СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Торпеды

Сообщений 901 страница 930 из 1000

901

tramp написал(а):

на флот она практически не поступила, так как нашему флоту торпеда с лучшими в мире ТТХ и скоростью почти 70 узлов оказалась не нужна. Ей предпочли кислородную 53-65К.

53-65 уже успела себя зарекомендовать ТАК (неоднократные разрывы резервуаров окислителя) что флот от нее просто шарахнулся

перекись - да, можно эксплуатировать
но вот насчет "массово" - ХЗ-ХЗ
и делом может быть не только в "недостаточной подготовке", но и в "принципах бутерброда или домино"
как-то лично доводилось держать руки на манипуляторах ЛОХ - "успеть дернуть если полыхнет" (сигнализаторы О2 ямы (а фактически и 2 палубы) показывали 33%), причем в той ситуации он уже бы не помог, просто успеть "сбить интенсивность", что бы во 2м успели включить орошение
"палубой выше" было 9т перекиси ...
и это с отлично подготовленным экипажем, но скажим так - "замастерившимся", и в сочетании с очень тяжелым состоянием "железа" "вляпавшимся" по-полной

а вот "унитарку" - без проблем

Отредактировано mina (2015-08-04 10:17:10)

902

Об А-187
http://tass.ru/armiya-i-opk/2164060

903

Насколько я знаю, с замкнутым циклом тогда закончили. Это и понятно - 1000 м уже никому не надо, а ЭСУ получается сложнее и дороже, чем открытый цикл. На кислороде пыталась работать Алма-Ата, но это не выгодно, так как энергетика похуже, чем у перекиси. На унитарке турбина также до современных требований не дотягивает, хотя …

Поэтому Hamilton Sundstrand сделала турбину на Otto-fuel + НАР и англичане поставили ее на Spearfish. Сейчас что-то подобное делает Россия для Китая («В 2009 г. ОАО «НИИ мортеплотехники» заключил долгосрочный контракт с Китайской судостроительной корпорацией по разработке торпедной энергосиловой установки с турбинным двигателем» http://oborona.ru/1437/1440/index.shtml?id=3674).

Хотел дать ссылку на сайт «Гидроприбора», но она исчезла. Вот, что там было:

Тепловая пропульсивная система для универсальной торпеды калибра 533 мм.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТПС-53
Калибр ТПС, мм: 533
Длина ТПС, мм: 4100...5500
Масса ТПС, кг, до: 1400
Тип двигателя ТПС: газотурбинный открытого цикла
Максимальная мощность двигателя ТПС, кВ, до: 800
Тип движителя ТПС: водометный
Топливная композиция ТПС: жидкое топливо типа Otto-fuel; Otto-fuel + окислитель НАР

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОРПЕДЫ С ТПС-53:
Калибр, мм: 533
Длина, мм: 600...750
Скорость, уз.: от 30 до 65
Максимальная дальность хода, км: 60
Глубина хода, м: 8...400
Глубина стрельбы из ТА ПЛ, м, до: 300
Носители торпеды: ПЛ; НК

http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/112/112338.htm
у Spearfish как заявляется до 84 узлов, 650-мм или хотя 533мм преимущественно противокорабельная торпеда с такими транспортными характеристиками была бы кстати, ИМХО, наряду со стандартной универсальной торпедой на унитарном топливе..

На самом деле разница в энергетике между ровесницами 53-65А и 53-65К больше 30 %, так как кислородная торпеда делалась путем значительного урезания ЭСУ перикисной. Скоростной режим 68,5 узлов требовал дополнительной камеры сгорания и ПРА, плюс более мощных агрегатов. И разницу можно оценить уже процентов в 40.
Сами же писали про недостаточную дальность хода 53-65К. Если бы такая торпеда (45 узл, один режим) делалась на перекиси, то дальность хода увеличилась бы где-то на 7 000 м и вероятность догона резко бы возросла.

«Ходовые качества торпеды ДСТ (турбинная) превысили ходовые качества торпеды 65-76 (перекисная), имеющей равный калибр, на 16% (рис.8). Это объясняется тем, что применение однокомпонентного унитарного топлива, хотя и уступающего по калорийности топливам на основе Н2О2, позволяет увеличить объем топливного резервуара за счет сокращения числа резервуаров и существенного упрощения ЭСУ. Другими словами, преимущества конструкции ЭСУ с лихвой компенсируют недостаточную теплотворную способность этого топлива.»
В обсуждаемой работе есть один существенный недостаток. Авторы, когда им это выгодно, производят сравнение разных поколений торпед без учета прогресса в технологиях. На торпеде 65-76 стояла ЭСУ, скажем так, второго поколения – модернизированная немецкая турбинная установка им. партейгеноссе Вальтера. С уровнем технологий 50-х годов. На ДСТ – уже следующее поколение, соответственно, с более высокими характеристиками. Кроме того, и гидродинамика на ДСТ также была значительно более новой, чем у 65-76. Технологические улучшения дали преимущества по ПХК где-то 20, а то и 30 %. Таким образом вывод авторов оказывается несколько … спорным:))

http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/112/112340.htm

904

tramp написал(а):

Поэтому Hamilton Sundstrand сделала турбину на Otto-fuel + НАР и англичане поставили ее на Spearfish

есть веские основания полагать что англы от этого говна отказались (выигрыш по транспортным характеристикам действительно значительный, но кислота выедает тракт, и резко ограничивает возможность массовых торпедных стрельб)

tramp написал(а):

Сами же писали про недостаточную дальность хода 53-65К. Если бы такая торпеда (45 узл, один режим) делалась на перекиси, то дальность хода увеличилась бы где-то на 7 000 м и вероятность догона резко бы возросла.

там вопрос был не в дальности, а скорости
очень сильно предполагаю, что 53-65К так и осталась с неоптимальными V и Ет (по критерию максимальной Дз) потому что при их оптимизации она практически сравнялась бы по Дз с 53-65 (перекисной) - т.к. последнюю просто убивал двойной комплект агрегатов ГЭУ
в этом случае Ломоносов и 28НИИ оказывались просто с "спущенными штанами" - подчеркну 53-65К разрабатывала группа разработчиков численностью ВОСЕМЬ (!!!) человек

905

торпедная станция в Феодосии - http://fere-expertt.livejournal.com/5816.html

американский аналог более широкого профиля - http://www.public.navy.mil/subfor/under … yport.html

Отредактировано tramp (2015-08-09 03:56:53)

906

Фото торпеды 53-65К и транспортного контейнера для нее
http://s7.uploads.ru/t/EUmY0.jpg
http://s7.uploads.ru/t/QOJjS.jpg
http://s7.uploads.ru/t/NonwF.jpg
http://s7.uploads.ru/t/XlxwT.jpg
http://s2.uploads.ru/t/fEbRh.jpg
http://s7.uploads.ru/t/4XERb.jpg
http://s6.uploads.ru/t/Hur8Q.jpg
http://s2.uploads.ru/t/epgd7.jpg
http://s3.uploads.ru/t/5ouAB.jpg

907

Идиоты. Конченные. И они еще пытались захватить контроль над заводом.
http://vpk-news.ru/articles/26820
Российскому флоту – контрафактные торпеды?

Общее резюме по статье (письму):
1. Авторы письма очевидно представляют "местную группировку" (дагестанскую) стремившуюся захватить завод.
2. Схема их действий в СМИ была следующей:
01.06.2015 в газете "Версия" выходит статья «Торпедная атака Племянник главы Совбеза ставит под удар обороноспособность страны» (Надежда Попова), где "Дагдизель" показан с положительной стороны, однако не соответствующий действительности негатив вылит на Патрушева В.В. (Генеральный директор КМПО "Гидроприбор") и Патрушева Н.П. (...). Фактически это очевидная попытка "столкнуть"  "Дагдизель" и Генерального директора КМПО
22.06.2015 в той же "Версии" выходит статья «Дагдизель»: время стервятников История последних лет завода. На уникальном предприятии вскрыты факты растраты, воровства и госизмены Марат Хайруллин, с аналогичными письму в ВПК безграмотными "фактами", - фактически полномасштабная атака на новое руководство завода.
25.06.2015 - Собрание акционеров "Дагдизеля"
С учетом того что изделия "Дагдизеля" о которых идет речь в письме блестяще прошли развернутые испытания на СФ в 2012г. (с выполнением массовых торпедных стрельб, в т.ч. боевыми) и исключительными по успешности результатами инициативного ОКР "Ихтиозавр", но авторы писем в "Версию" и "ВПК" "не заметили" этих ФАКТОВ, в общем-то ясны их цели (да и кем это инспирировано тоже), - попытка банального захвата перспективного завода  (которая не получилась).
3. Само содержание письма явно свидетельствует о крайне низком уровне технической грамотности авторов письма. Были ли у "Дагдизеля" "грехи"? Да были! Но эти авторы даже их привести не смогли, вместо этого измышления просто технические невозможные. ССН "Водопад" (бб 3.536.080) физически невозможно "переделать" в ССН "Керамику" - это абсолютно разные ССН, которые разделяют не только более чем 10 лет между разработкой, но и совершенно иные технические параметры (мощность - в два десятка раз, рабочая частота в два раза).
4. По ситуации была написана статья «Торпеды «Дагдизеля» http://vpk.name/news/134675_torpedyi_dagdizelya.html
лицо в комметариях "Рыхлый папа" с Р0,9 то же что и "Макс Файр" у Милашиной в комментах http://www.novayagazeta.ru/inquests/59167.html

Отредактировано mina (2015-09-01 12:29:43)

908

Интересно, а как  скоро могли бы создать у нас гидравлические ТА в случае постановки такой задачи, например, для создаваемых АПЛ, вместо воздушных, и потребовалась ли адаптация боезапаса имеющихся торпед для применения из нового типа ТА?

909

tramp написал(а):

Интересно, а как  скоро могли бы создать у нас гидравлические ТА

начали еще в конце 30х (ЕМНИП тема называлсь "Слон")
появились на 705 (но с рядом недостатков)
массово - на 3 "колене" АПЛ

910

Срок разработки непосредственно для конкретного проекта неизвестен, и вообще, насколько сложным было создание подобных ТА, возможно при повышении степени интереса это могло произойти в более короткие сроки, ведь наряду с электровводом данных в торпеды и их телеуправлением это решение повышает в комплексе эффективность торпедного оружия, за счет малошумности пуска торпед.

911

tramp написал(а):

это решение повышает в комплексе эффективность торпедного оружия, за счет малошумности пуска торпед.

это если специальные малошумные силовые установки ТА (как на западе)
к нам это не относится

912

При постановке четкой задачи и наличии сведений о заказанном техническом решении это будет проблемно реализовать в заданные сроки?

913

tramp написал(а):

При постановке четкой задачи и наличии сведений о заказанном техническом решении это будет проблемно реализовать в заданные сроки?

нет
более того, это уже успешно реализовано
но для "полномасштабного решения вопроса" без "вывода на торец пирса" не обойтись

914

А в 60-е годы, ко второму поколению АПЛ для их массового оснащения наряду с ДЭПЛ можно было бы закончить работу?

915

tramp написал(а):

А в 60-е годы, ко второму поколению АПЛ для их массового оснащения наряду с ДЭПЛ можно было бы закончить работу?

зачем? если у нас торпеды были очень шумные
кроме того, малошумная гидравличнская система стрельбы даже на западе - это 80е

Отредактировано mina (2015-09-02 10:08:37)

916

Очевидно, что подход должен быть комплексным, т.е. необходимо решение о работе по снижению шума как самих ПЛ, так и их оружия, например, по итогам создания первых АПЛ с их уровнями шумов, и вместо ВАХ-68 должны быть какие-нибудь ВАХ-62, хотя бы в упрощенном виде, отсюда и НИОКР по АПЛ и торпедам, а также ТА, иначе нет смысла.

917

Такая информация с "Военно-промышленного курьера".
В редакцию газеты «ВПК» пришло письмо следующего содержания. В период с 2007 по 2014 год ОАО «Завод «Дагдизель» (город Махачкала) при изготовлении электрических торпед УСЭТ-80 (изделий 2503) использовало устаревшие покупные комплектующие, поступившие от изготовителя – ОАО «ТНК «Дастан» (город Бишкек).
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/26820

918

vmart2005 написал(а):

Такая информация с "Военно-промышленного курьера".В редакцию газеты «ВПК» пришло письмо следующего содержания. В период с 2007 по 2014 год ОАО «Завод «Дагдизель» (город Махачкала) при изготовлении электрических торпед УСЭТ-80 (изделий 2503) использовало устаревшие покупные комплектующие, поступившие от изготовителя – ОАО «ТНК «Дастан» (город Бишкек).Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/26820

пост выше №907
:)

919

mina написал(а):

пост выше №907

Жаль не увидел, ждал Ваших комментариев, а они уже есть :) .

Отредактировано vmart2005 (2015-09-03 16:34:03)

920

по очередным высерам Сенаторова:

для нужд Минобороны поставляются комплектующие для дальноходных самонаводящихся кислородных торпед 53-65К, причем, по данным силовиков, сомнительного качества. Как выяснили сыщики, НПО "Барс" закупало эти комплектующие у алма-атинского АО "Машиностроительный завод имени С. М. Кирова" через совместное российско-казахстанское ООО "Арсенал-Машзавод", соучредителем которого также является господин Фицнер. Интерес у спецслужб вызвал и тот факт, что интересы "Барса" и "Арсенал-Машзавода" в Минобороны лоббировал ныне покойный адмирал Геннадий Сучков, занимавший тогда пост советника министра обороны. Именно он в 2011 году предложил для "переосвидетельствования кислородных торпед с последующим сервисным обслуживанием на предприятиях ОАО "Оборонсервис"" создать межведомственную рабочую группу, в состав которой, по данным следствия, провел не имевшего на это права Владимира Фицнера, ранее служившего мичманом на Северном флоте под командованием господина Сучкова.
В ходе следствия выяснилось, что в соответствии с первым контрактом в 2010 году из Казахстана было доставлено 45 комплектов запчастей для российских торпед. НПО "Барс" заплатило за них 12 млн руб., а от "Ремвооружения" получило 25 млн руб. В 2012 году была заключена очередная сделка на поставку комплектующих на 60 млн руб., в результате которой фирма господина Фицнера собиралась получить с "Ремвооружения" 120 млн руб. Однако сделка сорвалась из-за вмешательства ФСБ.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2799938
до этого:
http://www.kommersant.ru/doc/2562794
http://www.kommersant.ru/doc/2579471
и серии лживых и безграмотных статей 2013г.
1. Чей "заказ" - понятно, "гвардейцев кардинала", тогда "крышевавших" ОПГ "гидрокружка". И это абсолютно точная информация.
2. Фраза о "сомнительных комплектующих" не имеет под собой никаких оснований, - от слова абсолютно, ибо это был штатный ЗИП с серийного завода - разработчика, его выпускающего. Никаких вопросов по качеству ремонта этим ЗИП 53-65К у ВМФ не было. Причем речь идет не только по малограмотной военной приемке, но и входном контроле опытных "зубров" на флоте.
3. Как раз контрафакт был у "крышуемых" "гвардейцами кардинала":
- "юридически" - фактически подложная "новая ведомость" ЗИП;
- многое бралось с утилизации ("волшебником" чего был г.Русаков, нынешний директор "Мортеплотехники", ранее известный фантастическими по скорости "ремонтами" 53-65К и тем  что его якобы "отремонтированные" торпеды имели очень серьезные проблемы с входным контролем на флоте. Решение экспертного совета ВМФ января 2013г. о проверке качества ремонта "русаковских" торпед фактическими стрельбами было саботировано. Почему - понятно - ссылка на уголовное дело по "русаковским торпедам" на БФ в "Красной Звезде" приводилась.
4. "Хороши" были обе стороны. Например МЗК продавал "Двигателю" часть ЗИП "из под полы" (буквально "в чемоданах"), т.к. у "Двигателя" не было своей оснастки для выпуска (и тут - или от "волшебника утилизации Русакова", или "из чемодана через кордон").
5. Сам Фицнер глупый человек. Специфика такой деятельности у нас - "лицензий мало не бывает". Вопреки вранью "Коммерсанта", он пытался ее получить, но это преднамеренно блокировалось. Т.е. ему уже явно показали "куда будут бить", и он обязан был  "разбиться в лепешку", но сделать (лицензии). Последний раз видел его на похоронах Г.А. Руки не подал.
6. Когда-то уважаемое издание Ъ превратилось в «желтую газету», не гнушающуюся не просто «заказух», но абсолютно тупых и безграмотных «заказух» со стороны.

Отредактировано mina (2015-09-07 06:35:11)

921

сегодняшний ВПК по МПО :crazyfun:
http://vpk-news.ru/articles/26917
мероприятие было очень интересным, но корр. многое упустил и перепутал (например «Противник боится даже нашего старого комплекса «Водопад», – убежден Пироженко. – Поэтому нельзя сомневаться, нужны нам такие противолодочные ракеты или нет» - это говорил не Пироженко, а ДЛЯ Пироженко (т.к. он говорил совсем другое по ПЛР) "офицер запаса"  ;)  )
http://vpk-news.ru/articles/26920 - Сивков по ПМО
http://vpk-news.ru/articles/26919 - по Дагдизелю
ну и "эксклюзивчик" по БЭК http://vpk-news.ru/articles/26912
увы, с не очень удачной правкой, исходник - в БЭК

PS да, грядут серьезные события

Отредактировано mina (2015-09-08 17:27:14)

922

mina написал(а):

PS да, грядут серьезные события

С положительным финалом или как?

923

иван и. написал(а):

С положительным финалом или как?

а "отрицательный финал" просто допустить нельзя
иначе "лавочку"  ВМФ нужно "закрывать"

Отредактировано mina (2015-09-08 19:13:13)

924

mina написал(а):

а "отрицательный финал" просто допустить нельзя
иначе "лавочку"  ВМФ нужно "закрывать"

Будем надеяться.

925

значит у нас есть калибр 124мм... интересно...

926

ОАЭ приобрели торпедные суда со сверхдальноходными торпедами

        bmpd
        September 20th, 1:03

    Журнал "Jane's Defence Weekly" в статье Jeremy Binnie "Analysis: UAE may have acquired long-range mod4 ER torpedo vessels" сообщает, что Объединенные Арабские Эмираты получили два необычных вспомогательных судна, являющихся на самом деле замаскированными носителями новейших германских сверхдальноходных торпед SeaHake Мod 4 ER

http://bmpd.livejournal.com/1482413.html

140 км, это имхо увеличивает значение торпед для подводных лодок

927

finnbogi написал(а):

140 км, это имхо увеличивает значение торпед для подводных лодок

тем более что DM2A4 лезет в ТА АПЛ
http://s3.uploads.ru/t/4VQ8l.jpg

есть вопросы по ТУ (у немцев максимум больше 100 но меньше 140, а у нас дураки и враги)

Отредактировано mina (2015-09-29 00:24:31)

928

статья http://vpk-news.ru/articles/27279
и ее полная версия:

Морское подводное оружие России сегодня и завтра.
Состоится ли прорыв из «торпедного кризиса»?
В ходе военно-технического форума «Армия-2015» был проведен крайне интересный и  полезный круглый стол «Морское подводное оружие (МПО): реалии и перспективы». 
Перечень докладов (в порядке выступления):
«Основные тенденции развития МПО ВМФ» ведущий научный сотрудник Пироженко В.А. (1 ЦНИИ МО).
«Проблемы разработки и совершенствования торпед корабельного и авиационного базирования»
ОАО «Концерн «МПО-Гидроприбор» Начальник отдела Тихонов Г.Б.
«Перспективы развития высокоскоростных подводных объектов»  Главный конструктор ОАО «ГНПП «Регион» Гаранин И.В.
«Магнитометрические системы наведения морского подводного оружия в условиях массированного гидропротиводействия. Теория и результаты». Директор НПК «Макс» ОАО «НПП «Радар ММС» Аверкиев В.В
«Комплексный подход к созданию образцов морского подводного оружия»   Главный конструктор ОАО «ГНПП «Регион» Дробот К.В. (фактически был Икоев А.Л.)
«Предложения по комплексировании средств поиска подводных объектов и систем выдачи целеуказания морского подводного оружия для многоцелевого вертолета ВМФ» Главный конструктор ОАО «ГНПП  «Регион» Аржанов М.И.
«Реактивные пусковые установки залпового огня для МПО» Главный конструктор НПО «Сплав» Иванов И.В.
«Серебряно-цинковые аккумуляторы и батареи в составе морского подводного оружия для питания энергосиловых установок и аппаратурных модулей»  Технический директор ЗАО «Электроисточник» Смольков С.В.
По ряду аспектов этого мероприятия ВПК уже писала – статья Олега Фаличева «Сами с узлами» №34 2015г., однако необходимо уточнить ряд принципиальных вопросов. Автор статьи активно участвовал в обсуждении докладов и был обозначен в статье О.Фаличева как «офицер запаса».
Концепция в никуда.
Первое. Категорически нельзя согласиться с тезисом некоторых представителей ВМФ, высказанный в статье О.Фаличева «Концепция развития морского подводного оружия, утвержденная министром обороны РФ в 2012 году, зажгла зеленый свет для разработки новых вооружений и модернизации уже существующих серийных образцов ВВТ». Когда ключевое мероприятие этой концепции – ОКР «Ломонос» прекращается по объективным причинам (нереальные сроки и ТТЗ, отсутствие научно-технического задела), то возникает обоснованный вопрос по адекватности этой концепции вообще.
Автор имел непосредственное отношение к событиям связанным с МПО и разработкой Концепции МПО, т.к. с 2007г. тесно работал по данной  тематике с Советником Министра обороны РФ адмиралом Сучковым Г.А.. Отправной точной этой работы стала разработанная в 2006г. концепция модернизации АПЛ 3 поколения и их вооружения, установленным порядком отправленная с 10 дивизии АПЛ ТОФ в ряд организаций (ВА ГШ, Оперативное управление и центральные управления ВМФ, ВМА, организации ОПК). По ряду  важнейших характеристик эти предложения 2006г. существенно превосходят то,  что сегодня реализуется в рамках программы по модернизации АПЛ 3 поколения.
С учетом критического  положения с МПО ВМФ, адмиралом Сучковым, в 2007г. была подана служебная записка на имя Министра обороны РФ. Не затрагивая вопрос многочисленных ошибок Сердюкова (в т.ч. в части топорного «реформирования» органов управления ВС РФ),  в той ситуации он повел себя как нормальный министр обороны – дайте Концепцию («бизнес-план») – «под нее будет финансирование».
Однако разработка и утверждение Концепции МПО тогда было сорвано. Связано это было, в первую очередь с интригами определенных лиц и организаций, с учетом того что планировавшиеся Управлением противолодочного вооружения (УПВ) ВМФ ряд  решений (в частности по торпеде «Физик») кардинально расходились с их финансовыми интересами.
Торпедная афера 21 века.
Торпеда «Физик-1» прошла Государственные испытания в 2007г, однако развёртывание ее серийного выпуска было сорвано. В ситуации 2010-2011г. рядом лиц стало заявляться об «устарелости» «Физика», недопущении его серийного производства, а главное о готовности разработать в фантастически короткие сроки совершенно новый «модульный ряд торпед», с рекордными  ТТХ - ОКР «Ломонос».  Главное же, – заявлялось о якобы «наличии всего необходимого научно технического задела» для этого. Эта ложь стала одной из причин практически полного прекращения перспективных НИР по тематике МПО.  «Зачем»?, – ведь ведущая организация заявляет о том что «все уже есть», и обещает что «через несколько лет» «будет уже на флоте».
Реальной задачей аферы с «Ломоносом» было задавить  торпеды «Физик» и «Пакет». Автор достаточно хорошо знаком с этим вопросом т.к. делал экспертное заключение по предложениям ОКР «Ломонос» для Советника МО РФ адмирала Сучкова Г.А. .
«Ломонос» стал торпедной аферой 21 века. По этой причине вменяемые и сохранившие честь и совесть офицеры ВМФ, не смотря на значительное административное давление, оказали жесткое сопротивление. В частности удалось пробить в серию практически «задавленный» интригами «Физик-1».
Необходимо особо подчеркнуть явную искусственность «торпедного кризиса ВМФ». Мы имели разработки на вполне достойном уровне, по ряду направлений отставали, по ряду других превосходили. Но на уровне НИР до конца 2000х мы были близки с западном. Однако по результатам ОКР, а главное – уровню морского подводного оружия в боекомплекте флота военно-технический разрыв был катастрофический (достигавший полувека!), - такого дикого и нелепого военно-технического отставания нет больше ни в одном ВВСТ ВС РФ.
Масштабы этого отставания ставят под вопрос целесообразность строительства ВМФ в облике существующих планов.
В последнее время проблема и «глубина» «торпедного кризиса»,  вышла на самый высокий уровень,   были приняты (в ОПК) ряд решений дающих надежду на разрешение. Однако, остается слишком много вопросов по «военным» - ВМФ и ряду центральных структур МО. 
Масштабы нашего отставания в МПО (достигающего 50 и более лет !!!) жестко ставят вопрос объективного вскрытия причин кризиса. Без этого идти вперед в правильном направлении невозможно. И уж тем более нельзя повторять ранее сделанные ошибки, уже имевшие крайне негативные последствия для флота.
Разработанная  в 2013г. Концепция МПО ВМФ – это заведомо мертвый документ, которым нельзя руководствоваться сегодня. Причина этого, -  в первую очередь в том что данная Концепция отражала  не реальные задачи МПО ВМФ и способы их решения,  а интересы определенных организаций, и была оторвана от реальных возможностей и проблем ВМФ и ОПК.
При этом МПО это не «что-то не очень важное», МПО это наиболее критическое и провальное  направление ВВСТ РФ, в т.ч. крайне важное для обеспечения обороноспособности и стратегического сдерживания. Фундаментом последнего является не «дальность полета и количество боеголовок БРПЛ», а неотвратимость ответного удара, основой чего является боевая устойчивость МСЯС (важнейшая частью которой является МПО).
Сегодня стране и флоту нужна честная и обоснованная комплексная целевая программа «Морское подводное оружие» для выхода из острого кризиса МПО. В противном случае само строительство ВМФ РФ  в существующем виде смысла не имеет.
Второе. Целесообразно рассмотреть имеющиеся проблемные вопросы и различные точки зрения по ним.
Противолодочные ракеты (ПЛР).
«Противник боится даже нашего старого комплекса «Водопад», – убежден Пироженко. – Поэтому нельзя сомневаться, нужны нам такие противолодочные ракеты или нет». На самом деле эта фраза принадлежит не Пироженко, и «офицеру запаса» категорически не согласившемся с его тезисом о «ненужности ПЛР».  Фраза самого Пироженко про ПЛР звучала иначе  «дрова возим!», т.к. якобы «не обеспечено их целеуказание».
И здесь мы затрагиваем одну из главных проблем нашего торпедного оружия и МПО – вопрос эффективных дистанций залпа, точнее их соотношения у нас и эвентуальных противников.
Эффективные дистанции залпа торпеды Mk48 по ПЛ еще в конце 80х годов прошлого века примерно в 3 раза превышали дистанции принимавшиеся в ВМС США,  как дистанция  «контрообнаружения» себя нашей ПЛ,  примерно соответствовавшей эффективным дистанциям залпа отечественных торпед для беспомеховых условий (в условиях применения средств гидроакустического противодействия (СГПД) уменьшавшихся до «пистолетных»).
Таким образом, противник имел возможность практически безнаказанно,  скрытно (не будучи обнаруженным и имея возможность дезориентации нашей ПЛ о своем фактическом местоположении) расстреливать наши ПЛ с дистанций, где торпеды ПЛ ВМФ были заведомо неэффективны. Данная ситуация, имевшая место в 80х годах, фактически сохранилась и сегодня.
Требования ВМФ «экстренной стрельбы» на «шум торпед», - в большинстве случаев заведомо «стрельба в молоко», т.к. — противника за торпедой, как правило  нет.

http://s2.uploads.ru/t/fi0bu.jpg

По этой причине исключительную роль в боекомплекте наших АПЛ играли ПЛР (и активные тракты ГАК), угрозу которых наш вероятный противник знал и боялся.
Торпеды подводных лодок.
Проблемы с обнаружением малошумных ПЛ в режиме шумопеленгования на больших дистанциях приводят некоторых наших «специалистов» к выводам что «торпеда является оружием ближнего боя». Реализация такого ошибочного вывода на практике будет означать для противника возможность безнаказанного расстрела наших ПЛ в бою. Для разрешения этой проблемы (и победы в бою) нам необходимы ПЛР, и дальноходные телеуправляемые торпеды – с реализацией уже давно реализованного на западе подхода к торпедам ПЛ как «высокоточному комплексу торпедного оружия обеспечивающего скрытное поражение целей с больших дистанций».
Стрельба на большие дистанции торпедами однозначно требует телеуправления, но большинство торпед ВМФ ТУ не имели и не имеют. Там где телеуправление есть, оно застыло на уровне 60х годов прошлого века, и по-хорошему, его правильнее будет называть «вожжами».
У нас до сих пор существует масса «специалистов», на основании крайне низких характеристик ранее созданных отечественных комплексов телеуправления (ТУ), заявляющих что «оно нам не нужно». При этом имеем место поразительная слепота по анализу и восприятию зарубежного опыта ТУ. Характерно, что сданное  более 10 лет назад ТУ торпеды 211ТТ1 («китайский физик»), почти в 2 раза превосходит по важнейшим ТТХ то, что имеем  сегодня в УГСТ.
Для эффективной стрельбы на большие дистанции нужна высокая скорость с большой дальностью торпеды, в сочетании с высокой скрытностью малошумного режима ее движения.
По части обеспечения высокой скорости - единственная возможность сегодня для нас — тепловые энергосиловые установки  (ЭСУ). На западе новые электрические ЭСУ превзошли тепловые, но таких батарей (AlAgO) у нас не только нет, они даже не разрабатываются (кроме небольшого НИР в конце 2000х годов в ЦНИИ им. Крылова).
Вместе с тем, появившиеся возможности эффективной модернизации торпеды УСЭТ-80 (с установкой нового двигателя ВДПМ), позволяют с появлением новых батарей вывести эту торпеду на уровень современных требований.
Некоторые недостатки тепловых ЭСУ позволяет предположить что будущее в торпедных ЭСУ калибра 53 см (и более) за электрическими ЭСУ, однако для торпед калибра 324мм тепловые ЭСУ имеют однозначный приоритет за счет способности выдавать большую мощность (обеспечивать высокую скорость и минимальное время поражения цели)
Необходимо отметить,  что уже в ближайшем будущем (для носителей 5 поколения) мы можем оказаться в ситуации необходимости перехода на увеличенный калибр торпед. Ключевой вопрос здесь – объективные  современные требования по скрытности торпед подводных лодок, выполнение которых на торпедах калибра 53см  может оказаться маловероятным.
Системы самонаведения  торпед и средства противодействия.
Учитывая закрытость информации по современных системам самонаведения (ССН), управления (СУ) и телеуправления (СТУ) целесообразно для их оценки и сравнения обозначить основные поколения развития  послевоенного торпедного оружия:
1 – прямоидущие торпеды.
2 – торпеды с пассивными ССН (50е годы).
3 – внедрение активных высокочастотных ССН (60е годы).
4 – низкочастотные активно-пассивные ССН с допплеровской фильтрацией.
5 – внедрение вторичной цифровой обработки (классификаторов) с массовым переходом (тяжелых торпед)  на шланговое телеуправление.
6 – цифровые ССН с увеличенным частотным диапазоном.
7 – сверхширокополосные ССН с оптоволоконным шланговым телеуправлением.
Переход на сверхширокополосные ССН торпед резко снизил эффективность существовавших средств противодействия  (включая такие «брендовые» системы как  С-303S), поставив вопрос о принципиальной  возможности эффективного противодействия таким ССН средствами ГПД.
Ответом стали активные средства противодействия (антиторпеды) и разработка нового поколения СГПД противоторпедной защиты (ПТЗ), основными чертами которого стали:
• обеспечение массированного применения за минимальное время;
• резкое повышение энергетического потенциала широкополосной помехи;
• высокая чувствительность и адаптивность к помехо-сигнальной обстановке.
Реализация новых требований к СГПД  средствами  в комплексах типа С-303S не может быть выполнена по причине малых массо-габаритных характеристик этих СГПД. Необходим переход на увеличенный калибр (ориентировочно 200-220мм) для увеличения энергетики приборов и реализации  адаптивности к помехо-сигнальной обстановке.
На данный момент разработка таких СГПД не завершена ни в одной стране, и сегодня в подводной войне «средства нападения» (ССН торпед) явно опережают «средства защиты» (СГПД ПТЗ). В этих условиях очень большую роль будут иметь антиторпеды.
Вопрос о калибре перспективных СГПД имеет разные мнения. В силу ряда «административных обстоятельств», специалисты не всегда могут объективно высказаться по этому вопросу (в пользу калибра 200-220мм).  Важно, что бы отработка новых ССН и СГПД шла  в комплексе (комплексной научно исследовательской и экспериментальной работе (КНИЭР) «ССН-ГПД», при этом «спор о калибре» должен быть разрешен в рамках этой КНИЭР.
Необходимо подчеркнуть категорическую необходимость проведения данной КНИЭР, как для определения и проверки  перспективных направлений развития ССН и СГПД, так и для вскрытия реальной обстановки по вопросу. То что сложилось сегодня – система сознательной фальсификации испытаний и дезинформации о фактической обстановке командования ВМФ и ВС РФ и руководства страны. Фраза контр-адмирала в отставке Луцкий А.Н.из статьи в  «Морском сборнике» 2010г. «Нынешние средства противоторпедной защиты отечественных ПЛ неэффективны против современных зарубежных торпед … Строящиеся ПЛ проектов «Ясень» и «Борей» предлагается оснастить системами противоторпедной защиты (ПТЗ), ТТЗ на разработку которых составлялись еще в 80-х годах прошлого столетия, результаты исследований эффективности этих средств против современных торпед свидетельствуют об исключительно низкой вероятности непоражения уклоняющейся ПЛ» - актуальная до сих пор.
Необходимо принятие решения по разработке по результатам КНИЭР ССН-ГПД  нового комплекса ПТЗ ПЛ, в противном случае боевая устойчивость наших ПЛ (в т.ч. МСЯС) так и будет заведомо необеспеченной.
Антиторпеды.
ВМФ РФ имел безусловный приоритет в их применении и освоении (РБУ и антиторпеда М15Э), вплоть до фактических уничтожений атакующих торпед (РБУ по целеуказанию ГАС ПТЗ «Полином-АТ) и первых в мире отличных результатов наведений ходовых макетов антиторпед на торпеды на феодосийском полигоне в 1998г.
Однако, в силу ряда причин ход НИОКР по созданию активных средств ПТЗ резко замедлился. Фактически сегодня мы делаем  то что могло и должно  было появиться на ПЛ и НК ВМФ еще десять лет назад. Наряду с достигнутыми успехами ясны имеющиеся проблемы, есть понимание в какую сторону нужно двигаться (предложения к заседанию Военно-промышленной комиссии в апреле 2013г.), вопрос в практической реализации этих мероприятий.
Скоростные подводные ракеты (СПР).
Главный концептуальный порок развития СПР, то, что эффективные дистанции залпа торпед противника уже с начала 80х годов прошлого века значительно превосходили эффективные дистанции стрельбы СПР. Т.е. противник имел возможность скрытно стрелять торпедами с безопасной для себя дистанции. Кроме того, в условиях «чистой воды» СПР полностью проигрывают (по времени доставки БЧ до цели) современным ПЛУР. Фактически единственной тактически обоснованной областью их применения является Арктика.
При этом у нас долгое время оставались недооцененным наиболее интересное и перспективное направление развития суперкавитационных боеприпасов- «малокалиберное», в котором как раз успешно работал запад. Из положительного в докладах круглого стола «Армии-15» необходимо отметить что перспективность «малокалиберного направления» СПР признана ведущими отечественными специалистами.
Торпеды калибра 32см
В ходе круглого стала по этой тематике развернулась оживленная дискуссия. Представителем ОАО «КМПО «Гидроприбор» Тихоновым Г.Б. было озвучено предложение о выполнении «короткого ОКР» по разработке авиационной торпеды на базе малогабаритной торпеды МГТ-1 (изделие 294), боевой части широкополосного минного комплекса.  С этим предложением категорически нельзя согласиться, т.к. новая малогабаритная торпеда комплекса «Пакет» обладает значительно более высокими ТТХ, и именно ее целесообразно рассматривать как единый базовый образец малогабаритной торпеды ВМФ, с обеспечением применения с кораблей, ПЛ, авиации и как боевой части ПЛУР. При этом для необходимо внедрение на модернизированной версии этой торпеды телеуправления и режима антиторпеды  (изначально заложенного в нее по запасу мощности).
Что касается малогабаритной торпеды МГТ-1 (отечественная версия американской торпеды Mk46), то с одной стороны нужно поблагодарить руководство ОАО «Дагдизель» сумевшего сохранить  в очень непростой обстановке  технологии и линии ее производства, а с другой МГТ-1 должна быть боевой частью широкополосных минных комплексов (с упрощенной  ССН).  С мнение ряда специалистов (в т.ч. и представителей 1 ЦНИИ, высказанном на  круглом столе «Армии-15») о необходимости применения в минных комплексах базовой малогабаритной торпеды нельзя согласиться категорически. И дело здесь не только в том что такое решение значительно повышает стоимость мины, ставя тем самым под вопрос целесообразность ее создания, главное же – выставление в составе мины современной торпеды есть прямая предпосылка к раскрытию государственной тайны. В 1968г. ВМС США успешно похитили из под Владивостока две новейшие мины РМ-2. С тех пор подводная техника ушла далеко в своем развитии, и с учетом этого фактора боевой частью выставляемой мины должна быть «упрощённая торпеда», имеющая умеренную стоимость и не содержащая особо охраняемых сведений.
Сверхмалые торпеды
Категорически нельзя согласиться мнением представителей 1 ЦНИИ о «базовом образце калибра 124мм». В результате разработки ЦНИИ «Гидроприбор» начала 2000х такого изделия  получились не только  низкие ТТХ, но и само изделие оказалось весьма дорогим по стоимости. Многими специалистами обоснованно ставится вопрос об оптимальном калибре 210-220мм, что резко повышает ТТХ сверхмалых изделий (различного назначения), обеспечивая в т.ч. телеуправление  и упрощает их разработку, проведение испытаний и освоение на флоте (с выполнением необходимой статистики стрельб).
Проблема статистики стрельб
Сложные условия среды применения категорически требуют большой статистики стрельб торпедами, в т.ч. в условиях близких к реальным боевым (в т.ч. с массированным применяем СГПД, в Арктике и со стрельбой на большие дистанции).
Пример, -  приняв на вооружение в 2006-м торпеду Mk48 mod.7 (примерно в одно время с государственными испытаниями «Физик-1»), ВМС США за 2011–2012 годы успели произвести более 300 выстрелов торпедами Mk48 mod.7 Spiral 4 (4-я модификация программного обеспечения 7-й модели торпеды). Это не считая многих сотен выстрелов (за это же время) предшествующих «модов» Mk48 из модификаций последней модели (mod.7 Spiral 1-3).
Всего за период испытаний торпеды StingRay mod.1. было проведено  150 стрельб.  Однако здесь необходимо учитывать то, что при разработке первой модификации StingRay (mod.0) было проведено около 500 испытаний. Уменьшить это количество стрельб для mod.1 позволила система сбора и регистрации данных всех стрельб, и реализации на ее базе  «сухого полигона» для предварительной отработки новых решений ССН на базе этой статистики.
Отдельный вопрос – испытания торпедного оружия в Арктике.
ВМС США и Великобритании проводят их на регулярной основе в ходе периодических учений ICEX  с выполнением массовых стрельб торпедами.
Например в ходе ICEX-2003, ПЛА Коннектикут»  в  течение 2-х недель выпустила, а персонал станции ICEX-2003  извлек из-подо льда 18 торпед АДСАР.
В ряде испытаний ПЛА «Коннектикут» атаковала торпедами имитатор цели, предоставленный Центром подводной войны ВМС США (NUWC), но в большинстве случаев, корабль, пользуясь способностью дистанционного управления оружием,  (телеуправлением) использовал себя в качестве цели для собственных торпед.
Экономические показатели эксплуатации торпед являются очень важным требованием, и прямо влияют на качество доводки и освоения торпед на флоте, и соответственно возможность раскрытия полных ТТХ заложенных в конструкцию. Фундаментом массовых торпедных стрельб является малая стоимость выстрела и участие флота в эксплуатации (переприготовление) торпед.
Противоминные системы.
Сегодняшний уровень противоминных сил ВМФ соответствует 50-60гг прошлого века (т.к. потеряли даже то, что было в 70х). Имеемые в составе ВМФ тральщики фактически брошены – в отличии от зарубежных, никакой модернизации с внедрением новых противоминных систем на них не проводилось.
Вместе с тем имеются (разработаны, успешно прошли испытания):
• АСУ ПМД «Диез» (ОАО «Марс», Ульяновск);
• подкильная ГАС «Ливадия» (ЗАО «Аквамарин», С-Петербург);
• СТИУМ «Маевка» (ОАО «ГНПП «Регион», Москва)
Нужна экстренная модернизация имеемых противоминных сил ВМФ с оснащением их современными эффективными системами поиска и уничтожения мин. Однако,  в ходе обсуждения докладов на круглом столе форума «Армия-15», был отмечен серьезный недостаток ОКР ИСПУМ -  «нет контейнерного варианта». Безусловно, это серьезная ошибка НИИ заказчика, тем более что предыдущий ОКР «Маевка» предусматривал разработку и контейнерной модификации комплекса (успешно прошедшей испытания на МТЩ «Валентин Пикуль», но после вывезенной на длительное хранение «в Москву»).
С учетом небоеспособности тральных сил ВМФ против современных донных мин вызывает недоумение отказ от серийного производства комплекса «Маевка», и то что  корабельная его модификация на МТЩ «Вице-адмирал Захарьин» «с 2009г. не эксплуатируется», при том что «комплекс замечательный лично принимал участие в испытаниях» (высказывания представителей 1 ЦНИИ).
Откровенное недоумение у присутствующих специалистов  вызвал доклад Главного конструктора ИСПУМ Аржанова М.И. не о ходе разработки и возможностях критически важного для ВМФ комплекса ИСПУМ, а о разработке «вертолетной противолодочной станции».
Строительство перспективных ПМК проекта 12700 должно быть одним из приоритетов ВМФ, однако запланированные темпы строительства проблемы ПМО ВМФ в среднесрочной перспективе не решают. МВИ ИСПУМ еще не пройдены, а сама идеология ведения противоминных действий ИСПУМ устарела. Очевидно необходимо:
• ОКР по модернизации контейнерного вариант комплекса «Маевка» для модернизации тральщиков ВМФ (с последующей установкой на новые ПМК, например проекта 10750);
• конкурс проектов по малогабаритным НПА-уничтожителям, обеспечивающих уничтожение мин с минимальной стоимостью;
• внедрение на СТИУМ НПА-уничтожителей, для исключения подрыва СТИУМ на минных защитниках;
• проведение испытаний и серийные поставки безэкипажных катеров ПМО в минимальной конфигурации – минной разведки с ГБО;
• разработка АНПА ПМО минной разведки;
• разработка глубоководных контактных тралов, способных вести борьбу не только с якорными минами, но и с развертываемыми системами освещения подводной обстановки.
При наличии эффективных средств поиска и уничтожения мин, неконтактные тралы не являются приоритетным противоминным вооружением.
«ОКР задается на 3 года а разрабатывается 25 лет»
- фраза представителя 1 ЦНИИ на форуме «Армии-15». Хочется спросить – а может хватит заниматься маниловщиной и обманывать самих себя, командование ВМФ и руководство страны?
Острейшая проблема НИОКР ВМФ – заведомо нереальные сроки работ. Реальный минимальный срок разработки торпеды 6 лет (а как правило больше), и эти цифры вполне соответствуют мировому опыту. Нереальные сроки НИОКР это не только их неизбежный срыв, это заставляет разработчика принимать неоптимальные проектные решения,  значительно ограничивая возможность разрабатываемого образца МПО.
Другая проблема – наличие (точнее отсуствие) необходимого научно-технического задела для успешного проведения ОКР.  Практически все ОКР последних лет начинались без достаточного и надежного НТЗ, тем самым закладывались и срыв сроков, и проблемы с выполнением ТТЗ ОКР.
Характерна дискуссия развернувшаяся на форуме по одной из «инновационных систем обнаружения», которую 1 ЦНИИ «засовывал» практически во все текущие ОКР. При этом руководитель организации-разработчика признал что из реального задела имеются только «результаты математического моделирования»!, из которых следует что максимальная дальность действия такой аппаратуры весьма ограничена. При этом ее внедрением некоторые «специалисты» «обосновывали» прекращение перспективных НИР по тематике акустических ССН! Как говориться – «ошибка хуже преступления»! Хотя …может быть дело в том что у начальника торпедного отдела 1 ЦНИИ диссертация был защищена как раз по этой «инновационной теме»?
В результате – затрачены значительные государственные денежные средства, использована дефицитная матчасть ОКР для отработки этих «научных изысканий», при заведомо сомнительной эффективности, сорваны действительно нужные флоту НИОКР, - всего лишь на основании «математического моделирования» (т.е. без реальных испытаний на макетных образцах!).
При этом для данной аппаратуры действительно есть область эффективного применения, однако вместо этого данную аппаратуру прописывают на заведомо неоптимальные направления.
Необходимо принятие принципиального  решения о выполнении НИЭР, с изготовлением макетных образцов и проведением их испытаний перед всеми крупными ОКР. 
Сегодня без упреждающего проведения комплексных экспериментальных НИР, проведение крупных ОКР по тематике подводной войны и морского подводного оружия невозможно.
Разработка обоснованного проекта ТТЗ ОКР должно быть одним из завершающих этапов НИЭР.
Кроме того, – разработчик заведомо невыполнимого ТТЗ обязан нести ответственность за такую «службу Родине». Аналогично – в промышленности.
Откровенное недоумение вызвал доклад «Комплексный подход к созданию образцов морского подводного оружия», «комплексность» которого заключалась в поиске того, на кого мог бы переложить свою ответственность головной исполнитель ОКР. Такая «инновационная» постановка вопроса вызвала эмоциональную реакцию присутствовавших представителей бюро-проектантов. 
Люди.
Не смотря на то что у нас имеется неплохой НТЗ, и многие проблемы МПО реально разрешить в ближайшее время, наиболее критической проблемой являются люди, особенно «паровозы», уровня Главных конструкторов которые способны потащить а себе новые темы и направления. Фактически тематика новых работ объективно определяется наличием Главного конструктора или Научного руководителя НИР который реально в состоянии сделать Дело. Таких людей имеется крайне ограниченное, буквально штучное количество, часто эти люди в большом возрасте, и критически необходимо не только «запустить тему», но сделать это таким образом что бы к ней можно было подключить талантливую молодёжь и научить ее у «зубров». Для этого, в числе прочего КЦП МПО должна предусматривать строительство жилья (благоустроенных семейных общежитий). Не сделав это потеряем «зубров», а с ним в НТЗ по целому ряду направлений.
Новая пусковая установка – РБУ для кораблей ВМФ.
В заключении круглого стола состоялся крайне интересный доклад Главного конструктора НПО «Сплав» Иванова И.В. по перспективным малогабаритным пусковым установкам для кораблей ВМФ. Если по их техническому облику определенные споры возможны, то по необходимости их нет, они категорически нужны на кораблях для обеспечения применения широкого диапазона средств поражения и защиты (а не только реактивных глубинных бомб с устаревших РБУ).
Кризис батарей.
Крайне острую тему поднял в своем докладе технический директор ЗАО «Электроисточник» Смольков С.В., - полное отсутствие современных НИОКР по перспективным батареям торпед (как боевым, так и практическим). Фактически сегодня технический уровень используемых ВМФ батарей соответствует западным 50-60гг прошлого века  (водоактивируемая батарея с открытым циклом, конструкцию которой мы заимствовали с американской торпеды Mk44 конца 50х годов). Более того такую батарею «Гидроприбор» хотел применить и в перспективном изделии «21 века»!  Батареи торпед – один из наиболее критических вопросов отечественного торпедостроения,  и без соответствующего государственного финансирования и постановки задачи эта проблема решена не будет.

PS
Что делать?
1. С учетом нашего полувекового отставания в торпедных батареях  сегодня единственным вариантом для торпеды ПЛ с высокими ТТХ является использование и развитие задела «Физика».  Необходимо прекращение текущего ОКР по его модернизации т.к. он заведомо был нацелен на обеспечение отставания модернизированного «Физика» от современного уровня (ради того что бы протолкнуть «Ломонос») и заведомого невыполнения ТТЗ (что скрывается от командования ВМФ и ВС РФ). Заявление по данным фактам представлено в Главную военную прокуратуру. Необходимо открытие полноценного ОКР по глубокой модернизации торпеды «Физик». Ясны сильные и слабые стороны этого торпеды, ясно что делать. Вместо обоснованной работы – фактически саботаж.
2. С учетом перспектив электрического направления оставлять его нельзя, необходимо завершение ОКР «Ихтиозавр» по разработке новой электрической торпеды. О результатах «конкурирующего ОКР» (ведущей организации) возможно будет говорить только после проведения объективных испытаний. То как они проходят до этого точно характеризуются словом – фальсификация. Только одни пример, – батареи предлагаемой ведущей организацией схемы вообще никогда не проходили фактических испытаний на требования ВМФ. Ответственные офицеры  ВМФ об этом «били в набат» еще при СССР, однако вопрос так и не был решен.
3. Ключевым «торпедным мероприятием» в ОПК должен быть КНИЭР «ССН-ГПД»  - «Исследование состояния и путей развития перспективных ССН и средств ПТЗ с проведение комплексных испытаний в натурных условиях» - с целью вскрытия реальной обстановки и создания необходимого научно-технического задела по главному  вопросу торпедного оружия и средств ПТЗ.
4. Необходима глубокая модернизация комплекса «Пакет», - в соответствии с  предложениями подготовленными для ВПК в апреле 2013г. Ряд технических решений в существующем комплексе «Пакет» нужно не «улучшать» и «доводить», а просто переделывать.
5. Исключительную роль в ПТЗ играют антиторпеды, необходимо массовое их внедрение на корабли с переходом на перспективные комплексы, с многократным повышением эффективности от уровня «Пакет-Э/НК».
6. По результатам КНИЭР ССН-ГПД необходимо открытие ОКР по перспективным СГПД, действительно обеспечивающим  решение задачи ПТЗ против новейших торпед противника.
7. Перспективным направлением является разработка сверхмалого МПО различного назначения.
8. Проблема ПМО ВМФ требует экстренных мер для их разрешения.
9. Минное оружие ВМФ должно развиваться в направлении интеграции широкополосных мин с системы освещения подводной обстановки, использования тяжелых,  с большой дальностью, НПА – минопостановщиков, и применения малозаметных мин. Необходимо решение острой проблемы недостаточной миноподъемности сил ВМФ, возможно – строительство специализированных минных заградителей (или придание возможностей минного заградителя военным транспортам).

Это «техника». Наряду с этим есть и серьезные организационные проблемы, которые необходимо решать. Это, в первую очередь:
1. Слабость научных организации ВМФ. Необходимо их значительное усиление и чистка от лиц,  явно запятнавших себя  отстаиванием «отличных от ВМФ РФ интересов».
2. Необходимость введения двойного подчинения структурам МО РФ – ДОГОЗ и Управления военных представительств, вероятно Заместителям Главкомов видов ВС РФ по вооружению (с формированием необходимого аппарата при них) – по их номенклатуре. Сегодня ситуация такова что эти структуры  никак не отвечают  за реальную боеспособность оружия и ВС РФ (кроме «бюрократических формальностей»)

Отредактировано mina (2015-09-29 00:19:56)

929

http://vpk.name/file/img/ihtioz_051015_1.t.jpg

Получит ли флот «Ихтиозавр»?
Эта история началась в ОАО «Дагдизель» в 2002-2003г. с первых проработок – для ВМФ РФ вопросов модернизации торпеды УСЭТ-80, на экспорт – торпеды УЭТТ.
Конкурс на ОКР по модернизации УСЭТ-80 выиграл «Гидроприбор», обещавший значительное повышение ТТХ УСЭТ-80 (близкое к характеристикам экспортной торпеды ТЭ2-03 в каталоге «Рособоронэкспорта» 2004г.), однако он не завершен до сих пор.
Проработка вопросов применения новейшей БИНСУ (разработки ГНПП «Регион») на УЭТТ тоже не получила развития, из-за значительно более высоких ТТХ тепловой торпеды УГСТ и высокого уровня помех старого двигателя ДП-31У (серийный выпуск которого был прекращен в 1993г).
Новый толчок разработке был дан в 2008-2009г. в связи с интригами развернутыми против торпеды «Физик-1» (ранее планировавшейся Управлением противолодочного вооружения ВМФ как базовый перспективны образец). Не смотря на то что «Физик-1» имел наиболее высокие ТТХ из всех отечественных торпед, развёртывание его серийного выпуска тогда было заблокировано. Также – была прекращен ОКР по разработке глубокой модернизации «Физика» и за счет этих средств … возобновлен ОКР по модернизации УСЭТ-80 (с ТТХ заведомо много ниже западных торпед и «Физика»). В подкрепление этих действий, граничащих с сознательной диверсией по разоружению флота, была запущена «рекламная компания» по разработке «суперторпед 21 века» «Ломонос» с фантастическими ТТХ и в фантастически короткими сроками. Смыслом интриги было протолкнуть на флот модернизированные торпеды УСЭТ-80, с абсолютно неудовлетворительными ТТХ,  прикрыв это «фантиком обещаний» «суперторпед Ломонос».
То что лицо оказавшееся в ходе «реформ» в роли «заказчика» (в руках которого с 2004г. оказалось все финансирование по тематике) не только входило в совет директоров Концерна «Гидроприбор», но и имело  весьма дружеские отношения с бывшим его Гендиректором Осиповым В.А. объясняет многое, однако нужно назвать и ключевого организатора этого – Заместителя Генерального директора Концерна «Гидроприбор» по внешнеэкономической деятельности Сухопарова П.Д. (и лиц из «его команды» - Калмыкова Б.Ф. (Гендиректор завода «Двигатель»),   Русакова В.В. (бывший начальник 15 арсенала ВМФ, где проходила утилизация торпед)). Наглядным примером «компетентности» и «уровня» этих лиц в вопросах современного морского подводного оружия является экспортная торпеда ТЭ2, имеющая:
• ССН «воспроизведенную на отечественной базе» с американской торпеды … начала 60х годов (Mk46 mod.1);
• батарею. – конструкция которой была заимствована с американской торпеды конца 50х годов (Mk44) и от схемы которой на западе отказались уже в конце 60х;
• антикварный, с очень высоким уровнем помех двигатель;
• систему телеуправления, по своим ТТХ соответствующую западным середины 60х годов.
Фактически ТЭ2, в сегодняшнем ее виде существенно уступает даже торпеде 211ТТ1 которую «Гидроприбор» разработал и поставил для ВМС Китая полтора десятка  лет назад! Не смотря на то что существует целый ряд возможностей для эффективной модернизации торпед ТЭ2 –ничего этого не делается.
В существующем виде торпеда ТЭ2 соответствует западному уровню конца 60х годов прошлого века, является позором и дискредитацией и ВМФ РФ и государства. Низкие ТТХ торпеды ТЭ2 крайне негативно влияют и на экспорт наших ПЛ.
Еще раз подчеркну – технических проблем для того что  бы иметь и поставлять (в т.ч. на экспорт) торпеды с высокими ТТХ у нас нет. Но у  нас есть деятельность «Сухопаровых»  и до тех пор пока не будет решена эта проблема – сложно рассчитывать на современные, с высокими ТТХ торпеды. «Физик-1»/УГСТ «вроде бы есть», но в «полузадушенном виде», - так что бы «не мешать» пропихивать флоту и на экспорт морально устаревшие электрические торпеды (ТЭ2 и мод.УСЭТ-80).
Вследствие разгрома Управления противолодочного вооружения ВМФ в ходе реформы Сердюкова, организованного сопротивления этим интригам не было, только отдельные действия ряда офицеров ВМФ сохранивших честь и собственное мнение, не смотря на сильное административное давление.
На волне негативного отношения к тепловым торпедам, сформированным у бывшего ГК ВМФ адмирала Высоцкого интриганами,   встал вопрос новой электрической торпеды.
На этот момент имелся хороший задел «Физика» по новым системам самонаведения (ССН) и системе управления (СУ), скомпенсированных в БИНСУ.
Про задел «Гидроприбора» лучше всего было сказано его бывшим Гендиректором Осиповым В.А. – «мы завершаем ОКРы начатые в 80х». Украинский  кризис показал  что у «Гидроприбора» не оказалось и новой СУ, о «готовности» которой и «необходимости установки в торпеды» заявлялось еще в 2010-2011гг.
Данная работа в «Гидроприборе» финансировалась МО РФ, а «Дагдизелем» самостоятельно – с прибыли полученной с «китайского контракта» на УЭТТ и серии торпед УСЭТ-80 для ВМФ. Здесь необходимо особо подчеркнуть что ,вопреки заявлениям некоторых СМИ (например «Коммерсанта»), на «Ихтиозавр» шла именно плановая прибыль, сами изделия контрактов изготавливались и были изготовлены (в части работ самого «Дагдизеля»).
Главной же проблемой нашего электрического направления торпедостроения были двигатели и батареи.
Решающую роль в последующем успехе «Ихтиозавра» сыграла совместная разработка «Дагдизеля» и ЮФУ нового вентильного двигателя ВДПМ (Главной конструктор Пахомин С.А.). 
Здесь необходимо отметить два принципиальных направления развития современных торпедных двигателей – высоковольтная (но с малыми токами) высокооборотная машина переменного тока с редуктором, или безредукторная машина с большими токами и умеренным напряжением. Первые имеют существенно более высокие удельные характеристики, но ценой очень высокой сложности и стоимости. При этом некоторый «проигрыш» безредукторной машины по удельным показателям непринципиален в комплексе торпеда-двигатель, однако много проще. По этому пути пошли не только разработчики «Дагдизеля» но и одни из ведущих разработчиков торпед в мире  – итальянская фирма WASS (безредукторный двигатель торпеды «Блек Шарк»).
Уникальной особенностью же отечественного ВДПМ является исключительно высокий КПД, - т.е. данная разработка была выполнена на очень высоком инженерном уровне. Кроме того, в конструкцию двигателя был заложен значительный модернизационный запас для перспективных мощных торпедных батарей. ВДПМ обеспечивает установку «один в один» на место старого ДП-31У, обеспечивая значительное повышение ТТХ торпед. Значительная серия испытаний, проведенная «Дагдизелем» на старых, «сдохших»,  боевых батареях показала не просто выполнение назначенных ТТХ торпедой УСЭТ-80 при ее модернизации без дорогостоящей замены АБ, а их существенное превышение, не смотря на «возраст» батарей.
С учетом этих фактов дико и нелепо «возобновление серийного производства» ДП-31У в «Гидроприборе». Данное решение не только «консервирует» четвертьвековое, на сегодня, наше отставание в торпедных электродвигателях, но и ставит под вопрос целесообразность разработки новых батарей (т.к. на дистанции раскаляющийся до 600° С двигатель резко теряет КПД, что не обеспечивает эффективное использование энергоемкости новых батарей).
Безусловно по своему научно-техническому потенциалу ОКБ завода «Дагдизель» существенно уступало «Гидроприбору». Но  это заставило использовать лучшие отечественные наработки, без оглядки на принадлежность к тем или иным организациям их разработчиков, и работать  на «101% возможного».
Перспективные решения были применены и по ССН и СУ, в т.ч. с использованием задела остановленной полноценной модернизации «Физика».
Жесткие ограничения по финансированию инициативного ОКР  позволили изготовить только 2 (ДВА!) опытных образца, и провести с ними удивительную, по нынешним временам и успешности серию испытаний. При этом сама разработка и испытания проходили в условиях жесткого противодействия (широко разошлась фраза чиновника МО, «да, хорошая торпеда получилась, только я ее все равно задушу»).
«Штатный конкурент «Ихтиозавра».
Здесь возникает вопрос – а что у конкурентов («ведущей организации»). А там все «очень интересно», начиная с того что рассчитывать на современный уровень «завершая разработки 80х» несколько наивно, заканчивая с весьма своеобразным проведением испытаний. Например «конкурент» «Ихтиозавра» «предлагается» флоту не выполнив ни одного выстрела с боевой батареей (!), эта боевая батарея никогда не проходила испытаний на требования ВМФ (!!!). И от проведения таких испытаний «Гидроприбор» шарахался как «черт от ладана».
Еще пример, несколько лет назад автора статьи спросили мнение о «победных реляциях» «Гидроприбора» о «испытаниях» аппаратуры модернизированной УСЭТ-80 по «стоповой цели», - торпедолову малого водоизмещения, с «большой» дистанцией обнаружения. Однако внимательный анализ «реляций» показал что «испытания» выполнялись в озерных условиях очень малого волнения в условиях «холодного» приповерхностного слоя (с формированием акустического «канала» с значительной положительной аномалией распространения звука). С учетом таких «аквариумных» условий испытаний (не имеющих отношения к морю) возникает уже  вопрос – почему результат оказался таким малым. В общем-то на таких «скользких» приемах давно, еще с 70х годов прошлого века, сложилась и  построена система «испытаний» «Гидроприбора».
Родина должна знать своих «героев» - разработчик программ и методик таких «продвинутых» испытаний – начальник торпедного отдела 1 ЦНИИ ВМФ Волошин С.П. Этот же человек - разработчик ТТЗ на ОКР «Ломонос», - закрытый из-за заведомо невыполнимых сроков и требований и отсутствия научно-технического задела для их выполнения.
Ситуация сегодня.
Сегодня, в условиях тяжелого торпедного кризиса, мы имеем перспективную торпеду с уникальной по результативности (на фоне остальных разработок) серией успешных испытаний. Однако все  работы ней остановлены уже полтора года (!). Финансовые возможности завода исчерпаны, а для завершения разработки нужны Государственные испытания (и партия торпед для них). При своевременном  решении организации и финансированию этих работ новые торпеды уже в начале 2016г. могли бы поступить на флот. Вместо этого имеем:
Жандаров (контр-адмирал в запасе, до недавнего времени «представитель Концерна «Гидроприбор»  в Москве и  его главный лоббист)  4 сентября 2015 на сайте газеты «Военно-промышленный курьер» заявляет:
… дагестанский … "зверь", который, по заверениям … практически готов. Тогда вопрос: если это чудо уже готово и даже выстреливалось, и даже кто-то … определил, что это ого-го-го, но при этом всё это чудо в инициативном порядке "Дагдизеля"… - Почему объявлен в ГОЗ-2015 на сентябрь этого года (да да да, прямо сейчас) конкурс на проектирование изделия под этим названием?
Затем что сам правовой статус инициативных разработок четко не определен, из-за чего приходится так или иначе «толковать»  имеющиеся документы. При этом нужно понимать,  что расходовать государственные деньги можно только в порядке определенном этими документами. Поэтому неизбежно приходим к ГОСТ РВ 203 по выполнению ОКР, а с учетом того что из-за своего финансового положения «Дагдизель» самостоятельно выйти на ОКР не может, появился «Регион». Увеличивает ли это время и необходимые затраты завершения  разработки? Безусловно да, - на повторное прохождение уже пройденных ранее этапов. Но это вынужденное решение с учетом действующего законодательства.
При этом существует и вариант «ускорения процесса» - принятие решения о развертывании серийного производства по документации Главного конструктора (с литерой «О») ,как это делалось по некоторым другим темам.
Да необходимо признать что «Ихтиозавр» мог быть значительно лучше … при условии нормального государственного финансирования, с учетом ограниченных средств разработчика был получен и так очень хороший результат, а вопросы дальнейшей его модернизации должны решаться в рамках заказного ОКР.
Сегодня четко обозначились перспективы электрических торпед, и с появлением новых мощных батарей возможна глубокая модернизация и УСЭТ-80 и «Ихтиозавра» с резким повышением их ТТХ.
Что касается «конкурента» «Ихтиозавра» -предмет разговора по этой торпеде  будет  только после повторного проведения, но уже объективных испытаний. Флот должен получать торпеды, понимая все ее сильные и слабые стороны, а не «кота в мешке».

http://vpk.name/news/141623_poluchit_li … ozavr.html
http://vpk.name/file/img/ihtioz_051015_1.t.jpg

930

Существенное. Когда писал про "писк из под плинтуса" ( в комментариях к http://vpk-news.ru/articles/26820 ), еще не знал.
"Жандар Бендер" ВСЕ  :canthearyou:
жаль только что без "срыва погон перед строем"
теперь ЖКХ, говорят "поднимает" (на месте москвичей, я бы напрягся  :D  )

Отредактировано mina (2015-10-11 21:25:37)