Зачем лишать российских старшеклассников русского языка?
В прессу просочились некоторые основополагающие моменты единой концепции преподавания русского языка и литературы в школе с учетом "доработок" рабочей группы Госдумы России — в том виде, в котором документ будет внесен "на суд" родителей и педагогов. В ходе работы группы спикер Госдумы Сергей Нарышкин делал разумные стратегические замечания — в частности, относительно необходимости прививать детям самостоятельность мышления. Но то, что выдали по итогам работы эксперты, вызывает весьма противоречивые чувства.
В отказе от термина "словесность" (он из концепции пропал) и сохранении языка и литературы как отдельных предметов нет ничего плохого. Напротив, существует огромный позитивный опыт обучения детей именно по такой схеме. Зато введение двух уровней изучения русского языка: базового и профильного — сразу вызывает внутренний протест. Дело в том, что базовый уровень будет подразумевать обучение детей языку сугубо на "бытовом" уровне. Экзамен по "русскому бытовому" в этом случае будет сдаваться после 9 класса. А в 10-11 родной язык из перечня обязательных предметов исчезнет, превратившись в профильную дисциплину только для будущих филологов. В перечне предметов ЕГЭ он, соответственно, будет переведен в "необязательную" часть. Педагоги уже поспешили называть такую реформу катастрофой...
Ничего хорошего не ждет в этом случае и литературу: обязательная программа, из которой и так выпал за последние годы целый ряд важных классических произведений, будет сокращена еще больше.
Новая концепция должна начать воплощаться в жизнь довольно скоро, поэтому итоговый документ, согласно существующим планам, должен быть готов уже в начале 2016 года.
Остается лишь надеяться, что в ходе общественного обсуждения родители и педагоги смогут убедить авторов концепции убрать из нее "двухуровневые" новшества. В контексте того, что недавно чиновники заявили о намерении ввести обязательное преподавание второго иностранного языка и обязательное же ЕГЭ по первому иностранному реформа приобретает и вовсе гротескные очертания. Достаточно вдуматься в саму постановку вопроса: российские школьники могут остаться без обязательного ЕГЭ по родному языку, но при этом с обязательным ЕГЭ по английскому. Это просто какая-то антиутопия получается!
Нужно сказать, что мы в плане знания русского языка и русской литературы и так до сих пор расхлебываем печальные итоги образовательных и культурных реформ, имевших место в лихие 90-е. Несмотря на то, что русский язык пока еще учат по 11 класс, а ЕГЭ по нему является обязательным, в прошлом году прямо "по ходу дела" Рособрнадзору пришлось снижать минимальное количество баллов по этому предмету, необходимых для получения аттестата. Дело в том, что огромное количество выпускников экзамен просто провалило! Вот чиновникам и пришлось в срочном порядке спасать ситуацию, иначе десятки тысяч выпускников остались бы со справками об окончании школы и без права поступать в ВУЗ... Количество провалившихся не оглашали. Но оно в любом случае впечатляющее. В 2013 году "русский" не сдали 17 тысяч экзаменуемых — и тогда к таким серьезным мерам прибегать не пришлось...
А теперь представьте, даже без оценочно-бюрократической составляющей: что будет с грамотностью выпускников, если в 10-11 классах большинство из них русский вообще учить не будут? К чему это может привести?
Во-первых, снижение общего культурного уровня. Сейчас многие представители интернет-молодежи и так не видят ничего зазорного в том, чтобы общаться на разных вариантах "пиджинов". В начале был "олбанский": вроде бы стеб, но уже замешанный на самом деле на безграмотности. Очень многим молодым людям было "проще" и "круче" прятать низкий уровень знаний за модной языковой субкультурой. А сейчас даже она вырождается в сети в "го", "лс", "кс", "прив", "секси", "чмоки". И не задумывается никто над тем, что в колониях пиджины были уделом туземной прислуги, рабов и батраков, не имеющих шанса претендовать в жизни на что-то большее. Пиджин морально и интеллектуально ограничивал человека. Наука, философия, общественная жизнь, искусство требуют совершенно другого уровня владения языком...
Во-вторых, родной язык является важным элементом формирования сознания. Не только люди при помощи языка коммуницируют друг с другом, но и наше сознание — взаимодействует с миром. Язык фрагментирует и организует окружающий мир, закладывает базу для анализа и синтеза. Причем, важнейшую роль играют все составляющие языка: от фонетики до грамматики. То, в каком виде существуют в языке, скажем, местоимения или числительные, накладывает серьезный отпечаток на коллективное сознание, влияет на ментальность. Грамматика сказывается на логическом и вербальном мышлении.
В-третьих, влияние грамотности на человека столь велико, что изменяет структуру мозга даже на органическом уровне! В 2009 году были сделаны открытия, указывающие на то, что по мере освоения чтения и письма, по мере повышения грамотности плотность серого и белого вещества возрастает! У человека растут возможности по обработке информации! А значит, чем лучше человек владеет родным языком, тем успешнее он будет и в изучении других наук.
Таким образом, отказ от двух лет обязательного изучения русского языка станет одновременным ударом по мышлению и общему интеллектуальному уровню, способности воспринимать информацию, культуре и даже идентичности подростков. К чему и ради чего проводить такого рода эксперименты? Если есть позитивный опыт в какой-то сфере (в данном случае — советской системы образования), может, лучше ничего кардинально изменять не стоит?
Посмотреть полностью: http://politrussia.com/society/zachem-l … skikh-707/