СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Торпеды

Сообщений 121 страница 150 из 1000

121

mina написал(а):

- подсекание мины

опа.. но в первоначальном виде противоминный снаряд должен был иметь ССН и БЧ, я правильно понял? получается что первоначальную идею исказили/ухудшили...
возможно, при условии что разработке подобной противоминной системе для ПЛ уделялось бы большее внимание, создание специальной ГАС миноискания заточенной именно под поиск Кэпторов на относительно большом расстоянии, обеспечивающем безопасное применение противоминных боеприпасов?
а как быть в случае применения обычных противолодочных антенных якорных мин?

122

mina написал(а):

соответственно с большим затуханием сигнала в воде

уяснил..

mina написал(а):

"Кобра-Гюрза" - автономный снаряд (соотвественно никакого телеуправления там нет)

ммм.. понятно... то есть то что вышло на деле...

123

Lans написал(а):

создание специальной ГАС миноискания заточенной именно под поиск Кэпторов

они были, притом очень хорошие
начинали с "Радиана" и тракта миноискания ГАК "Керчь"
"Радиан" был "конфеткой"
благодаря этой ГАС мы реально в "собачьих свалках" с интенсивным маневрированием и применением  СГПД (в основном амами) их драли и в реальной боевой обстановке могли уделать

очень хорошо была сделана ГАС МИ и на 705

в конце 70х годов появилась "Арфа" ставшая стандартной ГАС МИ
- станция очень хорошая, но с некоторыми недостатками ... например на нее не перенесли некоторые, оказавшиеся крайне полезными, режимы с "Радиана"

фактически "Арфа" не только и не столько ГАС МИ, сколько многоцелевая высокочастная ГАС

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

Отредактировано mina (2010-11-30 15:29:21)

124

Lans написал(а):

а как быть в случае применения обычных противолодочных антенных якорных мин?

элементарно
"увидеть" на "Арфе" и разойтись

125

mina написал(а):

"увидеть" на "Арфе" и разойтись

минный интервал и чувствительность взрывателя (касание антенн ведь и не требовалось) позволяет это сделать?  :O

126

Lans написал(а):

минный интервал и чувствительность взрывателя (касание антенн ведь и не требовалось) позволяет это сделать?

минный интервал определяется в т.ч. безопасным расстоянием между минами что бы подрыв одной не вызвал подрыв/выход из строя всех остальных мин заграждения

соотвественно - он достаточно большой  (в т.ч. для того что бы ПЛ могла пройти между ними)

если нужно повысить надежность МЗ, то вероятность "добирают" дополнительными линиями мин

127

Спасибо товарищу Mine за интересную информацию.

128

mina написал(а):

Вот я, как районный военпред, подписываю стоимость торпеды 53-65К в сумме 21000 руб. А стоимость УСЭТ-80 - 360000 руб.

но эту цену(на УСЭТ-80) видимо можно было и снизить?
да, а что есть УСЭТ-80-500?

129

Lans написал(а):

эту цену(на УСЭТ-80) видимо можно было и снизить?

это уже сниженая цена
разговор середины 80х, соотвественно это УСЭТ-80 с медно-магниевой батареей (т.к. от серебряно-магниевой пришлось отказаться из-за недостатка серебра)

Lans написал(а):

а что есть УСЭТ-80-500?

соотвествующие мод УСЭТ-80

вообще бюллетеней этих было до Опы ...

130

mina написал(а):

это уже сниженая цена

а цены "импортных" торпед , хотя бы примерно, известны? у них тоже разница между электрическими и тепловыми торпедами столь существенна?

131

Lans написал(а):

у них тоже разница между электрическими и тепловыми торпедами столь существенна?

нет, у них такой большой разницы не было, т.к. значительную часть стоимости торпеды составляла стоимость ССН (там было чему дорого стоить)

132

mina написал(а):

нет, у них такой большой разницы не было

хм.. еще раз.. у нас высокую стоимость ЭТ давало то что "Дагдизель", их производитель, большинство компонентов уже покупал готовых, по факту производя только завершающую сборку, так? То есть при организации "замкнутого цикла производства" можно было цену реально снизить или нет?
И еще вопрос, почему амы отказались от ЭТ известно?

133

Lans написал(а):

И еще вопрос, почему амы отказались от ЭТ известно?

естественно
ТТХ ЭТ значительно ниже
"батареек" алюминий-окись серебра тогда не было

134

mina написал(а):

ТТХ ЭТ значительно ниже

почему же в таком случае немцы их развивают дальше?

135

Lans написал(а):

почему же в таком случае немцы их развивают дальше?

малошумность
плюс амы не торопились делиться технологиями тепловых на унитарном
а в конце 80х уже шли НИОКР по новым батареям

более характерен переход англов от электрических к тепловым

Отредактировано mina (2010-11-30 21:49:14)

136

mina написал(а):

более характерен переход англов от тепловых к электрическим

по причинам?

137

изначально основной идеей англовского "тайгерфиша" было "тихое убийство", т.е. торпеда имел достаточно слабые транспортные характеристики, которые были принесены в жертву малошумности

однако если "тихое убийство" не получилось, то англы имели реальные шансы почувствовать себя "очень мокро", видимо вопросы у них возникали, поэтому на "Спирфише" добавили "драйву" больше Mk-48 ...

"Спирфиш" тепловой, притом с измененной рецептурой топлива (и увеличеной энергоемкостью) и турбинной ЭСУ (Mk-48 - аксиально-поршневой двигатель)

Отредактировано mina (2010-11-30 21:17:22)

138

mina написал(а):

более характерен переход англов от тепловых к электрическим

только получается наоборот

139

Lans написал(а):

mina написал(а):
более характерен переход англов от тепловых к электрическимтолько получается наоборот

ну да, - "очепятка"
сейчас откорректирую ...

разумеется  переход англов от электрических к тепловым

Отредактировано mina (2010-11-30 21:50:03)

140

mina написал(а):

это не мина
и хоть табличка там стоит (несекретная естественно) - воздержусь ...
слишком нервно по поводу этого девайса реагирую "некоторые там товарищи" ... "фотошоп", например осваивают

Чего нагнетать на пустом месте?

увеличить

141

Decoder написал(а):

Чего нагнетать на пустом месте?

спасибо!  :)
раньше их сайт был более информативный, чем сейчас.. жаль что не сохранились у меня страницы с него...

142

Decoder написал(а):

Чего нагнетать на пустом месте?

это не ко мне, а к "любителям фотошопа"

143

Ув. mina, а как вы считаете, не пора ли заменить вообще все дальноходные торпеды на флоте на малогабаритные торпеды малой дальности? Я имею в виду конечно только НК. Ведь на большой дальности все равно лодку трудно достать и вычислить правильно точку упреждения. Может имело бы смысл создать универсальную малогабаритную реактивную торпеду? Чтобы она применялась с НК, самолетов и входила в состав ПЛУР

144

Вообще сохранение на наших НК торпедных аппаратов (ТА) калибра 53 см не что иное как рудимент Второй Мировой войны. Весь мир еще полсотни лет назад перешел на ТА для малогабаритных торпед, имеющих дистанции залпа аналогичные торпедам калибра 53 см (без телеуправления).
Про современные ТА НК очень хорошо сказал командир одного из американских эсминцев во время визита: «Я надеюсь никогда не испытать кошмар обнаружить ПЛ на дистанции их эффективного применения».
Малогабаритные торпеды в ВМС США являются оружием авиации, и для кораблей уже давно стали «запасным пистолетом». Главное оружие ПЛО американских кораблей – ПЛРК «Асрок VLA» с зоной поражения от 1,5 до 28 км (с перспективой дальнейшего увеличения).
...
7. Отказ от ТА калибра 53 см на НК, переход на калибр 324 мм с модернизированной торпедой МПТ и антиторпедой «Пакет» 

Наше морское подводное оружие. Проблемы и возможности.

новыми ГАС обнаружение и целеуказание обеспечено и на большие дистанции, в т.ч. при неблагоприятной гидрологии

Существует мнение что т.к. «просвещенный запад» не имеет их на вооружении, то и нам «не надо». Однако - ПЛР – это скоростное противолодочное оружие обеспечивающее поражение ПЛ противника в кратчайшие сроки и на дистанциях много больших для торпед. Применение этого оружия в ситуации, когда противник «выстрелил первым» позволяет перехватить инициативу боя и победить. Причем большую роль играет скорость доставки боевой части к цели ...
...
10. В современных условиях ПЛР становится главным оружием ПЛО, как для НК та и ПЛ.

Наше морское подводное оружие. Проблемы и возможности.

145

Комплекс СГПД (ПТЗ) от Малахита
http://balancer.ru/2008/10/26/post-1706800.html
http://balancer.ru/2008/10/26/post-1706803.html

146

ответ "возмущенным и протестующим" опубликован в урезаном виде:
http://vpk-news.ru/articles/6997

полная версия статьи:
Отечественное морское подводное оружие. История и перспективы.

В статье «Пример необоснованной критики. Создатели отечественного торпедного оружия возмущены и протестуют» (№45) прозвучали ряд критических замечаний на статью «Морское подводное оружие: проблемы и возможности» (№№ 21 и 22 за 2010 год).
Мои оппоненты  Тихонов Г.Б., Шехин В.Н., Бухалов Ю.Н. являются известными и высококлассными специалистами в области морского подводного оружия (МПО), однако с их аргументами согласиться  нельзя.
В  настоящий момент проблема морского подводного оружия (МПО) стала одной из главных в системе ВМФ. При этом никаких принципиально неразрешимых вопросов МПО нет. Страна может  и должна иметь подводное оружие соответствующее ее статусу и современным требованиям. Изложенную в статье оценку ситуации автор готов обосновать в любых инстанциях, с фактами на руках (лишь малая часть которых попала в статью).
Рассмотрим наши расхождения.

Первое. Состояние торпедного оружия ВМФ к началу 90х годов XX века.
То, что на момент 1991г. торпедное оружие ВМФ СССР значительно уступало торпедному оружию «вероятного противника» - факт. Это мнение разделяют и другие специалисты. Например, Гусев Р.А., заместитель начальника Управления противолодочного вооружения ВМФ в 80х годах: «Торпеда МК-48 тепловая, а УСЭТ-80 - электрическая. Электричес¬кая торпеда в сопоставимых габаритах всегда проигрывает тепловой по скорости и дальности. По крайней мере, так было до сих пор. В созда¬нии тепловой силовой установки для универсальной торпеды с ТТХ "на опережение" американцев мы проиграли (газовая турбина, паровая тур¬бина замкнутого цикла с использованием гидрореагирующего топлива и др.). В создании тепловой силовой установки для универсальных торпед с ТТХ "на паритет" на однотипном, что и у американцев, однокомпонентном унитарном топливе, мы хладнокровно опоздали и, самое главное, надолго дискредитировали саму идею применения этого топлива. Вино¬ваты в этом все, от кого это зависело …
Употребить власть ока¬залось некому. В 1986 году мы, наконец, отступили от принципа "на опере¬жение", а нужно было это сделать в 1976 г, и даже чуть раньше.»

(«Такова торпедная жизнь»)
Даже без углубленного анализа сравнительных ТТХ, известно, что универсальная по целям торпеда Mk-48 первых модификаций имела совершенную систему самонаведения (ССН), шланговое телеуправление, скорость 55 узлов (УСЭТ-80 – «свыше 45 уз»). Дальность Mk-48 более 18 км, и могла быть значительно увеличена (свыше 30 км) при движении Mk-48 на меньшей скорости. Торпеда имела 3 режима движения, включая малошумный 28 узлов.
Главное - позиции залпа Mk-48 были много больше чем у отечественных торпед калибра 53 см. В ходе модернизации Mk-48 ее отрыв от торпед ВМФ калибра 53 см еще более увеличился.
Это явилось одной из причин начала разработки в 1986г. нашего аналога Mk-48 – тепловой торпеды «Физик» на унитарном топливе.
В начале 90х  годов мы имели на вооружении торпеды калибра 53 см:
• универсальная  по целям УСЭТ-80 (как уже отмечалось, в сравнении с Mk-48, с значительно худшими ТТХ)
• противолодочная СЭТ-65 (скорость 40 узлов на 15 км) – серийные закупки и сохранение на вооружении этой морально устаревшей торпеды были обусловлено проблемами с УСЭТ-80
• противолодочная телеуправляемая ТЭСТ-71М  - телеуправляемая версия все той же СЭТ-65
• противокорабельная  53-65К (скорость 43 узлов на 19 км), устаревшая и имевшая недостаточные дистанции залпа
• противокорабельная САЭТ-60М  (42 узлов на 12 км) с устаревшей пассивной ССН (развитии ССН немецкой торпеды «Цаукениг» времен Второй мировой войны) с малыми дистанциями залпа

ВМС США с принятием на вооружение в 1971г. единой универсальной торпеды подводных лодок Mk-48 заменили ею все ранее стоявшие на вооружении образцы, и в последующем имели один тип тяжелой торпеды калибра 53 см, который и совершенствуют до настоящего времени.
Мы же в начале 90х годов имели набор разнотипных торпед с недостаточными ТТХ, большая часть которых была без  телеуправления и имела ограниченное целевое предназначение.
При этом до начала 70х годов (принятия на вооружение ВМС США торпеды Mk-48), в целом,  по ТТХ торпедного оружия у нас был паритет. Однако,  наше отставание в идеологии и концепции МПО наметилось уже в конце 50х годов, – с реализацией в ВМС США новых требований к торпедному оружию: обеспечение эффективности в сложных помеховых условиях (в т.ч. преднамеренных помех) - применение эффективного телеуправления на тяжелых торпедах и большого боекомплекта автономных торпед (на надводных кораблях), универсальность тяжелых торпед по целям. Главным же было реализация в ВМС США уже в те годы единой боевой системы: корабль –  радиоэлектронные средства – оружие. Приходится констатировать, что и по прошествии полувека  нами это в полном объеме не воспринято …

Второе. Противолодочные системы самонаведения (ССН).
Моими оппонентами много сказано по поводу большого объема НИОКР проводившихся по тематике ССН торпед. Да, это действительно так - работы велись ЦНИИ «Гидроприбор» широким фронтом и с привлечением сторонних организаций. Более того, например, данные огромного объема батисферных исследований 70х-80х годов весьма ценны и сегодня.
Однако с реализацией результатов этих НИОКР в серийных образцах были очень серьезные проблемы, и речь в статье  «Морское подводное оружие: проблемы и возможности»  шла именно о недостатках серийных ССН 70х-80х годов – «Сапфир», «Водопад» и «Керамика» (все - разработки ЦНИИ «Гидроприбор»).
«Сапфир» был добротно сделанной ССН,  на научной и технологической базе 60х годов, однако к моменту принятия на вооружение (начало 70х) устарел и имел недостаточные ТТХ.  Мои оппоненты пишут «ССН «Сапфир», где были реализованы логические меры защиты … дальности действия как наших, так и американских ССН в активном режиме были (при прочих равных условиях) примерно одинаковы».
Увы, на деле это совершенно не так. Например, для ССН «Керамика» в рекламе завода «Двигатель», входящего в ОАО «Концерн «Морское подводное оружие - Гидроприбор», указан радиус реагирования  ССН 1500м. Очевидно, что для высокочастотной ССН  «Сапфир», с  устаревшей магнитострикционной антенной,  эта цифра существенно меньше. В то же время  ССН торпеды Mk-48, принятой на вооружение, также как и «Сапфир» в начале 70х годов, имела  радиус реагирования 2700м – т.е. у западного образца превосходство более чем в 2 раза. Безусловно, названные значения радиусов реагирования являются в значительной степени теоретическими, и реальные радиусы реагирования ССН меньше и зависят от условий. Однако это одинаково справедливо как для ССН Mk-48  так же и для «Сапфира» и других ССН торпед ВМФ СССР.
Что касается  «логических мер защиты» ССН «Сапфир» от средств гидроакустического противодействия (СГПД) и их «эффективности» - то пусть это необоснованное заявление остается на совести моих оппонентов.  До начала 80х годов  технологические возможности реализации эффективных схем защиты от СГПД ССН торпед отсутствовали, как в западных странах,  так и в СССР.
ССН «Водопад» (1980г.).
Не смотря на то что «успешно» прошла испытания и была принята на вооружение, при выполнении стрельб на флоте продемонстрировала значительные ограничение (вплоть до полной потери боеспособности) своих ТТХ в целом ряде условий ее применения.
Мои оппоненты заявляют о «соответствии ССН «Водопад» техническому заданию» «в умеренных и глубоководных районах».  Однако, и это не так. Все зависит от условий выполнения стрельб. Даже в глубоководных районах, в целом ряде условий, о соответствии  ССН «Водопад» техническому заданию  говорить не приходилось …
Причина различия результатов испытаний и реальной работы на флоте известна – «тепличные условия испытаний». Например, один из моих оппонентов, Ю.Н.Бухалов пишет: «Специфика гидрологии акваторий Черного моря вблизи Крымского побережья в этот период связана с образованием довольно мощного подводного звукового канала (ПЗК), при расположении глубин его оси в верхнем стометровом слое. Глубины торпед и целей обычно находились в этом же слое. Специалистам-акустикам хорошо известно, что при работе вблизи оси ПЗК … наблюдается значительное увеличение аномалии распространения, что приводит к усилению сигнала»  («ЦНИИ «Гидроприбор» и его люди за 60 лет», т.3.)
Положительная аномалия распространения звука – это не только  усиление сигнала средой, в тех условиях это обеспечивало и существенное снижение уровня помех воздействующих на ССН. И в таких заведомо идеальных условиях производились испытания…
С учетом того, что батисферные исследования работы ССН «Водопад» в условиях интенсивной реверберационной помехи ЦНИИ «Гидроприбор» проводились с 1970г., возникает вопрос о том, почему из программы испытаний торпеды УСЭТ-80, предшествовавших принятию ее на вооружение, были исключены условия, при которых недостатки ССН были бы своевременно выявлены.  Безусловно, в этой ситуации очень много вопросов и к представителям ВМФ, особенно 28 ЦНИИ ВМФ. Начальник отдела эксплуатации торпедного оружия 28 ЦНИИ ВМФ Бозин Л.М.: «Реального вклада в разработку систем самонаведения в 70х-80х годах ученые Военно-морского института не внесли. Писали какие-то НИРы, отчеты, заключения. И на том спасибо. А смотрели туда куда показывают. А показать разработчики могли только то что имели: результаты работ на Черном море…
Необходи¬мость замены аппаратуры самонаведения стала не¬сомненной: торпеда часто в упор не видела цели. Это была действительно круп¬ная неудача. Все это долж¬но было бы быть выявлено лет 6-8 тому назад на этапе заводских испытаний. Организация испытаний торпедного оружия … была не на должном уров¬не.»

Ссылка моих оппонентов на то что и ряд западных торпед имели проблемы с наведением на цели на мелководье несостоятельна. Проблемы у них, разумеется, были, однако их уровень и сложность не шли ни в какое сравнение с тем провалом, который мы получили с ССН «Водопад». Причина этого в том, что западные ССН имели ряд эффективных способов защиты от реверберационной помехи (отражений от поверхности, объемных неоднородностей и особенно дна), отсутствовавших в ССН «Водопад», и их сигналы были значительно более приспособлены к работе в этих условиях.
При перечислении «имен талантливых конструкторов - разработчиков акустических торпедных ССН» мои оппоненты не сказали  то, что на пути развития ССН существовали существенно различные мнения, в том числе и у названых лиц. В первую очередь это касается Ю.Б. Наумова (в группу которого входил и Шехин В.Н.).
В середине 60х годов началась разработка ССН для перспективной торпеды ВМФ. Эта работа проходила в условиях личного конфликта руководителей конкурирующих разработок Ю.Б.Наумова и Д.П.Климовца.
Ю.Б. Наумов являлся сторонником мощных однолучевых ССН с максимальным методом пеленгования, в числе мер обеспечения помехоустойчивости которых была реализация узкой диаграммы направленности главного «луча» ССН и низкого уровня его боковых лепестков. Обзор пространства обеспечивался движением торпеды по сложной траектории. Для обеспечения максимального радиуса реагирования ССН была применена очень мощная низкочастотная зондирующая посылка в звуковом диапазоне (то есть ниже 20 КГц – рабочей частоты ССН торпеды Mk-48 и много ниже рабочей частоты остальных западных ССН).
Д.П.Климовец разрабатывал ССН с реализацией равносигнального метода пеленгования, что достигалось формирование 2 разнесенных на определенный угол диаграмм направленности в обеих плоскостях. Простота этого метода при наведении на цель имела негативную сторону – значительно меньшую помехоустойчивость в сравнении с однолучевой ССН. В.Н.Шехин: «У равносигнальной ССН Д.П.Климовца тоже была своя ахилессова пята – помехоустойчивость» («ЦНИИ «Гидроприбор» и его люди за 60 лет», т.3.).
В 1965-1966гг. в ходе батисферных испытаний в Японском море ССН Наумова продемонстрировала выдающиеся результаты – радиус реагирования по ПЛ пр. 613 составил 2500-3000м (что «в 3-5 раз превышало дальности существовавших в то время противолодочных систем»), после чего параметры сигналов Наумова были применены и Климовцом. «Попутно были получены данные по отражающей способности  некоторых надводных кораблей и их кильватерных следов при различных ракурсах, а также дальности действия противолодочного гидролокатора по этим целям. В отличии от известного способа самонаведения на надводный корабль по его кильватерному следу с помощью вертикального гидролокатора, Ю.Б.Наумов стремился обеспечить возможность самонаведения на эти цели посредством противолодочного гидролокатора в активном режиме, то есть сделать ССН полностью универсальной»  («ЦНИИ «Гидроприбор» и его люди за 60 лет», т.3.)
Однако, не смотря на хорошие результаты работы в дальней зоне, в ближней зоне ССН Наумова теряла цель. Завершить разработку доработанной ССН с фазовым каналом ближнего наведения Наумову не дали, от проектирования ССН торпед он в 1974г. был отстранен. Одной из причин такого решения  была проводимая им работа по отработке наведения на надводные цели своей противолодочной ССН. К дальнейшей разработке была принята ССН Климовца.
Однако параметры сигналов Наумова, определенные с учетом высокой помехоустойчивости его ССН, были неприменимы в ССН Климовца из-за заведомо необеспеченной помехоустойчивости. Для  ССН торпеды УСЭТ-80 их применение  имело крайне тяжелые последствия, вплоть до полной потери боеспособности ССН в условиях интенсивной реверберационной помехи. Чем ниже частота зондирующей посылки и выше мощность – тем выше реверберационная помеха, и в схеме автоматического регулирования усиления ССН эта помеха полностью «перекрывала» усилитель, делая ССН «глухой». Фактически торпеда сама «глушила» себя собственным импульсом гидролокатора …
Бозин Л.М.: «Командир соединения подводных лодок 3-го поколения адмирал Томко, отправлял лодки на боевую службу с тяжелым чувством. … Зная, что торпеды не наводятся на цель, при выполнении боевого упражнения он так расположил стреляющую лодку и цель, что промахнуться было невозможно. А торпеда все равно не увидела цель…»
В условиях провала с ССН «Водопад» ВМФ СССР был вынужден до начала 90х продолжать закупать торпеды с морально устаревшими ССН «Сапфир» и форсировать работы по принятию на вооружение ССН «Керамика» (имеющей американский «исходник» середины 60х).
ССН «Керамика», первоначально «воспроизведенная на отечественной элементной базе» («ЦНИИ «Гидроприбор» и его люди за 60 лет»),  с американской торпедой Mk-46, ставшей у нас МПТ-1 (1983г.). Провал с ССН «Водопад» на новейшей торпеде УСЭТ-80 вынудил установить на нее ССН «Керамика» (торпеда УСЭТ-80К, 1989г.).
Что касается проведения значительной модернизации этой ССН – разумеется, работы велись, однако ряд ограничений конструкции «исходного образца» (ССН торпеды Mk-46 середины 60х) не позволяли обеспечить значительное увеличение ТТХ «Керамики» и соответствие ее современным требованиям в 80х-90х годах.
Точка зрения автора заключается в том, что результатом работ по разработке ССН должна является серийная, освоенная на флоте торпеда, подтверждающая свои ТТХ при выполнении стрельб в реальных условиях применения. Образно говоря, это  «взгляд на ситуацию из  торпедного отсека и центрального поста подводной лодки».
Мои оппоненты «результатом» видимо считают проведение большого объема НИОКР и результаты стрельб выполненных в заведомо идеальных условиях…
Непонятно следующее заявление моих оппонентов:  «Что касается современного уровня наших разработок по сравнению с Западом, … «...отстали мы по одной простой причине: те ОКР, которые были начаты в 80-е годы, должны были завершиться в 90-х, что позволило бы нам как минимум достигнуть паритета. Но из-за распада СССР, приведшего к нарушению существовавшей кооперации, и слабого финансирования мы выходим на этот уровень только сейчас, опоздав более чем на 10 лет».  Из этого следуют очевидные выводы, что не только паритета в 80х годах  не было, и его собирались достичь в 90х «по результатам ОКР начатых в 80е годы». Главное же - на уровень обозначенный в данных ОКР ЦНИИ «Гидроприбор» «выходит только сейчас».
Этот уровень ОКР (техническому заданию  которых более 20 лет!)   ни в коем случае не может считаться современным, так как на рубеже XXI века за рубежом  произошел переход к принципиально новым ССН торпед, с радикально улучшенными ТТХ: «использование широкой полосы (около октавы) … процедуры сжатия длительности сигнала, … обнаружения целей при помощи излучения сигнала малой мощности, … сложная форма огибающей сигнала со случайным заполнением и широкая полоса частот. При этом излучение торпеды не обнаруживается целью» - доклад конференции UDT, 2001 г.
Есть ли у нас проблемные вопросы в разработке и серийном выпуске ССН соответствующим современным требованиям? Безусловно, особенно в части ограничений по элементной базе. Однако их разрешение реально и  соответствующие технические задания НИОКР должны быть основаны не на условиях 80х годов прошлого века, а на современных требованиях, сформированных уже в XXI веке.

Третье. К противокорабельным ССН с наведением по кильватерному следу.
Моими оппонентами показано, что недостатки ССН с вертикальным лоцированием кильватерного следа (ВЛКС) им прекрасно известны, и есть способы их разрешения. Да, есть. Вопрос лишь в том, почему на серийных торпедах разработки ЦНИИ «Гидроприбор» «УСЭТ-80 (1980г.), 65-76А (1991г.), и других» («ЦНИИ «Гидроприбор» и его люди за 60 лет»), применяются не новые способы работы по кильватерному следу, а давно морально устаревшие решения аппаратуры Парфенова с ВЛКС (разработки середины 60х годов). И речь в статье «Морское подводное оружие: проблемы и возможности» шла именно об этом. Решения есть, и уже давно, однако вместо их реализации имеем установку устаревших образцов. Странная позиция, особенно с учетом того, что моим оппонентам «меры же противодействия торпеде с подструйной ССН, … используемые в ВМС США … хорошо известны, так же, как и их эффективность».
Повторюсь – не смотря на ряд достоинств (перечисленных моими  оппонентами) ССН с ВЛКС, она обладает рядом серьезнейших недостатков, главным из которых является то, что позиции стрельбы такими торпедами крайне малы (много меньше торпед с другими типами ССН, при прочих равных условиях). Если говорить о конкретных образцах МПО ВМФ, то позиции стрельбы, например торпедами 53-65К находились в зоне эффективного поражения американского противолодочного ракетного комплекса (ПЛРК) «Асрок» (созданного на 10 лет раньше 53-65К), и в случаях благоприятной гидрологии наши подводные лодки, ожидал фактически расстрел.

Четвертое. К  взаимоотношениям   разработчиков МПО.
В статье «Пример необоснованной критики. Создатели отечественных торпед  возмущены и протестуют» утверждается: «…работоспособность ССН этой торпеды [УГСТ], по нашему мнению, пока оставляет желать лучшего».
Данные высказывания официальных представителей ОАО «Концерн «Морское подводное оружие - Гидроприбор» по отношению к единственному образцу торпедного оружия РФ, имеющему высокие ТТХ соответствующие современным требованиям – торпеде УГСТ, и более того, предлагаемой самим Концерном на экспорт, представляется как минимум странными.
Есть ли недостатки у УГСТ? Есть! Например применение буксируемой катушки телеуправления, что сильно ограничивает возможности торпеды -  полностью ее боевой потенциал может быть раскрыт только с шланговой катушкой. Однако эти вопросы достаточно просты, и могут и должны быть разрешены в короткие сроки.
Если же вернуться к вопросу ССН разработки ГНПП «Регион», то по оценке ряда специалистов ВМФ, наиболее совершенной ССН МПО ВМФ к началу 90х была ССН авиационной противолодочной ракеты АПР-3 (разработка ГНПП «Регион»).
Вопрос терминологии ССН авиационных противолодочных ракет АПР-1 и АПР-2 (самонаведение или «автоприцеливание») – не более чем софистика, тем более что по этому вопросу представители ЦНИИ «Гидроприбор» ранее уже высказывались: «Нельзя сказать, что специалисты ЦНИИ "Гидроприбор" оказались единственными в стране разработчиками систем самонаведения подвод¬ного морского оружия. Аналогичные задачи решались с конца 60-х гг. в ГНПП "Регион", где начали разрабаты¬ваться авиационные противолодочные ракеты (АПР), которые оснаща¬лись ССН, работающими по следующей схеме. После попадания в воду ракета планирует по "спирали", без включения двигателя. Этот режим используется ССН ракеты для поиска и обнаружения ПЛ-цели при ми¬нимальном уровне собственного шума. Обнаружив ПЛ-цель, ССН фик¬сирует (пеленгует и запоминает) направление на нее. После обнаруже¬ния цели включается двигатель ракеты, при этом резко возрастает ходо¬вая помеха и ССН "глохнет"; однако, запомнив направление на ПЛ-цель, ракета движется в этом направлении и, подойдя на близкое расстояние, повторно обнаруживает ПЛ-цель своей ССН и осуществляет наведение на нее. Общие принципы действия ССН в подводных ракетах такие же, как и для ССН торпед. Конструктивные, схемо-технические, программные и аппаратные решения естественно отличаются, как это и бывает у двух разных разработчиков.» («ЦНИИ «Гидроприбор» и его люди за 60 лет» 2003г.)
Необходимо отметить, что изложенное в статье «Морское подводное оружие: проблемы и возможности» относятся к общей ситуации в подводном оружии, и критические оценки автора имели место не только в отношении ЦНИИ «Гидроприбор», но и ряда других организаций, например 28 ЦНИИ ВМФ СССР и ГНПП «Регион» (по суперкавитирующей торпеде ВА-111 «Шквал»).
Проведение разработок ССН в ГНПП «Регион» (торпеде УГСТ, малогабаритной торпеде и антиторпеде комплекса «Пакет», авиационной противолодочной ракете АПР-3) - безусловно благо, и позволяет надеяться что история 70х-80х  с проблемами разработки ССН «Водопад» и «Керамика» в будущем не повториться.
Разумеется, возможно это, только при условии проведения объективных сравнительных испытаний ССН различных разработчиков в реальных условиях (в т.ч. в условиях гидроакустического противодействия современных средств помех). Если обратиться к истории то первый и последний раз сравнительные испытания двух конкурирующих ССН у нас проводились  в 1961г.(!) Один из разработчиков и участников В.Н.Шехин писал об этом: «Уникальный случай в отечественном торпедизме – сравнительные  квалификационные стрельбы по выбору ССН, которых до и после этих стрельб больше не было. Нет и сейчас» («ЦНИИ «Гидроприбор» и его люди за 60 лет» т.3)
К «монополизации» работ по МПО в ЦНИИ «Гидроприбор». Мои оппоненты заявляют: «монополизация, на наш взгляд, является и позитивным фактором, … При этом сейчас, кроме ОАО «Концерн «МПО - Гидроприбор», фактически нет альтернативных предприятий, способных на должном уровне разрабатывать современные образцы МПО». 
Уже одно то что самой массовой торпедой ВМФ СССР стала инициативная разработка другого разработчика - КБ завода им.Кирова (г.Алма-Ата) – торпеда 53-65К говорит о наличии явных недостатков в  прошлой работе «монополиста».
Одной из острейших проблем отечественного МПО является состояние противоминной обороны (ряд аспектов которой были рассмотрены в статье  «Флот начинается с тральщика» (№9 2010г.)
Однако к представленному на Военно-морском салоне 2009г. противоминному самоходному телеуправляемому подводному аппарату  ОАО «Концерн «Морское подводное оружие - Гидроприбор» не имеет никакого отношения, его разработка производилась совсем другими организациями. При этом из противоминных средств, ОАО «Концерн «Морское подводное оружие - Гидроприбор» имеет в предложениях, на своем официальном сайте, только контактные тралы. Средства борьбы с донными минами отсутствуют полностью …
Мне могут возразить, –  ведь на официальном сайте находятся экспортные предложения.
Разумеется, это так. Однако экспортный рынок является одним из показателей благополучия предприятия, подтверждением его современного уровня…  Более того, недостатки МПО не могут не сказываться на экспортной привлекательности его носителей, применительно в торпедному оружию – в первую очередь на подводных лодках…
Если же вернуться к вопросу ССН торпед, если бы их разработке в 60х-80х годах в качестве головных исполнителей принимали участие и специализированные организации по гидроакустике (например конкурсная разработка ССН в ЦНИИ «Морфизприбор»), то никакого «провала» с ССН торпеды бы не было. Залогом этого является целый ряд образцов высокочастотной («малой») акустики выполненных этими организациями, прекрасно показавших себя  на флоте, обладавших отличными ТТХ и реальными высокими боевыми возможностями. К большому сожалению, сказать так про разработки ЦНИИ «Гидроприбор» возможно далеко не всегда … Логично так же было бы предположить, что в условиях конкуренции и уровень разработок самого ЦНИИ «Гидроприбор» был бы значительно выше – потенциал для этого имелся.
Сегодня мы наблюдаем значительное изменение принципов современной войны на море. Технологический прорыв 90х-2000х в разработке ряда направлений развития ВиВТ (особенно гидроакустики) ставит вопрос о существенно другой тактике и облике морских ВиВТ. Характер изменений в подводной войне произошедший за последние 2 десятилетия в полном объеме не осознан не только нами но и за рубежом, не смотря на огромное количество исследований и испытаний.
Выработка адекватной концепции развития ВиВТ возможна только после тщательно изучения возможностей новых боевых и сетецентрических систем, их испытаний в реальных условиях.
Решение проблемы МПО в комплексе, с учетом современных требований, невозможно «внутри» отдельно взятой «фирмы». Необходимо сотрудничество и здоровая конкуренция всех разработчиков занимающихся тематикой МПО, гидроакустикой, связью и в том числе и близкой гражданской тематикой. Например, говоря о перспективах подводных роботов. нельзя пройти мимо уникальных наработок ИМПТ ДВО РАН (г.Владивосток).
И это далеко не единственный пример.
Вообще здесь затронута одна из самых острых проблем нашего ОПК – узкая специализация организаций занимающихся разработкой ВиВТ. Разработка ряда образцов ВиВТ требует проведения гораздо более широких работ чем это возможно в «узких рамках» отдельных «фирм», унаследованных нами от ВПК СССР. Особенно остро этот вопрос встает в связи с необходимостью разработки сетецентрических систем, тесного взаимодействия различных организаций и эффективной координации таких проектов.
Обычно эти вопросы «отдавались военным». В частности в ВМФ СССР и РФ это в первую очередь 1 ЦНИИ. Однако по эффективности решения ими задач очень много вопросов и по прошлой работе, а с учетом нынешнего сокращения, вопрос координации разработок ВиВТ встает крайне остро.
Видимо одним из решений должно стать расширение тематики работ в рамках концернов  ОПК, проведение инициативных разработок, в т.ч. концептуальных, аналогично крупным западным организациям ОПК (например «Рейтеон»).

Пятое. Электрическая торпеда или тепловая?
Точка зрения моих оппонентов: «Не исключено, что если бы после принятия на вооружение ВМФ электроторпеды УСЭТ-80 финансировались работы в электрическом направлении, мы сейчас могли бы иметь торпеду, соизмеримую по ТТХ с тепловой.»
Не могли! И главной причиной этого является отсутствие в РФ в обозримой перспективе промышленного выпуска современных высокотехнологичных одноразовых батарей на паре алюминий-окись серебра, являющихся «сердцем» всех современных электрических западных торпед - DM2A4, MU90, F21, «Блэк Шарк» (естественно, при сохранении и «теплового направления» - торпеды Mk-48 mod6 и 7, Mk-54, «Спирфиш»).
Можно сколько угодно перечислять преимущества электрических торпед, но все они перечеркиваются для нас уже одним их недостатком - развитие средств обнаружения ПЛ крайне остро поставило вопрос  о необходимых позициях стрельбы по дистанции, и электрические торпеды с старыми типами батарей (что имеем мы) не в состоянии выйти на уровень современных требований.
По тепловым торпедам калибра 53 см на унитарном топливе мы  имеем – с  1986г. разрабатывается торпеда «Физик» (и ее экспортная версия УГСТ). Торпеда имеет соответствующие современным требованиям ТТХ (с перспективой их значительного повышения). Имеются также и некоторые недостатки (например буксируемая катушка телеуправления), которые, однако, могут и должны быть устранены в короткие сроки. Более того, существует реальная возможность установки этой  торпеды на кораблях боевого состава с минимальной доработкой.
Сравнение ТТХ современных торпед.
Образец                                  Силовая установка Длина, см Масса, кг Максимальная скорость, узлов Максимальная дальность, км
Mk 48 mod 6, США                        тепловая      5860      1678                           60                                               50
Spearfish, Великобритания           тепловая        7000       1850                           65                                               54
УГСТ, РФ                                        тепловая      7200       2200                         50                                               50
ТЭ2, РФ                                        электрическая         7900       2400                          45                                                25
Black Shark, Италия                       электрическая        6300       1265                         52                                                50
DM2A4, Германия                     электрическая        6600      .                             50                                                50
Возникает вопрос - для чего, при наличии сегодня современного образца МПО – торпеды «Физик» производить параллельную разработку тяжелой электрической торпеды, причем заведомо в условиях, когда по отсутствию необходимых батарей не может быть обеспечено соответствие ее ТТХ современным требования?
Причем, не смотря на то, что транспортные характеристики для легких торпед менее критичны, чем для тяжелых,  новая малогабаритная торпеда (ТТ-4) разработки ЦНИИ «Гидроприбор» имеет не электрическую а тепловую ЭСУ на унитарном топливе.
При опубликовании  в книге «ЦНИИ «Гидроприбор» и его люди за 60 лет» т.3 мемуаров одного из самых уважаемых и заслуженных наших торпедистов Колядина П.К. они были значительно купированы, с удалением всех критических замечаний Петра Кузьмича по электрическому направлению развития торпед ВМФ. Например, разговор Колядина П.К. с директором ЦНИИ «Гидроприбор» Исаковым Р.В. (середина 80х):
«я задал Радию Васильеви¬чу вопрос:…
Радий Васильевич, немного подумав, про¬должал: «Вы, пожалуй, правы! Ведь прагматич¬ные американцы не про¬ектируют электрических торпед! У них МК-48 вот уже несколько лет мо¬дернизируется под новые ТТХ, используя модуль¬ную конструкцию! Мы также могли бы пойти по этому пути: модернизи¬руя одну торпеду, ис¬пользуя задел и получая совершенную торпеду с минимальными затрата¬ми. А какая выгода в эк¬сплуатации, обслужива¬нии, освоении и т.д.?! Ведь громадная эконо¬мия средств, которые можно было бы исполь¬зовать по другому назна¬чению, не снижая оборо¬носпособности именно по этому виду оружия».
- «Так в чем же дело?» - спросил я.
- «Дело то вот в чем: наш Начальник главка Левченко Марат Петро¬вич - Экономист. Когда я был назначен директо¬ром института, на рас¬смотрении перспектив развития торпедной от¬расли, мною было пред¬ложена концепция раз¬вития тепловой торпеды в ущерб электрической. Все доводы сводились к преимуществу тепловых торпед. Но Начальник главка был категоричес¬ки против, дело доходи¬ло до оскорблений и уг¬роз снять меня с занима¬емой должности. Я сдал¬ся. Слишком не равны «весовые категории».
А суть сводилась к простому. Левченко М.П. пришел в Главк с завода «Дагдизель». Многопрофильный за¬вод, один из самых боль¬ших в отрасли, изготав¬ливал электрические торпеды, по трудоемко¬сти они были в 3-4 раза меньше, чем тепловые, а по стоимости на полтора порядка дороже..»

В общем-то добавить к этому нечего …
В наших условиях, до появления надежных энергоемких источников питания, электрические торпеды имеют смысл только как модернизация с продлением сроков технической пригодности ранее выпущенных торпед. При этом, с учетом финансовых и производственных ограничений, целесообразно иметь на вооружении ВМФ 2 типа тяжелых торпед: закупка новых тепловых УГСТ/«Физик» и модернизация (с установкой шлангового телеуправления, заменой ССН, батареи, ряда других комплектующих) ранее выпущенных торпед УСЭТ-80.
Необходимо коснуться еще одного рудимента Второй мировой войны в нашем торпедном оружии – шпиндельного (механического) ввода данных. Из-за ряда его недостатков, на западных торпедах от него отказались еще в 50х годах. Электрический ввод данных на торпеде УСЭТ-80 был реализован через ракетный агрегат ввода данных АРВД. Однако сегодня, для оружия применяемого из торпедных аппаратов, нет никакой необходимости в таком сложном и дорогостоящем агрегате. Реализация устройства аналогичного западным А-кабелям ввода данных в торпеды позволяет не только упростить устройство и уменьшить его стоимость, но и обеспечить применение торпеды УГСТ («Физик») с кораблей 2 поколения (а также ДЭПЛ 3 поколения проекта 877), с минимальной их доработкой и значительным повышением боевых качеств.

Шестое. К средствам обнаружения и целеуказания МПО.
Что касается вопросов обнаружения целей и целеуказания (в связи с традиционным отставанием нас в этих вопросах) то, по мнению автора, задача применения оружия на большую дистанцию может и должна быть разрешена для большинства тактических ситуаций действий сил ВМФ. Вопрос этот достаточно объемный и требует как минимум отдельной статьи.  Однако, с учетом того что по нему (и применению противолодочных ракет – ПЛР) прозвучали критические замечания в статье А.Н.Луцкого «Срочно требуются подводные роботы и противоторпедная защита» (№32): «ПЛР 86р и 83р. Да, скорость и дальность у них хорошие, но где взять целеуказание (ЦУ)? …»,  и особенно с учетом   «Естественно, приоритет в дальности взаимного обнаружения (с учетом шумности и ракурса) и в первом залпе в пользу неприятеля. Кроме того, позиции его стрельбы оказываются вне пределов эффективной дистанции нашего ответно-встречного двухторпедного залпа» (там же), вопросов обнаружения и целеуказания оружию необходимо коснуться хотя бы вкратце.
Вследствие отставания в скрытности и акустике отечественных ПЛ, у нас сформировался «комплекс неполноценности»: «малошумность это все» и «кто первый обнаружил – тот и победил». Причем наш «вероятный противник» во времена холодной войны делал все что бы данный «комплекс неполноценности» утвердить и закрепить.
Для себя же проблему «первого залпа противника»  ВМС США решили еще в середине 50х годов - наличием большого боекомплекта эффективных средств противоторпедной защиты – гидроакустического противодействия (СГПД) обеспечивавшие, при своевременном их применении, надежное уклонение от внезапной атаки противника.  Характеристики ГАС (в том числе активных трактов) и оружия обеспечивали эффективное ответное применение оружия при продолжении боя с большой дистанции. Одной из причин исключительного внимания ВМС США к СГПД было значительное отставание в скрытности первых ПЛА от дизель-электрических ПЛ (ДЭПЛ). т.е. первый залп в большинстве случаев был за ДЭПЛ. А наличие большого количества ДЭПЛ в составе ВМФ СССР ставило вопрос выживания в дуэльных ситуация ПЛА ВМС США крайне остро. Соответственно, с середины 50х годов  ВМС США был выработан ряд мер для разрешения этой ситуации (в первую очередь СГПД), и с конца 50х годов решив проблему «дуэлей» с ДЭПЛ ВМС США прекратили их строительство.
К большому сожалению,  в ВМФ СССР это должным образом воспринято не было.  Ряд вопросов есть как к эффективности некоторых образцов СГПД ВМФ СССР, так и к недостаточному количеству их на борту. Так например в статье «Срочно требуются подводные роботы и противоторпедная защита» отмечалось: «нынешние средства противоторпедной защиты (ПТЗ) отечественных ПЛ неэффективны против современных зарубежных торпед».
Более того – ССН торпед последнего поколения (с сверхширокополосным сигналом и режимом скрытной гидролокации) ставят вопрос о принципиальной возможности эффективного противодействия им СГПД. Развитие ССН торпед требует сегодня применения в контурах противоторпедной защиты наряду с СГПД и антиторпед. Более того – в ряде тактических ситуаций речь может идти об антиторпеде как о единственно эффективном средстве ПТЗ.
Взаимные дальности обнаружения подсистемами шумопелегования ГАС подводных лодок сегодня могут составлять от нескольких десятков километров до нуля  (т.е. столкновения ПЛ). Это требует особого внимания к активным средствам освещения обстановки - гидролокаторам, как к средству обеспечивающее гарантированное вскрытие обстановки и целеуказания в бою. Применение некоторых современных подходов, например, широкополосных сигналов, обеспечивает надежную помехоустойчивость. Сегодня, также, резко возросли возможности современных гидролокаторов по освещению обстановки в условиях сложной гидрологии.
Применение ПЛ активных средств освещения обстановки  (гидролокатора) нарушением скрытности уже не является, т.к. в ситуации когда на нас идут торпеды скрытности уже нет, и лучший способ ее восстановить – точным применением оружия уничтожить противника. И в этом крайне важна роль эффективного широкополосного гидролокатора и скоростного подводного оружия – противолодочных ракет.
Скрытность нашей ПЛ в данном сценарии может быть существенно повышена применением средств освещения обстановки с подводных роботов или системы освещения обстановки (СОПО) на ТВД.
Однако главным является другое, – недопустима сама ситуация «боксера с завязанными глазами по которому лупят бейсбольными битами», когда противник имеет возможность расстреливать нас своим оружием с безопасного для себя  расстояния.
Развитие средств обнаружения ПЛ делает противолодочные ракеты (ПЛР) – главным противолодочным оружием, как для надводных кораблей, так и для ПЛ.. Ряд проблемных вопросов по их эффективному применению в условиях недостаточно точного целеуказания имеют решения.
Возможность дуэльная ситуация ПЛ на «кинжальной дистанции» требует высокой скорости торпед. Уместно отметить, что 70 узлов рубеж для тепловых торпед у нас был взят еще в середине 60х. В обозримой перспективе максимальная скорость электрических торпед более 55-60 узлов представляется маловероятной.
Увеличение дистанций обнаружения ПЛ ставит на первый взгляд вопрос о целесообразности торпедных атак надводных кораблей с новыми ГАС. Однако применение ПКР в данной ситуации панацеей не является, так как многие из этих кораблей имеют эффективные средства ПВО. Увеличение количества ПКР в залпе для их «пробития» требует соответствующего увеличения «размерности» носителя - что мы наблюдаем, например, на АПЛ «Северодвинск». Однако таких ПЛ не может быть построено много …
С учетом критерия стоимость-эффективность ВиВТ флота,  скрытная торпедная атака надводных целей останется в морском бою и в будущем. Однако современные условия требуют значительного увеличения залповых дистанций торпед и (или) применения «промежуточного носителя торпедного оружия» - боевого подводного робота, способного сближаться с целью на меньшую дистанцию чем ПЛ.

Седьмое. История разработки торпедного оружия.
Мнение моих оппонентов о том, что разработки первых серийных наших пассивных ССН были основаны на отечественных предвоенных разработках  не соответствует действительности -   
«… принимал участие в разоружении немецкой торпеды Т-5, с которой была «срисована» САЭТ-50…
Когда мы в 1944 году разоружали немецкую самонаводящуюся торпеду Т-5, …  их первоначально за дураков приняли. И скорость у торпеды была маловата — 23 узла,.. и вообще за скорость они явно не боролись. Излучающую катушку неконтактного взрывателя намотали прямо на корпус торпеды. Ведь, казалось, можно ее врезать заподлицо. Ну и что? Врезали заподлицо — неконтактный взрыватель перестал работать. Чуть увеличили скорость — аппаратура оглохла. Тогда стали копировать 1:1. И только позже потихоньку-помаленьку улучшать. За пять лет удалось прибавить 6 узлов.»
(Р.Гусев «Такова торпедная жизнь»)
Совершенно непонятна ссылка моих оппонентов на работы Остехбюро 20-30х годов. Да, разработка торпед – одна из задач которая была поставлена перед этой организацией. Однако задача эта была провалена, флот оказался без современного торпедного оружия и в середине 30х годов был вынужден срочно закупать и копировать зарубежные  образцы торпед (45F и 53F). Не хотелось бы, чтобы ситуация повторилась снова, уже в XXI веке! Тем более что сегодня современную торпеду с полным комплектом протоколов и алгоритмов нам никто не продаст, и у нас нет иных вариантов, кроме как делать эту работу самим.

Восьмое. К путям развития нового морского подводного оружия.
Морское подводное оружие это не только торпеды. Это и мины, противоминные системы, противолодочные ракеты, боевые подводные аппараты и другие системы (например средства гидроакустического противодействия).
Однако сегодня мы имеем очень большие проблемы  с противоминной обороной (современные средства практически отсутствуют). К сказанному в статье «Флот начинается с тральщика»: «Необходимо: постройка перспективных ПМК пр. 12700 должны стать одним из наиболее приоритетных проектов ВМФ … модернизация находящихся в строю устаревших ПМК с оснащением их современными противоминными средствами … оснащение кораблей основных классов модульными контейнерными противоминными системами, установкой на штатные корабельные катера проектов 371, 1390 и новых типов – БЛ-820 и БЛ-680 средств поиска и уничтожения мин для решения ими задач рейдовых тральщиков (обеспечения выхода сил флота из баз) … разработка и принятие на вооружение НПА для ПЛ и кораблей основных классов, способный в т.ч. обеспечить борьбу с минной угрозой в ледовых условиях» необходимо добавить разработку низкочастотного гидролокатора для поиска самозарывающихся и заиленных мин (объектов). С учетом ограничений габаритов для размещения на носителях такой гидролокатор может быть только параметрическим.
Наше «минное наследие» основано на советских разработках, устарело и физически, а главное морально – изменились сами условия современной войны на море – сегодня требуется «новая минная война», образно говоря – «интеграция  мины, торпеды, ракеты, подводного аппарата и гидроакустического буя». Развитие противоминных систем остро ставит вопрос выживаемости мин старых типов  мин. Необходимо значительное повышение боевой устойчивости к действию сил ПМО противника для всех типов мин, а главное разработки и принятие на вооружение широкополосных и самотранспортирующихся мин, с  значительно улучшенными (на порядок и более) ТТХ.
Отдельным крайне интересным и необходимым ВМФ РФ направлением является создание широкого спектра необитаемых подводных аппаратов, в т.ч. боевых, решающих задачи:
• противоминная борьба (обнаружение и уничтожение мин, в т.ч. расходными противоминными аппаратами)
• боевой НПА (носитель систем обнаружения и оружия)
• НПА-разведчик - элемент региональной СОПО – обеспечение постановки позиционных средств, подсвета, взаимного обмена информации СОПО, носитель средств обнаружения ПЛ
• постановка минных заграждений
• борьба с НПА и СОПО противника
Т.е. существует большой пласт работ по тематике морского подводного оружия (в том числе по направлениям в которых образцы МПО с электрическими ЭСУ существенно превосходят тепловые). Ими бы и нужно заниматься ОАО «Концерн «Морское подводное оружие - Гидроприбор»…
Понимают ли это специалисты ОАО «Концерн «Морское подводное оружие - Гидроприбор? Понимают! Выдержка из интервью «Оружию России», от 30 июня 2009г.:  «оценивая перспективы развития современного подводного морского оружия, Глеб Тихонов отметил, что «в настоящее время началась эра другой подводной войны. Основой для ее ведения является наличие системы освещения обстановки на театре военных действий (ТВД) и высокоточное оружие.
При реализации этих принципов значительно увеличивается дальность и вероятность поражения противника. Поэтому современные торпеды должны обладать скоростью в пределах от 10 до 60 узлов и оснащаться датчиками приема обстановки на ТВД.
Создается совершенно новый тип подводного оружия – подводные роботы различного назначения и типа, которые предназначены для ведения разведки, борьбы с минами, поражения целей и решения других задач. Думаю, что в настоящее время нам необходимо сосредоточить усилия, в первую очередь, на уничтожении средств освещения надводной и подводной обстановки, а также создания ложной акустической обстановки»».

Поэтому вызывает удивление предложения моих оппонентов сосредоточить интеллектуальные и финансовые ресурсы предприятий не на самые востребованные направления  развития МПО …
Крайне важна роль координатора всей  работы по тематике МПО. Однако это, в том числе требует, уважения со стороны такой организации к другим разработчикам, интереса к их разработкам  и желание с ними сотрудничать.
И еще раз повторюсь –  в стране, и в концерне, имеется достаточно высокий уровень для разработки морского подводного оружия  на достойном и современном уровне.
Вопрос в организации и координации этой работы.
С учетом ряда острейших проблем МПО ВМФ все это не может не вызывать обеспокоенности. Не решив проблемы МПО мы ставим под вопрос целесообразность реализацию ряда крупных программ ВМФ (в том числе по МСЯС, атомным ПЛ) и боеспособность ВМФ РФ в целом  …

Отредактировано mina (2010-12-15 13:49:08)

147

mina написал(а):

ответ "возмущенным и протестующим" опубликован в урезаном виде:

теперь видимо подождем ответ "возмущенных и протестующих"  :)

148

За 62 года существования ОАО «НИИ мортеплотехники» создало энергосиловые установки для торпед всех калибров мощностью от нескольких кВт до нескольких МВт. При этом были созданы турбинные и поршневые двигатели, работающие как по открытому, так и по замкнутому термодинамическим циклам. Что касается топлив, то были исследованы на огневых стендах все возможные для применения торпедные топлива: жидкие, твердые, пастообразные, суспензии, гидрореагирующие, двух- и трехкомпонентные, а также монотоплива.
...
В настоящее время, как и в ракетной технике, никаких новых топлив, имеющих значимые преимущества по сравнению с освоенными, не просматривается.
Среди торпедных топлив представляют интерес для МПО три топлива:

— монотопливо типа Otto-Fuel II;

— керосин и маловодная перекись водорода;

— топливо типа Otto-Fuel II и водный раствор перхлоратгидрооксида аммония (ПХГА).
Несмотря на то, что две последние композиции энергетически превосходят монотопливо типа Otto-Fuel II примерно на 30-40%, по совокупности характеристик для торпед монотопливо лучше. При использовании монотоплива типа Otto-Fuel II энергосиловые установки существенно проще по конструкции, надежнее в работе и практически не требуют контроля со стороны личного состава как при хранении в течении многих лет, так и при использовании.
Тепловые торпеды, использующие монотопливо типа Otto-Fuel II, пожаровзрывобезопасны во всех условиях воздействия внешних факторов: пожаров, прострелов, сбросов и т.д.
Существующее в некоторых кругах ВМФ мнение о высокой токсичности топлива чрезвычайно преувеличено. При эксплуатации торпед личный состав ВМФ может столкнуться с проблемой токсичности топлива только в аварийной ситуации при разгерметизации топливного резервуара. Заметим, что за 40 лет обращения с топливом в ОАО «НИИ мортеплотехники» не было ни одного случая профессионального заболевания или отравления, несмотря на многократный прямой контакт с топливом. Торпедное оружие США, использующее топливо Otto-Fuel II, эксплуатируется в десятках стран мира на всех континентах. С экологической точки зрения попадание топлива в воду или на землю наносит минимальный ущерб. Оно тяжелее воды, не растворяется в ней, тонет, проникает в грунт и довольно быстро разрушается бактериями.
В ближайшей перспективе для образцов МПО – торпед, мин, антиторпед, самоходных средств гидроакустического противодействия – наилучшие транспортные и эксплуатационные характеристики могут быть получены на энергосиловых установках, использующих монотопливо типа Otto-Fuel II. Вполне перспективным может быть использование турбинной или поршневой установки на топливе типа Otto-Fuel II для аварийных анаэробных установок дизельных подводных лодок, а также для необитаемых подводных аппаратов с электродвижением.
...
Для анаэробных установок подводных лодок и исследовательских необитаемых подводных аппаратов с глубиной работы до 1500 м более энергетически эффективно использовать топливную композицию керосина и маловодной перекиси водорода. Продукты сгорания этой композиции обладают высокой температурой и хорошими теплофизическими свойствами. Использование этой топливной композиции возможно в установках с двигателем Стирлинга сравнительно небольшой мощности от 5 до 150 кВт, а в турбинной установке, работающей по циклу Ренкина, – без ограничения мощности по верхнему пределу.Владимир Федорович ГУРОВ – первый заместитель генерального директора ОАО «НИИ мортеплотехники»
Юрий Иванович САННИКОВ – заместитель генерального директора ОАО «НИИ мортеплотехники» по научной работе
http://www.oborona.ru/1437/1440/index.shtml?id=7113

Отредактировано mina (2010-12-16 12:16:56)

149

2 любопытных ветки на РПФ по торпедам:
50х-60х годов -
http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/0/co/122367.htm
новым -
http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/0/co/122303.htm

150

скажите mina, Вам известны хотя бы общие ТТХ зарубежных (амовских) СГПД? мне интересно - габариты/масса наших и ихних СГПД близки или заметно разнятся?