Вот же мутняк в Афгане -
Лидер «Талибана» гарантирует безопасность в российской зоне ответственности
Новый лидер «Талибана» мулла Ахтар Мухаммад Мансур в своем обращении накануне одного из главных исламских праздников — Курбан-байрама — отметил, что возглавляемое им движение не представляет угрозу северным соседям и страны Центральной Азии не должны беспокоиться по этому вопросу. Он подчеркнул, что американские войска и их сторонники из кабульского правительства пытаются представить противостояние с «Талибаном» на севере Афганистана как угрозу странам Центральной Азии, что не является правдой.
«Захватчики и их внутренние сторонники... стремятся представить наши победы на севере Афганистана в качестве опасности для наших северных соседей и пытаются включить их в свой союз. Но наша политика ясна для наших (северных. — РП.) соседей. Они не должны видеть нас глазами наших врагов. Если администрация Кабула хочет завершить войну и установить мир, то это возможно при окончании оккупации и отказе от всех соглашений с захватчиками в военной области и в сфере безопасности», — говорится в заявлении лидера талибов.
Несмотря на официальное заявление Мансура, руководители центрально-азиатских стран выражают обеспокоенность по поводу обстановки на севере Афганистана. И небезосновательно: в декабре 2014-го талибы захватили в заложники четырех пограничников Таджикистана, которые были освобождены при содействии Катара несколько месяцев спустя. Кроме того, талибы неоднократно вступали в бой с туркменскими пограничниками. По словам афганского министра внутренних дел Нурулхака Улуми, повстанцы являются действительной угрозой для стран Центральной Азии.
По мнению Александра Князева, Мансур не лжет. Шура Кветты, которую он представляет, нам действительно никак не угрожает. Другое дело, что есть другие шуры и другие люди. В захваченном Кундузе сейчас присутствует множество группировок, в том числе и «Хезби Исломи», и «Исламское движение Узбекистана».
«В нынешнем "Талибане" отсутствует понятие подчинения. Это часть группировок кветтинского "Талибана", это группировки неафганского происхождения, например чеченские, уйгурские и казахские, которые в Кундузе давно сидят. Возможно, участвуют "Исламское движение Узбекистана" (ИДУ) или Союз исламского джихада (СИД), только никак не вместе. В Кундузе много групп, подчиняющихся Хаккани, Кундуз — место традиционного влияния "Хезби Исломи", это же малая родина Хекматиара», — пояснил востоковед.
Князев напомнил, что «Талибан» после 2001 года — это не централизованное движение, которое было способно в 1990-е взять под контроль большую часть территории страны и претендовать на роль общенационального политического режима, на роль политического института. Сегодняшние талибы — это немалый набор автономных группировок, а мулла Мансур возглавляет одну из них, так называемый старый «Талибан», «Талибан» кветтинской Шуры — под этим именем объединяется лишь часть нынешних радикальных группировок, воюющих против кабульского правительства и иностранных войск.