по 5у или 6Ау классу, что обеспечит защиту от близких разрывов ракет и арт.снарядов. Наиболее важные (либо взрывоопасные) элементы бронепоезда (штаб, локомотив, боеуклада снарядов/ракет) могут быть оснащены дополнительно ДЗ и/или противокумулятивными решётками (тут надо конечно подумать, даст ли это защиту от наибольшей угрозы, а именно авиационного ПТУР). Возможно для защиты локомотивов, командного пункта и станций РЛС целесообразно применение КАЗ (комплекса активной защиты), способного отразить атаку ПТУр или прорвавшейся авиационной ракеты, как именно адаптировать КАЗ и какого типа не знаю, но думаю это решаемая задача (однако оснащение всех вагонов поезда КАЗ врядли целесообразно).
Для защиты от диверсантов, а именно взрывных устройств, головной вагон Бронепоезда стоит оснастить специальными средствами (от радиоврывателей, от магнитных и возможно этаким "тралом" от контактных), имеет смысл в голове поезда пускать балластную платформу, оборудованную подобными системами.
Защиту от более крупных авиационных боеприпасов должен обеспечить ЗРАК. Все боевые элементы поезда (и вагоны с л/с) должны быть разнесены относительно друг друга (кроме конечно вагонов с БК, являющихся парами для боевых модулей), а именно в начало и конец поезда, что в сочетании с 2я локомотивами, расположенными так же в голове и хвосте состава даст возможность при повреждении части поезда сохранить боеспособность.
Все вагоны поезда должны обеспечивать удобство передвижения л/с по всему составу, даже если боевой модуль замаскирован под полувагон или платформу. В вагонах с боевыми модулями, требующими присутствия боевых расчётов, должны иметься спец. помещения для л.с.
Область применения артиллерийского бронепоезда.
Такой бронепоезд способен БЫСТРО прикрывать труднопроходимые участки фронта, на любом участке фронта, где есть ж.д., особенно на восточносибирском и ДВ направлениях.
В развёрнутом состоянии бронепоезд является ударным комплексом способным серьёзно поддержать огнём сухопутные войска, а так же благодаря наличию собственных средств разведки и самостоятельно выявлять и уничтожать противника массированным арт.огнём.
Тут уже говорили, мол поезд слишком заметная и большая цель, а его мобильность мнимая, ибо он ограничен ж.д. путями, которые легко уничтожить. Но так ли это?
Бронепоезд конечно большой, да только мотострелковый/танковый батальон тоже не маленький, любые войска действуют не в одиночку, если сама по себе бронемашина менее заметна чем бронепоезд, то соединение этих машин уже отнюдь не маленькая цель. Бронепоезд конечно ограничен ж.д. палатном, но и сухопутные войска ограничены дорогами. Ж.д. полотно достаточно легко чинится, при наличии спец. средств, что кстати показала ВОВ, как не старались партизаны, а подрывать само по себе полотно было занятием не благодарным, немцы махом его восстанавливали, порой в считанные минут, смысл был подрывать только поезд.
Для защиты бронепоездов от диверсантов достаточно описанных выше боевых модулей Бережёк и ЗРАК, плюс к ним систем защиты от мин и фугасов. Ну и плюс к этому конечно нужна грамотная организация боевой деятельности поезда, а именно принятие мер по разведке и противодействию засадам.
Что касается уязвимости поезда для авиационных средств поражения, то это тоже не так очевидно, описанные мной варианты бронепоездов имеют достаточно мощную ПВО (в походном положении), способную отразить авиационную атаку. А поезд ПВО в боевом положении так и подавно. Для усиления свойст ПВО в поезде должно быть достаточно ПЗРК, а в случае противотанковой опасности можно предусмотреть пешие расчёты ПТУР, которые могут распределиться по местности, вокруг поезда на стоянке.
Конечно как и любая другая цель, бронепоезд уязвим, и имеет слабые места, но они вовсе не так очевидны, как кажется на первый взгляд.
Отредактировано Fritz (2010-08-05 14:56:56)