«Бомба, Гагарин и собственный процессор»: в РФ создан авиадвигатель ПД-14
17 декабря во время своей большой пресс-конференции Владимир Путин поздравил всех присутствующих с важнейшим событием в двигателестроении – созданием нового двигателя ПД-14. Это поздравление президент произнес сразу после тезиса о необходимости ориентации отечественных авиастроителей на мировой рынок. Почему Путин решил особо выделить это событие? Есть ли у российских создателей авиадвигателей еще какие-то достижения? И насколько мы вообще конкурентоспособны в этой сфере? Корреспондент Федерального агентства новостей проанализировал рынок авиаразработок.
Первый в мире полностью алюминиевый авиадвигатель удалось создать конструкторам опорного Новосибирского государственного технического университета. Из алюминия изготовлены даже те части, которые подвергаются самым высоким нагрузкам: коленчатый вал, гильзы и маховик. Алюминий уже применялся в авиационных и автомобильных двигателях, но детали, работающие под высокой нагрузкой, до сих пор изготавливаются из стали. Ученым удалось заменить их на алюминиевые с помощью особой технологии плазменно-электролитического оксидирования (ПЭО), созданной в Институте неорганической химии СО РАН.
Новый двигатель планируется устанавливать на самолеты ЯК-52, которые используются как учебно-тренировочные самолеты в школах ДОСААФ, а также как частные и коммерческие самолеты.
Наземные испытания двигателя успешно прошли на аэродроме Мочище под Новосибирском 19 января 2018 г. Теперь создатели будут проводить испытания заявленного ресурса двигателя, который не меньше, чем у моторов из стали, – 2 000 часов. После этого двигатель будет установлен на самолет Як-52, и начнутся его летные испытания.
Двигатель разрабатывает созданная выпускниками НГТУ компания «ЗК-Мотор». Разработчик двигателя – профессор кафедры самолёто- и вертолётостроения факультета летательных аппаратов НГТУ Илья Зверков, коллектив разработчиков составляют аспиранты и магистранты НГТУ. НГТУ наряду с Институтом теоретической и прикладной механики СО РАН и Институтом неорганической химии СО РАН оказывает научно-технологическую поддержку разработке. Финансируется разработка двигателя в основном за счёт средств Фонда «Возрождение отечественной авиации».
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), входящая в Госкорпорацию Ростех, ввела в эксплуатацию самую большую в России установку прямого лазерного выращивания из порошковых металлических материалов. Технология 3D-печати крупногабаритных деталей для промышленных газотурбинных двигателей позволяет производить изделия размером до 2,5 м в диаметре.
Освоение технологии производства крупногабаритных деталей для промышленных газотурбинных двигателей происходит на самарском предприятии ПАО «Кузнецов» (входит в ОДК). https://rostec.ru/news/rostekh-budet-pr … d-pechati/