Военная тайна на 1,75 миллиона рублей: Минобороны России скрывает покупку дельфинов для Севастополя
10.03.2016 / Категория: Общество / Тема: Флот / 0 комментариев
боевой дельфин Министерство обороны хочет приобрести пять черноморских дельфинов-афалин (двух самок и трёх самцов) для своих воинских частей, расположенных в Севастополе. Информация об этом опубликована на официальном портале государственных закупок России. Военное ведомство готово заплатить за животных 1,75 миллиона рублей - по 350 тысяч за одну особь.
Как именно будут использоваться дельфины, на сайте госзакупок не указано. Но в обнародованных документах прописаны чёткие требования к дельфинам: возраст – от трёх до пяти лет, общая длина тела – от 2,3 до 2,7 метра, без выраженных отклонений и искривлений. Также дельфины должны проявлять двигательную активность.
При отлове дельфинов в их естественной среде, отметило Министерство обороны РФ, должен присутствовать ветеринар – специалист по морским млекопитающим, а пойманные животные должны выдержать месячный карантин. Животные должны быть доставлены в Севастополь не позднее 1 августа 2016 года.
В пресс-службе Черноморского флота информацию о покупке дельфинов-афалин подтвердить не смогли, поскольку севастопольский океанариум в Казачьей бухте, на базе которого с 1965 года действовал научно-исследовательский центр по подготовке боевых дельфинов, не является объектом Черноморского флота.
«Дельфинарий (бывший украинский) не входит в состав Черноморского флота. Он напрямую замыкается на Минобороны России. Я об этом ничего не знаю», – сообщил руководитель пресс-службы Черноморского флота Вячеслав Трухачёв.
Дозвониться до отдела по взаимодействию со средствами массовой информации Минобороны РФ не удалось, в пресс-службах военных округов сказали, что информацией о приобретении дельфинов не обладают. В департаменте единого информационного центра Минобороны РФ подтвердили, что конкурс на покупку животных объявлен и вся информация находится в открытом доступе, но не стали предоставлять подробности.
Запрещалось произносить слово «дельфин»
Научно-исследовательский океанариум в Казачьей бухте был и остаётся единственной базой по подготовке дельфинов для военных нужд на всём постсоветском пространстве. Второй такой центр есть только в Соединенных Штатах Америки, в городе Сан-Диего (штат Калифорния). Долгое время наш центр был засекречен, о том, чем именно занимаются его сотрудники, знали единицы.
«Не забывайте, что мы были секретной организацией. О нас знали в городе, но толком никто не знал, чем мы занимаемся. У нас гриф стоял «совершенно секретно». В 1990 году после успешных испытаний, которые принял у нас Черноморский флот, всё и закончилось. В феврале 1991 года я улетел с тремя дельфинами во Вьетнам», – рассказал специалист по созданию биотехнических систем для борьбы с подводно-диверсионными силами и средствами Сергей Гонтарь, работавший тренером морских животных в океанариуме ВМФ СССР с 1975 года по 1990 год.
По его воспоминаниям, в те годы сотрудникам учреждения даже запрещалось произносить в общественном месте слово «дельфин», заменяя его на безличное «объект». Гонтарь убеждён, что никакого намеренного вреда тренер не может причинить своему подопечному дельфину, а вот противоположные случаи бывали нередко.
«Никогда тренер не будет специально подвергать жизнь и здоровье своего подопечного опасности. Скорее всего, всё произойдёт наоборот, что и случалось часто. Тренер рисковал своим здоровьем, а порой и жизнью, чтобы спасти своего дельфина», – признался Сергей Гонтарь.
По словам Александра Жбанова, одного из бывших руководителей океанариума до 1990 года, дельфинов-афалин специалисты использовали в трёх направлениях – для поиска потерянных образцов оружия, поиска и обозначения поставленных противником мин, противодиверсионной деятельности.
«Никакого вреда для дельфинов во всех трёх направлениях нет. Не только потому, что военные, которые этим делом занимались, хорошо знали, что это неэтично, но и просто нерентабельно. Для того, чтобы подготовить дельфинов для выполнения боевых задач, требуется усилия, время, расход определённых средств»,– пояснил Жбанов и добавил, что и истории об использовании в СССР дельфинов для подрыва вражеских судов и устранения подводных диверсантов – это «выдумки и побасенки».
Используют ли сейчас на базе океанариума боевых дельфинов, какие именно задачи ставят животным и чем занимаются научные работники учреждения сейчас, Александру Жбанову неизвестно.
Связаться с действующими сотрудниками севастопольского научно-исследовательского центра ForPost не удалось. Объект до сих пор сохраняет статус секретности. Как сообщил наш источник, знакомый с ситуацией, после появившихся в средствах массовой информации материалах о подготовке в России боевых дельфинов, руководство центра запретило сотрудникам океанариума комментировать данный вопрос.
Полина Ласькова